Урок по русскому языку. 6 класс. Раздел "Лексика".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Цхварадзе Татьяна Викторовна

Тип урока: повторительно – обобщающий с использованием ИКТ.

/ Проводится в конце изучения темы с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся/

Тема: Повторение изученного по разделу «Лексика».

Цель урока: Повторить и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика»

Задачи урока:

Образовательная -  выявить уровень знаний учащихся по данному разделу (включая термины, теоретические вопросы, умения применять знания на практике), повторить орфографические и пунктуационные правила.

Развивающая -  формировать умение анализировать и представлять полученные результаты.

Воспитательная – совершенствовать навыки коллективной работы,  формировать культуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_russkomu_yazyku.zip333.89 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект урока по русскому языку

                     6 класс. Раздел «Лексика»

Тип урока: повторительно – обобщающий с использованием ИКТ.

/ Проводится в конце изучения темы с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся/

Тема: Повторение изученного по разделу «Лексика».

Цель урока: Повторить и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика»

Задачи урока:

Образовательная -  выявить уровень знаний учащихся по данному разделу (включая термины, теоретические вопросы, умения применять знания на практике), повторить орфографические и пунктуационные правила.

Развивающая -  формировать умение анализировать и представлять полученные результаты.

Воспитательная – совершенствовать навыки коллективной работы,  формировать культуру речи.

Оборудование: словари, компьютер, интерактивная доска.

                                                  Ход урока.

1. Организационный момент.

     Приветствие, установка на внимание.

2. Постановка цели урока. (3 мин.)

- Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме «Лексика».

Урок состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет оценен (Слайд №1)

    / Практические задания – дифференцированные задания, с учетом индивидуальных возможностей учащихся./

  3. Ход урока – зачета (основной материал).

   -  Открываем тетради (контрольные), записываем число, на полях номер варианта (ученики вправе сами выбрать номер варианта, реально оценивая свои возможности).

     1). Словарный диктант (работает весь класс): лингвистика, литературный язык, словарный состав, лексический запас, лексикон, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, диалекты, профессионализмы, общеупотребительные слова, заимствованные слова, фразеологизмы. (5 мин.)

     2). «Мозговая атака». (15 мин.)

     К доске выходят ребята и задают вопросы другим ученикам по принципу: вопрос – ответ. Вопросы готовятся заранее, дома, каждым учеником. Внимание учителя направлено на то, чтобы вопросы были четко сформулированы, задающий вопрос знает правильный ответ.

     Варианты вопросов (ответов):

     - Что изучает лексика?                   (Лексика изучает словарный состав языка)

     - Как называется раздел лингвистики, в котором изучается лексика?  

                                                                   (Лексикология)                                                                                                                                                                                                                   

     - Что является лексическим значением слова?

 ( То, что обозначает отдельное самостоятельное слово; например, мост – сооружение для перехода через что – либо (реку, овраг и т.п.).

     - Назовите словари русского языка, которые помогают раскрыть лексическое значение слова.

( Толковый словарь С.Н. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь современного русского литературного языка , Словарь В.И. Даля и т.д.)

     - Какие слова являются однозначными, многозначными? ( Однозначные  одно лексическое значение, многозначные несколько лексических значений)…

     В конце опроса отвечающим выставляется оценка.

     3). Письменная работа по вариантам. Возможно использование толковых словарей. (20 мин.)

1 вариант. Работа по карточкам.

                                            Карточка. Вариант № 1

     1. Назовите (запишите) слова по их лексическому значению: тот, кто работает в шахте; кто плавит металл

     2. Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант.

     3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова,  использующиеся в наши дни: персты, шелом, чаять.

     4. Сколько антонимов может быть у слов: кислый, тупой, сухой? Назови их (приведи пример).

     5. Составь и запиши предложения с парами слов: месяц – месяц, замок – замок.  Как называются такие слова?

                                 Ответы учеников.

     1. Шахтер, металлург.

     2. Адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление, адресант – тот, кто посылает почтовое отправление.

     3. Персты –наперсток, перчатки, пальцы; шелом –ошеломить; чаять- нечаянный.

    4. Кислый – сладкий (1); тупой – острый (1); сухой – влажный, мокрый, сырой (3);

     5. Месяц – месяц – омонимы; замок – замок – омографы.  Январь – зимний месяц. Месяц освещал тропинку в парке. Ворота закрыты на замок. Рыцарь подъехал к незнакомому замку.

     2 вариант. Работа с текстом. Слайд №2

Ответы учеников.

     Антонимы: белый – чёрный, лёгкий – тяжёлый; текстовые синонимы: снег, снежок, покрывало, он; сравнения: снег – болото( метафора).

     Земля – твёрдая почва. Земля – планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца. 

5. Итог урока. Сбор тетрадей. (2 мин.)

6. Домашнее задание. Рекомендации учителя.

-  Кто чувствует, что с работой не справился, подойти, взять карточку с заданием на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...