Урок по русскому языку. 6 класс. Раздел "Лексика".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тип урока: повторительно – обобщающий с использованием ИКТ.
/ Проводится в конце изучения темы с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся/
Тема: Повторение изученного по разделу «Лексика».
Цель урока: Повторить и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика»
Задачи урока:
Образовательная - выявить уровень знаний учащихся по данному разделу (включая термины, теоретические вопросы, умения применять знания на практике), повторить орфографические и пунктуационные правила.
Развивающая - формировать умение анализировать и представлять полученные результаты.
Воспитательная – совершенствовать навыки коллективной работы, формировать культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.zip | 333.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
6 класс. Раздел «Лексика»
Тип урока: повторительно – обобщающий с использованием ИКТ.
/ Проводится в конце изучения темы с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся/
Тема: Повторение изученного по разделу «Лексика».
Цель урока: Повторить и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика»
Задачи урока:
Образовательная - выявить уровень знаний учащихся по данному разделу (включая термины, теоретические вопросы, умения применять знания на практике), повторить орфографические и пунктуационные правила.
Развивающая - формировать умение анализировать и представлять полученные результаты.
Воспитательная – совершенствовать навыки коллективной работы, формировать культуру речи.
Оборудование: словари, компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, установка на внимание.
2. Постановка цели урока. (3 мин.)
- Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме «Лексика».
Урок состоит из нескольких этапов, каждый из которых будет оценен (Слайд №1)
/ Практические задания – дифференцированные задания, с учетом индивидуальных возможностей учащихся./
3. Ход урока – зачета (основной материал).
- Открываем тетради (контрольные), записываем число, на полях номер варианта (ученики вправе сами выбрать номер варианта, реально оценивая свои возможности).
1). Словарный диктант (работает весь класс): лингвистика, литературный язык, словарный состав, лексический запас, лексикон, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, диалекты, профессионализмы, общеупотребительные слова, заимствованные слова, фразеологизмы. (5 мин.)
2). «Мозговая атака». (15 мин.)
К доске выходят ребята и задают вопросы другим ученикам по принципу: вопрос – ответ. Вопросы готовятся заранее, дома, каждым учеником. Внимание учителя направлено на то, чтобы вопросы были четко сформулированы, задающий вопрос знает правильный ответ.
Варианты вопросов (ответов):
- Что изучает лексика? (Лексика изучает словарный состав языка)
- Как называется раздел лингвистики, в котором изучается лексика?
(Лексикология)
- Что является лексическим значением слова?
( То, что обозначает отдельное самостоятельное слово; например, мост – сооружение для перехода через что – либо (реку, овраг и т.п.).
- Назовите словари русского языка, которые помогают раскрыть лексическое значение слова.
( Толковый словарь С.Н. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь современного русского литературного языка , Словарь В.И. Даля и т.д.)
- Какие слова являются однозначными, многозначными? ( Однозначные одно лексическое значение, многозначные несколько лексических значений)…
В конце опроса отвечающим выставляется оценка.
3). Письменная работа по вариантам. Возможно использование толковых словарей. (20 мин.)
1 вариант. Работа по карточкам.
Карточка. Вариант № 1
1. Назовите (запишите) слова по их лексическому значению: тот, кто работает в шахте; кто плавит металл 2. Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант. 3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, использующиеся в наши дни: персты, шелом, чаять. 4. Сколько антонимов может быть у слов: кислый, тупой, сухой? Назови их (приведи пример). 5. Составь и запиши предложения с парами слов: месяц – месяц, замок – замок. Как называются такие слова? |
Ответы учеников.
1. Шахтер, металлург.
2. Адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление, адресант – тот, кто посылает почтовое отправление.
3. Персты –наперсток, перчатки, пальцы; шелом –ошеломить; чаять- нечаянный.
4. Кислый – сладкий (1); тупой – острый (1); сухой – влажный, мокрый, сырой (3);
5. Месяц – месяц – омонимы; замок – замок – омографы. Январь – зимний месяц. Месяц освещал тропинку в парке. Ворота закрыты на замок. Рыцарь подъехал к незнакомому замку.
2 вариант. Работа с текстом. Слайд №2
Ответы учеников.
Антонимы: белый – чёрный, лёгкий – тяжёлый; текстовые синонимы: снег, снежок, покрывало, он; сравнения: снег – болото( метафора).
Земля – твёрдая почва. Земля – планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца.
5. Итог урока. Сбор тетрадей. (2 мин.)
6. Домашнее задание. Рекомендации учителя.
- Кто чувствует, что с работой не справился, подойти, взять карточку с заданием на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...