Текст для правки (27 задание. Сочинение по тексту Д. Гранина об изменении отношения к вещам
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Текст сочинения (27 задание ЕГЭ) по тексту Д.А.Гранина можно использовать на уроках при отработке навыков написания сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему меняется отношение к бытовым вещам? Именно этот проблемный вопрос находится в центре внимания Д.А. Гранина.
По мнению автора, отношение к бытовым вещам меняется из-за ускорения прогресса. Одни предметы приходят на смену другим, и многие люди перестают ценить то, что осталось им в наследство. Приведу примеры из текста, иллюстрирующие авторскую позицию.
Так, писатель отмечает, что названия некоторых старых вещей уходят вместе с эпохой. Например, поменялось значение слова «холодильник», а такие слова, как «пресс-папье» или «клякспапир» вообще вышли из употребления. По его мнению, это объясняется тем, что «вещи сменяются всё быстрее», больше не переходят из поколения в поколение и не становятся семейными реликвиями.
Кроме того, Д.Н. Гранин размышляет о значении бытовых предметов для представителей разных поколений, приводя в пример керосиновую лампу. Богатая колекция одного человека позволяет ему задуматься о слишком быстрых изменениях, которые происходят в нашем мире. Если раньше «была целая промышленность, широкое техническое направление, которое создало эпоху нового освещения», то теперь керосиновые лампы оказались никому не нужными, потому что появилось электричество. Этот пример доказывает мысль автора о том, что отношение людей к вещам меняется, потому что их заменяют другие, более удобные в использовании.
Второй пример дополняет первый, доказывая авторскую позицию.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, ускорение прогресса и появление новых технологий становятся главными причинами перемен, касающихся всех сфер нашей жизни. Хочется вспомнить ещё один замечательный предмет, вышедший из употребления, — это самовар. Когда-то люди не представляли своей жизни без этого сосуда, использовавшегося для кипячения воды и приготовления чая. Однако впоследствии самовары были вытеснены сначала чайниками для плит, а затем и электрическими, позволяющими значительно сэкономить время современного человека.
Таким образом всё вокруг очень быстро меняется, что, несомненно, отражаеться на отношении людей к вещам, которыми они пользуются в бытовой жизни.
ТЕКСТ
(1))Одни вещи исчезают вместе со своими названиями, поскольку названия не живут сами по себе, осиротелые. (2)Другие вещи отдают свои названия. (3)Холодильник был ещё во времена Пушкина — ведёрце со льдом, куда ставили бутылки вина. (4)И теперь в хороших ресторанах подают такие ведёрца. (5)Но его уже не называют холодильником. (6)Имя это отобрал себе электрический холодильник. (7)Что такое «пресс-папье»? (8)А то ещё — «клякспапир»? (9)Многие не знают этих слов, пресс-папье не продаются, не употребляются, нет и названия такого.
(10) Вещи сменяются все быстрее. (11)Раньше они жили подолгу, переходили от отцов к детям, годились и внукам, их оставляли в наследство, они считались фамильной гордостью.
(12)Возьмем ту же керосиновую лампу. (13)Вы знаете, когда появилась керосиновая лампа? (14)В 1853 году! (15)В 30-е годы XX века она уже покидала города, я застал ее в деревне и в провинциальном городке, она доживала свой век.
(16)О керосиновой лампе я расскажу подробнее, потому что имел случай познакомиться с человеком, который собрал большую коллекцию таких ламп. (17)У него их больше сотни. (18)Да плюс десятки керосиновых фонарей. (19)Кстати, попросим художника нарисовать фонарь, вроде того, с которым отец ходил вечером в сарай, на сеновал, - это был фонарь с закрытым пламенем, известный как "летучая мышь". (20)А почему он так назывался, никто у нас не знал. (21)Я спросил у коллекционера, он показал мне старинный немецкий фонарь, на стекле которого было выпуклое изображение летучей мыши, отсюда и пошло.
(22)Он показывал мне лампы - первыши и поздние, лампы с плоскими фитилями, лампы с круглыми, связки фитилей разных размеров. (23)Лампы восьми-, десяти-, пятнадцатилинейные. (24)Различной формы стекла у ламп, колпаки, отражатели. (25)Лампы на все вкусы, их было не меньше, чем сегодня светильников, бра и торшеров, люстр и настольных ламп. (26)Были даже керосиновые лампы с рубиновым стеклом для фоторабот.
(27) Когда-то это была целая промышленность, широкое техническое направление, которое создало эпоху нового освещения вместо свечного. (28)Потом пришло электричество, появилась электролампочка и все это керосиновое хозяйство стало ненужным, некоторое время его еще держали про запас, а потом выкинули и быстро забыли. (29)Впрочем, мой коллекционер не желал признавать керосиновую лампу умершей. (30)Он показал мне корабельный компас, который и по сей день имеет две маленькие керосиновые лампочки. (31)На всякий случай, для надежности. (32)В ленинградской блокаде тоже пользовались керосиновой лампой. (33)И до сих пор, утверждал он, во многих семьях хранятся керосиновые лампы как семейные реликвии. (34)Я вспомнил, что в одном ленинградском доме висит на бронзовом кронштейне лампа. (35)По семейным праздникам ее заправляют керосином и зажигают.
(36)Она досталась от прадеда, сельского врача. (37)Он делал при ее свете операции. (38)С тех пор она переходит наследникам, обрела родословную и обросла множеством преданий.
(39)Семейные реликвии достойны уважения. (40)Я люблю дома, где сохраняют увесистые бархатные альбомы с семейными фотографиями. (41)Ларцы с письмами и открытками, написанными прабабушками. (42)Картины, литографии, может, и невесть каких художественных достоинств, но зато они висели и у родителей, и у родителей родителей. (43)Люблю семейные портреты, старые сервизы, старые книги, которые читали еще предки. (44)Мне всегда как-то пусто в доме, где все новенькое, блестящее, приобретенное только что. (45)Дом нуждается в старых, пускай малонужных вещах, которые переходят к детям.
(46)Человечество смеясь расстается со своим прошлым, заметил Маркс. (47)Это верно, и расставаться надо не жалея, но в этом смехе есть и что-то неблагодарное.
(48) Мир вещей обновляется всё быстрее, заступают новые и новые марки электроплит, холодильников, телевизоров, автомобилей, пылесосов. (49) Шкафы сменились стенками. (50)Плащи «болонья» — куртками. (51)Вместо патефонов — проигрыватели. (52)Вместо проигрывателей — магнитофоны. (53)Вместо ручек — фломастеры. (54)Вместо граммофонных пластинок — кассеты, их вытеснили диски. (55)Вещи мелькают, появляясь на короткое время, сменяются другими. (56)Мастикой полы натирать нет смысла, если паркет покрыт лаком. (57)Ванные колонки долой, заменим их газовым водогреем. (58)Водогрей долой, заменим его теплоцентралью. (59)Водогрей в металлолом. (60)Туда же старенький «ундервуд», швейную машинку «зингер», электроплитку… (61)Поломались? (62)В утиль! (63)Чего с ними возиться. (64)Это же не старина, ценности не имеет. (65)Старинные вещи — тем почет и уважение.
(66)Подзорные трубы, шпаги, камзолы, фисгармонии — с ними обращение бережное. (67)Их — в музей, руками не трогать, под стекло. (68)Про них рассказывают экскурсоводы. (69)За ними охотятся коллекционеры. (70)Их в каталоги вносят.
(71)Вещи же нашего детства еще не стали стариной. (72) Они не стали старинными и болтаются бездомно в чуланах, кладовках, всем мешая, пока их не выкинут на свалку.
(По Д.А. Гранину*)
*Даниил Александрович Гранин (1919-2017) – советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Почему меняется отношение к бытовым вещам?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для подготовки к написанию сочинения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку
Материал содержит 13 текстов, предназначенных для тренировки написания сочинения (задания 25) на ЕГЭ по русскому языку....

Сочинение по тексту Б. Екимова об отношении детей к своим пожилым родителям
Эта работа поможет при подготовке к ЕГЭ по русскому языку...
Сочинение по тексту И.Новикова из открытого банка заданий ФИПИ. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
работа поможет учащимся 10-11 классов поэтапно составить высказывания по предложенному тексту...

Сочинение по исходному тексту К.Г.Паустовского (задание № 27) ЕГЭ-2020
Сочинение написано по тексту, представленному в демонстрационном варианте КИМ ЕГЭ-2020. Работа представлена в таблице, в которой указаны составные части сочинения (с краткими требованиями и примерным ...

Тексты из ОТКРЫТОГО БАНКА ЗАДАНИЙ ФИПИ для сочинения 9.3
Документ содержит авто оглавление. Соответствует 2020 - 2021 учебному году...
Текст для правки
Данный материал пригодится для отработки 27 задания ЕГЭ. Выпускники научатся видеть чужие ошибки, чтобы самим более качественно писать сочинение в формате ЕГЭ...
Каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? Сочинение по тексту Чехова
Сочинение по тексту Чехова А.П каковы причины бесхозяйственного, варварского отношения к природным богатствам? 2 вариант нового сборника Дощинского Р.А Цыбулько для 27 задания 2025 по русскому языку 1...