Методическая разработка по теме «Cложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Филиппов Дмитрий Константинович

Разработка технологической карты урока, посвящённая изучению сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными (причины и цели) в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Cложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели»

Русский язык 9 класс, учебник С.Г. Бархударова «Русский язык» — Просвещение. 2019.

Раздел 12. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Технологическая карта урока

учитель Д.К. Филиппов

Тема

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и цели

Цель

Продолжить формирование представлений и знаний о типах придаточных в сложноподчинённом предложении. Изучить придаточные причины и цели.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями,

- расширить и углубить знания учащихся о типах придаточных в сложноподчинённом предложении

-сформировать представление об употреблении придаточного сравнения и уступки

- развивать умение отличать указанные типы придаточных от других обстоятельственных типов придаточных,

-продолжить формирование умения работать с учебником

- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Основные термины, понятия

Сложноподчинённое предложение, придаточное обстоятельственное, придаточное причины, придаточное цели

Планируемые результаты

личностные

предметные

метапредметные

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию.

познавательные

находить, изучать и сравнивать предложения по типам придаточных

регулятивные 

уметь выделять типы придаточных по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала

коммуникативные 

излагать собственное мнение о пунктуации в предложениях; уметь отмечать ошибки при ответе других учащихся.

- развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с учебником, нетекстовыми материалами

Межпредметные связи

Русский язык 9 класс, литература

Формы организации предметной деятельности

Фронтальная, групповая

Методы обучения

Словесный, практический, поисковый

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап.

Организационный (1 мин)

Приветствует учеников

Приветствуют учителя, друг друга

II этап Целеполагание

(определение

темы урока,

постановка цели

и задач. 5 мин)

1) Предлагает учащимся вспомнить изученные типы придаточных

2) Какие типы обстоятельственных придаточных вы помните?

3) Приведите примеры на различные типы изученных придаточных?

4) Сегодня мы с вами изучим ещё два типа обстоятельственных придаточных: причины и цели

1) Отвечают, что придаточные в сложноподчинённом предложении делятся на три основных типа: определительные, изъяснительные, обстоятельственные

2) Поднимают руки, вспоминают типы изученных к этому моменту обстоятельственных придаточных

3) Придумывают собственные предложения

III этап.

Проектировочный

(5 мин.)

Для работы предлагаю выслушать информацию о вопросах и подчинительных союзах, которые вводят придаточные причины и цели, а затем быть готовыми поработать у доски

Открывают учебник, выслушивают информацию

IV этап.

Деятельностный

(24 мин.)

Проработка заданий по указанным темам. Ученики предлагают свои предложения с придаточными уступки и сравнения, а также решают примеры из учебника:

Упражнения 187, 195.

Происходит полный синтаксический разбор указанных предложений, выделяются подчинительные союзы, рисуются схемы, ставятся вопросы.

Во время работы в группах учитель следит за дисциплиной, направляет на поиск нужной информации, если возникают затруднения с ответами.

Практикум: работа у доски (Л)

Изучают новый материал, работают с учебником, узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р,К)

Сравнивают, анализируют, объясняют, формулируют (П,К)

Записывают новые понятия в тетрадь: придаточное причины, придаточное цели, подчинительные союзы соответствующих типов, вопросы к этим типам. (П)

Выступают у доски, дают развёрнутый ответ, обобщают информацию. (К,Р)

 Выражают свои мысли с полнотой и точностью, формулируют отличия указанных типов придаточных. (К)

V этап.

Контрольно-оценочный

(5 мин.)

Проверьте свои знания по изученной теме.

На какие вопросы отвечают придаточные причины и цели?

Какие союзы используются в придаточных причины и цели?

К какому классу придаточных относятся придаточные причины и цели?

В какую часть предложения могут присоединяться придаточные причины и цели?

Какие слова в предложении могут быть заменены придаточными причины и цели?

Отвечают на поставленные вопросы

Контроль, коррекция (Р)

VI этап.

Рефлексивная

деятельность.

(3 мин.)

Совместно с учащимися подводит итог урока, оценивает деятельность отдельных учащихся.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения (Л)

VII этап.

Домашнее задание

(2 мин.)

Даёт домашнее задание с инструктажем по его выполнению

Записывают домашнее задание: сделать упражнение №189, упражнение №196

Примечание: (П) – познавательные УУД

(К) – коммуникативные УУД

(Р) – регулятивные УУД

(Л) – личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Вопросительное предложение. Различные типы вопросов".

Обучающая презентация по теме "Вопросительное предложение. Различные типы вопросов"....

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....

Методическая разработка по теме: "Виды предложений по цели высказывания"-5 класс

Цели урока: Образовательные: • Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, • Учить: а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания; б) ставить знаки...

Методическая разработка по теме: “ Условные предложения”.

Данная разработка ставит своей целью познакомить учителей  английского языка и учащихся с различными типами упражнений, которые помогут усвоить данный грамматический материал....

Урок русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными причины,цели и следствия"

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследоват...

Методическая разработка по теме «Cложноподчинённые предложения с придаточными сравнения и уступки»

Разработка технологической карты урока, посвящённая изучению сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными (сравнения и уступки) в 9 классе....

Русский язык 9 класс по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"

quot;Сложноподчиненные предложения с придаточными причины"...