Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям. Методическое  пособие разработано для студентов Воронежского музыкального колледжа для элективного курса "Русский язык и культура речи". 2016 года. Содержит теоретическую и практическую часть по основным  разделам "Нормы литературного языка" и контрольные тесты.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Материалы к практическим занятиям Бобрышева Н.И., преподаватель русский язык и литература ВМКР

Слайд 2

Орфоэпические нормы русского языка Орфоэпия – это совокупность произносительных норм национального языка. Также орфоэпией называется раздел языкознания, изучающий произносительные нормы . К орфоэпическим нормам относятся правила произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний, а также правила постановки ударения и правила интонирования.

Слайд 3

Правила произношения звука, обозначаемого буквой Г 1 . В конце слова звонкий согласный должен произноситься как глухой  к], согласно закону оглушения, который действует в русском языке: друг - дру  к ], снег - сне  к ] . Произношение  х] в конце слова является нормативным только в слове Бог . 2. В начале слова  Г] произносится как звонкий твердый  Г]: главный -  г]лавный, гроза -  г]роза . В слове Господи допустимо произношение  Г] как  h ]. В положении перед сонорными согласными и гласными звуками, а также звуком  В] звук  Г] произносится как звонкий  Г]: бегать - бе  г ] ать , кегли - ке  г ] ли.  Г] произносится как  Х] в сочетаниях гк и гч : легко - ле  х ]ко, легче - ле  х ]че. h – парный  х  озвонченный согласный, похож на звук  г  в украинском языка.

Слайд 4

Грамматические нормы русского языка

Слайд 5

Употребления имен существительных Существительные типа неряха , сирота, плакса, зануда общего рода. Это значит, что они могут употребляться как слова мужского или женского рода в зависимости от пола человека, о котором идет речь. Это же правило относится и к иноязычным несклоняемым существительным, называющим людей мужского и женского пола, например, протеже , визави. Большинство несклоняемых названий животных мужского рода: кенгуру, пони, шимпанзе . Род некоторых названий живых существ определяется по роду слова, называющего общее понятие: цеце (муха) – ж. р. Заимствованные несклоняемые существительные, называющие предметы и оканчивающиеся на гласные, обычно среднего рода: кино, меню, бра . Оценочные существительные типа заводишко, ножище того же рода, что и существительные, от которых они образованы. Род несклоняемых собственных имен определяется в соответствии с родом слова, называющего общее понятие: Тбилиси (город) – м. р., Миссисипи (река) – ж. р . Род большинства аббревиатур определяется по роду так называемого корневого слова. Например, ВГУ - Воронежский государственный университет – м.р .

Слайд 6

Несклоняемые существительные, называющие лиц мужского пола, относятся к мужскому роду: денди, месье . Несклоняемые названия языков обычно мужского рода: хинди, суахили . НО! Слово эсперанто может быть как мужского, так и среднего рода. Определение рода значительной части существительных не подчиняется правилам, поэтому родовую принадлежность этих слов необходимо запомнить. Список самых часто употребляемых существительных, в которых допускаются ошибки, приведен в приложении

Слайд 7

Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа . С нулевым окончанием употребляются большая часть названий народов и нацио-нальностей с основой, оканчивающейся на –н или –р : грузин, татар, румын ; а также бурят, турок . НО: бедуинов, бушменов ; слова : солдат, партизан ; существительные жен- ского рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ня : кухонь, монахинь; существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ище : топорищ, хранилищ ; существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ище : топорищ, хранилищ ;

Слайд 8

большая часть существительных,в именительном падеже единственном числе оканчивающихся на – це : полотенец, зеркалец . НО: болотцев ; существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ье : угодий, новоселий . НО: платьев ; названия некоторых парных предметов: чулок, сапог ; именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на – ье : угодий, новоселий . НО: платьев ; названия некоторых парных предметов: чулок, сапог ; некоторые существительные, не имеющие формы единственного числа: каникул . НО: джинсов, заморозков, дебатов .

Слайд 9

С окончанием – ов употребляются : названия некоторых единиц измерения: граммов, килограммов, центнеров, гектаров ; названия плодов и овощей мужского рода: помидоров, апельсинов ; слово носков. В случаях, не названных в правилах, нужно обращаться к орфоэпическому словарю.

Слайд 10

Правила употребления числительных числительные Количественные ( Сколько? Два. Три.) Порядковые ( Какой? Второй. Сотый.) обозначающие целые числа собирательные обозначающие дробные числа

Слайд 11

Правила склонения количественных числительных I . Некоторые особенности склонения простых числительных Числительные сорок, девяносто, сто имеют две формы: 1) и. п. и вин. п. – сорок, девяносто, сто ; 2) остальные падежи – сорока, девяноста, ста . 2.Некоторые особенности склонения сложных (включающих в свой состав 2 корня ) При склонении сложных числительных изменяется каждая часть слова.

Слайд 12

1.Числительные , обозначающие десятки (от пятидесяти до восьмидесяти ) Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный пятьдесят пятидесяти пятидесяти пятьдесят пятьюдесятью о пятидесяти

Слайд 13

2.Числительные , обозначающие сотни ( двести, триста, четыреста ) Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный четыреста четырехсот четыремста м четыреста четырьмяста ми о четырехста х

Слайд 14

3.Числительные , обозначающие сотни (от пятисот до девятисот ) Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный шестьсот шест и сот шест и ста м шестьсот шесть ю ста ми о шест и ста х

Слайд 15

Некоторые особенности склонения составных числительных При склонении составных числительных изменяется каждое слово: девятьсот восемьдесят пять – девятисот восьмидесяти пяти ( р.п .) – девятьюстами восьмьюдесятью пятью (т.п.) и т.д.

Слайд 16

С клонение составных порядковых числительных При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: в две тысячи седьмом году , тысяча шестисотый . Существительные-названия месяцев при порядковых числительных всегда употребляются в форме родительного падежа.

Слайд 17

Правила употребления собирательных числительных Собирательные числительные употребляются С существительными, обозначающими лиц мужского пола: пятеро студентов . С существительными, называющими детенышей животных: трое медвежат . С личными местоимениями: двое из нас . С существительными, имеющими только форму множественного числа: двое брюк . Начиная с числительного пятеро возможно употребление и количественных числительных ( пять ножниц, шесть суток ). НЕ рекомендуется употреблять собирательные числительные с существительными, называющими лиц, занимающих высокое общественное положение: например, не следует говорить трое министров.

Слайд 18

Особенности склонения числительных полтора и полтораста Именительный и винительный падежи – полтора, полтораста . Остальные падежи – полУтора , полУтораста . Существительные при этих числительных в косвенных падежах всегда употребляются в форме множественного числа.

Слайд 19

Правила употребления степеней сравнения прилагательных сравнительная степень простая сложная умный + ее = умн ее громкий + е = громч е тонкий + ше = тонь ше умный + более = более умный громкий + более = более громкий, тонкий + более = более тонкий

Слайд 20

Недопустимо смешение степеней сравнения Норма : он умный или он более умный . Недопустимо : он более умн ее . Запомните : сладкий – слаще, слабый – слабее, длинный – длиннее.

Слайд 21

превосходная степень простая сложная (глубокий + айш = глубоч айш ий красивый + ейш = красив ейш ий) (глубокий + самый = самый глубокий красивый + самый = самый красивый) Норма : Санкт-Петербург – красивейший город России. Недопустимо : Санкт-Петербург – самый красивейший город России.

Слайд 22

Лексические нормы русского языка Паронимы – это разные по смыслу, но близки по звучанию слова (например, база и базис ). Смешение паронимов нередко приводит к ошибкам в речи.

Слайд 23

Экспресс – тест по фонетике Проставьте правильно ударение баловать ребенка – баловать ребенка воспринял – воспринял мотивированный – мотивированный опека – опёка повторенный – повторённый повторит, повторят – повторит, повторят средства – средства окон – окон договор – договор осужденный – осуждённый облегчить - облегчить задала – задала эксперт – эксперт запасный – запасной углубленный – углублённый понял – понял начал – начал подбодрить – подбодрить блага – блага на доску – на доску локтем – локтём иначе – иначе черпать – черпать свекла – свёкла

Слайд 24

Экспресс – тест по морфологии Выберите правильные формы слов узнав – узнавши у ней – у неё положи – положь промок – промокнул мой кофе – моё кофе щипет – щиплет бежи – беги лазать по крышам – лазить по крышам 9. мой день рожденья – моё день рожденья 10. нет рельсов – нет рельс 11. отряд партизанов – отряд партизан 12. нет комментариев – нет комментарий 13. несколько свеч – несколько свечей

Слайд 25

19. вырвана – вырвата 20. беспрецедентный – беспрецендентный 21. в отпуске – в отпуску 22. отзыв о чем – отзыв на что 23. двое студенток – две студентки 24. представить слово – предоставить слово 25. уполномочивать – уполномачивать 14. купить мандаринов – купить мандарин 15. пара сапог – пара сапогов 16. несколько граммов – несколько грамм 17. заведующий кафедры – заведующий кафедрой 18. больной мозоль – больная мозоль

Слайд 26

Лексика Отметьте правильный вариант Монография – это а) толстая книга; б) книга, написанная одним автором; в) научный труд, посвященный одной проблеме. Анфас – это а) в профиль; б) лицом к смотрящему; в) вполоборота. Беллетристика – это а) художественная литература; б) популярная литература; в) любовные романы. Истеблишмент – это а) шоу-бизнес; б) правящая элита. Консолидация – это а) разобщение; б) объединение; в) быстрый прогресс. Ксенофобия – это а) боязнь замкнутого пространства; б) нетерпимость к чужому, непохожему; в) агрессивное поведение .

Слайд 27

7). Вернисаж – это а) торжественное открытие выставки; б) выставка живописи; в) художественная галерея. 8). Прецедент – это а) несчастный случай; б) случай, имевший место ранее. 9). Прерогатива – это а) исключительное право, связанное с занимаемым положением; б) лидерство; в) высокий социальный статус. 10). Этика – это а) правила поведения; б) наука о морали.

Слайд 28

Замените иностранные слова русскими синонимами там, где это возможно . мотивировать - __________________________________________________ актуальный - ____________________________________________________ рейтинг - _______________________________________________________ контаминация - _________________________________________________ форс-мажор - ___________________________________________________ ассимиляция - ___________________________________________________ дифференцировать - _____________________________________________ креативный - ___________________________________________________

Слайд 29

Орфография (В) последстви …, пятибал .. ьный , предпр … имчивый , пожалу …ста, (до) свидани …, полу… ше , гиган … ский , сорок…градусный, девч … нка , (не) смотря на., (в) течени ... доклада, сочу… ствие , по…скользнуться, (во) первых, еле (еле), (не) надо, точ … (в) точ …, земл … тр … сение , эксп …р…мент, жить (за) границей, гал … ерея , ок … упация , тер…ас…а, ветрен… ый , без… дейный .

Слайд 30

Итоговый контрольный тест по русскому языку и культуре речи 1.Проставьте ударение в следующих словах: обеспечение, столяр, благовест, исповедание. 2. Определите, как следует произносить согласный в выделенных буквосочетаниях: твёрдо -. 1, мягко – 2. 1) демократия 2) компьютер 3) лазер 4) принтер 3.Определите, как следует произносить сочетание [ чн ] – 1, [ шн ] – 2, [ чн ] и [ шн ] – 3. 1) яичница 2) пустячный 3) сливочный

Слайд 31

4. Определите, какой гласный произносится на месте Е в приведённых словах : [ о ] – 1, [ э ] - 2. 1) свекла 2) новорожденный з) истекший (срок) 5.Выберите правильное для данного предложения слово. 1) На днях имел место неприятный ( прецедент -1, инцидент -2). 2) Правительство предлагает ( половинные – 1, половинчатые – 2 ) меры, которые по существу ничего не изменят.

Слайд 32

6.Выберите подходящее по смыслу слово. 1) сын ( двухгодичный – 1, двухгодовалый – 2). 2) умысел ( злой -1, злостный – 2 ). 3) язык ( казахский -1, казахстанский -2). 4) момент ( критичный -1, критический - 2). 7.Отметьте, в каких случаях выделенные сочетания слов соответствуют литературной норме: соответствуют -1, не соответствуют -2. 1)Осталось только подвести резюме. 2)Как бы тяжело ни было, эту проблему надо решить. 3) Некоторые аспекты этого можно выполнить уже в этом году .

Слайд 33

8.Определите род существительных: мужской – 1, женский -2, средний -3, общего рода – 4, нет рода -5. 1) коллега 2) городишко 3) табель о рангах 4) тушь 5) выборы 9. Выберите правильную форму прилагательного и причастия. 1) жюри ( справедливый -1, справедливое -2) 2) фламинго ( розовый -1, розово е -2, розовая -3) 3) Баку ( официальный -1 , официальное -2).

Слайд 34

10.Выберите правильную форму глагола. 1) МЧС ( обратился -1, обратилось - 2) к населению с просьбой оставаться дома. 2) ОМОН ( провёл – 1, провело -2) успешную операцию по задержанию группы наркоторговцев. 11. .Определите окончание И.п . мн. ч. существительных (Ы/И -1, А/Я -2). 1) свитер 2) крем - 3) столяр 4) договор 12. Определите окончание Р.п . мн.ч . . существительных ( нулевое -1, ов /ев -2, ей/ ий - 3) 1)традиции ( грузины ) 2) у других ( побережье ) 3)без ( комментарии )

Слайд 35

13. Выберите правильную форму. 1) обрадован ( этим известием -1, этому известию -2) 2)оплата (за постовое отправление -1, постовых отправлений -2 ) 14. Определите, правильно ли построены предложения с однородными членами: правильно -1, неправильно -2. 1) Такой метод даёт учащимся знания, прививает практические навыки. 2) Уже через час новость появилась во всех СМИ, газетах, хрониках происшествий. 3) Писатели стремятся приблизить и сказать о мире добра, человечности, милосердия.

Слайд 36

15. Определите, правильно ли построены предложения с причастными и деепричастными оборотами: правильно -1, неправильно -2. 1) Записывая математическое выражение, используйте только натуральные числа. 2) Мы благодарим магазин «Подиум» за предоставленные костюмы ведущим. 3) Изучая проблемы городского транспорта, учёными были получены интересные результаты.

Слайд 37

16.Определите правильно вид тропа и фигур речи: сравнение -1, гипербола-2, антитеза -3, оксюморон – 4. 1) Посмотрит – рублём подарит. 2 ) Лежал закат костром багровым. 3) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! 4) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.

Слайд 38

Ключи к тесту 1. обеспЕчение , столЯр , блАговест , исповЕдание . 2. 1) демократия-2 2 ) компьютер - 1 3 ) лазер-1 4 ) принтер-1 3.1 ) яичница -3 2) пустячный -2 3) сливочный - 1 4. 1 ) свёкла-1 2) новорожденный-1 з ) истекший (срок)- 2 5. 1)инцидент 2.) половинчатые 6. 1) двухгодовалый 2) злой 3) казахский 4)критический 7.2) решить.- 1 8.1 ) коллега-4 2) городишко-1 3) табель о рангах -1 4) тушь -2 5) выборы -5

Слайд 39

9. 1) жюри справедливое 2 ) фламинго розовый 3 ) Баку о фициальный 10. 1) МЧС обратилось 2) ОМОН провёл 11. 1) свитер-2 2 ) крем -1 3) столяр -1 4) договор-1 12. 1)традиции ( грузины )-1 2 ) у других ( побережье )-3 3)без ( комментарии )- 2 13.1) обрадован этим известием 2) Оплата почтовых отправлений 14. 1) Такой метод даёт учащимся знания, прививает практические навыки.- 1 15. 1) Записывая математическое выражение, используйте только натуральные числа.-1 1) Посмотрит – рублём подарит. -2 2) Лежал закат костром багровым. -1 3) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!-3 4) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.-4

Слайд 40

Список литературы 1. М.С. Саломатина . Русский язык и культура речи. Материалы к практическим занятиям. Воронеж, 200 8 . 2.А. В.Рудакова , Н.А.Козельская . Практикум-справочник по русскому языку и культуре речи. Воронеж, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Русский язык и культура речи" (конспекты практических занятий)

Спецкурс представляет собой разработанные практические задания, предназначенные для углубленного изучения русского языка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Дидактические материалы для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Дидактические материалы  для проведения занятий по дисциплине "Русский язык и культура речи"  в медицинских училищах и колледжах Департамента здравоохранения города Москвы  Данное пособ...

Практические работы по УД "Русский язык и культура речи" для обучающихся техникума

Практические работы  учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».В результате выполнения  практических работ обучающийся должен уметь:-строить свою речь в соответствии с языковыми, ком...

Задания к практическому занятию по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Задания к практическому занятию Официально- деловой стиль речи ОГСЭ.06. Русский язык и культура речи...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...