Открытое занятия: « Крылатые слова»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Цели:
- Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова.
- Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
Задачи:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: « Крылатые слова»
Цели:
- Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова.
- Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
Задачи:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
1.Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.
2.Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Минутка чистописания:
Ум тл ал вол яма
2.Повторение пройденного материала.
а) Морфемный разбор слова (по составу слова)
уходили, пароходы, пылесос.
б) Разбор предложений по главным членам.
Пушистые хлопья снега падали на землю.
Мальчик рисовал красками кисточкой.
3. Мотивация.
Начнем свою работу «с разминки ума».
Развивающие задания «Чудесные превращения слов»
4.Конкурс «Отгадай слово»
1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)
2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)
5.Конкурс: Анаграммы
Переставь местами буквы и образуй новые слова.
лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)
6. «Грамматическая арифметика»
Череп – п + муха =? (Черемуха)
Куртка – тка +ица=? (Курица)
Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)
Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)
Сосна – на + ка = ? (Соска)
7. Введение в новую тему.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Игра:« Доскажи словечко»
• Ежата - детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых... (рукавицах).
Е. Серова
Держать в ежовых рукавицах - относиться строго.
• За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря,
А потом сказал: «Друзья
Не в своей ... (тарелке) я».
А. Шибаев
Лез в бутылку - обижался.
Не в своей тарелке - чувствовать себя неловко.
• Слыхали бобы о грибах.
Пошли бобы по грибы.
А грибы забрались под дубы,
И остались бобы ... (на бобах).
А. Викторов
Остаться на бобах - остаться ни с чем.
Что использовали мы для большей выразительности?
Крылатые выражения.
8. Информационный блок.
-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)
-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.)
-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)
Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.
ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потомстали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.
Устойчивые обороты мы часто слышим в устной речи. Используются они и в художественной литературе; они ярки и выразительны:
• пропустить мимо ушей - прослушать;
• путаться под ногами –мешать;
• зарубить на носу – запомнить;
• кот наплакал - мало.
1. «Найди соответствия»
- обманывать (водить за нос…)
- замолчать (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)
- преувеличивать (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)
- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)
2. «Замени выражение одним словом».
Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
рукой подать – (близко),
зарубить на носу – запомнить;
куры не клюют – много;
душа в пятки ушла – испуг.
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
3. «Вспомни сказку».
- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)
- битый не битого везет;(Лиса и волк)
- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)
4. «Узнай животного» (вопрос – ответ).
- голоден, как …(волк)
- хитер, как … (лис)
!- надут, как … (индюк)
!- труслив, как…( заяц)
- неповоротлив, как …( медведь)
!- нем, как …(рыба)
- Как вы понимаете отмеченные выражения?
5. «Закончи выражение» (устно)
Сколько лет…(сколько зим)
Добро…(пожаловать)
Не тут-то …(было)
Идти нога…(в ногу)
Не по дням…(а по часам)
Мастер на все…(руки).
6.« Крылатые слова в стихах»
Простая истина
Живите ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться
А как войти потом обратно?
Вход и выход
В жизни есть тропинки, есть пути…
Выбирай их очень осторожно!
Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)
Выйти из него мгновенно можно!
- Какие фразеологизмы вы услышали?
7. Рефлексия
Запомните!
1. Многие крылатые слова близки по значению одному слову.
2. В них не разрешается заменять одно слово другим, переставлять слова.
3. Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы.
Какие фразеологические обороты вы знаете? Как еще называют такие обороты? (Идиомы.)
Дети приводят примеры.
Держать язык за зубами - молчать.
Сломя голову - стремительно.
За тридевять земель - далеко.
Во весь дух - быстро.
Морочить голову - обманывать.
В час по чайной ложке - медленно.
Рукой подать - близко.
Прикусить язык - замолчать.
Вписать вместо точек названия животных.
Голоден как ... Неповоротлив как ...
Хитер как ... Надут как ...
Труслив как ... Нем как ...
Откуда произошли выражения:
• где раки зимуют;
• из кожи вон лезет;
• спит с открытыми глазами?
Ответ. Выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно. На ловлю раков посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
«Лезть из кожи вон» и «спать с открытыми глазами» - эти обороты связаны с животным миром. Меняют, то есть вылезают из своей кожи раки, змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто во сне все видят.
Замени обороты одним словом:
бить баклуши;
гонять лодыря;
сидеть сложа руки.
Ответ: все эти обороты можно заменить словом «бездельничать». Это синонимы.
4Игра «Кто больше?».
Каждый из играющих на листе бумаги должен записать возможно больше устойчивых оборотов со словами голова, нос, рука, нога, палец, ухо, зуб, язык.
Ответы могут быть такими:
✏ как снег на голову - внезапно;
✏ дать голову на отсечение - говорить правду;
✏ морочить голову - говорить неправду;
✏ сломя голову - очень быстро.
Кто больше запишет фразеологических оборотов, выбрав слово, тот победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
В игровой форме ученики показывают знания по фразеологии, эрудицию, умение работать в группе....
Учебный проект "«Воздух и ветер в крылатых словах и фразеологических оборотах».
Учебный исследовательский проект «Воздух и ветер в крылатых словах и фразеологических оборотах». разработан в рамках общешкольной научно-практической конференции, б...
Крылатые слова и выражения
Презентация внеклассного мероприятия по русскому языкуИз истории русских слов и выражений. Почему мы так говорим?...

Викторина "Крылатые слова и выражения"
Викторина предназначена для учащихся 7-9 классов. Может проводиться на уроке русского языка, литературы, при проведении предменой недели. Позволяет не только проверить знания учащихся по разделу "Фраз...

Презентация "Фразеологизмы и крылатые слова"
В презентации в увлекательной форме рассказываесят о фразеологизмах и крылатых выражениях и предлагается ряд заданий для выполнения....

Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)
Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов п...

9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...