Практическое занятие № 1 по предмету "Культура речи"
учебно-методический материал по русскому языку

Ефремова Карина Владимировна

Практическое занятие № 1 по культуре речи для студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_no1_kultura_rechi.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие No1

Предмет культуры речи. Основные понятия курса. Условия эффективной речевой коммуникации. Невербальное общение. Речевой этикет

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дикцию помогает быстро настроиться на активную работу и «разбудить» органы речи. Сядьте прямо и на улыбке произнесите скороговорку в быстром темпе хором. Ритмичные хлопки преподавателя помогут аудитории поймать об- щий темп. Второй раз произнесите скороговорку чуть быстрее.

Говорили в ГИБДД учи ПДД, а то ДТП. Попал в ДТП, учу ПДД, не люблю ГИБДД.

Константин констатировал констатацию фактов в конституции

Основные понятия темы

Культура речи, коммуникация, язык, речь, коммуникатив- ные качества речи, функции языка, литературный язык, нелите- ратурные формы национального языка, жаргон, диалект, про- сторечие, языковая личность, визуал, аудиал, кинестетик, диги- тал, невербальное общение, речевой этикет.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой речевая ситуация?
2. Какие выделяют аспекты культуры речи?
3. Какие коммуникативные качества свойственны речи культурного человека?
4. В чем различие понятий «язык» и «речь»?
5. Какие функции выполняет русский язык?

7. Чем отличаются понятия «жаргон», «арго», «сленг», «про- сторечие», «диалект»? Каким образом можно усилить свою коммуникативную позицию?

8. Как определить ведущий канал восприятия человека?

9. Что представляет собой речевой этикет? Для чего он нужен?

10. Что о человеке могут рассказать мимика, жесты, поза? Какие еще невербальные средства общения вы знаете?

11. Какую роль играет в речи интонация?

ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ

Задание 1

Проанализируйте собственную речь или речь вашего друга (однокурсника, члена семьи), расскажите, какие коммуникативные качества ей присущи. Обоснуйте свою точку зрения.

Кроме литературного языка существуют и нелитературные формы. Употребление этих языковых форм каким-то образом ограничено – территориально, социально, профессионально. Речь, характерная для определенной местности, называется территориальным диалектом (говором), а территориально маркированные слова – диалектизмами.

Речь социальной группы называют социальным диалек- том или жаргоном. Жаргонизмы, используемые людьми одной профессии, называют профессионализмами.

Сленг – это тоже социальный диалект, это молодежный жаргон. Жаргон призван подчеркнуть принадлежность к опре- деленной социальной группе, это маркер в системе опознавания «свой/чужой». Но существует и арго – тайный язык, цель ис- пользования которого в сохранении информации, важной для социальной группы, втайне от непосвященных, чужаков (воров- ское арго). Слова такого «тайного» языка называются арготиз- мами.

Задание 2

Распределите слова на группы «диалектизмы», «профес- сионализмы», «арготизмы», «сленг». Обратите внимание, какие слова имеют «близнецов» в литературном языке, а какие упо- требляются только в пределах нелитературной формы языка.

Рыжье (золото), шапка (заголовок), децл (немного, маленький), лопатник (бумажник), курень (жилище), продвинутый (знающий), заслушать (прослушать что-то, публично оглашае- мое), забить (не обращать внимания).

Задание 3

Создайте портрет своей языковой личности (или личности известного общественного деятеля, политика, журналиста), проанализировав свою (его) речь по плану.

1. В какой социальной среде происходило формирование и развитие личности (семья, круг общения, школа, культурный контекст, национальная группа, увлечения, профессия)?

2. Какие психологические особенности отразились в речи исследуемой личности (возраст, пол, тип темперамента и акцентуация характера)?

3. Насколько активно и успешно используются при общении невербальные средства?

4. Какие коммуникативные качества присущи речи исследуемой личности?

5. Насколько успешно личность инициирует общение, достигает цели коммуникации?

6. Успешно ли соблюдаются в речи нормы русского литературного языка?

7. Развит ли навык языкового самоанализа? Осознает ли личность особенности собственной речи, работает ли над повышением уровня культуры речи?

Портрет языковой личности (речевой портрет) – это отражение личности человека в его речевом поведении.

Модель ответа

Самую важную роль в развитии моей языковой личности сыграла семья. Именно в кругу семьи я получил представление о нормативном аспекте русского литературного языка, так как мои мама и бабушка – преподаватели-лингвисты. Они привили мне любовь к чтению, что значительно расширило мой словарный запас.

В школе эти знания закрепились, речь стала разнообразнее, мой активный словарь пополнился жаргонизмами, я стал использовать сленг. В моей речи также встречаются диалектизмы (запон – фартук, мост – часть деревенского дома), так как каждое лето я провожу в деревне у второй своей бабушки. По причине восприимчивости к особенностям языка окружающих меня деревенских жителей я легко адаптируюсь к новой речевой ситуации и начинаю активно использовать местный диалект.

В моей речи также встречаются слова спортивной тематики (вне игры, пас, сравнять счет), так как я серьезно занимаюсь футболом и много времени провожу с ребятами из команды.

Я могу причислить себя к холерикам. Я быстро двигаюсь и говорю, активно жестикулирую во время разговора. Мое настроение часто меняется. Я назвал бы себя экстравертом, так как мне необходимо общение, я люблю быть в центре внимания и общаться сразу со многими людьми. Мне легко заговорить даже с незнакомым человеком. Я уверен, что смогу найти общий язык с любым собеседником. Моя речь не слишком образная, но разнообразная, у меня большой словарный запас, встречаются слова-паразиты, но я с ними борюсь. Я привык четко выражать свои мысли.

Я стараюсь придерживаться в своей речи норм литературного языка, но частенько допускаю ошибки в постановке ударения в сложных словах. Я стараюсь над этим работать и почаще заглядывать в словарь.

Невербальное общение – коммуникация без использования слов. К невербальным средствам относятся жесты, мимика, темп речи, интонация, движения тела, взгляды и многое другое.

Задание 4

Попробуйте определить по описанию его позы и жестов, в каком настроении находится человек, готов ли он к общению.

1. Руки скрещены на груди, «завязаны в узел», взгляд исподлобья.

2. Руки в карманах, ноги скрещены, подбородок поднят.

3. Прямой взгляд, открытые ладони при жестикуляции, плечи расправлены, открытая улыбка.

4. Руки заведены за спину, взгляд устремлен вверх.

Задание 5

Без слов дайте собеседнику понять, что вы...

1) одобряете его действия.
2) рады его видеть.
3) не хотите разговаривать с ним.

4) спешите.
5) не уверены в правильности его поступка.

Интонация – это ритмическая и мелодическая сторона речи. Компоненты интонации – тембр, интенсивность, паузы, мелодика. Частью интонационной организации речи является ударение. Оно может быть не только словесным (когда один из гласных звуков в слове отличается по длине и громкости). Ударение может выделять слово в предложении, обозначая смысловой центр фразы, какова она по цели высказывания (повествовательная, вопросительная, побудительная) – это фразовое ударение. При помощи логического ударения мы можем подчеркнуть особую важность слова в предложении.

Задание 6

Прочитайте предложения, одинаковые по составу слов, но различные по цели высказывания. Понаблюдайте за фразовым ударением. Скажите, в какой ситуации они могут быть произнесены.

1. Снег идет. Снег идет? Снег идет!

2. Он сегодня не придет. Он сегодня не придет? Он сегодня не придет!

3. Мы едем в гости. Мы едем в гости? Мы едем в гости!

Задание 7

Прочитайте фразы, выделив при помощи логического ударения разные слова, и объясните, как смещаются смысловые акценты, меняется смысл.
Например: ОН сегодня пришел? (Должен был прийти кто-то другой.) Он сегодня ПРИШЕЛ? (Обычно приезжает на транспорте.) Он СЕГОДНЯ пришел? (Ждали его только завтра.)

  1. Там проходит мастер-класс по тайм-менеджменту.
  2. Вчера было жутко холодно.
  3. У тебя нет подходящего костюма?
  4. Он сможет собрать нужную сумму к субботе?

Задание 8

Фраза знаменитого театрального режиссера, создателя актерской системы Константина Сергеевича Станиславского «Не верю!» уже стала легендарной. Попробуйте произнести фразы, расположенные в левом столбце таблицы, с различными интонациями, перечисленными в правом столбце.

Фразы                                             Оттенки интонации

 

Не верю.
Вот и всё.
Ты думаешь? Все нормально.

Радость Удивление Печаль
Гнев
Надежда Безразличие Пренебрежение

Человек воспринимает мир через органы чувств, пытается осмысливать при помощи логики суть вещей. Процесс восприятия индивидуален, но если вы проанализируете свои особенности, то увидите, что один из путей восприятия информации о мире для вас доминирует над остальными. В зависимости от доминирующего канала восприятия информации люди условно делятся на визуалов (зрительный канал), аудиалов (слуховой), кинестетиков (осязательный, обонятельный, вкусовой), дигиталов (логический).

Задание 9

Определите, какой канал восприятия информации является для вас доминирующим, ответив на следующие вопросы.

1. Какой подарок вы предпочтете на день рождения?
А) картину, поход в театр или кино, красивую безделушку

Б) книгу, органайзер, блокнот
В) диск с любимыми песнями, хорошие наушники
Г) пушистую игрушку, шелковый шарф, мягкий теплый свитер, хороший ароматный кофе, сладости

2. Вы танцуете?

А) Сам люблю танцевать. Охотно посмотрю, как хорошо танцует кто-то другой

Б) Обычно я не танцую. Предпочитаю другие занятия.

В) Только если хорошая музыка захватывает меня
Г) Обожаю танцы. Люблю танцевать в паре

3. Как вы обычно говорите?
А) Очень быстро, часто на высоких тонах
Б) Стараюсь делать упор на логику, задаю уточняющие вопросы
В) Стараюсь поддерживать беседу, но мне больше нравится слушать, чем говорить

Г) Мне трудно сохранять зрительный контакт с собеседником, в разговоре я часто дотрагиваюсь до людей, чтобы привлечь их внимание или выразить эмоции

4. Какие из этих слов часто встречаются в вашей речи?

А) «Посмотрите с другой стороны», «Вы же видите», «Я заметил»

Б) «Давайте проанализируем», «Логично», «Какой смысл»

В) «Послушайте», «Не повышайте голоса», «Звучит заманчиво»

Г) «Я так чувствую», «Меня это не касается», «Мурашки по коже»

5. Стараясь выучить материал занятия, что вы легче запоминаете?

А) Графики, таблицы, рисунки, фотографии
Б) Схемы, интеллект-карты
В) Аудиокурсы, прослушанные лекции, аудиокниги

Г) Эксперименты, в которых удалось поучаствовать

6. Если идет групповая работа над проектом, какая роль вам достанется?

А) Я генератор идей, лидер мозгового штурма

Б) Я сдерживаю мечтателей, обдумываю и решаю, какие идеи реализуемы, а какие невозможно воплотить

В) Я запоминаю и фиксирую все высказанные идеи
Г) Я пускаюсь в бурное обсуждение каждой новой идеи

Если среди ваших ответов чаще встречается вариант А, то вы визуал. Зрительные образы для вас очень важны. Все, что слышите, читаете, вы превращаете при помощи фантазии в яркую детальную картинку. Скорее всего, вы очень наблюдательны, умеете смотреть и замечать, и за собой следите, стараетесь хорошо выглядеть. Вы активно жестикулируете, чаще на уровне лица и глаз, легко вступаете в разговор, и так же легко можете его прекратить.

Если среди ваших ответов чаще встречается вариант Б – вы дигитал. Для вас важны слова и числа. Вы логик и аналитик, отлично «читаете» людей и можете использовать полученную информацию в своих целях. Скорее всего, вы спокойный, педантичный и довольно закрытый человек, порой испытываете трудности в общении. В разговоре вы не будете активно жестикули- ровать, по вашему лицу сложно прочесть, что творится у вас в душе. Если уж вы взялись за разработку какой-то темы, вникаете в детали и исследуете все до мелочей.

Если среди ваших ответов больше В – вы аудиал. Для вас важен звук, тембр голоса, интонация. Вы вообще любите поговорить: тема не так уж важна, сам процесс общение приносит вам удовольствие, если только вас не перебивают. Людям нравится общаться с вами – у вас приятный голос, при общении вы предпочитаете держать среднюю дистанцию.

Если вы чаще всего выбирали при ответе на вопросы букву Г – то вы кинестетик. Для вас на первом месте ощущения, для вас важен тактильный контакт. Вы часто доверяете интуиции в общении с людьми, и она редко подводит вас. Вы цените комфорт, удобную мебель, приятные на ощупь ткани. Вы не любите долго раздумывать и рассчитывать, сразу принимаетесь за дело, ведь лучший способ что-то понять – это разобрать на практике, сделать собственными руками.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения в определенных ситуациях.

Задание 10

Прочитайте фрагмент книги С. И Львовой «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет», в котором она рассматривает две основные версии происхождения слова «алло» [8].

Алло! Это этикетное слово – непременный атрибут телефонного разговора – вошло в язык и нашу жизнь вместе с телефоном. Многие считают, что оно происходит от английского hello – «привет» и иногда употребляется в виде «хэлло» у нас.

Но история «телефонного» слова связана с французским alio, которое было образовано в 70-е годы XIX века от междометия allons – «ну», которое, в свою очередь, восходит к французскому глаголу aller – «идти». Вот и выходит, что приветственное алло буквально обозначает «идем, пошли».

Вспомните, какие еще слова или словосочетания используются в начале разговора по телефону в зависимости от того, звоните вы или отвечаете и кто ваш собеседник.

Задание 11

Объясните позицию относительно употребления «ты» и «вы» лирического героя стихотворения А. С. Пушкина и девочки Клавы, героини одной из историй, рассказанной К. Чуковским в книге «От двух до пяти». Для ответа воспользуйтесь таблицей.

А.С. Пушкин
Ты и Вы
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!

***
– Нинка выдра, выдра! – кричит пятилетняя Маша.
– Надо тыдра! – поправляет Клава. – Еще всякую тыдру на вы называть...
(По К. Чуковскому «От двух до пяти»).

ВЫ
1. К незнакомому, малознакомому адресату
2. В официальной обстановке общения

3. При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату

4. К равному и старшему (по положению, возрасту) адресату

ТЫ
1. К хорошо знакомому адресату
2. В неофициальной обстановке общения

3. При дружеском, фамильяр- ном, интимном отношении к адресату

4. К равному и младшему (по положению, возрасту) адресату

 Задание 12

Объясните, почему приведенные обращения кажутся нам неуместными и смешными. Расскажите, какие правила речевого этикета нарушаются.

1. – Я не господин, господа все в Париже! (М.А. Булгаков «Собачье сердце»)

2. – Ты скажи, какая вина на мне, боярин!» page14image302200368

– Тамбовский волк тебе боярин!
(к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»)

3. – Господа мазурики, дозвольте откушать? А то у меня при виде вашего пиршества после рабочей пайки аж голова за- кружилась! (к/ф «Место встречи изменить нельзя»)

4. – Гражданин, товарищ, барин, дай закурить... (к/ф «Трактир на Пятницкой»)

Задание 13
Выберите фразу, соответствующую этикетной норме.
1. – Девушка, передайте той бабушке в красном билет.
2. – Дамочка, не соблаговолите передать пожилой гражданочке в красном билет.
3. – Извините, будьте добры, передайте билет даме в красном.

Задание 14

Скажите, кто в ситуациях, описанных в таблице, по правилам этикета должен:

1) поздороваться первым;

2) подать руку (отметьте случаи, когда здороваться за руку не стоит);

3) поцеловать руку (отметьте случаи, когда подобный жест недопустим).

Место общения

1-й участник диалога

2-й участник диалога

1

Случайная встреча на улице

Молодая девушка (до 18 лет)

Мужчина среднего возраста

2

Семейное торжество

Пожилой гость

Ваша мама

3

Деловое совещание

Молодой мужчина, начальник

Пожилая сотрудница

4

Встреча в театре

Молодая семейная пара

Женщина 30-ти лет

5

Встреча на выставке картин

Знакомый юноша, студент

Ваша жена/ваш муж

Задание 15

Дополните каждую группу примерами прощаний.

1. Пожелания: Удачи! ... .
2. Обещание скорой встречи: До завтра! ... .
3. Уверенность в том, что следующей встречи не будет:

Не поминай лихом! ... .

Задание 16

Прочитайте формулы отказа и объясните, какие ошибки допущены героями известных российских фильмов.

1. – Измерить температуру забортной воды не представляется возможным из-за отсутствия таковой! (м/ф «Приключения Капитана Врунгеля»).

2. – Совсем не пью. Не имею физической возможности (к/ф «Кавказская пленница»).

3. – На это я пойтить не могу. Мне надо посоветоваться с шефом (к/ф «Бриллиантовая рука»).

4. – Нет уж, дудки, объясняйтесь сами! (к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром»).

Комплимент – это особая похвала, выражение восхищения, одобрения, уважения. Комплимент должен быть искренним, правдивым и индивидуальным (неизбитым, незаученным), иначе вместо того, чтобы сделать собеседнику приятное, вы обидите или расстроите его.

Задание 17

Прочитайте шуточные комплименты. Объясните, какие правила речевого этикета нарушили авторы этих комплиментов.

1. – Глядя на вас, невыносимо хочу стать зятем вашей мамы.

2. – Мне очень нравится у вас вот это и вот это. А какая у вас очаровательная эта... как ее... не знаю, как называется.

3. – Какой вы интеллигентный, даже шляпа на башке!

4. – Мне кажется, ваша пудpа вам очень к лицу. А эти ноги очень вам идут.

5. – У вас такие пушистые ресницы. Когда вы моргаете, на меня дует!

Задание 18

Прочитайте сонет У. Шекспира в переводе С. Маршака. Определите, к какому типу комплиментов можно отнести слова поэта.

У. Шекспир
Сонет 130
Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой, Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали.

Задание 19

Орфографический минимум

Прочитайте слова, запомните написание, уточните значение по толковому словарю, подготовьтесь к диктанту.

Аккумулировать, дистанционный, амортизация, идентич- ный, прагматик, инновация, интерпретировать, квалифициро- ванный, ажиотаж, азартный, бескомпромиссный, бюрократиче- ский, валюта, катастрофический, регламент, сберегательный, следующий, харизма, прихвастнуть, целеустремленный, предо- стерегать, расточительный, наотмашь, фальсифицировать, раци- онализировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Русский язык и культура речи" (конспекты практических занятий)

Спецкурс представляет собой разработанные практические задания, предназначенные для углубленного изучения русского языка....

Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям

Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям. Методическое  пособие разработано для студентов Воронежского музыкального колледжа для элективного курса "Русский язык и куль...

Культура речи. Практические занятия.

Культура речи. Практические занятия....

Практическое занятие на тему:"Поговорим о культуре речи"

Данный материал можно использовать для проведения классного часа...