Конспект урока по русскому языку в 10 классе «Мир лексики и фразеологии».
рабочие листы по русскому языку (10 класс)

Материал к открытому уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx45.72 КБ
Office presentation icon leksika_i_frazeologiya.ppt335.5 КБ
Microsoft Office document icon material_uchenikam.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение    «Ряжская СШ №4»

         Конспект урока по русскому языку в 10 классе

«Мир лексики и фразеологии».

Подготовила

учитель русского языка и литературы:

Тузлукова Н. О.

                                                         г. Ряжск

2023

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Мир лексики и фразеологии».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Вид урока:  урок развивающего контроля.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Оборудование урока: презентация, материал для учеников.  
Цель: 

  • Систематизировать изученное по лексике и фразеологии.
  • Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).
  • Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.
  •  Развивать культуру устной и письменной речи.
  •  Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.
  • Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

1. Вступительное слово учителя.
      Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок-практикум,  мы продолжаем повторять раздел «Лексика и фразеология». Где нам понадобятся эти знания?  Какие цели и задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

(Ответы учеников: систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу).

    На партах у вас лежат рабочие листы, подпишите их, в них вы будете работать на уроке.

          Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу. Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание № 4. На столах листы со словами. Ваша задача: в течение 2 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2 мин. расставляют ударение).
2. Орфоэпическая разминка.

Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, столяр, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, свекла, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

          Давайте проверим себя!  Работаем по цепочке.

(На доске слайд с правильными ответами).

(правильно: слИвовый, красИвее, закУпорить, позвонИт, столЯр, дефИс, нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, свЁкла, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).

      Сегодня мы с вами должны повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Лексика и фразеология».

3.  Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

      Проведём  фронтальный опрос  

     Я даю  определение, а вы называете  термин.

1. Словарный состав  языка. (Лексика)

2. Раздел лингвистики, изучающий слово как основную единицу языка и его словарный состав. (Лексикология)

3. Однокоренные лова, одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения. (Паронимы)

4. Слова, близкие по лексическому  значению, но разные по написанию и звучанию. (Синонимы)

5. Слова одной и той же части речи  с противоположным лексическим значением. (Антонимы)

6. Устойчивое сочетание слов, употреблённое в переносном значении. (Фразеологизм)

7. Слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. (Омонимы)

8. Это то, что слово обозначает (Лексическое значение слова)

9. Какой словарь поможет объяснить лексическое  значение слова?

10. Слова, имеющие одно лексическое  значение (Однозначные слова)

11. Слова, имеющие несколько лексических значений  (Многозначные слова) могут иметь прямое и переносное значения.

12. Прямое значение — это первичное (основное) значение слова.

Пример:

холодная (вода) — вода низкой температуры.

13. Переносное значение — это значение, которое возникло в результате переноса каких-либо свойств предмета, действия или признака на другие предметы, действия или признаки.

Пример:

холодный (взгляд) — безразличный взгляд.

14.Слова, сходные по значению только в данном контексте  (Контекстные синонимы)

15.  Слова, которые противопоставлены  по значению только в данном контексте (Контекстные антонимы)

А теперь выполним 24 задание ЕГЭ.

1. Из предложений 24-25 выпишите слово, употреблённое в переносном значении, которое в одном из прямых значений обозначает «склад оружия»

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире. 

2. Из предложений 19–24 выпишите слово, имеющее значение «не вполне открыто выражать недовольство, протест».

(19)Трудный путь это был! (20)Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. (21)Долго шли они... (22)Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! (23)И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. (24)А он шел впереди их и был бодр и ясен.

3. По лексическому значению узнайте  слово
и запишите его.

  • человек, который противится нововведениям (Консерватор).
  • направление развития (Тенденция).
  • система взглядов на природу и общество (Мировоззрение).
  •  лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. (Баллада).
  • освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Эмансипация).

4.Паронимы.

А теперь, ребята, выполним 5 задание ЕГЭ. На партах у вас лежат листочки с заданием.

Самостоятельная работа учащихся (запись на инд. листы) (Задание №  5 ЕГЭ)
1) Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Письма Елены так и не доходили до адресанта и возвращались обратно.

адресант

— Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение). 

адресат

— Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).

Имеются в виду люди, которым предназначалась почта, поэтому они—адресаты.

 2. Сегодня холодно, так что я одену тёплую куртку.

Надеть можно что-то на кого-то или на что-то, например, платье на куклу или перчатку на руку. 

Одеть можно только кого-то, например, одеть ребенка.

3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.

Удачливым может быть человек, живое существо. Это тот человек, которому сопутствует удача, везение, фортуна.

Удачный - это хороший, правильный, благоприятный.

4. Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и доверчивые отношения.
Доверительный — выражающий доверие
Примеры употребления: 
доверительная атмосфера, беседа, интонация; доверительные отношения;  доверительный разговор, тон.
Доверчивый — доверяющий, питающий доверие.
Примеры употребления: 
доверчивый ребёнок, человек, учитель; доверчивая девочка, доверчивое существо, доверчивые люди.
Ответ: (на слайде)
  Вопрос: какой словарь поможет вам при затруднении в правильном выборе слова?
7. Синомимы.

Теперь поработаем с синонимами.

1. Укажите, какое из слов является синонимом данному.

Благоразумный -

а) добродетельный

б) высоконравственный

в) благородный

г) здравомыслящий.

      Гуманный -

а) светлый        

б) человечный

в) необыкновенный

г) замечательный.

2.  Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…

А) безжизненный, мёртвый                      В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный        Г) беспощадный, жестокий.

                                       

3. Из предложения 2 выпишите синонимы.

(2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!»

 Из предложения 20 выпишите синонимы.

(20)Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове.

Из предложений 16 и 17 выпишите синонимическую пару.

 (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию.

Из предложений 6-7 выпишите контекстные синонимы.

(6) Только кочки да буераки указывали направление тропы. 

(7) Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.

Из предложений 14-15 выпишите контекстные синонимы.

(14) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет.

(15) Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Ответ:пробуждаютсявспыхивают

       раскрываетрасправляет

8. Антонимы.

1. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Ответ: плохоехорошее

2. Из предложений 39–45 выпишите антонимы (антонимическую пару). — (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» (44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

Ответ:беднякибогачам

3. Из предложений 11-12 выпишите контекстные антонимы.

(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

Ответ: ушлиживут

4. Из предложений 10-13   выпишите контекстные антонимы.

– (10) Всё возможно! – гаркнул плечистый, всегда занятый, обычно молчаливый мой сосед, не отрываясь от работы. – (11) Время – загадка. (12) Время может стоять и может очень быстро лететь – я сейчас поясню. (13) В нашем городе несколько лет назад произошёл такой случай.

9. Фразеологизмы.

         К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология». На экзамене вам встретятся задания, которые требуют знаний этого раздела. А что мы называем фразеологизмами? Это устойчивые сочетания,  они делают нашу речь яркой,  выразительной. Приведите примеры. Например, обвести вокруг пальца,  работать спустя рукава, зарубить на носу.

10.  РАБОТА В ПАРАХ  (задание 24 ЕГЭ)

Определите значение фразеологизмов, установите соответствие:

1.

Выйти  из  себя.

а

Стараться обмануть, перехитрить

2.

Апогей  славы.

б

Уязвимое место

3.

Стреляный воробей, тёртый калач

в

Быстро бежать

4.

Бросаться в глаза

г

Оказаться  в  затруднительном,  неловком  или

смешном положении.

5.

Вставлять палки в колёса, становиться поперёк пути, связывать по рукам и ногам

д

Опытный, бывалый человек

6.

Втирать очки, водить за нос, морочить голову, заговаривать зубы

е

Заниматься чем-либо бесполезным, попусту тратить время

7.

Бить баклуши, ворон считать

ж

Приходить   в   состояние   крайнего раздражения.

8.

Во весь дух, во всю прыть, на всех парах, сломя голову, высунув язык, без оглядки

з

Привлекать внимание

9.

Голова на плечах, семи пядей во лбу, ума палата

и

Умышленно мешать, чинить препятствия

10.

Медвежий угол

к

Глухое место

11.

Ахиллесова пята

л

Высшая  степень чьей-либо  популярности,

известности.

12.

  Попасть  впросак.

м

Быть cообразительным, умным, способным

Ответы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

ж

л

д

з

и

а

е

в

м

к

б

г

Задание 2.

Восстановите фразеологизмы, подобрав нужное слово. Установите соответствие:

А. … на ухо наступил

1. рыба

Б. белая …

2. ласточка

В. как … в воде

3. пчёлы

Г. … не валялся

4. ворона

Д. стреляный …

5. козёл

Е. болтлив как …

6. мышь

Ж. одна … весны не делает

7. комар

З. как … на мёд

8. медведь

И. священная …

9. бык

К. … отпущения

10. куры

Л. … носа не подточит

11. воробей

М. беден как церковная …

12. кошка

Н. денег … не клюют

13. синица

О. чёрная … пробежала

14. конь

П. лучше … в руках, чем журавль в небе

15. корова

Р. здоров как …

16. сорока

Ответ к заданию :

А 8

Б 4

В 1

Г 14

Д 11

Е 16

Ж 2

З 3

И 15

К 5

Л 7

М 6

Н 10

О 12

П 13

Р 9

11. Фразеологические загадки.

Теперь я предлагаю вам решить фразеологические загадки.
1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат.
3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Объясните значение данных фразеологизмов, составьте с ними предложения.

12. Рефлексия.

Я узнал... Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

13. Итог урока.
Итак, русский неизмеримо богат и разнообразен.  В современном русском языке содержится огромное количество лексических средств, которые делают нашу речь живой, выразительной, яркой.  Наш язык  насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. На этом уроке мы закрепили знания по лексике и фразеологии. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по данным разделам.

ОЦЕНИТЕ НАШ УРОК, РЕБЯТА!

14. Домашнее задание.

Упр. 18, 23,27 письменно, по заданию.


5.  ОМОНИМЫ.

  • Какой город парит над головами? - Орёл.
  • С какого крана не наберёшь воды? - С подъёмного.
  • Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? - Роман.
  • Какое государство летом можно носить на голове? - Панама.
  • В какой клетке не держат птиц и зверей? - В грудной.
  • Каким поясом нельзя подпоясаться? - Земным.

О каком языковом явлении  идёт речь?

6. Омоформы
- Какими частями речи могут быть слова
ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, КОСОЙ, СТЕКЛО в зависимости от контекста?
- Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.
Вопрос: вам необходимо уточнить значение слов-омонимов, а словаря омонимов у вас нет. Каким словарем вы воспользуетесь?

(Можно воспользоваться толковыми словарями под редакцией Ожегова С.И.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика и фразеология. Урок русского языка в 10 классе

Слайд 2

Цель: Систематизировать изученное по лексике и фразеологии. Учиться анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ. Развивать культуру устной и письменной речи. Развивать умение использовать в своей речи фразеологические обороты. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Слайд 3

Орфоэпическая разминка: Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, столяр, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, свекла, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Слайд 4

Правильное ударение: сл И вовый, крас И вее, зак У порить, позвон И т, стол Я р, деф И с, ,н А чал, О трочество, договор Ё нность, облегч И ть, ср Е дства, св Ё кла, кл А ла, опт О вый, прозорл И ва, б А нты, ш А рфы, катал О г, жалюз И , аэроп О рты, плодонос И ть.

Слайд 5

Из предложений 24-25 выпишите слово, употреблённое в переносном значении, которое в одном из прямых значений обозначает «склад оружия» (24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

Слайд 6

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

Слайд 7

Из предложений 19–24 выпишите слово, имеющее значение «не вполне открыто выражать недовольство, протест». (19)Трудный путь это был! (20)Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. (21)Долго шли они... (22)Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! (23)И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. (24)А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Слайд 8

(19)Трудный путь это был! (20)Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. (21)Долго шли они... (22)Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! (23)И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. (24)А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Слайд 9

По лексическому значению узнайте слово и запишите его. Человек, который противится нововведениям ( К ). Направление развития ( Т ). Система взглядов на природу и общество ( М ). Лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера ( Б ). Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах ( Э ).

Слайд 10

Правильный ответ: Человек, который противится нововведениям (Консерватор). Направление развития (Тенденция). Система взглядов на природу и общество (Мировоззрение). Лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера (Баллада). Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Эмансипация).

Слайд 11

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Письма Елены так и не доходили до адресанта и возвращались обратно. 2. Сегодня холодно, так что я одену тёплую куртку. 3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни. 4. Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и доверчивые отношения.

Слайд 12

Правильный вариант: 1.Письма Елены так и не доходили до адресата и возвращались обратно. 2. Сегодня холодно, так что я надену тёплую куртку. 3. Прозаик написал удачное произведение о современной жизни. 4. Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и доверительные отношения.

Слайд 13

адресант — Тот, кто отправляет информацию. адресат — Тот, кто получает информацию.

Слайд 14

Надеть можно что-то на себя, например, я надела платье. Одеть можно только кого-то, например, одеть ребёнка.

Слайд 15

Удачливым может быть человек. Это тот, кому сопутствует удача, везение, фортуна. Удачный - это хороший, правильный, благоприятный.

Слайд 16

Доверительный — выражающий доверие. Примеры употребления: доверительная атмосфера, беседа, интонация; доверительные отношения; доверительный разговор, тон. Доверчивый — доверяющий, питающий доверие. Примеры употребления: доверчивый ребёнок, человек, учитель; доверчивая девочка, доверчивое существо, доверчивые люди.

Слайд 17

1. Укажите, какое из слов является синонимом данному. Благоразумный - а) добродетельный б) высоконравственный в) благородный г) здравомыслящий.

Слайд 18

1. Укажите, какое из слов является синонимом данному. Гуманный - а) светлый б) человечный в) необыкновенный г) замечательный.

Слайд 19

Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… А) безжизненный, мёртвый Б) бесцеремонный, прямолинейный В ) безалаберный, безответственный Г) беспощадный, жестокий.

Слайд 20

Из предложения 2 выпишите синонимы. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» Ответ: ЯСНООТЧЁТЛИВО

Слайд 21

Из предложения 20 выпишите синонимы. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. Ответ: РАССТРОИЛЯОГОРЧИЛСЯ

Слайд 22

Из предложений 16 и 17 выпишите синонимическую пару. (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию. Ответ: РАЗЛИЧНЫНЕОДИНАКОВЫ

Слайд 23

Из предложений 6-7 выпишите контекстные синонимы. (6) Только кочки да буераки указывали направление тропы. (7) Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. Ответ: тропыниточка

Слайд 24

Из предложений 14-15 выпишите контекстные синонимы. (14) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. (15) Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков. Ответ:пробуждаютсявспыхивают раскрываетрасправляет

Слайд 25

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. Ответ: плохоехорошее

Слайд 26

Из предложений 39–45 выпишите антонимы (антонимическую пару). — (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» (44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы. Ответ: беднякибогачам

Слайд 27

Из предложений 11-12 выпишите контекстные антонимы. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней. Ответ: ушлиживут

Слайд 28

Из предложений 10-13 выпишите контекстные антонимы. – (10) Всё возможно! – гаркнул плечистый, всегда занятый, обычно молчаливый мой сосед, не отрываясь от работы. – (11) Время – загадка. (12) Время может стоять и может очень быстро лететь – я сейчас поясню. (13) В нашем городе несколько лет назад произошёл такой случай. Ответ: стоятьлететь

Слайд 30

Ответы:

Слайд 31

Восстановите фразеологизмы, подобрав нужное слово. Установите соответствие:

Слайд 32

ОТВЕТЫ:

Слайд 33

Фразеологические загадки: 1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. 2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. 3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. 4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Слайд 34

Рефлексия: Я вспомнил… Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... У меня получилось... Мне захотелось... Мне было интересно…

Слайд 35

Итог урока: Русский язык неизмеримо богат и разнообразен. В современном русском языке содержится огромное количество лексических средств, которые делают нашу речь яркой, живой, выразительной. На этом уроке мы закрепили знания по лексике и фразеологии, рассмотрели типы заданий ЕГЭ по данным разделам.

Слайд 36

Домашнее задание: Упр. 18, 23, 27 письменно, по заданию.

Слайд 37

О каком языковом явлении идёт речь? Какой город парит над головами? С какого крана не наберёшь воды? Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? Какое государство летом можно носить на голове? В какой клетке не держат птиц и зверей? Каким поясом нельзя подпоясаться?

Слайд 38

Какой город парит над головами? - Орёл . С какого крана не наберёшь воды? - С подъёмного. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? - Роман. Какое государство летом можно носить на голове? - Панама . В какой клетке не держат птиц и зверей? - В грудной. Каким поясом нельзя подпоясаться? - Земным. Правильный вариант:

Слайд 39

Ответьте на вопрос: Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО в зависимости от контекста? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.



Предварительный просмотр:

Ф. И. учащегося________________________________________

Рабочий лист к уроку  «Мир лексики и фразеологии».

Задание № 1.

 Расставить ударение в предложенных словах. 

Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, столяр, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, свекла, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Задание № 2

1. Из предложений 24-25 выпишите слово, употреблённое в переносном значении, которое в одном из прямых значений обозначает «склад оружия»

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире. 

Ответ:____________________________

2. Из предложений 19–24 выпишите слово, имеющее значение «не вполне открыто выражать недовольство, протест».

(19)Трудный путь это был! (20)Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. (21)Долго шли они... (22)Всё гуще становился лес, всё меньше было сил! (23)И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то. (24)А он шел впереди их и был бодр и ясен.


Ответ:________________________________

3. По лексическому значению узнайте  слово
и запишите его.

  • Человек, который противится нововведениям ___________________
  • Направление развития ___________________
  • Система взглядов на природу и общество _________________
  •  Лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера________________
  • Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах ____________________

Задание № 3. Самостоятельная работа.

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.                      Запишите подобранное слово.

1. Письма Елены так и не доходили до адресанта и возвращались обратно.

2. Сегодня холодно, так что я одену тёплую  куртку.

3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.

4. Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и доверчивые отношения.


1. ___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

Задание № 4        

1. Укажите, какое из слов является синонимом данному.

Благоразумный -

а) добродетельный

б) высоконравственный

в) благородный

г) здравомыслящий.

      Гуманный -

а) светлый        

б) человечный

в) необыкновенный

г) замечательный.

2.  Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…

А) безжизненный, мёртвый                      В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный        Г) беспощадный, жестокий.

                                       

3. Из предложения 2 выпишите синонимы.

(2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!»

Ответ:___________________________________________

 Из предложения 20 выпишите синонимы.

(20)Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове.

Ответ:_______________________________

Из предложений 16 и 17 выпишите синонимическую пару.

 (16)В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости? (17)Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию.

Ответ:________________________________________

Из предложений 6-7 выпишите контекстные синонимы.

(6) Только кочки да буераки указывали направление тропы.

(7) Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко.

Ответ:_____________________________________________

Из предложений 14-15 выпишите контекстные синонимы.

(14) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет.

(15) Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

Ответ:_______________________________________________________________

Задание № 5

1. Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Ответ:___________________________________________

2. Из предложений 39–45 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

— (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» (44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

Ответ:____________________________________________

3. Из предложений 11-12 выпишите контекстные антонимы.

(11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

Ответ:______________________________________________

4. Из предложений 10-13   выпишите контекстные антонимы.

– (10) Всё возможно! – гаркнул плечистый, всегда занятый, обычно молчаливый мой сосед, не отрываясь от работы. – (11) Время – загадка. (12) Время может стоять и может очень быстро лететь – я сейчас поясню. (13) В нашем городе несколько лет назад произошёл такой случай.

Ответ:__________________________________________________________

Задание № 6

 РАБОТА В ПАРАХ  (задание 24 ЕГЭ)

Определите значение фразеологизмов, установите соответствие:

1.

Выйти  из  себя.

а

Стараться обмануть, перехитрить

2.

Апогей  славы.

б

Уязвимое место

3.

Стреляный воробей, тёртый калач

в

Быстро бежать

4.

Бросаться в глаза

г

Оказаться  в  затруднительном,  неловком  или

смешном положении.

5.

Вставлять палки в колёса, становиться поперёк пути, связывать по рукам и ногам

д

Опытный, бывалый человек

6.

Втирать очки, водить за нос, морочить голову, заговаривать зубы

е

Заниматься чем-либо бесполезным, попусту тратить время

7.

Бить баклуши, ворон считать

ж

Приходить   в   состояние   крайнего раздражения.

8.

Во весь дух, во всю прыть, на всех парах, сломя голову, высунув язык, без оглядки

з

Привлекать внимание

9.

Голова на плечах, семи пядей во лбу, ума палата

и

Умышленно мешать, чинить препятствия

10.

Медвежий угол

к

Глухое место

11.

Ахиллесова пята

л

Высшая  степень чьей-либо  популярности,

известности.

12.

  Попасть  впросак.

м

Быть cообразительным, умным, способным

Ответы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Оцените наш урок:

  • Было интересно, мне понравился урок .
  • Было скучно, мне не понравился урок 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Диалектная лексика Астраханского края", 5 класс

Конспект данного урока составлен по учебной программе под редакцией С.И. Львовой в рамках темы "Лексика ограниченного употребления" и связан с внедрением регионального компонента на уроках русского яз...

Урок по русскому языку. 6 класс. Раздел "Лексика".

Тип урока: повторительно – обобщающий с использованием ИКТ./ Проводится в конце изучения темы с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся/Тема: Повторение изученного по разделу ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология"

Разработка урока по русскому языку: "Путешествие по стране Лексика и Фразеология " 6 класс...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...