Разработка урока и презентация к уроку русского языка 5 класс "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока и презентация к уроку русского языка 5 класс "Имя существительное как часть речи" составлено по всем требованиям ФГОС, с применением ИКТ технологий, применены разные формы деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
образовательные:
- повторить изученное об имени существительном за курс начальной школы;
- учить отличать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
- показать морфологические признаки существительного, его синтаксическую роль
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
развивающие:
- развитие памяти и мышления (уметь выделять общие и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
- развитие умения аргументировать свои высказывания; развитие самооценки.
- развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
- развитие умения работать в заданном темпе;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
- воспитание положительного отношения к знаниям;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.
Задачи
Предметные: Повторить и обобщить значение и морфологические признаки существительного как части речи. Формировать умение доказать принадлежность слова к имени существительному, умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
- Прием рефлексивной деятельности
- Метод конкретизации целей обучения
- Метод открытого обсуждения новых знаний
- Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? Мофология. Кто даст определение морфологии? Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи. (понятие проговаривается в паре)
- Что является основной единицей морфологии? Словоформа, слово, части речи
- На какие две группы делятся все части речи? Дома вам нужно было нарисовать схему с.5.
- Чем различаются самостоятельные и служебные части речи? Слайд
Части речи
Самостоятельные Служебные Междометие
Имя существительное предлог
Имя прилагательное союз
Имя числительное частица
Глагол
Местоимение
Наречие
- Работа над темой урока.
- Выход на тему.
Запишите предложение.
Сердце хранит в памяти дом матери, игры детства, дорогу домой.
Синтак.разбор
Посмотрите на предложение, какая часть речи преобладает в этом предложении? (и.сущ)
Какая тема нашего урока?
Тема новая или вы с ней знакомы?
Цель урока?
По группам рисуют схем.рисунок или кластер
Опорная карточка
«Имя существительное как часть речи»
Инструкция:
Составьте понятие «Имя существительное как часть речи», анализируя данные примеры.
Начните понятие с 1 признака «Это самостоятельная часть речи»
- Что обозначает существительное (тыква, книга, комар…)
- Вопросы существительного
- Определите, как изменяется существительное, изменив по числам, падежам и родам слова «берег, страна». Запишите вывод в качестве признака.
- Проанализируйте, почему так поделены следующие существительные, запишите вывод в качестве признака:
- земля, стрела, мама, мышь, тетрадь.
- конь, самолёт, ветер, сапог.
- ведро, облако, полотенце, лицо
- Проанализируйте, почему так поделены следующие существительные, запишите вывод в качестве признака:
- семья, собака, дедушка, рыба.
- слон, кирпич, коромысло, солнце
- ночь, тишь, речь, тетрадь
- Определите, чем отличаются группы данных существительных, запишите вывод в качестве признака:
- жук, котёнок, малыш, девочка
- театр, обруч, машина, пень
- Определите, на какие группы можно разбить данные существительные, запишите вывод в качестве признака:
Андрей, мужчина, картошка, Мурка, Россия, вулкан, страна, Сатурн, котёнок, планета.
- Проанализируй, каким членом предложения являются выделенные существительные в предложениях, запишите вывод в качестве признака:
- В лесу звонко щебечут птицы.
- Я надела платье в горошек.
- Гепард – самое быстрое животное.
Упр 461. Стихотворение бориса пастернака
Вьюги. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - вьюга): во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже; в-третьих, в предложении вьюги является дополнением. Значит, это имя существительное.
Лес. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - лес): во-вторых, оно мужского рода, 2-го склонения, употреблено в единственном числе, именительном падеже; в-третьих, в предложении лес является подлежащим. Значит, это имя существительное.
Рельсы. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - рельс): во-вторых, оно мужского рода, 2-го склонения, употреблено во множественном числе, именительном падеже; в-третьих, в предложении рельсы является подлежащим. Значит, это имя существительное.
Насыпь. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - насыпь): во-вторых, оно женского рода, 3-го склонения, употреблено в единственном числе, именительном падеже; в-третьих, в предложении насыпь является подлежащим. Значит, это имя существительное.
Формы. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - форма): во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено во множественном числе, винительном падеже; в-третьих, в предложении формы является дополнением. Значит, это имя существительное.
IV.Закрепление изученного материала.
Морфологический разбор!!! предложение
I вариант
Задание №3. Прочитайте текст. Определите стиль. Найдите в тексте существительное, обладающее следующими морфологическими признака: собственное,одушевленное,1склонение,ед.ч., тв.п, ж.р, в предложении дополнение
Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алеша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих.
II вариант
Задание №3. Прочитайте текст. Определите стиль. Найдите в тексте существительное, обладающее следующими морфологическими признаками: нарицательное,одушевленное,1склонение, мн.ч, тв.п, ж.р. в предложении дополнение.
V.Итог урока . рефлексия. оценивание
Дз. Диффренцированное.
Упр. 464.
Тест
по русскому языку по теме «Имя существительное»
для учащихся 5 класса.
- Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные:
а) нести, летом, туманы, ребята;
б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;
в) луна, румяные, книги, иллюстрация;
г) лекарство, двойка, они, кузнечик.
- Укажите, как изменяются имена существительные:
а) по числам и родам;
б) по лицам и числам;
в) по числам, родам и падежам;
г) по падежам и лицам.
- Укажите, какие признаки имени существительного определены верно:
а) Сказки – ср. р., 1-е скл., в им. п., мн.ч.
б) Тетрадок – ж.р., 1-е скл., в им. п., мн.ч.
в) Приятелем - м.р., 2-е скл., в тв. п., ед.ч.
г) О городе - м.р., 2-е скл., в пред. п., мн.ч.
- Укажите ряд, в котором перечислены существительные только в косвенных падежах:
а) о пенале, тетрадь, портфелем;
б) скрипка, к роялю, на флейте;
в) художник, кисть, холст;
г) по дороге, к лесу, поляной.
- Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым:
а) Весна играла ручейками, деревьям косы расплела.
б) Книги – спутники всей нашей жизни.
в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.
г) В это утро мы славно поработали.
Б, в, в, г, б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/04/picture-210829-1496592440.jpg)
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-528733-1422984675.jpg)
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"
Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....
Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"
Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-903406-1489226666.jpg)
Урок по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Цели урока: сформировать способность опознавать существительные в речи; развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи; сформировать представление о существитель...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-1230885-1630582362.jpg)
11.05.2020 МЖКХ1 русский язык имя существительное как часть речи
изучить материал, выполнить упражнение...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/08/picture-664055-1441735880.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Технологическая карта урока...