Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в контексте требований итоговой аттестации
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Дмитриева Ольга Владимировна

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в контексте требований итоговой аттестации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в контексте требований итоговой аттестации

Слайд 2

Приёмы работы с текстом: КЛАСТЕР; КОРЗИНА ИДЕЙ; ВЕРЮ/ НЕ ВЕРЮ; ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ; ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ; РОМАШКА ВОПРОСОВ БЛУМА ПОПС - ФОРМУЛА

Слайд 3

Кластер способ графической организации материала; записывается ключевое слово-ядро темы; вокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по теме.

Слайд 4

Кластер по теме «Имя прилагательное»

Слайд 5

И спользование приема составления кластера на уроках русского языка и литературы способствует актуализации знаний учащихся , обобщению и структурированию материала . Кластер помогает эффективнее запомнить теоретический материал по любой теме , проявить творческие способности и креативность .

Слайд 6

Прием «Корзина идей» Алгоритм работы : 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах. 3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Слайд 8

Используя этот прием, мы п ривле каем к работе всех учащихся , в том числе и детей ОВЗ . На обычном уроке этап актуализации знаний не всегда позволяет охватить всех учеников в классе . Многие пассивно отсиживаются , позволяя другим выполнить поставленную задачу . " Корзина идей " включает этап индивидуальной работы , что позволит даже самым пассивным внести лепту в общее дело .

Слайд 9

Верные или неверные утверждения Корень-главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов Однокоренные слова-это слова, имеющие одинаковый корень

Слайд 10

Проблемные задачи Решить логическую задачу: чем прилагательное отличается от существительного, а что между ними общего. Сравнить слова зеленый и зеленеющий Найти: чем похожи и чем они отличаются?

Слайд 11

«Толстые» и «тонкие» вопросы Тонкие вопросы требуют односложные ответы Кто? Что? Где? Куда? Как звали? Толстые вопросы предполагают развернутые ответы: почему вы думаете, что преступление всегда против совести? Почему вы считаете, что убийство иногда можно оправдать? Почему все-таки бабушка купила внуку пряник? Если бы вы встретились с Витей после совершенного обмана, что бы вы ему посоветовали?

Слайд 12

«Ромашка Блума» «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:  простые - знание, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Как звали главного героя?);  уточняющие - понимание выводят на уровень понимания текста (Правда ли, что..?);  интерпретационные (объясняющие) - анализ, направленные на установление причинно-следственных связей (Почему..?);  творческие - синтез , содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли..?);  оценочные - оценка, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Правильно ли поступил..?);  практические - применение , позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Как бы я поступил на месте героя..?).

Слайд 13

И спользования ромашки « Блума » на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А . С . Пушкина « Дубровский » . 1 глава 1. Простые вопросы . С кем из героев мы знакомимся в 1 главе ? Что мы узнаем об их жизни ? 2. Уточняющий вопрос . Чем занимался Троекуров , как проводил время ? Что давал а ему власть ? 3. Интерпретационные ( объясняющие ) вопросы . Почему Троекуров , надменный в отношениях с другими людьми , уважал Дубровского ? 4. Творческие вопросы . Проанализируйте сцену , которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским . 5. Оценочные вопросы . Как характеризует Дубровского случай на псарне ? 6. Практические вопросы . Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт ? Как для этого ему следовало поступить ?

Слайд 15

Данный прием помогает научить детей задавать вопросы, развивать речь, активизирует мыслительную деятельность и познавательный интерес, формирует навык работы с текстом

Слайд 16

Приём «ПОПС – формула» П озиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна) О бъяснения ( … потому, что … ) П ример (Могу доказать это на примере … .) С ледствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что … ). Использование данного приема позволяет логически последовательно формулировать ответ, учащиеся продумывают примеры для подтверждения своего мнения и делают выводы, развивается речемыслительная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».

Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Достаточно подробно рассмотрен кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему...

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ

ull;Определите основную мысль текста, запишите её (предполагается ответ   на вопрос: о чём этот текст?)• Озаглавьте прочитанный текст.•Определите стиль текста. Докажите своё мнен...

Использование приёмов работы с текстом на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах с целью повышения уровня читательской грамотности учащихся

В данной статье представляю приёмы, которые использую в своей практике с целью повышения интереса к урокам русского языка и литературы. Их применение на уроке позволяет осуществлять индивидуальный под...