Указательные местоимения. Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Указательные местоимения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Верно – неверно» 1.Местоимение- это самостоятельная часть речи. 2.Местоимения имеет 10 разрядов 3.Возвратное местоимение себя имеет 6 падежных форм 4.Местоимения мой, твой, наш - личные. 5.Притяжательные местоимения в предложении являются определениями. 6.Местоимения его, её, их могут быть как притяжательными, так и личными . 7.Отрицательные местоимения с приставками не и ни всегда пишутся слитно.
Указательные местоимения- тот, этот, такой, таков, столько, сей (в сочетаниях до сей поры, до сих пор, на сей раз).
- О чём говорится в тексте? - К чему призывает нас автор? - Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»? Книги – наши уч_теля и помо_ники , друз_я и совет_ики . Учитесь ц_нить их с детских лет. Эти волшебники рас_кажут вам о д_лёком прошлом, п_ведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они разв_вают ум, пом_гают вырабатывать характер. Выб_райте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тр_вожат сер_це , формируют вкус.
Книги – наши уч и теля и помо щ ники, друз ь я и совет ч ики. Учитесь ц е нить их с детских лет. Эти волшебники ра сс кажут вам о далёком прошлом, п о ведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они разв и вают ум, пом о гают вырабатывать характер. Выб и райте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тр е вожат сер д це, формируют вкус. Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению. Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Объясните знаки пунктуации в нём .
Книга-великан 1)Книга высотой в два этажа. 2)Скажете: таких книг не бывает. 3)И ошибётесь! 4)Такие книги есть! 5)Некоторые из этих книг находятся в Монголии. 6)В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. 7)Книги эти созданы в древности. 8)В те времена мастерам - искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске . 9)Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита. Это текст? Для чего нужны в речи указательные местоимения?
Книга-великан 1)Книга высотой в два этажа. 2)Скажете: таких книг не бывает. 3)И ошибётесь! 4) Такие книги есть! 5)Некоторые из этих книг находятся в Монголии. 6)В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. 7)Книги эти созданы в древности. 8)В те времена мастерам - искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске . 9) Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.
Расскажите о герое своей любимой книги, используя указательные местоимения. Библиотечная полка Тот, этот, такой, таков, столько Эта бедная девушка – героиня повести – феерии. Она стойко противостоит такому жестокому и безжалостному миру. Ей столько приходится пережить унижений ! Единственное, что помогает ей не отчаиваться – это вера в мечту . В конце повести находится тот , кто осуществляет её мечту, и грёзы становятся реальностью. Эта бедная девушка – героиня повести – феерии. Она стойко противостоит такому жестокому и безжалостному миру. Ей столько приходится пережить унижений ! Единственное, что помогает ей не отчаиваться – это вера в мечту . В конце повести находится тот, кто осуществляет её мечту, и грёзы становятся реальностью.
Домашнее задание Инд. Составить словарный диктант из 10 слов по теме « Местоимение» 2.Упр.532. ( объяснить условие выполнения).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дата: 6 класс
Тема: Указательные местоимения
Цель урока:
- познакомить учащихся с указательными местоимениями (основное значение, морфологические признаки, синтаксическая роль);
- развивать умение проводить лингвистическое наблюдение, анализировать текст, доказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;
- воспитывать диалоговую культуру учащихся, интерес к книге.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи;
Предметные результаты
самостоятельно и с помощью учителя получение новых знаний, обобщение и умение делать выводы;
умение находить указательные местоимения; умение изменять их, использовать в речи; умение структурировать полученные знания.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, диалоговую культуру учащихся, интерес к книгам.
Оборудование: презентация, учебник.
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа (комбинированный)
Методы и приёмы: игра «Верю – не верю», проблемная ситуация, синтаксический разбор, морфологический разбор, работа с учебником, морфемный разбор, работа с текстом, метод упражнений, работа в парах, презентация творческой работы, «Незаконченное предложение»
Ход урока
І. Мобилизирующий этап
1. Мотивация
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Так не будем тратить время зря,
И давайте же приступим мы к работе.
Вы согласны?
2.Актуализация опорных знаний
- В самом начале урока предлагаю разгадать загадку. Внимание на экран.
- Да, мы изучаем большую тему - местоимения.
- – Назовите и напишите на доск пароли по данной теме (часть речи, личное, возвратное, притяжательное, определительное, отрицательное, вопросительное, относительное, неопределенные).
- Проверка д/з. – на доске 3 ученика выписывают слова с орфограммами и объясняют правописание. Упр.518.
3. Игра «Верим – не верим»
1.Местоимение- это самостоятельная часть речи. (да)
2.Местоимения имеет 10 разрядов (нет)
3.Возвратное местоимение себя имеет 6 падежных форм (нет)
4.Местоимения мой, твой, наш - личные ? (нет)
5.Притяжательные местоимения в предложении являются определениями (да)
6.Местоимения его, её, их могут быть как притяжательными, так и личными? (да)
7.Отрицательные местоимения с приставками не и ни всегда пишутся слитно (нет).
ІІ. Целеполагание
- Создание проблемной ситуации.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и «Классная работа».
- на рабочих листах выполните 1 задание. Какое слово у вас получилось? (указательные).
- и так тема нашего урока «Указательные местоимения» (записывают в тетрадь).
2. Целеполагание
- Чему мы сегодня научимся? Что нового узнаем?
1 Изучение нового материала
- Подберите однокоренные слова к слову «указательные» (Указательный, указ, указка, указание, указатель, указывать)
- Указательных местоимений в русском языке не так много.
- Вот они (на слайде):
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР, НА СЕЙ РАЗ).
- прочитаем хором.
- Прочитайте теоретический материал об указательных местоимениях по учебнику, затем составим опорную схему.
Тот, этот, такой – РЧП
Таков – РЧ
Столько – П
ІІІ. Осмысление
3. А теперь рассмотрим роль указательных местоимений в тексте. Давайте прочитаем текст, который отображается на экране.
Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер.
Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
- О чём говорится в тексте?
- К чему призывает нас автор?
- Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»?
(Делать благородным, возвышая в нравственном, духовном отношении. б) перен. Совершенствовать, улучшать что-либо (свойство материала, породу животного, сорт растения и т.п.). 2) а) устар. Возводить в одно из высших званий, сословий. б) перен. Делать что-либо соответствующим такому званию, сословию)
- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению.
3. Первичное закрепление
1.Докажите, что это текст
2.С помощью какого местоимения связаны 1, 3 и 5 предложения?
К какому разряду относятся эти местоимения?
Сделайте вывод: для чего используются указательные местоимения в речи? (для связи предложений в тексте).
- выпишем словосочетания с указательными местоимениями тетради, определим род, число, падеж. (эти волшебники, такие книги).
Вывод: указательные местоимения изменяются по числам, родам, склоняются.
- А сейчас определим роль указательных местоимений в тексте. Индивидуально: Азамат на доске – синтаксический разбор 3 предложения. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего.
Класс: упр.530. Выпишем словосочетания с указательными местоимениями, определим их роль в предложении.
Вывод: -Какова синтаксическая роль указательных местоимений? (определение, обстоятельство).
- Как называют читателей, которые с особым интересом, любовью относятся к книгам?
Книголюб - книги, любить – сложение основ, соединительное гласное о.
-Я надеюсь, что вы уже в какой-то мере стали книголюбами, у каждого из вас есть любимый герой. Следующее задание непростое. Вам нужно рассказать о литературном герое, не используя его имени, а применяя указательные местоимения. Давайте повторим указательные местоимения. ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. (рассказ о литературном герое).
Физминутка. Релаксация.
- А теперь закройте глаза, расслабьтесь, дышим ровно и спокойно. Пофантазируем.
- Где бы мы могли сейчас очутиться? (в лесу)
- Голоса каких птиц услышали? (скворец, соловей)
- А сейчас их можно услышать? (нет)
- Почему? (улетели на юг)
- Как называют таких птиц? (перелетными)
- А каких птиц мы можем увидеть сейчас зимой? (ворону, воробья, синицу)
- Как они называются? (зимующие)
- Как им живется зимой? (тяжело)
- Мы можем им помочь? (да, сделать кормушки).
- открываем глаза. У кого дома есть кормушки? (поднимают руки).
Закрепление.
1.Самостоятельная работа в парах (задание 4,5 на рабочих листах). Взаимопроверка по ключу.
2. Игра «Кто больше» - первичная проверка знаний. Филворд.
Домашнее задание: 1. Инд. Составить словарный диктант из 10 слов по теме «Местоимение»
- Упр.532. (объяснить условие выполнения).
Итоги урока. 1. Оценка «Фразеологизмы» - набор слов.
- Оценка учителем.
- До свидания. До новых встреч!
Тот, этот, такой –
род, число, падеж
Таков –
род,
число
Столько –
Падеж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)
Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....
Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе
Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом особенностей склонения....

Притяжательные местоимения. Урок русского языка в 6 классе
Изучение притяжательных местоимений в 6 классе на материале фольклора; презентация "Местоимения"...
Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Цель: Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Притяжательные местоимения (урок русского языка 6 класс)
Урок русского языка в 6 классе...