Презентация "Фразеологизмы и крылатые слова"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме
В презентации в увлекательной форме рассказываесят о фразеологизмах и крылатых выражениях и предлагается ряд заданий для выполнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.pptx | 898.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, употребляется как некоторое целое , не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Крылатые слова — устойчивые выражения образного или афористического характера, вошедшие в лексику из исторических либо литературных источников и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности.
ПРИМЕРЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
СЕСТЬ В КАЛОШУ Оказаться в нелепом и смешном положении. Потерпеть неудачу.
ДЕЛО В ШЛЯПЕ 1. Оборот восходит к старинному обычаю решать всякие спорные дела жеребьёвкой: в шляпу бросали монеты, кусочки свинца или другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того "дело в шляпе", т.е. никто уже не может у него отнять полученного волею судьбы. 2. Фразеологизм связан со старинным способом доставки почты, когда сообщение доставлялось специальными курьерами - гонцами. Очень важные бумаги, "дела", как их тогда называли, зашивались под подкладку шапки или шляпы, чтобы не привлекать внимания грабителей .
ВОДИТЬ ЗА НОС В не столь давние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетому в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и выполнять нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей. Со временем выражение стало применяться в более широком смысле - "вводить в заблуждение кого-либо "
ВИЛАМИ ПО ВОДЕ ПИСАНО Выражение «Вилами по воде писано» происходит из славянской мифологии. Сегодня оно означает маловероятное , сомнительное и вряд ли возможное событие. В славянской мифологии вилами назывались мифические существа, живущие в водоёмах. По преданию они могли предсказывать судьбу, записывая её на воде. До сих пор «вилы» в некоторых русских диалектах означают «круги». Во время гадания по воде в реку бросали камешки и по форме образующихся на поверхности кругов, их пересечениям и размерам предсказывали будущее. А так как предсказания эти не точны и редко сбываются, то «вилами по воде писано» стали говорить о маловерояном событии .
ЗАРЫВАТЬ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ Слово «талант» первоначально означало вес металла, затем название денежной единицы. Выражение возникло из евангельской притчи о том, как один человек перед отъездом в чужую страну поручил рабам охранять имение, при этом дал каждому деньги по его силе: одному рабу пять талантов, второму — два, а третьему — один. Первые два раба отдали деньги ростовщику под проценты, а третий зарыл свой талант в землю. Когда хозяин вернулся и потребовал у них отчета, то рабы, отдавшие деньги ростовщику, вернули ему в два раза больше, и хозяин похвалил их. Третий принес один талант и сознался, что никакой прибыли у него нет. Хозяин понял, что перед ним ленивый человек, и выгнал его. Позже слово «талант» стало синонимом выдающихся способностей человека в какой-либо области, а выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении «не использовать имеющиеся способности».
Какие фразеологизмы и крылатые выражения из произведений русских писателей в ы знаете?
Остаться у разбитого корыта Остаться ни с чем, потерпеть крах всех своих надежд. Первоисточник: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина А В аська слушает, да ест! Фраза употребляется к человеку, который совершенно равнодушен к высказанным ему упрекам о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело . Первоисточник: басня «Кот и повар» И.А. Крылова. "Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!" (А Васька слушает, да ест .)
Медвежья услуга Услуга , приносящая вместо помощи вред, неприятность. Первоисточник: басня «Пустынник и медведь» (1818) И. А. Крылова. В басне говорится о том, как Медведь, желая услужить своему другу Пустыннику (отшельнику) и прихлопнуть муху, севшую тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника . В крыловском произведении выражения «медвежья услуга» нет: оно сложилось позднее, как читательский комментарий к сюжету и морали этой басни и в таком виде вошло в фольклор. Попасть с корабля на бал О человеке, попадающем после долгого отсутствия, путешествия на какое-л. празднество. О чьем-либо резком, стремительном переходе из одной обстановки в другую, от одних занятий к другим, о быстрой смене ситуаций. Первоисточник - роман "Евгений Онегин" А. С. Пушкина (1823-1831): «И путешествия ему, Как всё на свете, надоели, Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал.»
Закончите предложения фразеологизмами Он выделялся в толпе, был каким-то другим, слыл… (белой вороной) Это произведение я знаю, как …. (свои пять пальцев) Я так ждала этого письма! Получив его, я была на … (седьмом небе от счастья) Что-то я ужасно проголодался, надо бы … (заморить червячка) Темные тучи сгущались, раздался гром, начался сильный ливень, мы попали под дождь и … (промокли до нитки) Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как … (белка в колесе)
Продолжите ряд фразеологизмов : На краю света, у черта на куличиках, куда Макар телят не гонял … (за тридевять земель) Кот наплакал, с гулькин нос, на один зуб … (с маковую росинку) Семь пядей во лбу, светлая голова, мудрость змия … (ума палата) В голове ветер, с ног на голову, без царя в голове, садовая голова … (каша в голове) Со всех ног, на всех парусах, сломя голову, во всю прыть … (только пятки сверкают) Бить баклуши, работать спустя рукава, собак гонять, валить через пень-колоду … (плевать в потолок)
Замените фразеологизм одним словом: 1) Рог изобилия … (богатство) 2) Обвести вокруг пальца (обмануть) 3) Вешать нос ( унывать) 4) Намотать себе на ус (запомнить) 5) Пальцем в небо (наугад) 6) Во всю глотку (громко) 7) Как по маслу (легко, складно) 8) Перегнуть палку (перестараться) 9) Сесть в калошу (опозориться) 10) Тянуть кота за хвост (медлить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
В игровой форме ученики показывают знания по фразеологии, эрудицию, умение работать в группе....
Учебный проект "«Воздух и ветер в крылатых словах и фразеологических оборотах».
Учебный исследовательский проект «Воздух и ветер в крылатых словах и фразеологических оборотах». разработан в рамках общешкольной научно-практической конференции, б...
Крылатые слова и выражения
Презентация внеклассного мероприятия по русскому языкуИз истории русских слов и выражений. Почему мы так говорим?...
Викторина "Крылатые слова и выражения"
Викторина предназначена для учащихся 7-9 классов. Может проводиться на уроке русского языка, литературы, при проведении предменой недели. Позволяет не только проверить знания учащихся по разделу "Фраз...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
Данная викторина предназначена для учеников 6, 7 класса, занимающихся по УМК М.Т. Баранова и др....
Источники крылатых слов и выражений
Источники крылатых слов и выражений...
9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...