Обращение как необходимый компонент написания письма
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Мажар Наталья Владимировна

Формирование у обучающихся умения определять структуру компонента письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Самара»

 

Методическая разработка

конспекта урока   русского языка

по теме «Обращение как необходимый компонент написания письма»

для  обучающихся  6 класса

                                                                                                        Разработчик : 

Мажар Наталья Владимировна,

учитель    русского языка и литературы

Самара, 2024 г.

Урок  русского языка

в 6 классе коррекционной школы VIII вида

Учитель: Наталья Владимировна Мажар

Тема:  Обращение как необходимый компонент написания письма.

Цель:

- Закрепить знания обучающихся об обращении.

- Познакомить школьников со структурными компонентами письма.

Задачи:

  1. Отработка навыка употребления на письме обращений. Формирование у обучающихся умения определять структурные компоненты письма.
  2. Коррекция слухового восприятия и памяти обучающихся на основе специальных упражнений.
  3. Воспитание культуры общения обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии:

- по преобладающему методу: коррекционно-развивающее обучение;

- по организационным формам: классно-урочное обучение;

- по типу управления познавательной деятельностью: современное традиционное обучение;

- по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе активизации деятельности детей.

Принципы коррекционно-развивающего обучения:

- развитие высших психических функций (зрительной, слуховой и долговременной памяти; слухового восприятия; аналитико-синтетической деятельности);

- мотивация к обучению;

- продуктивная обработка информации;

- динамичность восприятия (смена видов деятельности, работа с опорой на ведущий анализатор и др.)

Методы и приёмы:

- объяснительно- иллюстративный;

- частично-поисковый;

- репродуктивный (работа по алгоритму, воспроизводящие и творческие упражнения);

Оборудование:

- графическая инструкционная таблица;

- конверты с письмами;

- карточки со словарными словами;

- карточки с названиями структурных компонентов письма;

- карточки со словами- обращениями;

- аудиозапись звуков парохода, самолёта, вертолёта, автомобиля.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия обучающихся.

3.Словарная работа.

4.Сообщение темы и цели урока.

5. Введение учителем нового материала и организация работы обучающихся по его осмыслению.

6.Физминутка.

7. Работа по формированию у обучающихся умений и навыков применения знаний на практике:

- работа с деформированным текстом;

- коллективный разбор предложения с обращением (по графической инструкции);

- самостоятельная работа обучающихся по образцу.

8. Итоги  урока:

- краткая итоговая беседа;

- домашнее задание;

- оценки.

9. Рефлексия.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».

2.Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия обучающихся.

Обучающиеся слушают аудиозапись звуков парохода, самолёта, вертолёта, автомобиля и определяют их.

3.Словарная работа. Игра «Одним словом». Поочерёдно вывешиваются на доску карточки  со словарными словами.

а) Работник, доставляющий почту по адресам.  (ПОЧТАЛЬОН)

б) Место нахождения и проживания человека.  (АДРЕС)

в) Набор цифр на конверте, который указывает, в какой стране, городе и доме ты живёшь. (ИНДЕКС)

- Коллективная постановка ударения в словах, указание букв для запоминания.

- Хоровое орфоэпически правильное проговаривание словарных слов.

- Запись слов по памяти в тетрадях.

4.Сообщение темы и цели урока.

- Тема урока сегодня связана со словарными словами, которые вы записали.

- Как вы считаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Запись темы урока.

5.Введение учителем нового материала и организация работы обучающихся по его осмыслению.

Коллективное составление  структуры письма:

- Сегодня мы будем работать с конструктором…

- В чём принцип работы конструктора? (создание из мелких деталей целого предмета).

- Постарайтесь из отдельных частей составить письмо.

- Из конструкторского набора  обучающиеся под руководством учителя конструируют письмо из его компонентов.

                       Приветствие с обращением. (Найдите приветствие и расположите его    сверху в центре письма)

                       Основная часть (текст письма).

Беседа на осмысление текста письма

(Самое  главное  для  человека – здоровье! Чтобы сберечь его, прими от меня совет – всегда пользуйся лекарствами.  Лекарства эти – слова.

Чудесные лекарства состоят из доброжелательных слов, улыбок и интонаций.

Приучайтесь  к  ним, …, и тогда в вашем классе все всегда будут здоровы и добры.)

Обучающиеся по предложению читают основную часть письма.

- О каких лекарствах идёт речь в письме?

- Что же это за слова-лекарства?

- От чего они нас лечат?

- Какой совет я даю вам в этом письме?

Продолжение конструирования текста письма.

Прощание. Найти прощание и расположить сразу после последнего предложения.

Число. Найти число и расположить на следующей строчке после прощания  слева.

Подпись. Найти подпись и расположить справа от числа.

6. Физминутка.

Упражнение на внимание (мультимедийная презентация на 2 мин.)

Упражнение для ног (мультимедийная презентация на 2 мин.)

7.Работа по формированию у обучающихся умений и навыков применения знаний на практике.

 Работа с деформированным текстом (коллективно первые 2 предложения, остальные обучающиеся выполняют самостоятельно)

«…, как ты себя чувствуешь?»

«Помоги, …, пожалуйста!»

«Простите, …  …, за опоздание!»

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу обращения, записанные на доске. (Дети, Оля, мама, Наталья Владимировна, друзья)

Коллективный разбор предложения с обращением (по графической инструкции)

(1  предложение разбирается коллективно, остальные самостоятельно обучающимися). Обращается внимание на графическую инструкцию при работе с предложением с обращением.

Самостоятельная работа обучающихся по образцу.

(обучающиеся , выполнившие самостоятельную работу быстро и правильно, назначаются помощниками учителя и помогают одноклассникам, затрудняющимся в выполнении задания самостоятельно).

8. Итоги урока.

 Краткая итоговая беседа ( подбирали…,составляли…, запоминали…):

- Вспомните звуки,  которые  мы определяли в  начале урока. Это были звуки…?

- Как вы думаете, как эти предметы связаны с темой нашего урока «Письма»?

- Домашнее задание (подписать на конвертах свой адрес и индекс)

- Оценки.

9. Рефлексия

Составление прогноза погоды вашего настроения на уроке.

У каждого обучающегося на столе лежат вырезанные из картона  «солнышко»  и  « тучка».

- Если урок понравился, то на доску необходимо прикрепить  «солнышко», если не понравился, то «тучку».

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)

Представлена методическая разработка по написанию  письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....

Роль писем в жизни человека. Особенности написания письма. Фронтовые письма (ко Дню Победы) (Урок в 7 классе)

Цели и задачи:·         развитие интереса у обучающихся к эпистолярному жанру;·         воспитание познава...

Учебно-творческий проект "История письма. Написание письма"

Учебно-творческий проект "История письма. Написание письма"...

Написание открытки написание письма

Презентации, дидактические материалы по теме Написание английской открытки Написание английского письма...

Технологическая карта по предмету: Развитие речи и письмо, написание письма Деду Морозу, 6 класс + анализ урока

Технологическая карта по предмету Развитие речи и письмо для 6 класса с анализом урока...