Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям. Методическое пособие разработано для студентов Воронежского музыкального колледжа для элективного курса "Русский язык и культура речи". 2016 года. Содержит теоретическую и практическую часть по основным разделам "Нормы литературного языка" и контрольные тесты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям | 161.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфоэпические нормы русского языка Орфоэпия – это совокупность произносительных норм национального языка. Также орфоэпией называется раздел языкознания, изучающий произносительные нормы . К орфоэпическим нормам относятся правила произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний, а также правила постановки ударения и правила интонирования.
Правила произношения звука, обозначаемого буквой Г 1 . В конце слова звонкий согласный должен произноситься как глухой к], согласно закону оглушения, который действует в русском языке: друг - дру к ], снег - сне к ] . Произношение х] в конце слова является нормативным только в слове Бог . 2. В начале слова Г] произносится как звонкий твердый Г]: главный - г]лавный, гроза - г]роза . В слове Господи допустимо произношение Г] как h ]. В положении перед сонорными согласными и гласными звуками, а также звуком В] звук Г] произносится как звонкий Г]: бегать - бе г ] ать , кегли - ке г ] ли. Г] произносится как Х] в сочетаниях гк и гч : легко - ле х ]ко, легче - ле х ]че. h – парный х озвонченный согласный, похож на звук г в украинском языка.
Грамматические нормы русского языка
Употребления имен существительных Существительные типа неряха , сирота, плакса, зануда общего рода. Это значит, что они могут употребляться как слова мужского или женского рода в зависимости от пола человека, о котором идет речь. Это же правило относится и к иноязычным несклоняемым существительным, называющим людей мужского и женского пола, например, протеже , визави. Большинство несклоняемых названий животных мужского рода: кенгуру, пони, шимпанзе . Род некоторых названий живых существ определяется по роду слова, называющего общее понятие: цеце (муха) – ж. р. Заимствованные несклоняемые существительные, называющие предметы и оканчивающиеся на гласные, обычно среднего рода: кино, меню, бра . Оценочные существительные типа заводишко, ножище того же рода, что и существительные, от которых они образованы. Род несклоняемых собственных имен определяется в соответствии с родом слова, называющего общее понятие: Тбилиси (город) – м. р., Миссисипи (река) – ж. р . Род большинства аббревиатур определяется по роду так называемого корневого слова. Например, ВГУ - Воронежский государственный университет – м.р .
Несклоняемые существительные, называющие лиц мужского пола, относятся к мужскому роду: денди, месье . Несклоняемые названия языков обычно мужского рода: хинди, суахили . НО! Слово эсперанто может быть как мужского, так и среднего рода. Определение рода значительной части существительных не подчиняется правилам, поэтому родовую принадлежность этих слов необходимо запомнить. Список самых часто употребляемых существительных, в которых допускаются ошибки, приведен в приложении
Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа . С нулевым окончанием употребляются большая часть названий народов и нацио-нальностей с основой, оканчивающейся на –н или –р : грузин, татар, румын ; а также бурят, турок . НО: бедуинов, бушменов ; слова : солдат, партизан ; существительные жен- ского рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ня : кухонь, монахинь; существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ище : топорищ, хранилищ ; существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ище : топорищ, хранилищ ;
большая часть существительных,в именительном падеже единственном числе оканчивающихся на – це : полотенец, зеркалец . НО: болотцев ; существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ье : угодий, новоселий . НО: платьев ; названия некоторых парных предметов: чулок, сапог ; именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ье : угодий, новоселий . НО: платьев ; названия некоторых парных предметов: чулок, сапог ; некоторые существительные, не имеющие формы единственного числа: каникул . НО: джинсов, заморозков, дебатов .
С окончанием – ов употребляются : названия некоторых единиц измерения: граммов, килограммов, центнеров, гектаров ; названия плодов и овощей мужского рода: помидоров, апельсинов ; слово носков. В случаях, не названных в правилах, нужно обращаться к орфоэпическому словарю.
Правила употребления числительных числительные Количественные ( Сколько? Два. Три.) Порядковые ( Какой? Второй. Сотый.) обозначающие целые числа собирательные обозначающие дробные числа
Правила склонения количественных числительных I . Некоторые особенности склонения простых числительных Числительные сорок, девяносто, сто имеют две формы: 1) и. п. и вин. п. – сорок, девяносто, сто ; 2) остальные падежи – сорока, девяноста, ста . 2.Некоторые особенности склонения сложных (включающих в свой состав 2 корня ) При склонении сложных числительных изменяется каждая часть слова.
1.Числительные , обозначающие десятки (от пятидесяти до восьмидесяти ) Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью о пятидесяти
2.Числительные , обозначающие сотни ( двести, триста, четыреста ) Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный четыреста четырехсот четыремста м четыреста четырьмяста ми о четырехста х
3.Числительные , обозначающие сотни (от пятисот до девятисот ) Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный шестьсот шест и сот шест и ста м шестьсот шесть ю ста ми о шест и ста х
Некоторые особенности склонения составных числительных При склонении составных числительных изменяется каждое слово: девятьсот восемьдесят пять – девятисот восьмидесяти пяти ( р.п .) – девятьюстами восьмьюдесятью пятью (т.п.) и т.д.
С клонение составных порядковых числительных При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: в две тысячи седьмом году , тысяча шестисотый . Существительные-названия месяцев при порядковых числительных всегда употребляются в форме родительного падежа.
Правила употребления собирательных числительных Собирательные числительные употребляются С существительными, обозначающими лиц мужского пола: пятеро студентов . С существительными, называющими детенышей животных: трое медвежат . С личными местоимениями: двое из нас . С существительными, имеющими только форму множественного числа: двое брюк . Начиная с числительного пятеро возможно употребление и количественных числительных ( пять ножниц, шесть суток ). НЕ рекомендуется употреблять собирательные числительные с существительными, называющими лиц, занимающих высокое общественное положение: например, не следует говорить трое министров.
Особенности склонения числительных полтора и полтораста Именительный и винительный падежи – полтора, полтораста . Остальные падежи – полУтора , полУтораста . Существительные при этих числительных в косвенных падежах всегда употребляются в форме множественного числа.
Правила употребления степеней сравнения прилагательных сравнительная степень простая сложная умный + ее = умн ее громкий + е = громч е тонкий + ше = тонь ше умный + более = более умный громкий + более = более громкий, тонкий + более = более тонкий
Недопустимо смешение степеней сравнения Норма : он умный или он более умный . Недопустимо : он более умн ее . Запомните : сладкий – слаще, слабый – слабее, длинный – длиннее.
превосходная степень простая сложная (глубокий + айш = глубоч айш ий красивый + ейш = красив ейш ий) (глубокий + самый = самый глубокий красивый + самый = самый красивый) Норма : Санкт-Петербург – красивейший город России. Недопустимо : Санкт-Петербург – самый красивейший город России.
Лексические нормы русского языка Паронимы – это разные по смыслу, но близки по звучанию слова (например, база и базис ). Смешение паронимов нередко приводит к ошибкам в речи.
Экспресс – тест по фонетике Проставьте правильно ударение баловать ребенка – баловать ребенка воспринял – воспринял мотивированный – мотивированный опека – опёка повторенный – повторённый повторит, повторят – повторит, повторят средства – средства окон – окон договор – договор осужденный – осуждённый облегчить - облегчить задала – задала эксперт – эксперт запасный – запасной углубленный – углублённый понял – понял начал – начал подбодрить – подбодрить блага – блага на доску – на доску локтем – локтём иначе – иначе черпать – черпать свекла – свёкла
Экспресс – тест по морфологии Выберите правильные формы слов узнав – узнавши у ней – у неё положи – положь промок – промокнул мой кофе – моё кофе щипет – щиплет бежи – беги лазать по крышам – лазить по крышам 9. мой день рожденья – моё день рожденья 10. нет рельсов – нет рельс 11. отряд партизанов – отряд партизан 12. нет комментариев – нет комментарий 13. несколько свеч – несколько свечей
19. вырвана – вырвата 20. беспрецедентный – беспрецендентный 21. в отпуске – в отпуску 22. отзыв о чем – отзыв на что 23. двое студенток – две студентки 24. представить слово – предоставить слово 25. уполномочивать – уполномачивать 14. купить мандаринов – купить мандарин 15. пара сапог – пара сапогов 16. несколько граммов – несколько грамм 17. заведующий кафедры – заведующий кафедрой 18. больной мозоль – больная мозоль
Лексика Отметьте правильный вариант Монография – это а) толстая книга; б) книга, написанная одним автором; в) научный труд, посвященный одной проблеме. Анфас – это а) в профиль; б) лицом к смотрящему; в) вполоборота. Беллетристика – это а) художественная литература; б) популярная литература; в) любовные романы. Истеблишмент – это а) шоу-бизнес; б) правящая элита. Консолидация – это а) разобщение; б) объединение; в) быстрый прогресс. Ксенофобия – это а) боязнь замкнутого пространства; б) нетерпимость к чужому, непохожему; в) агрессивное поведение .
7). Вернисаж – это а) торжественное открытие выставки; б) выставка живописи; в) художественная галерея. 8). Прецедент – это а) несчастный случай; б) случай, имевший место ранее. 9). Прерогатива – это а) исключительное право, связанное с занимаемым положением; б) лидерство; в) высокий социальный статус. 10). Этика – это а) правила поведения; б) наука о морали.
Замените иностранные слова русскими синонимами там, где это возможно . мотивировать - __________________________________________________ актуальный - ____________________________________________________ рейтинг - _______________________________________________________ контаминация - _________________________________________________ форс-мажор - ___________________________________________________ ассимиляция - ___________________________________________________ дифференцировать - _____________________________________________ креативный - ___________________________________________________
Орфография (В) последстви …, пятибал .. ьный , предпр … имчивый , пожалу …ста, (до) свидани …, полу… ше , гиган … ский , сорок…градусный, девч … нка , (не) смотря на., (в) течени ... доклада, сочу… ствие , по…скользнуться, (во) первых, еле (еле), (не) надо, точ … (в) точ …, земл … тр … сение , эксп …р…мент, жить (за) границей, гал … ерея , ок … упация , тер…ас…а, ветрен… ый , без… дейный .
Итоговый контрольный тест по русскому языку и культуре речи 1.Проставьте ударение в следующих словах: обеспечение, столяр, благовест, исповедание. 2. Определите, как следует произносить согласный в выделенных буквосочетаниях: твёрдо -. 1, мягко – 2. 1) демократия 2) компьютер 3) лазер 4) принтер 3.Определите, как следует произносить сочетание [ чн ] – 1, [ шн ] – 2, [ чн ] и [ шн ] – 3. 1) яичница 2) пустячный 3) сливочный
4. Определите, какой гласный произносится на месте Е в приведённых словах : [ о ] – 1, [ э ] - 2. 1) свекла 2) новорожденный з) истекший (срок) 5.Выберите правильное для данного предложения слово. 1) На днях имел место неприятный ( прецедент -1, инцидент -2). 2) Правительство предлагает ( половинные – 1, половинчатые – 2 ) меры, которые по существу ничего не изменят.
6.Выберите подходящее по смыслу слово. 1) сын ( двухгодичный – 1, двухгодовалый – 2). 2) умысел ( злой -1, злостный – 2 ). 3) язык ( казахский -1, казахстанский -2). 4) момент ( критичный -1, критический - 2). 7.Отметьте, в каких случаях выделенные сочетания слов соответствуют литературной норме: соответствуют -1, не соответствуют -2. 1)Осталось только подвести резюме. 2)Как бы тяжело ни было, эту проблему надо решить. 3) Некоторые аспекты этого можно выполнить уже в этом году .
8.Определите род существительных: мужской – 1, женский -2, средний -3, общего рода – 4, нет рода -5. 1) коллега 2) городишко 3) табель о рангах 4) тушь 5) выборы 9. Выберите правильную форму прилагательного и причастия. 1) жюри ( справедливый -1, справедливое -2) 2) фламинго ( розовый -1, розово е -2, розовая -3) 3) Баку ( официальный -1 , официальное -2).
10.Выберите правильную форму глагола. 1) МЧС ( обратился -1, обратилось - 2) к населению с просьбой оставаться дома. 2) ОМОН ( провёл – 1, провело -2) успешную операцию по задержанию группы наркоторговцев. 11. .Определите окончание И.п . мн. ч. существительных (Ы/И -1, А/Я -2). 1) свитер 2) крем - 3) столяр 4) договор 12. Определите окончание Р.п . мн.ч . . существительных ( нулевое -1, ов /ев -2, ей/ ий - 3) 1)традиции ( грузины ) 2) у других ( побережье ) 3)без ( комментарии )
13. Выберите правильную форму. 1) обрадован ( этим известием -1, этому известию -2) 2)оплата (за постовое отправление -1, постовых отправлений -2 ) 14. Определите, правильно ли построены предложения с однородными членами: правильно -1, неправильно -2. 1) Такой метод даёт учащимся знания, прививает практические навыки. 2) Уже через час новость появилась во всех СМИ, газетах, хрониках происшествий. 3) Писатели стремятся приблизить и сказать о мире добра, человечности, милосердия.
15. Определите, правильно ли построены предложения с причастными и деепричастными оборотами: правильно -1, неправильно -2. 1) Записывая математическое выражение, используйте только натуральные числа. 2) Мы благодарим магазин «Подиум» за предоставленные костюмы ведущим. 3) Изучая проблемы городского транспорта, учёными были получены интересные результаты.
16.Определите правильно вид тропа и фигур речи: сравнение -1, гипербола-2, антитеза -3, оксюморон – 4. 1) Посмотрит – рублём подарит. 2 ) Лежал закат костром багровым. 3) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! 4) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
Ключи к тесту 1. обеспЕчение , столЯр , блАговест , исповЕдание . 2. 1) демократия-2 2 ) компьютер - 1 3 ) лазер-1 4 ) принтер-1 3.1 ) яичница -3 2) пустячный -2 3) сливочный - 1 4. 1 ) свёкла-1 2) новорожденный-1 з ) истекший (срок)- 2 5. 1)инцидент 2.) половинчатые 6. 1) двухгодовалый 2) злой 3) казахский 4)критический 7.2) решить.- 1 8.1 ) коллега-4 2) городишко-1 3) табель о рангах -1 4) тушь -2 5) выборы -5
9. 1) жюри справедливое 2 ) фламинго розовый 3 ) Баку о фициальный 10. 1) МЧС обратилось 2) ОМОН провёл 11. 1) свитер-2 2 ) крем -1 3) столяр -1 4) договор-1 12. 1)традиции ( грузины )-1 2 ) у других ( побережье )-3 3)без ( комментарии )- 2 13.1) обрадован этим известием 2) Оплата почтовых отправлений 14. 1) Такой метод даёт учащимся знания, прививает практические навыки.- 1 15. 1) Записывая математическое выражение, используйте только натуральные числа.-1 1) Посмотрит – рублём подарит. -2 2) Лежал закат костром багровым. -1 3) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!-3 4) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.-4
Список литературы 1. М.С. Саломатина . Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям. Воронеж, 200 8 . 2.А. В.Рудакова , Н.А.Козельская . Практикум-справочник по русскому языку и культуре речи. Воронеж, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс "Русский язык и культура речи" (конспекты практических занятий)
Спецкурс представляет собой разработанные практические задания, предназначенные для углубленного изучения русского языка....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Дидактические материалы для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Дидактические материалы для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи" в медицинских училищах и колледжах Департамента здравоохранения города Москвы Данное пособ...
Практические работы по УД "Русский язык и культура речи" для обучающихся техникума
Практические работы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».В результате выполнения практических работ обучающийся должен уметь:-строить свою речь в соответствии с языковыми, ком...
Задания к практическому занятию по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Задания к практическому занятию Официально- деловой стиль речи ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи...
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...