Памятки всех видов разборов
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Маковеева Галина Николаевна

В памятке представлены все виды  разборов: по составу, фонетического, морфологического разбора всех частей речи, синтаксического разбора предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_razborov.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

 морфологического, фонетического и синтаксического разборов

Фонетический разбор слова. 1

  1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове.

Пример:

морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

м -  м  - согл., непарн., зв., тв.непарн.

о  -  а  - гласн., безударн.

р  -  р  - согл., непарн., зв., тв,. парн.

к  -  к  - согл., парн., глух., тв. парн.

о  -  о – гласн., ударн.

в  -  ф – согл., парн., глух., мягк.,  парн.

ь ----------------

7 букв, 6 звуков

Порядок разбора слова по составу. 2

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

П р и м е р: з а м о р о з к и

Морфологический разбор имени существительного.3

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.

Морфологический разбор имени прилагательного.3

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).3

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.3

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

        Синтаксический разбор предложения 4

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

     П р и м е р:

     После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повеств.,невосклиц., распростр.)

     Что? Грибы - это подлежащее.

      Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

     От подлежащего вопрос задать нельзя.

      Задаем вопрос от сказуемого.

      Пошли (где?) в лесу – обстоят. Пошли (когда?) после дождей – обстоятельство.

      После дождей (каких?) теплых – определение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.

Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...

Презентация "Все виды разбора"

В данной презентации показаны все основные виды разбора слов, а именно:фонетический разбор;разбор слова по составу;словообразовательный разбор;морфологический разбор всех самостоятельных частей речи....

Виды разборов по русскому языку

Здесь собраны все разборы по русскому языку с примерами....

тренажер по решению всех видов квадратных уравнений

четыре варианта работы собрали в себя примеры на все виды квадратных уравнений. Очень удобно, в качестве проверки и контроля усвоенности материала....

«Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся»

Целью  моей данной работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное, творческое и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов...

Презентация "Виды разборов"

В презентации представлены образцы различных разборов....