Разработка урока и презентация к уроку русского языка 5 класс "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цыбденова Марина Галдановна

Разработка урока и презентация к уроку русского языка 5 класс "Имя существительное как часть речи" составлено по всем требованиям ФГОС, с применением ИКТ технологий, применены разные формы деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

образовательные:

  • повторить изученное об имени существительном за курс начальной школы;  
  • учить отличать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
  •  показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль
  • повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

развивающие:

  • развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
  • развитие умения аргументировать свои высказывания; развитие самооценки.
  • развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
  • развитие умения работать в заданном темпе;

воспитывающие:

  • воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
  • воспитание положительного отношения к знаниям;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Задачи

Предметные: Повторить и обобщить значение и морфологические признаки существительного как части речи. Формировать умение доказать принадлежность слова к имени существительному, умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • Прием рефлексивной деятельности
  • Метод конкретизации целей обучения
  • Метод открытого обсуждения новых знаний
  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? Мофология. Кто даст определение морфологии? Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи. (понятие проговаривается в паре)

- Что является основной единицей морфологии? Словоформа, слово, части речи

- На какие две группы делятся все части речи? Дома вам нужно было нарисовать схему с.5.

- Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? Слайд

Части речи

Самостоятельные                         Служебные                       Междометие

Имя существительное                 предлог

Имя прилагательное                    союз

Имя числительное                       частица

Глагол

Местоимение

Наречие

  1. Работа над темой урока.
  1. Выход на тему.  

Запишите предложение.

Сердце хранит в памяти дом матери, игры детства, дорогу домой.

Синтак.разбор

Посмотрите на предложение, какая часть речи преобладает в этом предложении? (и.сущ)

Какая тема нашего урока?

Тема новая или вы с ней знакомы?

Цель урока?

По группам рисуют схем.рисунок или кластер

Опорная карточка

«Имя существительное как часть речи»

Инструкция:

Составьте понятие «Имя существительное как часть речи», анализируя данные примеры.

Начните понятие с 1 признака «Это самостоятельная часть речи»

  1. Что обозначает существительное (тыква, книга, комар…)

  1. Вопросы существительного

  1. Определите, как изменяется существительное, изменив по числам, падежам и родам слова «берег, страна». Запишите вывод в качестве признака.

  1. Проанализируйте, почему так поделены следующие существительные, запишите вывод в качестве признака:
  1. земля, стрела, мама, мышь, тетрадь.
  2. конь, самолёт, ветер, сапог.
  3. ведро, облако, полотенце, лицо

  1.  Проанализируйте, почему так поделены следующие существительные, запишите вывод в качестве признака:
  1. семья, собака, дедушка, рыба.
  2. слон, кирпич, коромысло, солнце
  3. ночь, тишь, речь, тетрадь

  1.  Определите, чем отличаются группы данных существительных, запишите вывод в качестве признака:
  1. жук, котёнок, малыш, девочка
  2. театр, обруч, машина, пень

  1.  Определите, на какие группы можно разбить данные существительные, запишите вывод в качестве признака:

Андрей, мужчина, картошка, Мурка, Россия, вулкан, страна, Сатурн, котёнок, планета.

  1.  Проанализируй, каким членом предложения являются выделенные существительные в предложениях, запишите вывод в качестве признака:
  1. В лесу звонко щебечут птицы.
  2. Я надела платье в горошек.
  3. Гепард – самое быстрое животное.

Упр 461. Стихотворение бориса пастернака

ВьюгиВо-первых, это слово обозначает предмет (что? - вьюга): во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже; в-третьих, в предложении вьюги  является дополнением. Значит, это имя существительное.

ЛесВо-первых, это слово обозначает предмет (что? - лес): во-вторых, оно мужского рода, 2-го склонения, употреблено в единственном числе, именительном падеже; в-третьих, в предложении лес является подлежащим. Значит, это имя существительное.

РельсыВо-первых, это слово обозначает предмет (что? - рельс): во-вторых, оно мужского рода, 2-го склонения, употреблено во множественном числе, именительном падеже; в-третьих, в предложении рельсы  является подлежащим. Значит, это имя существительное.

Насыпь. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - насыпь): во-вторых, оно женского рода, 3-го склонения, употреблено в единственном числе, именительном падеже; в-третьих, в предложении насыпь  является подлежащим. Значит, это имя существительное.

Формы. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - форма): во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено во множественном числе, винительном падеже; в-третьих, в предложении формы  является дополнением. Значит, это имя существительное.

IV.Закрепление  изученного материала.

 Морфологический разбор!!! предложение

I вариант

Задание №3. Прочитайте текст. Определите стиль. Найдите в тексте существительное, обладающее следующими морфологическими признака: собственное,одушевленное,1склонение,ед.ч., тв.п, ж.р, в предложении дополнение

Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.

 

II вариант

Задание №3. Прочитайте текст. Определите стиль. Найдите в тексте существительное, обладающее следующими морфологическими признаками: нарицательное,одушевленное,1склонение, мн.ч, тв.п, ж.р. в предложении дополнение.

V.Итог урока . рефлексия. оценивание

Дз. Диффренцированное.

Упр. 464.

Тест

по русскому языку по теме «Имя существительное»

для учащихся 5 класса.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:

а) нести, летом, туманы, ребята;

б) звёзды, корзиной,  кораблю, песня;

в) луна, румяные, книги, иллюстрация;

г) лекарство, двойка, они, кузнечик.

  1. Укажите, как изменяются имена существительные:

а) по числам и родам;

б) по лицам и числам;

в) по числам, родам и падежам;

г) по падежам и лицам.

  1. Укажите, какие признаки имени существительного определены верно:

а) Сказки – ср. р., 1-е скл., в им. п., мн.ч.

б) Тетрадок – ж.р., 1-е скл., в им. п., мн.ч.

в) Приятелем - м.р., 2-е скл., в тв. п., ед.ч.

г) О городе - м.р., 2-е скл., в пред. п., мн.ч.

  1. Укажите ряд, в котором перечислены существительные только в косвенных падежах:

а) о пенале, тетрадь, портфелем;

б) скрипка, к роялю, на флейте;

в) художник, кисть, холст;

г) по дороге, к лесу, поляной.

  1. Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым:

а) Весна играла ручейками, деревьям косы расплела.

б) Книги – спутники всей нашей жизни.

в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.

г) В это утро мы славно поработали.

Б, в, в, г, б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"

Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка  в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...

Урок по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Цели урока: сформировать способность опознавать существительные в речи; развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи; сформировать представление о существитель...

11.05.2020 МЖКХ1 русский язык имя существительное как часть речи

изучить материал, выполнить упражнение...

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного  по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...