Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Соединительные ОиЕ в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Виктория Семеновна Семяшкина

Урок русского языка в 6 классе построен в рамках системно- деятельностного подхода, используется технология проблемного обучения и технлогия сотрудничества. 

Основу урока составляют учебные задачи, котрые связаны с извлечением информации, выполняя упражнения учебника, обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, анализировать и сопоставлять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа им. А.А. Калинина с. Нижняя Пёша»

Технологическая карта урока русского языка по теме

«Соединительные гласные О, Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс

Учитель: Семяшкина В.С.,  учитель русского языка и литературы первой  квалификационной категории

             

                                                                                                                  с.Нижняя Пёша

                                                                                                                             2025г.

Урок  65

Дата: 18.11.2024года

Тема урока: Соединительные о и е в сложных словах.

Цели урока:

  • формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в учебном предмете «Русский язык» по теме;
  • развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний;
  • создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
  • развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре,  к русскому языку;

-формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные УУД:

-развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Познавательные УУД:

  • развивать умение использовать правило выбора соединительных гласных, уметь применять его при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества

Регулятивные УУД:

  • определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Предметные УУД

  • формирование интереса к новому учебному материалу;
  • формирование умения видеть основную идею исходного текста.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные понятия: речевая ситуация, цель общения, средства общения.

Методы и приёмы: системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, « мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока:

  • учебник «Русский язык»;
  • компьютер и проектор;
  • презентация учителя.

п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I

Организационный момент

Включение учащихся в

деятельность.

  • Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Прочитайте слова : самосвал, пылесос, атомоход, кораблекрушение.(Слайд 2).

  • Чем похожи все слова? (Эти слова сложные , состящие из двух корней). Давайте разберем слова по составу (слайд 3).
  • На какие две группы их можно разделить? (Слова с соединительной О и слова  соединительной Е)
  • От чего зависит выбор соединительной гласной?
  • Какие задачи мы поставим на уроке сегодня?

Подготовка класса к раб

Отвечают на вопросы.

Л: формирование познавательного интереса

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;        умение слушать и понимать речь других

II

Сообщение темы и цели урока

Формулировка целей урока.

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  2. Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

  1. Составление плана и последовательности действий.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Составляют предложения: Я хочу..

Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу..

Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества

III

Актуализаця субъективого опыта

Повторение изученного материала.

Орфографическая разминка «По следам ошибок»

-Выпишите строчку, в которой пропущена безударная чередующаяся гласная в корне:

сложность, уложить; замер, наклониться; горевать, гореть; стелить, примерить.

Синтаксическая разминка. Запишите предложение под диктовку и выполните задание.

Летом по берегам реки зеленеют белоствольные березки, шепчутся листочки дубов и кленов.

Выполняют задание.

Записывают предложение, находят грамматические основы, объясняют постановку запятой, чертят схему.

Доказывают справедливость своего выбора.

Объясняют правописание.

VI

Актуализация знаний и

Выявление

затруднений в

  • Найдите сложное слово. Белоствольные
  • Как оно образовано?

К: планирование

учебного

фиксация затруднений в деятельности

индивидуальной деятельности каждого

учащегося.

-Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь. Выделите корни.

  • Без разгона высь взлетает,

Стрекозу напоминает. (вертолет)

  • Разрезая носом воды, Ходят в море (пароходы).

Записывают слова, выделяют корни.

сотрудничества с учителем и сверстниками; П: логические –

анализ объектов с целью выделения признаков

V

Проблемное

объяснение нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися.

  1. Наблюдение за языковым материалом.
  • Обратите внимание на соединительные гласные, которая соединяет корни. (Слайд 4). Назовите их.
  • Чтобы правильно выбрать соединительную гласную, нужно знать правило. Обратимся к учебнику и найдём ответ на наш вопрос.

2. Обращение к теоретическому материалу § 49. Какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (Слайд 5).

Соединительные гласные Твёрдые согласные — О

Мягкие согласные или ж, ш, ц — Е

Наблюдают за языковым материалом.

Разбирают слова по составу. Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Читают теоретический материал.

Отвечают на вопросы учителя.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул- ние познавательной цели;

Л: формулирование проблемы

VI

Физминутка

- Давайте отдохнём. Я называю слова и утверждаю, что они все сложные. Если я не права, вы поднимаете правую руку, если права, то левую.

Молотилка, электровоз, пароход, паровозный,,

кругосветный, миролюбивый, домище, синеватый,

музыковед, музыкант, водовоз, сталевар, варенье, жизнелюб, садовод, огородник, землетрясение.

Участвуют в физминутке.

VII

Первичное закрепление

Проговаривание и закрепление нового знания.

Выполним упр.327 коллективно.

-Прочитайте задание.

Один ученик у доски,

выполняет, комментирует, обозначает орфограмму.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

VIII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выявить пробелы первичного

осмысления изученного

1. А сейчас поиграем в игру «Собери слова по станциям», для этого разделимся на 3 группы.

(Слайд 6)

  1. гр.- «Природоведческая»

Работают в группах. Подбирают сложные слова в соответствии с тематикой.

Р: контроль, оценка, коррекция;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще

материала, неверные

представления учащихся.

  1. гр.- «Географическая»
  2. гр. – «Историческая»
  3. гр.- «Литературная».

(Слайд 7).

  1. Напишем с вами картинный диктант.

(Слайды 8-16).

  1. Сыграем в «Проверь себя».

(Слайды 17-20).

Проверяют себя.

Пишут, потом проверяют себя.

подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

П: умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения задач,

IX

Итог урока (рефлексия

деятельности)

Самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • До урока я знал, что...

-На уроке я узнал, что...

-Самым трудным мне показалось...

  • Что удалось легче всего?
  • Чего добились? (Слайд 21).

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались почему я употребила именно это слово.

Осуществляют самооценку. Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия

X

Домашнее задание

Читать теоретический

материал.

Читать и знать§ 49, упр.328

Рассматривают задание.

Задают вопросы по выполнению.

      Литература:

  1. Учебник «Русский язык. 6 класс» в двух частях, М.Т. Баранов, Т.А. Ладиженская, М. «Просвещение», 2023 год.
  2. Учебное пособие «Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс», Н.В. Егорова, М., «ВАКО», 2014 год
  3. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженская «Русский язык. 6 класс», М., «Экзамен» , 2010год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение пройденного. Орфограммы в окончаниях слов"

Предложен материал для самостоятельного повторения пройденного....