Технологическая карта урока "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
план-конспект урока по русскому языку
Данная разработка будет полезна учителям русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 955.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока | урок повторительно-обобщающий |
Цель урока | систематизировать ранее изученное по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»; расширить представления учащихся о гласных и согласных звуках и буквах, об ударении; формировать умение отличать гласные и согласные звуки и буквы, распределять слова в алфавитном порядке, правильно расставлять ударение в словах |
Задачи урока | -обучающие: способствовать усвоению знаний по теме «Фонетика, графика, орфоэпия»; -развивающие: развивать умение находить слова в несплошном тексте; распределять слова в зависимости от количества букв и звуков; располагать слова в алфавитном порядке; расставлять ударение в словах; развивать монологическую речь учащихся; способствовать формированию умений работать в парах, в группах; -воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку |
Планируемые результаты | Предметные: знать общие характеристики звуков и их классификацию, порядок фонетического разбора, алфавит, особенности ударения в русском языке; уметь производить фонетический разбор слов, расставлять слова в алфавитном порядке, правильно расставлять ударение в словах, работать с несплошным текстом и находить нужную информацию в нем. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, в парах |
Образовательные интернет-ресурсы | Яндекс Картинки (Географическая карта, рефлексивная мишень) |
Технология | Технология развития критического мышления, здоровьесберегающая технология, педагогика сотрудничества |
Приемы обучения | «Корзина идей», «чтение с остановками», «рефлексивная мишень» |
Формы обучения | индивидуальная, работа в парах, коллективная, групповая |
Оборудование | учебник, презентация по теме урока, компьютер, раздаточный материал |
Основные понятия | Звук, буква, алфавит, ударение |
Ход урока:
Этап урока | Цели этапа | Планируемые результаты (Формируемые УУД) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Создание условий для восприятия учебного материала. | Личностные: сохранить мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные: уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на занятие. Доводит информацию о том, что учащиеся сегодня получат Листы заданий, на которых они будут выполнять работу по теме урока. В конце урока поставят себе оценку и сдадут их учителю с выполненной самостоятельной работой. | Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: понимают познавательную задачу; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, делают выводы. Регулятивные: планируют необходимые действия для ответа на поставленный вопрос. Коммуникативные: слушают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Учащимся предлагается прослушать и отгадать, что именно они услышат. 1. Шум дождя 2. Хруст снега 3. Шелест листьев Как вы думаете, что объединяет все эти отрывки? | Учащиеся, опираясь на свой слух, должны отгадать предложенные явления природы. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, формулируют результаты выполненной работы. Все эти отрывки объединяет то, что они относятся к звукам природы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.) | Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока на основе выделения проблемы урока и алгоритма ее решения. | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осознавать важность изучения материала. Личностные: сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | - Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Как тема урока будет связана со звуками? На экране появляется тема урока. - Какие цели поставим на уроке? (повторить и систематизировать сведения по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия», отличать гласные и согласные звуки и буквы, считать количество букв и звуков в словах, распределять слова в алфавитном порядке, правильно расставлять ударение в словах, работать с текстом) | Сегодня на уроке пойдет речь о звуках речи, которые изучаются в разделе «Фонетика». Формулируют цель урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Учитель предлагает вспомнить все ранее изученные сведения по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» при помощи приёма «Корзина идей». На доске нарисована корзина. Необходимо обсудить в группе (4 человека) всю известную информацию и составить общий ответ по заданной теме. Все ответы учащихся фиксируются на доске (и правильные, и неправильные). В ходе урока эта информация будет корректироваться. | Работа в группах. Выполняют предложенное задание на закрепление ранее изученной темы. Обдумывают ответ. Обсуждают полученные ответы, вносят коррективы. Вступают в диалог, аргументируют свои выводы и решения. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Графика – это раздел науки о языке, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками. Орфоэпия – это раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах. В русском языке 33 буквы: 10 гласных и 21 согласная. Звуки и буквы отличаются: звуки – произносим, слышим, понимаем, а буквы – пишем, читаем. Гласные звуки (их 6), они бывают ударными и безударными. Согласные звуки делятся на парные и непарные мягкие и твердые, глухие и звонкие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | Создание условий для сохранения здоровья учеников | Личностные: осознание важности сохранения и улучшения здоровья. | Всем размяться нам пора, Приготовьтесь, детвора! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести. Раз-два, раз-два… Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали! Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, потянуться, руки вверх и опустить их через стороны. | Дети проговаривают слова, выполняют необходимые движения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Создание условий для расширения границ познания за рамки заявленной темы. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, осуществлять нравственно- этический выбор. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: учиться работать с несплошным текстом, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | Работа с несплошным текстом. Использование приёма «Чтение с остановками». У каждого учащегося на парте находится лист формата А4, на котором изображена Географическая карта. (Рисунок 1) Яндекс Картинки 1. Что перед вами? 2. Что изображается на Географической карте? 3. Где вы встречаетесь с Географической картой? 4. Для чего нужна Географическая карта? На самом деле на нашей Географической карте информации содержится намного больше. И мы сегодня с вами в этом убедимся. Далее учащимся предлагается обратиться к Листам заданий и ответить на предложенные вопросы. Работа с текстом. Работа в парах (учащиеся могут обсуждать ответы, сверяться, помогать друг другу находить информацию в несплошном тексте). Рассмотрите внимательно Географическую карту. 1. Задание. Что особенного в нашей Географической карте? 2. Задание. Сколько слов расположено на карте? 3. Задание. Распределите слова по 3 столбикам. Устно расскажите, каким правилом вы руководствовались.
4. Задание. Распределите эти же слова в алфавитном порядке. 5. Задание. Расставьте в этих же словах ударение. После того, как учащиеся выполнят все задания, необходимо их проверить. Желающие выходят к доске, записывают правильные ответы. | Учащиеся внимательно рассматривают Географическую карту, отвечают на вопросы учителя. Индивидуальная, коллективная работа. Перед учениками находится Географическая карта. На Географической карте изображают всю поверхность Земли и ее большие части: страны, материки, океаны. С Географической картой учащиеся встречаются на уроках географии, истории. Географическая карта нужна для того, чтобы определить точное местоположение географических объектов. Учащиеся выполняют задание в парах, проверяют, при необходимости корректируют. Ответы учащихся: 1. На нашей Географической карте расположены не только известные географические названия, но и слова. 2. На карте расположено 18 слов. 3.
Количество букв больше, чем звуков в случае, если в слове есть удвоенные согласные, непроизносимые согласные и мягкий знак. Количество букв меньше, чем звуков в случае, если в слове встречаются буквы е, ё, ю, я. 4. Акула, бамбук, банан, бассейн, бублик, доширак, жемчуг, карамель, карьера, кроссворд, лилия, магазин, масштаб, орангутан, рыцарь, сапожник, цунами, ямщик. 5. АкУла, бамбУк, банАн, бассЕйн, бУблик, доширАк, жЕмчуг, карамЕль, карьЕра, кроссвОрд, лИлия, магазИн, масштАб, орангутАн, рЫцарь, сапОжник, цунАми, ямщИк. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проверить знания учащихся по теме урока | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. | Задания для самостоятельной работы. 1. Выпишите слова, в которых все согласные звонкие. 2. Найдите слово, в котором 4 слога. 3. Выпишите слова, в котором конечный звук оглушается. 4. Выпишите слово, в котором 5 букв, 6 звуков. Это слово обозначает многолетнее луковичное растение с прямым высоким стеблем и крупными красивыми цветками в виде колокола. Сделайте фонетический разбор выписанного слова. 5. Почему данные слова распределены по разным странам именно так? | Учащиеся самостоятельно выполняют задание на оценку. 1. Банан, лилия, магазин. 2. Орангутан. 3. Жемчуг, кроссворд, масштаб. 4. Лилия – 3 слога л [л’] — согласный, звонкий, сонорный, мягкий 5 букв, 6 звуков 5. Слова распределены по странах именно так, потому что они заимствованы из этих стран. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | - Назовите тему нашего урока. - Какие цели мы поставили перед собой? - Достигли ли мы своей цели? Проверьте, верна ли информация в нашей «Корзине идей»? Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чем увлекательны эти разделы науки о языке? | Подводят итог работы. Отвечают на вопросы, корректируют информацию по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Учащиеся узнали, что многие слова в русском языке пришли к нам из других языков. Фонетика. Графика. Орфоэпия увлекательны тем, что они помогают нам отличать звуки и буквы, знать характеристику звуков, не забывать алфавит, правильно расставлять ударение в словах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(способов деятельности; эмоционального состояния и настроения.) | Создание условий для самоанализа своей деятельности | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | В конце урока учащиеся заполняют «Рефлексивную мишень» на своих Листах заданий. (Рисунок 2) Яндекс Картинки Записать домашнее задание. Перед вами находится четверостишие из известного стихотворения. Прочитайте его и письменно ответьте на вопросы. Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. 1. Кто автор этих строк? Какие звуки вы слышите? 2. Выпишите слово, в котором все согласные глухие. К какой части речи оно относится? Сделайте фонетический разбор этого слова. 3. Придумайте продолжение данных строк. | Индивидуальная работа. Оценивают по пятибалльной шкале свою работу на уроке, работу учителя, насколько сегодняшний урок для них был полезным и интересным, пригодится ли им информация, полученная на уроке, в жизни. В конце урока сдают Листы заданий учителю. Записывают домашнее задание в дневники. Домашнее задание прикрепляется отдельным файлом в системе «Дневник. ру». |
Приложение 1
Географическая карта
ЛИСТ ЗАДАНИЙ ФИ, класс____________________________________________________________ Число_______________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Работа с текстом. Работа в парах. 1. Задание. Что особенного в нашей Географической карте? ______________________________________________________________________________________________ 2. Задание. Сколько слов расположено на карте? _______________________________________________________________________________________________ 3. Задание. Распределите слова по 3 столбикам. Устно расскажите, каким правилом вы руководствовались.
4. Задание. Распределите эти же слова в алфавитном порядке. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Задание. Расставьте в этих же словах ударение. Задание для самостоятельной работы. 1. Выпишите слова, в которых все согласные звонкие._______________________________________________ 2. Выпишите слово, в котором 4 слога.___________________________________________________________ 3. Выпишите слова, в которых конечный звук оглушается.____________________________________________ 4. Выпишите слово, в котором 5 букв, 6 звуков. Это слово обозначает многолетнее луковичное растение с прямым высоким стеблем и крупными красивыми цветками в виде колокола. Сделайте фонетический разбор выписанного слова.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Почему данные слова распределены по разным странам именно так?______________________________________________________________________________________________ Оценка_________
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ФРС и ПСУР на тему "Звук Ц, правило орфоэпии - ТС как Ц. Восприятие речевого материала уроков"
Технологическая карта содержит тему, цель, задачи и ход коррекционного занятия, отраженный в таблице. Написана в достаточно подробной форме....
Технологическая карта "Векторная графика"
Технологическая карта "Векторная графика"...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Орфоэпия"
Данный урок проводится по программе Ладыженской в 5 классе. Это рядовой урок, которые позволяет легко понять объясняемый материал, так как здесь используются различные формы работы....

Технологическая карта. Компьютерная графика
Планируемые образовательные результаты: предметные – умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие...
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....

Технологическая карта " Построение графика линейной функции 7 класс"
Технологическая карта урока "Построение графика линейной функции 7 класс"...

Технологическая карта урока по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия".
Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография" направлен на повторение и систематизацию материала по изученному разделу. У...