ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку

Шабаева Лилия Васильевна

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И  ЛИТЕРАТУРЫ

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
  В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, 
«здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

   Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

   В своей работе я придерживаюсь принципов  здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
1.  
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2.  
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3.Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4.Субъект-субъектные взаимоотношения— учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

6.Комплексный, междисциплинарный подход— единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

7.Успех порождает успех— акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

8.Активность— активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

9.Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Примеры практических занятий с применением здоровьесберегающих технологий:

  1. На снятие эмоционального напряжения 

– «Звук И». Необходимо громко сказать  “И” три раза. Звук “И” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши,  вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух

– Медитация (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций (Прикрыли глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе”).

2.Физкультминутки

Использование физминуток дает учащимся возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться. Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятию мышечного напряжения. Физкультминутки  могут способствовать развитию орфографической зоркости. Например: я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете. ( Слова для чтения: САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК).

– Упражнение «Ленивые восьмерки» Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

-Гимнастика для глаз «Бинокль» Представьте, что нам необходимо отыскать морфемы, которые куда-то исчезли. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль.

3.Минутки релаксации.  Способствуют снятию напряжения, помогают переключиться на другой вид деятельности. Например: На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года». на экране  проецируются осенние пейзажи.

4.Интеграция. Использование интеграции на уроках помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Например: 

  • Литература и живопись (Лермонтов был прекрасным художником, при знакомстве с его литературным творчеством говорим и о его картинах; обсуждаем иллюстрации к произведениям).
  • Литература и музыка ( А.И.Куприн «Гранатовый браслет» . В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями героини;  При знакомстве с творчеством Грибоедова упоминаем о том, что он был прекрасным музыкантом и слушаем вальс).
  • Литература и биология (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях).

Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:

-обеспечить психологическую разгрузку учащихся,

-дать им сведения развивающего и воспитательного плана,

– показать практическую значимость изучаемой темы,

-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

5.Использование личностно-ориентированных технологий. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий учитывают особенности каждого ребенка и направлены на раскрытие его потенциала. К таким технологиям можно отнести: 

  • технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии, использование ИКТ;
  • игровые технологии, ролевые игры на уроках литературы (инсценировка сказок, басен , постановка кукольного театра, чтение по ролям);
  • игры на уроках русского языка («Цепочка»: дети по цепочке называют несклоняемые существительные, качественные прилагательные, глаголы совершенного вида и т.д ; игра «Составь слово»: от слова ЗАГОВОРИЛ взять приставку, от слова БЕЖАТЬ – корень, От слова ИГРАЛА – суффиксы);

6.Индивидуальная работа с текстом. Подбираются тематические тексты, которые носят познавательный характер, и направлены на формирование здорового образа жизни.

Например: 1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы: компьютер – это хорошо или плохо? Выделите знакомые орфограммы. 

2.Запишите текст, раскрыв скобки и выбрав нужную букву. В чем вы увидели пользу бани для себя? 

3.Распределите слова и словосочетания в три столбика в зависимости от содержания в них
1) белков и жиров, 2) углеводов, 3) витаминов и минералов ( Групповая работа по вариантам). М…локо, хлеб, м…кароны, каши, рыба. сыр, к…ртофель, крупы, сух… фрукты, сах…р, м…рковь, сла…кий пер…ц, шп…нат, см…родина, к…пуста, р…стительное масло, м..рг..рин, рис, м…ндаль, овсян(нн)ая крупа, яйца, …бл…пиха.

4.Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья. 

7.Творческие задание

Примеры заданий:

-Напишите сочинение на предложенную тему:

«Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы:

 «Любимый вид спорта»,

«Что значит быть здоровым?»,

 «Нам от болезней всех полезней».

Подобные уроки позволят учащимся закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни, воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни .

8.Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, использование поговорок, музыкальных минуток и т.д.

 

Список использованной литературы:

 

1.Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002.-121 с.

 2.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

НА УРОКАХ ПИСЬМА, ЧТЕНИЯ, РУССКОГО ЯЗЫКА

А — начало алфавита

А — начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко. (Дети должны стоять широко

 расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз-два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)

Ах ты, Петя — простота

Ах ты, Петя — простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

Петя, Петя — петушок!

Что ты раненько встаешь?!

Детям спать не даешь. (Дети кладут голову на парту, имитируют сон.)

Чтобы нам совсем проснуться

Нужно потянуться! (Делают несколько упражнений.)

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

Будем в классики играть

Будем в классики играть, На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

Буква Е

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала,

(Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Буквой Л расставим ноги

Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске — руки в боки. Наклонились влево, вправо, Влево, вправо... Получается на славу. Молодцы!

Влево — вправо, влево - вправо... (Расставили ноги, руки на поясе; наклоны влево, вправо.)

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Вот под елочкой зеленой

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Целый день они летали,

(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)

Спать ребятам не давали,

Кар-кар-кар.

(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)

Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Встанем, дети

Встанем, дети,

(Встали.)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять. -

(Шагаем.)

Приподнялись,

(Поднялись на носочках.)

Чуть присели

(Приседаем.)

И соседа не задели,

( Садимся.)

А теперь придется встать, (Встали, потянулись.)

Тихо сесть, (Ровненько сели.)

Встретились Бяка и Бука

Встретились Бяка и Бука. (Шагаем на месте.)

Никто не издал ни звука. (Руки в стороны.)

Писать начать. (Приготовились писать.)

В «Светофор» мы поиграем

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы писать. (Потягивания.)

В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)

Руки, ноги разминаем.

(Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)

Красный свет нам «Стой!» - кричит,

Ждать зеленого велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперед.

(Наклоны.)

Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)

Вот и желтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)

Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)

Вверх поднимем,

Вниз опустим,

Пролетим как самолет.

(Прыжки.)

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

Левой, правой,

Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)

Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)

Светофор — помощник славный

Уставать нам не дает.

Никто не подал и знака —

(Руки на пояс.)

Молчали (Повороты туловища влево-вправо.)

Бяка и Бука. (Наклоны туловища влево-вправо.)

И Бука

Думал со скукой: (Наклон туловища вперед.)

Чего он так смотрит — букой? (Руки в стороны.)

И Бяка думал:

(Руки на пояс.)

Однако (Наклон туловища вперед.)

Какой он ужасный

(Руки вверх.)

Бяка... (Руки опустили.)

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря!

(Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.

Громко тикают часы

Громко тикают часы

(Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.) В школу нам пора идти,

(Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали, (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны головы.)

Долгожданный дан звонок

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И внимательно читать.

Дружно маме помогаем

Дружно маме помогаем —

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.)

Едем, едем, долго едем

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

(Ходьба на полусогнутых ногах.)

Загадаю вам загадку

Загадаю вам загадку,

Становитесь на зарядку. (Ходьба на месте.)

Раз — листочки поднимаем. (Руки через стороны вверх.)

Два - листочки загибаем. (Руки за спину.)

Три - ещё разок свернули, ( Обхватили руками плечи.)

На четыре - развернули. (Руки в стороны.)

Буква спряталась внутри.

(Приседания.)

Кто догадлив? (Прыжки на месте.) ^

Назови!

три раза». (Гуси встают.).)

«Звуки»

(Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки знакомых птиц или животных. Например:

1 - гуси (Га-га-га.)

2 — голуби (Гуля-гуля-гуля.)

3 — ослики (Иго-го.)

4 - собачки (Гав-гав.)

(Учитель, проходя мимо каждого ряда, стучит по парте и спрашивает: «Кто-кто в этом домике живет ?» (Дети отвечают.)

Потом он говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими

Ложка — это ложка

Ложка - это ложка, (Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка - это кошка, (Шагаем на месте.)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.)

Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол. (Прыжки на месте.)

Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.)

Оделся и пошел. (Прыжки на месте.)

А я придумал слово, (Руки в стороны-на пояс.)

Смешное слово — плим.

(Присели.)

Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Плим, плим, плим!

(Присели.)

Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)

И ничего не значит (Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями.)

Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» - «моды» — «лимонад»!

(Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Мягкий знак

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного — выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного — рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.

— Кто догадался из какой пословицы три последних слова?

Мяч подскакивает вверх

Мяч подскакивает вверх. Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился. (Ходьба на месте.) » ■ ■

Ну и мы за стол садимся. (Дети садятся за парты.)

На зарядку становись!

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать?

(Приседания.)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)

Назвали все предметы

Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Легкие прыжки — раз, два, три.

Мягкая посадка - раз, два, три.

На лошадке ехали

На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)

До угла доехали.

Сели на машину, (Бег на месте.)

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

(Приседания.)

Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)

На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)

Пароходом ехали,

До горы доехали. (Шагаем на месте.)

Пароход не везет,

Надо сесть на самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)

-У-у-Ф.

(И.Токмакова)

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье—сварил; повар — варит; повар — повара.

Плакса

Что ты плачешь: «Ы» да «Ы»? (Ученик «плачет» со звуком «Ы».)

Слезы поскорей утри, («Плакса» перестает «плакать».)

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать. (Дети могут сделать несколько танцевальных движений.)

Поднимайте плечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

(Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

По дороге Петя шел

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить в другую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево )

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

(Н. Френкель)

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

По хамбер-джамбер я шагал

По хамбер-джамбер я шагал, (Шагаем на месте.)

По хамбер-джамбер-джони (Хлопаем в ладоши.)

И вдруг увидел - риг-ма-джиг

(Присели.)

За шею тащит бони. (Прыжки на месте.)

Ах, будь со мною хоб-ма-гог, (Руки на пояс, наклоны влево-вправо.)

Мой хоб-ма-гоб-ма-гони, (Хлопаем в ладоши.)

Я застрелил бы риг-ма-джиг (Шагаем на месте.)

За кражу бедной бони.

(Присели.)

Приставка

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Птички

Птички в гнездышке сидят И на улицу глядят. Погулять они хотят И тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)

Раз, два — мы проснулись

Раз, два - мы проснулись, (Потягивания.)

Три — в кровати потянулись, (Повороты туловища.)

Четыре — солнцу улыбнулись.

(Наклоны.)

Пять — кровать заправляем, (Движения головой.)

Шесть — лицо мы умываем, (Рывки руками перед грудью.)

Семь — зарядку выполнять, (Круги руками.)

Восемь - душ скорей принять. (Махи руками вверх-вниз.)

Девять — быстро обтираться, (Прыжки на месте.)

Десять — надо одеваться, (Легкий бег на месте.)

Срочно в школу собираться. (Переходящий на ходьбу.)

Не спеши, дружок, постой!

Зубы чисти, причешись,

Побыстрее шевелись!

Родственные слова

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес — лесник, река — ручей, стена — потолок, кот — котик, сад — садовый, дом — домашний, дом — дым, поле — полюшко, гриб — грибной, обед — стол.

Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж.

(Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

Словарные слова

После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овошей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Стоп, машина

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп! (Каждый отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст («Стоп, машина, стоп, машина...» и т. д.). В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!» Все ученики сидят, положив руки на парты. Учитель говорит: «Стучать!» Сам стучит по столу пальцами, и все дети стучат. «Спокойно!» — все прекращают стучать и кладут руки под парты.« Стучать!» — все снова стучат. «Вниз!» — все прячут руки под партами. Учитель говорит вперемежку эти три слова и делает соответствующие движения. Затем он старается сбить ребят, говорит: «Спокойно!», а сам прячет руки под стол; стучит, а говорит: «Вниз!». Ученики должны делать то, что говорит учитель, а не то, что он делает.)

Суффикс

На доске написаны слова:

Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук — внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.

— Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

Тик-так

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)

А теперь пора нам, братцы,

За уроки приниматься. (Дети садятся за парты.)

Тик-так, тик-так

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

(Приседания.)

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Вот и кончилась игра,

Нам за парты сесть пора. (Дети садятся за парты.)

Тучки

У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.) А-а-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

Тюша-Плюша

Тюша-Плюша, Толстячок

Шел зимой на родничок: (Ходьба на носках, руки за голову, спина прямая.)

Пых-пых! Пых-пых!

Нес он два ведра пустых, (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)

Сел на варежку верхом

И поехал с ветерком. (Сесть за парту, махи ногами в стороны и скрестно (сидя), «ножницы», спина прямая.)

Едет Тюша с горки,

А за ним ведерки. (Четырераза поднять согнутые ноги вперед и опустить на пол — спина прямая. Присели.)

Ча-ча-ча

Ча-ча-ча, (Три хлопка в ладоши.)

Печка очень горяча (Четыре полуприседа.)

Чи-чи-чй, (Три хлопка над головой.)

Печет печка калачи (Четыре прыжка на месте.)

Часы

Тики-так, тики-так, —

Так ходики стучат. (Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.)

Туки-так, туки-так, —

Так колеса стучат. (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.)

Токи-ток, токи-ток, —

Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки.)

Туки - ток, туки - ток, —

Так стучит каблучок. (Стучат каблучками.)

Что растет на елке?

Что растет на елке? (Поднять плечи и опустить.)

Шишки да иголки. (Растопырить пальцы.)

Разноцветные шары (Соединить пальцы рук в шар.)

Не растут на елке. (Потрясти кистями рук.)

(С. Маршак)

Чьи там крики

Чьи там крики у пруда? (Прыжки на месте.)

- КВАсу, КВАсу нам сюда! (Хлопаем в ладоши.)

КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши, (Топаем ногами.)

Надоела нам вода! (Прыжки па месте.)

Эй, кузнец

Эй, кузнец, молодец, Захромал мой жеребец. (Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу.) Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать? (Разводят руки в стороны.)

Вот гвоздь, вот подкова — Раз, два и готово! (Ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово.)

Юрта, юрта

Юрта, юрта, круглый дом, (Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)

Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится.

(Присели.)

Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)

Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)

Я возьму трубу свою

Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою: (Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола.)

Тру- у-у, у- у- у.

Громко, громко запою. (С поворотом туловища направо, затем налево, руки согнуты вперед-кверху, «сыграть на трубе».)

Ты, труба, труби, труби,

На переменку всех зови. (Руки согнуты вперед, ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы.)

Тру- у- у, у- у- у,

Переменку объяви. (Повторить «игру на трубе», а затем расслабленно потрясти пальцами.)

Я иду и ты идешь

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я тетрадочку открою

Я тетрадочку открою и как надо положу. (Хлопаем в ладоши.)

Я от вас не скрою: ручку я вот так держу. (Показали, как держим ручку.)

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (Шагаем на месте.)

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали, раз, два, три,

Ножками потопали, раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели,

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

          Цапля

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не цепляться.

Учитель предлагает детям встать так, чтобы спереди от них было окно, а сзади – стена со стендами

(или цветами). Затем повернуться так, чтобы перед ними (спереди) оказалась классная доска, а сзади – стена. А теперь пусть попробуют встать так, чтобы то, что было спереди, стало сзади, и, наконец, последнее «невыполнимое» задание – встать таким образом, чтобы спереди была классная доска, а сзади – окна (важно отметить тех детей, которые сообразят, что это задание выполнить нельзя, подчеркнув при этом, что учитель может шутить и даже иногда ошибаться).

Пожалуйста.

Учитель отдает команды, но ученики выполняют только те из них, которые сопровождаются словом ПОЖАЛУЙСТА (встаньте, наклоните голову направо, руки на пояс, левую ногу вперед, подпрыгните четыре раза, сядьте и т.д.).

Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Косари

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда

Делай раз и делай два.

Имитируются движения косарей. Шаг вперед одной ногой, движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища.

Мы дружно трудились,

Немного устали,

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимем,

Потом разведем

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем,

И левую руку поднимем вперед,

И дальше пойдем мы в поход.

Еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом кругом-кругом, все бегом,

бегом, бегом, тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!

            Зарядка

Солнце глянуло в кроватку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо,

Получается на славу.

Молодцы!

Влево – вправо, влево, вправо.

        Помощники.

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре –

Потянулись, наклонились.

Хорошо мы потрудились.

1 – 2 – стойка на носках, руки вверх (потянулись);

3 – 4 – наклон вперед, покачивание руками вправо и влево (наклонились).

                Речка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль,

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

          Бабочки

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем вместе повторять.

Один да четыре будет…

Два да три тоже…

Три да два, один да четыре –

Всю пятерку изучили.

А теперь мы отдохнем

И опять считать начнем.

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

(На доске семь елочек и семь кружков).

Стойкий оловянный солдатик

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади,

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Зеркало

Учитель, стоя лицом к классу, выполняет различные упражнения, а дети выполняют их зеркально наоборот.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

             Зарядка.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде: «Раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде: «Два».

Если нравится тебе

Учитель поет песню и показывает действия. Дети подпевают и вслед за учителем делают движения.

Если нравится тебе, то делай так (два щелчка пальцами над головой),

Если нравится тебе, то делай так (два хлопка в ладоши),

Если нравится тебе, то делай так (два хлопка за коленками),

Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами),

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо».

          Теплоход.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход (встать из-за парт),

Раз, два.

Он назад шагнул сначала (шаг назад),

Раз, два,

А потом шагнул вперед (шаг вперед),

Раз, два.

И потом поплыл по речке (волнообразное движение руками),

Набирая полный ход (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы хотим сейчас считать,

Руки выше поднимать,

На уроке не зевать.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движения

Предлагаю повторить.

        Вдаль посмотрим и под ноги,

        Вправо, влево, побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

        Теперь и вы отдохнули,

 Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Классную работу.

Распахнуто окошко.

Нам холод нипочем.

(развести руки в стороны)

Походим мы немножко

И сон с себя стряхнем.

(Ходьба на месте, руки опустить вниз)

Чтобы нам работу дать –

Будем дружно приседать. (приседания)

Я возьму шар большой. (развести руки)

Подниму над головой. (руки вверх)

В теперь пора учиться!

И не будем все лениться!

У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.

И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

Раз - Два - Три
Исходное положение: дети стоят в кругу и повторяют за ведущим слова 
и движения. 
Мы пойдем сначала вправо раз-два-три.
А потом пойдем налево раз-два-три.
А потом все соберемся раз-два-три.
А потом все разойдемся раз-два-три.
А потом мы все присядем раз-два-три.
А потом мы все привстанем раз-два-три.
А потом мы все станцуем раз-два-три.
А потом еще станцуем раз-два-три.
Затем танец повторяется и темп ускоряется.

«Арам-сам-сам»

Ведущий предлагает всем вместе спеть песню 3 раза, выполняя при этом соответствующие движения:

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (все хлопают себя по коленям),

Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой)

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (все хлопают себя по коленям),

Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой).

О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);

Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой),

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (все хлопают себя по коленям),

О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);

Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой),

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (все хлопают себя по коленям).

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),

Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой)

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),

Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой).

О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);

Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой),

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей  справа по коленям),

О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);

Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой),

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям).

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),

Гули-гули, гули-гули (у головы соседа слева имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой)

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),

Гули-гули, гули-гули (у головы соседей слева имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой).

О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);

Гули-гули, гули-гули (у головы соседей слева имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой),

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),

О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);

Гули-гули, гули-гули (у головы соседей слева имитируют кормление голубей обеими руками, держа   правую – над головой, левую - под головой),

Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа  по коленям).

Темп исполнения необходимо постоянно увеличивать!

Из-за парт мы выйдем дружно,                                                                                                                                             Но  шуметь совсем не нужно.                                                                                                                                       Встали прямо, ноги вместе                                                                                                                                         Поворот кругом  на месте.                                                                                                                                        Хлопнем пару раз в ладошки                                                                                                                   И потопаем немножко.                                                                                                                                                                   А теперь представим детки,                                                                                                                                          Будто руки наши ветки,                                                                                                                                                      Покачаем ими дружно,                                                                                                                                                        Словно ветер дует южный.                                                                                                                                                                                    Ветер стих . Вздохнули дружно.                                                                                                                                                   Нам урок продолжить нужно.                                                                                                                              Подравнялись, тихо сели                                                                                                                                                                  И на доску посмотрели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"

Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...