Логопедическая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Лощева Валентина Александровна

Логопедическая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedieska_programma.docx52.18 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Нижегородской области‌‌

Департамент образования администрации Кстовского муниципального округа‌

МАОУ СШ № 8

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

________________________

А.П. Галкин

Протокол № 1 от «[число]» [месяц]   [год] г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________________

С.Н. Филиппова

[Номер приказа] от «[число]» августа   [год] г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Е.А. Белаш

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи обучающихся 

6 класса с НОДА

Кстово,‌ 2024‌

Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции обучающихся с ЗПР, НОДА, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащения лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

                                             Пояснительная записка

Программа коррекционно-логопедической работы для детей с НОДА составлена в соответствии с Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова;  с письмом Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 2 // Вестник образования, 2001 №2 «О работе логопедического пункта общеобразовательного учреждения», с распоряжением Министерства просвещения РФ от 6.08.2020г №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22).

Необходимость логопедической работы с обучающимися  с НОДА обусловлена тем, что: 

  • У большинства обучающихся с НОДА отмечаются дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести (стертая или умеренно выраженная дизартрия); они обуславливают нарушение общей разборчивости речи, что приводит к коммуникативным трудностям. 
  • У многих обучающихся наблюдается недоразвитие устной речи, нарушена связная речь. 
  • Часто у обучающихся отмечаются дислексия и дисграфия, они испытывают трудности в овладении навыками чтения и письма. 

У детей с НОДА не наблюдается четкой взаимосвязи между тяжестью двигательных, психических и речевых нарушений. 

Основная цель логопедической работы с обучающимися с НОДА – выявление и преодоление нарушений речевого развития, а также дальнейшее развитие устной и письменной речи, совершенствование коммуникации обучающихся с НОДА для успешного усвоения академического компонента образовательной программы. 

В структуре программы коррекционно-логопедической работы для обучающихся с НОДА выделяются следующие задачи: 

  1. Развитие коммуникативных навыков.
  • Формирование новых форм общения, соответствующих среднему школьному возрасту. Развитие и тренировка различных коммуникативных умений. 
  • Формирование умения решать актуальные образовательные и житейские задачи, используя различные виды коммуникации как средства достижения цели. 
  • Развитие вербальной (устной) коммуникации. Развитие способности к словесному самовыражению на актуальном уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. 
  • Развитие умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, завершить разговор; получать и уточнять информацию от собеседника. 
  • Обучение адекватной передаче информации. 
  1. Коррекция нарушений речи.
  • Развитие лексико-грамматических навыков экспрессивной речи и коррекция ее нарушений. Развитие связной речи. 
  • Улучшение общей разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить обучающемуся лучшее понимание его речи окружающими. 
  • Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. 
  • Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, гиперкинезов, атаксии). Развитие артикуляционной моторики. (В более легких случаях – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата). 
  • Развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата; произвольных мимических, губных и язычных движений. Подавление синкинезий, уменьшение гиперсаливации (повышенного слюнотечения).
  • Развитие речевого дыхания, голоса и просодики. Формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Формирование синхронности речевого дыхания, голоса и артикуляции. 
  • Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Развитие умения дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
  1. Коррекция нарушений чтения и письма.
  • Развитие способности к осмысленному чтению и письму. 
  • Развитие умения сознательно, правильно читать и осмысленно воспринимать прочитанное. 
  • Развитие умения анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом и синтаксическом уровне. 
  • Развитие зрительно-пространственных функций и коррекция их нарушений. 
  • Совершенствование двигательного навыка письма. Развитие динамических моторных функций. 

 

                  Описание места логопедических занятий в учебном плане

Программа рассчитана на обучающихся 6-го класса  для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также для детей, обучающихся на дому.

Рабочая программа  рассчитана на 1 год, 1 час в неделю (34 часа в год).

Ценностные ориентиры содержания образования

 Речевые умения и навыки, полученные обучающимися  на логопедических занятиях, способствуют более успешному овладению учебной программой. Коррекционно-логопедическая работа по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, формированию навыков языкового анализа и синтеза и др. позволяет предупредить многие специфические ошибки чтения и письма у школьников. Усвоение обучающимися коммуникативной функции языка, то есть овладение умением адекватно использовать и воспринимать речь является основной задачей логопедической работы в школе.   

 

Планируемые результаты реализации программы логопедической работы: 

  • Адаптация обучающегося с НОДА к условиям образовательной организации и усвоение им программы основного образования. 
  • Уменьшение степени выраженности речевых нарушений (в более легких случаях – преодоление нарушений речевого развития). 
  • Улучшение овладения родным (русским) языком. 

 Содержание   курса логопедических занятий

  • Развитие общей моторики:
  • Развитие двигательной памяти, переключаемости движений.
  • Развитие произвольного торможения движений.
  • Коррекция статической координации движений.
  • Коррекция пространственной организации движений.
  • Коррекция темпа и ритма движений.
  • Развитие мелкой моторики:
  • Коррекция статической координации движений.
  • Коррекция динамической координации движении.
  • Развитие артикуляционной моторики:
  • Развитие двигательной функции губ.
  • Развитие двигательной функции языка.
  • Развитие двигательной функции нижней челюсти.
  • Развитие двигательной функции мягкого неба.
  • Коррекция динамической организации движений артикуляционного аппарата.
  • Развитие мимической моторики:
  • Развитие объема и качества движения мышц лба.
  • Развитие объема и качества движений мышц глаз.
  • Развитие объема и качества движений мышц щек.
  • Развитие умения формировать определенные мимические позы.
  • Развитие речевого дыхания:
  • Дифференциация носового и ротового выдоха.
  • Выработка сильного выдоха.
  • Выработка плавного длительного выдоха.
  • Выработка целенаправленного выдоха.
  • Уточнение артикуляции (постановка), автоматизация и дифференциация звуков речи (по Г.В. Чиркиной): 
  • Постановка (уточнение артикуляции) звуков: [а, п’, п, у, м’, м, к’, к, ы, н’, н, х’, х, в’, в, о, т’, т, с’, с, л’, л], автоматизация. 
  • Дифференциация звуков: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
  • Постановка (уточнение артикуляции) звуков: [б’, б, д’, д, з’, з, г’, г, ж, ш, щ, ч, ц, р’, р]. 
  • Дифференциация звуков: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т’].

 

  1. Развитие просодии:
  • Развитие выразительности речи.
  • Коррекция дикции.  
  • Коррекция темпа речи.
  • Развитие ритма речи.
  • Расстановка пауз в речи.
  • Употребление основных видов интонации.
  • Употребление ударений: словесного, логического.

 

  1. Развитие фонематического слуха:
  • Дифференциация неречевых звуков.
  • Опознание гласного звука на фоне звукового ряда.
  • Опознание согласного звука на фоне звукового ряда.
  • Повторение слогового ряда.
  • Опознание гласного звука на фоне слогового ряда.
  • Опознание согласного звука на фоне слогового ряда.
  • Опознание звука на фоне слова.
  • Придумывание слов с данным звуком.
  • Определение наличия данного звука в названии картинок.

 

  1. Формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза:
  • Определение первого гласного звука в слове.
  • Определение первого согласного звука в слове.
  • Определение последнего звука в слове.
  • Произнесение слова по отдельным звукам.
  • Произнесение слова, предъявленного по отдельным звукам.
  • Определение места звука в слове.
  • Определение количества звуков в слове.
  • Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.
  • Составление слова из данных звуков.

 

  1. Коррекция слоговой структуры слова:
  • Односложные слова с закрытым слогом.
  • Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов.
  • Двусложные слова с 1 закрытым слогом.
  • Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.
  • Односложные слова со стечением согласных в начале слова.
  • Односложные слова со стечением согласных в конце слова.
  • Двусложные слова со стечением согласных в начале слова.
  • Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
  • Двусложные слова со стечением согласных в конце слова.
  • Трехсложные слова из 3 открытых слогов.
  • Трехсложные слова с последним закрытым слогом.
  • Трехсложные слова со стечением согласных.
  • Четырехсложные слова с открытыми слогами.

 

  1. Развитие импрессивной речи:
  • Понимание предложений: выполнение действий по инструкции, понимание инверсионных конструкций, понимание предложных конструкций, определение семантической ошибки в предложении, заканчивание предложений.
  • Понимание текста: понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы.

 

  1. Расширение словаря существительных, глаголов, прилагательных, наречий, обобщающих слов, многозначных слов.

 

  1. Коррекция грамматического строя речи:
  • Употребление существительных в разных падежах.
  • Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
  • Изменение глаголов по лицам.
  • Согласование существительного с прилагательным в единственном числе.
  • Употребление существительных с числительным.
  • Согласование существительного с глаголом единственного и множественного числа в настоящем времени.
  • Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами –в-, -на-, -под-, -над-, -за-, -перед-, -около-.
  • Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Образование названий детенышей животных.
  • Образование глаголов приставочного значения с приставками  с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-.
  • Образование глаголов совершенного и несовершенного вида.
  • Образование относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, ян-, -енн-.
  • Образование сложных слов.

      15.Коррекция нарушений письменной речи.

            Оптическая дисграфия:

                   – развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;

                    – уточнение представлений о форме, величине, цвете;

                   – ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;

                  – конструирование и реконструирование букв;

                  – нахождение, выделение букв;

                  – дифференциация смешиваемых букв на письме.

           Акустическая дисграфия:

                   – уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков;

                    – дифференциация смешиваемых звуков.

         Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

                     – развитие фонематического анализа и синтеза;

                     – развитие слогового анализа и синтеза;

                     – развитие анализа структуры предложения.

         Аграмматическая дисграфия:

                      – формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений  о морфологическом составе слова.

             Дислексия.

                       – формирование навыка чтения.

 Дискалькулия.

 16.Развитие связной речи:

  • Развитие диалогической речи.
  • Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.
  • Составление описательного рассказа.
  • Составление рассказа-рассуждения.
  • Придумывание повествовательного рассказа.

 

В приложении приведена примерная тематика логопедических занятий для обучающихся 6 класса. Она может быть скорректирована в зависимости от структуры дефекта ребенка, результатов логопедического обследования и рекомендаций ПМПК, ППК.

 

                                                                                         

Примерное тематическое планирование.

6 класс

                        Тема

часов

1.

Развитие фонематического анализа и синтеза

1

2.

Звукобуквенный анализ и синтез слов.

1

3.

Гласные после шипящих и ц.

1

4-5

Безударные гласные в корне слова.

2

6

Звонкие и глухие согласные.

1

7

Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.

1

8

Фонетический разбор слов различной структуры.

1

9

Ударение.

1

10

Правописание сложных слов.

1

11

Синонимы.Антонимы.Омонимы

1

12

Состав слова.

1

13

Словосочетание и предложение.

1

14

Грамматическая основа.

1

15

Второстепенные члены предложения.

1

16

Однородные члены предложения.

2

17

Анализ структуры предложения.

1

18

Правописание предлогов и приставок.

1

19

Работа с деформированным текстом.

1

20

Виды текста: повествование, описание, рассуждение.

1

21

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

1

22

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

1

23

Текст-описание. Характерные признаки.

1

24-25

Изложение-описание по памяти.

2

26-27

Текст-повествование. Характерные признаки.

2

28-29

Сочинение-описание

2

30-31

Сочинение по наблюдениям.

2

32-33

Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста.

2

34

Изложение-повествование с элементами описания по памяти.

1

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Аристова Т.А, Архипова Г.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под. ред. Н.Н. Яковлевой., 2023г. 
  2. Горбунова С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». – М:, 2021г. 
  3. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г
  4. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2024г.
  5. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
  6. Фомичёва, М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:,  «Просвещение» .
  7. Ястребова А.В.,  Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному  усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией).  
  8. Презентации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
  9. Интерактивные тренажеры для закрепления изученных тем.
  10. Ресурсы интернета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...