Указательные местоимения. Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Халикова Рушания Рифхатовна

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Указательные местоимения"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Третье марта. Классная работа. Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без нее ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

Слайд 2

Игра «Верно – неверно» 1.Местоимение- это самостоятельная часть речи. 2.Местоимения имеет 10 разрядов 3.Возвратное местоимение себя имеет 6 падежных форм 4.Местоимения мой, твой, наш - личные. 5.Притяжательные местоимения в предложении являются определениями. 6.Местоимения его, её, их могут быть как притяжательными, так и личными . 7.Отрицательные местоимения с приставками не и ни всегда пишутся слитно.

Слайд 3

Указательные местоимения- тот, этот, такой, таков, столько, сей (в сочетаниях до сей поры, до сих пор, на сей раз).

Слайд 4

- О чём говорится в тексте? - К чему призывает нас автор? - Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»? Книги – наши уч_теля и помо_ники , друз_я и совет_ики . Учитесь ц_нить их с детских лет. Эти волшебники рас_кажут вам о д_лёком прошлом, п_ведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они разв_вают ум, пом_гают вырабатывать характер. Выб_райте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тр_вожат сер_це , формируют вкус.

Слайд 5

Книги – наши уч и теля и помо щ ники, друз ь я и совет ч ики. Учитесь ц е нить их с детских лет. Эти волшебники ра сс кажут вам о далёком прошлом, п о ведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они разв и вают ум, пом о гают вырабатывать характер. Выб и райте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тр е вожат сер д це, формируют вкус. Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению. Выполните синтаксический разбор третьего предложения. Объясните знаки пунктуации в нём .

Слайд 6

Книга-великан 1)Книга высотой в два этажа. 2)Скажете: таких книг не бывает. 3)И ошибётесь! 4)Такие книги есть! 5)Некоторые из этих книг находятся в Монголии. 6)В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. 7)Книги эти созданы в древности. 8)В те времена мастерам - искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске . 9)Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита. Это текст? Для чего нужны в речи указательные местоимения?

Слайд 7

Книга-великан 1)Книга высотой в два этажа. 2)Скажете: таких книг не бывает. 3)И ошибётесь! 4) Такие книги есть! 5)Некоторые из этих книг находятся в Монголии. 6)В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. 7)Книги эти созданы в древности. 8)В те времена мастерам - искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске . 9) Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

Слайд 8

Расскажите о герое своей любимой книги, используя указательные местоимения. Библиотечная полка Тот, этот, такой, таков, столько Эта бедная девушка – героиня повести – феерии. Она стойко противостоит такому жестокому и безжалостному миру. Ей столько приходится пережить унижений ! Единственное, что помогает ей не отчаиваться – это вера в мечту . В конце повести находится тот , кто осуществляет её мечту, и грёзы становятся реальностью. Эта бедная девушка – героиня повести – феерии. Она стойко противостоит такому жестокому и безжалостному миру. Ей столько приходится пережить унижений ! Единственное, что помогает ей не отчаиваться – это вера в мечту . В конце повести находится тот, кто осуществляет её мечту, и грёзы становятся реальностью.

Слайд 9

Домашнее задание Инд. Составить словарный диктант из 10 слов по теме « Местоимение» 2.Упр.532. ( объяснить условие выполнения).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                         6  класс

Тема: Указательные местоимения

Цель урока: 

  • познакомить учащихся с указательными местоимениями (основное значение, морфологические признаки, синтаксическая роль);
  • развивать умение проводить лингвистическое наблюдение, анализировать текст, доказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией,  вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;
  • воспитывать диалоговую культуру учащихся, интерес к книге.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные  УУД: 

уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи;

Предметные результаты

самостоятельно и с помощью учителя получение новых знаний, обобщение и умение делать выводы;

умение находить указательные местоимения; умение изменять их, использовать в речи; умение структурировать полученные знания.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:  воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, диалоговую культуру учащихся, интерес к книгам.

Оборудование:  презентация, учебник.

Тип урока: урок решения частных  задач с применением открытого способа (комбинированный)

Методы и приёмы:  игра «Верю – не верю», проблемная ситуация, синтаксический разбор, морфологический разбор,  работа с учебником, морфемный разбор, работа с текстом, метод упражнений,  работа в парах, презентация творческой работы, «Незаконченное предложение»

Ход урока

І. Мобилизирующий этап

1. Мотивация

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Так не будем тратить время зря,

И давайте же приступим мы к работе.

Вы согласны?

2.Актуализация опорных знаний

- В самом начале урока предлагаю разгадать загадку. Внимание на экран.

- Да, мы изучаем большую тему - местоимения.

  1. – Назовите и напишите на доск пароли по данной теме (часть речи, личное, возвратное, притяжательное, определительное, отрицательное, вопросительное, относительное, неопределенные).
  2. Проверка д/з. – на доске 3 ученика выписывают слова с орфограммами и объясняют правописание. Упр.518.

3. Игра «Верим – не верим»

1.Местоимение- это самостоятельная часть речи. (да)

2.Местоимения имеет 10 разрядов (нет)

3.Возвратное местоимение себя имеет 6 падежных форм (нет)

4.Местоимения мой, твой, наш - личные ? (нет)

5.Притяжательные местоимения в предложении являются определениями (да)

6.Местоимения его, её, их могут быть как притяжательными, так и личными? (да)

7.Отрицательные местоимения с приставками не и ни всегда пишутся слитно (нет).

ІІ. Целеполагание

  1. Создание проблемной ситуации.

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и «Классная работа».

- на рабочих листах выполните 1 задание. Какое слово у вас получилось? (указательные).

- и так тема нашего урока «Указательные местоимения» (записывают в тетрадь).

2. Целеполагание

- Чему мы сегодня научимся? Что нового узнаем?

1 Изучение нового материала

- Подберите однокоренные слова к слову «указательные» (Указательный, указ, указка, указание, указатель, указывать)

- Указательных местоимений в русском языке не так много.

- Вот они (на слайде):

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР, НА СЕЙ РАЗ).

- прочитаем хором.

- Прочитайте теоретический материал об указательных местоимениях по учебнику, затем составим опорную схему.

Тот, этот, такой – РЧП

Таков – РЧ

Столько – П

ІІІ.  Осмысление

3. А теперь рассмотрим роль указательных местоимений в тексте. Давайте прочитаем текст, который отображается на экране.

Книги – наши учителя и помощники, друзья и советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогают вырабатывать характер.

Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.

- О чём говорится в тексте?

- К чему призывает нас автор?

- Какие книги нужно читать? А что значит слово «облагораживают»? 

(Делать благородным, возвышая в нравственном, духовном отношении. б) перен. Совершенствовать, улучшать что-либо (свойство материала, породу животного, сорт растения и т.п.). 2) а) устар. Возводить в одно из высших званий, сословий. б) перен. Делать что-либо соответствующим такому званию, сословию)

- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению.

3. Первичное закрепление 

1.Докажите, что это текст

2.С помощью какого местоимения связаны 1, 3 и 5 предложения?

К какому разряду относятся эти местоимения?

Сделайте вывод: для чего используются указательные местоимения в речи? (для связи предложений в тексте).

- выпишем словосочетания с указательными местоимениями тетради, определим род, число, падеж.  (эти волшебники, такие книги). 

Вывод: указательные местоимения изменяются по числам, родам, склоняются. 

- А сейчас определим роль указательных местоимений в тексте. Индивидуально: Азамат на доске – синтаксический разбор 3 предложения. Эти волшебники расскажут вам о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего.

Класс: упр.530. Выпишем словосочетания с указательными местоимениями, определим их роль в предложении.

Вывод: -Какова синтаксическая роль  указательных местоимений? (определение, обстоятельство).

- Как называют читателей, которые с особым интересом, любовью относятся к книгам?

Книголюб   -  книги, любить – сложение основ, соединительное гласное о.

-Я надеюсь, что вы уже в какой-то мере стали книголюбами, у каждого из вас есть любимый герой. Следующее задание непростое. Вам нужно рассказать о литературном герое, не используя его имени, а применяя указательные местоимения. Давайте повторим указательные местоимения. ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. (рассказ о литературном герое).

Физминутка. Релаксация.

- А теперь закройте глаза, расслабьтесь, дышим ровно и спокойно. Пофантазируем.

- Где бы мы могли сейчас очутиться? (в лесу)

- Голоса каких птиц услышали? (скворец, соловей)

- А сейчас их можно услышать? (нет)

- Почему? (улетели на юг)

- Как называют таких птиц? (перелетными)

- А каких птиц мы можем увидеть сейчас зимой? (ворону, воробья, синицу)

- Как они называются? (зимующие)

- Как им живется зимой? (тяжело)

- Мы можем им помочь? (да, сделать кормушки).

- открываем глаза. У кого дома есть кормушки? (поднимают руки).

Закрепление.

1.Самостоятельная работа в парах (задание 4,5 на рабочих листах). Взаимопроверка по ключу.

2. Игра «Кто больше» - первичная проверка знаний. Филворд.

Домашнее задание: 1. Инд. Составить словарный диктант из 10 слов по теме «Местоимение»

  1. Упр.532. (объяснить условие выполнения).

Итоги урока. 1. Оценка «Фразеологизмы» - набор слов.

  1. Оценка учителем.
  2. До свидания. До новых встреч!

Тот, этот, такой –

род, число, падеж

Таков –

род,

число

Столько –

Падеж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неопределённые местоимения (урок русского языка в 6 классе)

Представлен урок русского языка для обучающихся 6 класса по теме "Неопределённые местоимения"....

Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе

Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом  особенностей склонения....

Притяжательные местоимения. Урок русского языка в 6 классе

Изучение притяжательных местоимений в 6 классе на  материале фольклора;  презентация "Местоимения"...

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...