Обращение как необходимый компонент написания письма
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Формирование у обучающихся умения определять структуру компонента письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Самара»
Методическая разработка
конспекта урока русского языка
по теме «Обращение как необходимый компонент написания письма»
для обучающихся 6 класса
Разработчик :
Мажар Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Самара, 2024 г.
Урок русского языка
в 6 классе коррекционной школы VIII вида
Учитель: Наталья Владимировна Мажар
Тема: Обращение как необходимый компонент написания письма.
Цель:
- Закрепить знания обучающихся об обращении.
- Познакомить школьников со структурными компонентами письма.
Задачи:
- Отработка навыка употребления на письме обращений. Формирование у обучающихся умения определять структурные компоненты письма.
- Коррекция слухового восприятия и памяти обучающихся на основе специальных упражнений.
- Воспитание культуры общения обучающихся.
Тип урока: комбинированный
Педагогические технологии:
- по преобладающему методу: коррекционно-развивающее обучение;
- по организационным формам: классно-урочное обучение;
- по типу управления познавательной деятельностью: современное традиционное обучение;
- по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе активизации деятельности детей.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
- развитие высших психических функций (зрительной, слуховой и долговременной памяти; слухового восприятия; аналитико-синтетической деятельности);
- мотивация к обучению;
- продуктивная обработка информации;
- динамичность восприятия (смена видов деятельности, работа с опорой на ведущий анализатор и др.)
Методы и приёмы:
- объяснительно- иллюстративный;
- частично-поисковый;
- репродуктивный (работа по алгоритму, воспроизводящие и творческие упражнения);
Оборудование:
- графическая инструкционная таблица;
- конверты с письмами;
- карточки со словарными словами;
- карточки с названиями структурных компонентов письма;
- карточки со словами- обращениями;
- аудиозапись звуков парохода, самолёта, вертолёта, автомобиля.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия обучающихся.
3.Словарная работа.
4.Сообщение темы и цели урока.
5. Введение учителем нового материала и организация работы обучающихся по его осмыслению.
6.Физминутка.
7. Работа по формированию у обучающихся умений и навыков применения знаний на практике:
- работа с деформированным текстом;
- коллективный разбор предложения с обращением (по графической инструкции);
- самостоятельная работа обучающихся по образцу.
8. Итоги урока:
- краткая итоговая беседа;
- домашнее задание;
- оценки.
9. Рефлексия.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».
2.Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия обучающихся.
Обучающиеся слушают аудиозапись звуков парохода, самолёта, вертолёта, автомобиля и определяют их.
3.Словарная работа. Игра «Одним словом». Поочерёдно вывешиваются на доску карточки со словарными словами.
а) Работник, доставляющий почту по адресам. (ПОЧТАЛЬОН)
б) Место нахождения и проживания человека. (АДРЕС)
в) Набор цифр на конверте, который указывает, в какой стране, городе и доме ты живёшь. (ИНДЕКС)
- Коллективная постановка ударения в словах, указание букв для запоминания.
- Хоровое орфоэпически правильное проговаривание словарных слов.
- Запись слов по памяти в тетрадях.
4.Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока сегодня связана со словарными словами, которые вы записали.
- Как вы считаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Запись темы урока.
5.Введение учителем нового материала и организация работы обучающихся по его осмыслению.
Коллективное составление структуры письма:
- Сегодня мы будем работать с конструктором…
- В чём принцип работы конструктора? (создание из мелких деталей целого предмета).
- Постарайтесь из отдельных частей составить письмо.
- Из конструкторского набора обучающиеся под руководством учителя конструируют письмо из его компонентов.
Приветствие с обращением. (Найдите приветствие и расположите его сверху в центре письма)
Основная часть (текст письма).
Беседа на осмысление текста письма
(Самое главное для человека – здоровье! Чтобы сберечь его, прими от меня совет – всегда пользуйся лекарствами. Лекарства эти – слова.
Чудесные лекарства состоят из доброжелательных слов, улыбок и интонаций.
Приучайтесь к ним, …, и тогда в вашем классе все всегда будут здоровы и добры.)
Обучающиеся по предложению читают основную часть письма.
- О каких лекарствах идёт речь в письме?
- Что же это за слова-лекарства?
- От чего они нас лечат?
- Какой совет я даю вам в этом письме?
Продолжение конструирования текста письма.
Прощание. Найти прощание и расположить сразу после последнего предложения.
Число. Найти число и расположить на следующей строчке после прощания слева.
Подпись. Найти подпись и расположить справа от числа.
6. Физминутка.
Упражнение на внимание (мультимедийная презентация на 2 мин.)
Упражнение для ног (мультимедийная презентация на 2 мин.)
7.Работа по формированию у обучающихся умений и навыков применения знаний на практике.
Работа с деформированным текстом (коллективно первые 2 предложения, остальные обучающиеся выполняют самостоятельно)
«…, как ты себя чувствуешь?»
«Помоги, …, пожалуйста!»
«Простите, … …, за опоздание!»
Вместо точек вставьте подходящие по смыслу обращения, записанные на доске. (Дети, Оля, мама, Наталья Владимировна, друзья)
Коллективный разбор предложения с обращением (по графической инструкции)
(1 предложение разбирается коллективно, остальные самостоятельно обучающимися). Обращается внимание на графическую инструкцию при работе с предложением с обращением.
Самостоятельная работа обучающихся по образцу.
(обучающиеся , выполнившие самостоятельную работу быстро и правильно, назначаются помощниками учителя и помогают одноклассникам, затрудняющимся в выполнении задания самостоятельно).
8. Итоги урока.
Краткая итоговая беседа ( подбирали…,составляли…, запоминали…):
- Вспомните звуки, которые мы определяли в начале урока. Это были звуки…?
- Как вы думаете, как эти предметы связаны с темой нашего урока «Письма»?
- Домашнее задание (подписать на конвертах свой адрес и индекс)
- Оценки.
9. Рефлексия
Составление прогноза погоды вашего настроения на уроке.
У каждого обучающегося на столе лежат вырезанные из картона «солнышко» и « тучка».
- Если урок понравился, то на доску необходимо прикрепить «солнышко», если не понравился, то «тучку».
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)
Представлена методическая разработка по написанию письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....

Роль писем в жизни человека. Особенности написания письма. Фронтовые письма (ко Дню Победы) (Урок в 7 классе)
Цели и задачи:· развитие интереса у обучающихся к эпистолярному жанру;· воспитание познава...

Учебно-творческий проект "История письма. Написание письма"
Учебно-творческий проект "История письма. Написание письма"...

Написание открытки написание письма
Презентации, дидактические материалы по теме Написание английской открытки Написание английского письма...

Технологическая карта по предмету: Развитие речи и письмо, написание письма Деду Морозу, 6 класс + анализ урока
Технологическая карта по предмету Развитие речи и письмо для 6 класса с анализом урока...