Методическая разработка по формированию читательской грамотности учащихся
методическая разработка (9 класс)

Бокова Наталья Владимировна

Работа с текстом позволяет учителю формировать читательскую грамотность. Материал содержит интересные факты о праздновании Сагаалгана в Бурятии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бокова Н.В., учитель русского языка и литературы.

МАОУ «Петропавловская районная гимназия»

Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году.

В исследовании PISA «читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В отечественной педагогике термин «читательская грамотность» появился в 2000-х годах, когда российские образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA и PIRLS.

В настоящее время читательская грамотность подразумевает практические умения работы с текстом — умение понимать, анализировать прочитанное, использовать информацию для решения определенных задач.

        Следовательно, одна из актуальных проблем современного образования – формирование читательской грамотности обучающихся. Ведь современный выпускник школы должен осознавать себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

        Но международные исследования показали, что по сравнению с иностранными сверстниками российские школьники значительно отстают в уровне сформированности читательской компетентности. Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является развитие функциональной грамотности школьников, одной из составляющих которой является читательская грамотность. Качественное чтение способствует личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде.

        Целью методических материалов является повышение уровня читательской грамотности обучающегося 5-11 классов, способного самостоятельно решать образовательные задачи, а также задачи социализации в обществе.

        Нормативные документы :

• Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 №219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО».

 • Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».

 • Письмо Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».

 • Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке по оценке функциональной грамотности».

        Методическая разработка содержит материал о праздновании Сагаалгана в Бурятии, что позволяет дополнительно реализовать  региональный компонент  обучения.

Прочитайте текст и выполните задания 1-6

 

Традиция празднования Сагаалгана свято почиталась и почитается бурятами. Люди желают в этот праздник друг другу здоровья, благополучия в доме, счастья и добра. Сагаалган – семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют близких и дальних родственников. В этот день положено есть до «полноты в желудке» «бутуурэтрэй эдеэлхэ», чтобы в новом году жизнь была сытой, счастливой. Обязательно угощение молочными продуктами.

Белый цвет испокон веков буряты считали «хорошим» цветом, приносящим счастье, добро, удачу и всё «светлое» (счастливое). В Сагаалган все должно быть белым: начиная с белых шелковых хадаков и других белого цвета подарков, подносимых друг другу в «белый месяц», и заканчивая только «белыми», чистыми, добрыми помыслами в душе, исключающими «черные», недобрые мысли, зло и плохие намерения. Поэтому в Сагаалган целый лунный месяц говорили друг другу добрые слова и самые лучшие благопожелания, особенно детям. Уделяя им повышенное внимание, желали им поскорее вырасти «большими - большими белыми» парнями или девушками, при этом указывали на высокий потолок или другой высокий предмет.

В дни Сагаалгана чрезвычайно порицались всем населением пьянки, драки, ссоры. Между всеми людьми поддерживались добрые отношения. Это имело большое воспитательное значение и превращало Сагаалган в необыкновенный праздник - праздник очищения от скверны, плохих намерений и поступков, в праздник примирения, прощения обид. Грехом считается в эти дни ругаться, сквернословить и драться.

В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальные дни праздника.

Сутки перед Сагаалганом по-бурятски называют «бутуу удэр» - закрытый, глухой или, переводя по смыслу, темный.

Само понятие «бутуу удэр» как тридцатого, завершающего дня последнего зимнего месяца, называемого по-монгольски «лавай» часто воспринимают как символ старого года, уходящего в «темноту» времени. Это стык старого и нового.

Традиция проводов старого года называется «бутуулэхэ». Люди спешили, прежде всего, рассчитаться с долгами, важно было помириться с тем, с кем случился разлад или ссора. Еще за месяц наводили порядок в доме и в ограде, выгребали весь мусор, затем проводили обряд очищения – окуривали всех членов семьи и имевшиеся строения.

Хозяйки готовили кушанья. Начинали с чая, который сначала преподносили к огню и богам, а потом хозяйка наливала хозяину дома, а затем остальным домочадцам.

Накануне Нового года совершался обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов): раскрывались и вывешивались изображения божеств, писанных на холсте. Затем перед божницей ставились яства, зажигались «зула» (лампады), «хужэ» (спрессованные в виде палочки ароматные травы).

В дацанах накануне Нового года начинаются хуралы (богослужения), посвященные Сагаалгану. Посещение их – добровольное дело каждого человека.

На следующий день проводился обряд «Дугжууба», во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба» или ещё по-другому он называется «Соор залаха». «Соор» - название необычного треугольника пирамидального сооружения, украшенного языками пламени.

Необходимым ритуалом Сагаалгана считался обмен подарками. Качество и ценность их не имеет значения, лишь бы это был материальный предмет: молочные продукты, хадаг (длинный шелковый шарф голубого цвета), сахар, печенье, конфеты, просто деньги.

Кухня Сагаалгана – это, прежде всего, ритуальная пища, ей придавалось магическое значение – способность содействовать процветанию и долголетию людей, богатому урожаю и приплоду скота. Она включала блюда, довольно редкие для повседневной жизни, делался акцент на самом желаемом.

1) Какой заголовок является наиболее подходящим к данному тексту?

А) Сагаалган

Б) Бурятская кухня

В) Ритуалы Бурятии

Г) Обряд Дугжууба

2) Как называют традицию проводов старого года

А) «Дугжууба»

Б) «бутуулэхэ».

В) «бутуу удэр»

Г)  «зула»

3) Выберите два утверждения, соответствующие содержанию текста

А) Белый цвет буряты считали «хорошим» цветом, приносящим счастье, добро, удачу и всё «светлое»

Б) Посещение дацанов накануне Нового года – обязательное  дело каждого верующего.

В) Накануне праздника Дугжууба  люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка и сжигали в огне.

Г) В Сагаалган  нельзя  есть до «полноты в желудке»

4) Продолжите фразу: «В дни Сагаалгана чрезвычайно порицались…..»

5) Ответь на вопросы: да-нет

Голубой  цвет испокон веков буряты считали «хорошим» цветом, приносящим счастье, добро, удачу и всё «светлое» (счастливое)

Да

Нет

В Сагаалган обязательно угощение молочными продуктами.

Да

Нет

Кухня на Сагаалган  включала повседневные блюда, которые готовили каждый день.

Да

Нет

Необходимым ритуалом Сагаалгана считался обмен подарками

Да

Нет

6) Напишите памятку для туристов Бурятии  «Основные правила Сагаалгана», «Как правильно встретить Сагаалган».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.

Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

В работе представлены примеры практического решения вопросов по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

Методические разработки по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...