Авторское методическое пособие "Сборник упражнений по читательской грамотности"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из актуальных проблем современного образования является функциональная грамотность и ее важнейшая базовая составляющая - читательская грамотность. Низкий уровень функциональной грамотности российских школьников подтверждают результаты международного исследования PISA. Из результатов исследования грамотности чтения следует вывод о необходимости поиска более разнообразных и эффективных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата. В связи с этим Министерством просвещения Российской Федерации разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», целью которого является создание учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы.
С учетом современного социального запроса нами разработан «Сборник заданий по формированию читательской грамотности», который может стать методическим и дидактическим подспорьем учителям в применении в своей деятельности методов и приёмов формирования читательской грамотности у обучающихся.
Новизна методической разработки проявляется в использовании текстов, составленных авторами на этнокультурном материале по теме «Бурятия – мой край родной», ценностный потенциал которых составляют культурные концепты бурятского народа, несущие важную воспитательную и познавательную значимость. Упражнения способствуют приобщению школьников к национальной культуре, традициям и обычаям средствами русского языка, обогащению знаний о родном крае, формированию патриотического самосознания, воспитанию толерантности в отношении к другим культурам и народам.
Цель учебного пособия – повышение уровня развития читательской грамотности путём создания условий работы с текстом, отработка практических навыков учащихся по формированию и развитию читательской грамотности и усиления его нравственного воздействия на личность обучающегося.
Теоретическая значимость методической разработки заключается в том, что составленные к текстам задания позволяют сформировать у школьников не только предметные, личностные, метапредметные универсальные учебные действия, но и личностную, этнокультурологическую, компетентность. Задания сформулированы в рамках реализации стратегии смыслового чтения в контексте ФГОС ОО с опорой на принципы личностно-ориентированного и системно-деятельного подходов к организации обучения русского языка с использованием национально-регионального компонента.
Ведущая педагогическая идея – идея формирования и развития читательской грамотности через включение обучающегося в исследовательско-познавательную, практическую, творческую работу с текстом. Идея сосредоточения всех заданий на одном тексте не нова. Методологической основой сборника стали:
- лингвистические концепции теории текста (Н.С. Валгина, И.Р.Гальперин);
- методические теории развития связной речи учащихся в процессе обучения
русскому языку (Т.А. Ладыженская, С.И.Львова, Е.И. Никитина, Л.А. Тростенцова);
- методические концепции комплексной работы с текстом на уроках русского языка
(В.В. Бабайцева, Е.И.Никитина, Т.М. Пахнова).
В методиках этих авторов под комплексным понимается системный, многоуровневый анализ текста: последовательное, поуровневое рассмотрение какого-либо конкретного текста от целостной оценки к поэлементной, от анализа единиц высших уровней к анализу единиц низших уровней.
Основополагающими принципами данной разработки являются:
- научность;
- наглядность;
- культуросообразность;
- системно-деятельностный подход;
- практикоориентированность;
- эстетическая значимость
- связь с жизнью.
Формы и приёмы работы с текстом
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- лингвостилистический анализ текста;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- сочинение-рассуждение;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- коммуникативные и игровые ситуации; - составление синквейнов, кластеров к тексту.
Виды деятельности при работе с текстом
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- подбор заголовка;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи.
В сборнике представлены задания в разных форматах: значительная часть заданий подразумевает работу со сплошными и несплошными текстами, предлагается учащимся интерпретировать информацию, представленную в нетекстовых, визуальных форматах, и чтение составных текстов, структура которых специфична по способу предъявления информации на основе тематического единства текстов разных видов.
Разработанные задания направлены на формирование всех уровней работы с текстом, на обучение поиску, извлечению и пониманию текстовой и внетекстовой информации, а также на оценивание, преобразование и использование этой информации для решения задач в учебной и повседневной жизни:
Задания 1 уровня сложности (или базового уровня сложности) направлены на контроль фактической информации, содержащейся в тексте, и построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множественным выбором);
Задания 2 уровня сложности (или повышенного уровня сложности) предполагают развернутый ответ на основе прочитанного;
Задания 3 уровня сложности (или высокого уровня сложности)направлены н
а развитие творческих навыков обучающихся, для выполнения которых необходимо не только осмыслить и оценить содержание и форму прочитанного текста, но и привлечь внетекстовую информацию.
Читательская компетенция поможет обучающимся совершенствоваться во всех сферах учебной деятельности. При работе с текстом отчетливо прослеживаются межпредметные связи, тексты могут быть использованы на различных уроках (история, география, математика, технология, биология, экология).
Практическая значимость сборника заключается в том, что представленные тексты и задания к ним могут быть применимы учителями в обучающих целях как на уроках, так и во внеурочной деятельности, а также для подготовки к Всероссийским проверочным работам, метапредметным диагностическим и практическим работам по читательской грамотности.
Сборник предназначен для учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы, учителям и методистам в обучающих целях как на уроках, так и во внеурочной деятельности, для подготовки к Всероссийским диагностическим проверочным работам и практическим работам по читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар " Приёмы развития читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла в условиях малокомплектной школы"
Сегодня мы с вами обсуждаем такую, по моему стойкому убеждению, важную тему, как читательская грамотность. К сожалению, современные дети не очень любят читать, и уж тем более не любят читать такие про...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...

методический проактив «Приёмы формирования читательской грамотности», 2023 год (сертификат)
методический проактив «Приёмы формирования читательской грамотности», 2023 год (сертификат)...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...

Методическая разработка по формированию читательской грамотности учащихся
Работа с текстом позволяет учителю формировать читательскую грамотность. Материал содержит интересные факты о праздновании Сагаалгана в Бурятии...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
- Мне нравится (1)