Позиция автора в сочинении ЕГЭ: алгоритм
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)
Позиция автора текста в сочинении ЕГЭ - один из важных этапов сочинения-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 205.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это ответ на вопрос, сформулированный в проблеме Позиция автора -
показывает отношение к проблеме, объясняет цель написания текста, отвечая на вопросы: Что хотел донести до читателей автор? Чему хотел их научить? Позиция автора
в тексте, предлагаемом на экзамене, всегда построена на нравственных ценностях Позиция автора
нельзя формулировать, опираясь только на один пример из текста. Важно найти нравственный урок, который связан как минимум с двумя эпизодами текста . Позицию автора
- Прочитать внимательно текст, выделяя основные моменты содержания. - Выделить первое ключевое слово: понятие, о котором говорит автор. О чём текст? Это тема .(Например, совесть) -Определить второе ключевое слово. О ком идёт речь? (человек, люди, ребёнок…) - Определить третье ключевое слово ( глагол или отглагольное существительное: влияет, воздействует, зависит, воздействие, влияние, сущность…) Как найти позицию автора?
- Выписать из текста слова и словосочетания, которые раскрывают содержание ключевых слов. - Записать позицию автора, используя ключевые слова(тема+ ещё хотя бы одно ключевое слово) и выбранные словосочетания, учитывая два аспекта проблемы. Как найти позицию автора?
Формулировка позиции автора будет соответствовать предложенной для экспертов в том случае, если состоит из предложения, которое содержит однородные члены или хотя бы одну придаточную часть, то есть является сложноподчинённым. Как найти позицию автора?
1. Позиции автора ясна. Д.С . Лиха- чёв считает, что к пожилым людям нужно относиться с вниманием ( 1 аспект) и заботой (2 аспект). Как нужно относиться к пожилым людям?
2. Позиции автора ясна. Д.С . Лихачёв считает, что к пожилым людям нужно относиться с пониманием ( 1 аспект), потому что они особенно нуждаются в заботе и внимании( 2 аспект). Почему к пожилым людям нужно относиться с пониманием?
Как сказки влияют на становление личности? ПРАКТИКА
О сказке Текст Ф. Абрамова
(1)Я начал жить от сказки, как всякий человек, родившийся в деревне. ( 2) Сказки были первыми ручьями и ручейками, через которые вливалась в меня большая жизнь, национальная культура . ( 3) Сказки были разные. (4) Сперва чисто детские: наивные, простенькие, про зыбку, про лиску и т. д . ( 5) Потом сказки стали сложнее. (6) Сказки, в которых отразились мечты, чаяния народа. (7) Порывы его к небу, к горним вершинам духа . ( 8) И что удивительно: героем их был самый заурядный человек — Иванушка-дурачок. (9) Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов. (10) Но он из самых нижних этажей. (11) А следовательно, то, чего добивался он, достигал он, — доступно всем, в том числе и мне. ( 12) А добивался он и достигал многого — богатства, самой красивой невесты — царевны. (13) Крепко хватали наши деды ! ( 15) Но, конечно, и самому быть смелым. (16) Ах, сколько было удали, раздолья в тех сказках! (17) Иванушка-дурачок достиг. (18) А мы разве не того же корня?
( 14) И в тех сказках были указаны пути достижения этих целей: надо жить честно, справедливо, любить людей, помогать слабым, чтить родителей. (15) Но, конечно, и самому быть смелым. ( 16) Ах, сколько было удали, раздолья в тех сказках! (17) Иванушка-дурачок достиг. (18) А мы разве не того же корня ? . (18) А мы разве не того же корня?
Шаг 1: читаем внимательно текст Шаг 2: записываем на полях микротемы каждого абзаца
Сказки (1)Я начал жить от сказки, как всякий человек, родившийся в деревне. (2) Сказки были первыми ручьями и ручейками, через которые вливалась в меня большая жизнь, национальная культура . Виды сказок (3) Сказки были разные. (4) Сперва чисто детские: наивные, простенькие, про зыбку, про лиску и т. д. Развитие сказок (5) Потом сказки стали сложнее. (6) Сказки, в которых отразились мечты, чаяния народа . (7) Порывы его к небу, к горним вершинам духа. Герой сказок (8) И что удивительно: героем их был самый заурядный человек — Иванушка-дурачок. (9) Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов. (10) Но он из самых нижних этажей. (11) А следовательно, то, чего добивался он, достигал он, — доступно всем, в том числе и мне .
Успех героя (12) А добивался он и достигал многого — богатства, самой красивой невесты — царевны. (13) Крепко хватали наши деды! Урок сказок 1 (14) И в тех сказках были указаны пути достижения этих целей: надо жить честно, справедливо, любить людей, помогать слабым, чтить родителей . Урок сказок 2 (15) Но, конечно, и самому быть смелым . (16) Ах, сколько было удали, раздолья в тех сказках! (17) Иванушка-дурачок достиг. Призыв автора к читателю (18) А мы разве не того же корня?
Тема текста – сказки . Это первое ключевое слово. Шаг 3. Формулируем тему текста (одно слово)
Речь идёт о человеке в целом, это второе ключевое слово. Шаг 4. Определяем второе ключевое слово.
Влияние ( влияют) Шаг 5. Определяем третье ключевое слово(глагол или отглагольное существительное):
Они в тексте выделены жирным шрифтом. Шаг 6. Выписываем из текста слова и словосочетания, которые раскрывают содержание ключевых слов.
т ема+ещё хотя бы одно ключевое слово и выбранные словосочетания. В формулировке надо учесть как минимум два аспекта проблемы! Шаг7. Записываем позицию автора, используя ключевые слова (Они в тексте выделены жирным шрифтом):
Сказки влияют на становление личности: отражают народные представления о добре и зле, понимание народом смысла жизни, дают человеку представление о национальной культуре.
Проделанная нами на черновике работа будет выглядеть так: Проблема Как сказки влияют на становление личности? Тема Сказки Ключевые слова ( тема + два слова) Сказки, человек, влияние Позиция автора Сказки влияют на становление личности: отражают народные представления о добре и зле, понимание народом смысла жизни, дают человеку представление о национальной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Роль изобразительно-выразительных средств в определении проблемы текста, позиции автора
Тропы, поэтические фигуры речи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/09/picture-46195.jpg)
Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Позиция автора.
Презентация содержит необходимые теоретические сведения, алгоритм выполнения, анализ встречающихся ошибок, типовые клише, задания для выработки навыка поиска и формулирования позиции автора. Взм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402283-1392037351.jpg)
Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.
Данные сочинения предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-453712-1401722871.jpg)
Обучение выявлению проблемы и позиции автора при написании части С ЕГЭ по русскому языку.
Презентация подготовлена для проведения уроков по обучению выявления проблемы и позиции автора в тексте....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-155825-1545073285.jpg)
Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»
В работе представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-467056-1423658206.jpg)
Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи
Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/23/picture-1085593-1542983845.jpg)
Тексты для сочинений ЕГЭ с указанием проблем и позиции автора
Тексты для сочинений ЕГЭ с указанием проблем и позиции автора...