Позиция автора в сочинении ЕГЭ: алгоритм
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Ольга Валентиновна Киреева

Позиция автора текста в сочинении ЕГЭ - один из  важных этапов сочинения-рассуждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitsiya_avtora_v_sochinenii_ege_algoritm.pptx205.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Позиция автора

Слайд 2

это ответ на вопрос, сформулированный в проблеме Позиция автора -

Слайд 3

показывает отношение к проблеме, объясняет цель написания текста, отвечая на вопросы: Что хотел донести до читателей автор? Чему хотел их научить? Позиция автора

Слайд 4

в тексте, предлагаемом на экзамене, всегда построена на нравственных ценностях Позиция автора

Слайд 5

нельзя формулировать, опираясь только на один пример из текста. Важно найти нравственный урок, который связан как минимум с двумя эпизодами текста . Позицию автора

Слайд 6

- Прочитать внимательно текст, выделяя основные моменты содержания. - Выделить первое ключевое слово: понятие, о котором говорит автор. О чём текст? Это тема .(Например, совесть) -Определить второе ключевое слово. О ком идёт речь? (человек, люди, ребёнок…) - Определить третье ключевое слово ( глагол или отглагольное существительное: влияет, воздействует, зависит, воздействие, влияние, сущность…) Как найти позицию автора?

Слайд 7

- Выписать из текста слова и словосочетания, которые раскрывают содержание ключевых слов. - Записать позицию автора, используя ключевые слова(тема+ ещё хотя бы одно ключевое слово) и выбранные словосочетания, учитывая два аспекта проблемы. Как найти позицию автора?

Слайд 8

Формулировка позиции автора будет соответствовать предложенной для экспертов в том случае, если состоит из предложения, которое содержит однородные члены или хотя бы одну придаточную часть, то есть является сложноподчинённым. Как найти позицию автора?

Слайд 9

1. Позиции автора ясна. Д.С . Лиха- чёв считает, что к пожилым людям нужно относиться с вниманием ( 1 аспект) и заботой (2 аспект). Как нужно относиться к пожилым людям?

Слайд 10

2. Позиции автора ясна. Д.С . Лихачёв считает, что к пожилым людям нужно относиться с пониманием ( 1 аспект), потому что они особенно нуждаются в заботе и внимании( 2 аспект). Почему к пожилым людям нужно относиться с пониманием?

Слайд 11

Как сказки влияют на становление личности? ПРАКТИКА

Слайд 12

О сказке Текст Ф. Абрамова

Слайд 13

(1)Я начал жить от сказки, как всякий человек, родившийся в деревне. ( 2) Сказки были первыми ручьями и ручейками, через которые вливалась в меня большая жизнь, национальная культура . ( 3) Сказки были разные. (4) Сперва чисто детские: наивные, простенькие, про зыбку, про лиску и т. д . ( 5) Потом сказки стали сложнее. (6) Сказки, в которых отразились мечты, чаяния народа. (7) Порывы его к небу, к горним вершинам духа . ( 8) И что удивительно: героем их был самый заурядный человек — Иванушка-дурачок. (9) Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов. (10) Но он из самых нижних этажей. (11) А следовательно, то, чего добивался он, достигал он, — доступно всем, в том числе и мне. ( 12) А добивался он и достигал многого — богатства, самой красивой невесты — царевны. (13) Крепко хватали наши деды ! ( 15) Но, конечно, и самому быть смелым. (16) Ах, сколько было удали, раздолья в тех сказках! (17) Иванушка-дурачок достиг. (18) А мы разве не того же корня?

Слайд 14

( 14) И в тех сказках были указаны пути достижения этих целей: надо жить честно, справедливо, любить людей, помогать слабым, чтить родителей. (15) Но, конечно, и самому быть смелым. ( 16) Ах, сколько было удали, раздолья в тех сказках! (17) Иванушка-дурачок достиг. (18) А мы разве не того же корня ? . (18) А мы разве не того же корня?

Слайд 15

Шаг 1: читаем внимательно текст Шаг 2: записываем на полях микротемы каждого абзаца

Слайд 16

Сказки (1)Я начал жить от сказки, как всякий человек, родившийся в деревне. (2) Сказки были первыми ручьями и ручейками, через которые вливалась в меня большая жизнь, национальная культура . Виды сказок (3) Сказки были разные. (4) Сперва чисто детские: наивные, простенькие, про зыбку, про лиску и т. д. Развитие сказок (5) Потом сказки стали сложнее. (6) Сказки, в которых отразились мечты, чаяния народа . (7) Порывы его к небу, к горним вершинам духа. Герой сказок (8) И что удивительно: героем их был самый заурядный человек — Иванушка-дурачок. (9) Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов. (10) Но он из самых нижних этажей. (11) А следовательно, то, чего добивался он, достигал он, — доступно всем, в том числе и мне .

Слайд 17

Успех героя (12) А добивался он и достигал многого — богатства, самой красивой невесты — царевны. (13) Крепко хватали наши деды! Урок сказок 1 (14) И в тех сказках были указаны пути достижения этих целей: надо жить честно, справедливо, любить людей, помогать слабым, чтить родителей . Урок сказок 2 (15) Но, конечно, и самому быть смелым . (16) Ах, сколько было удали, раздолья в тех сказках! (17) Иванушка-дурачок достиг. Призыв автора к читателю (18) А мы разве не того же корня?

Слайд 18

Тема текста – сказки . Это первое ключевое слово. Шаг 3. Формулируем тему текста (одно слово)

Слайд 19

Речь идёт о человеке в целом, это второе ключевое слово. Шаг 4. Определяем второе ключевое слово.

Слайд 20

Влияние ( влияют) Шаг 5. Определяем третье ключевое слово(глагол или отглагольное существительное):

Слайд 21

Они в тексте выделены жирным шрифтом. Шаг 6. Выписываем из текста слова и словосочетания, которые раскрывают содержание ключевых слов.

Слайд 22

т ема+ещё хотя бы одно ключевое слово и выбранные словосочетания. В формулировке надо учесть как минимум два аспекта проблемы! Шаг7. Записываем позицию автора, используя ключевые слова (Они в тексте выделены жирным шрифтом):

Слайд 23

Сказки влияют на становление личности: отражают народные представления о добре и зле, понимание народом смысла жизни, дают человеку представление о национальной культуре.

Слайд 24

Проделанная нами на черновике работа будет выглядеть так: Проблема Как сказки влияют на становление личности? Тема Сказки Ключевые слова ( тема + два слова) Сказки, человек, влияние Позиция автора Сказки влияют на становление личности: отражают народные представления о добре и зле, понимание народом смысла жизни, дают человеку представление о национальной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Позиция автора.

Презентация содержит необходимые теоретические сведения, алгоритм выполнения, анализ встречающихся ошибок, типовые клише, задания для выработки навыка поиска  и формулирования позиции автора. Взм...

Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....

Обучение выявлению проблемы и позиции автора при написании части С ЕГЭ по русскому языку.

Презентация подготовлена для проведения уроков по обучению выявления  проблемы и позиции автора в тексте....

Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»

В работе  представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...

Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...

Тексты для сочинений ЕГЭ с указанием проблем и позиции автора

Тексты для сочинений ЕГЭ с указанием проблем и позиции автора...