"Учимся писать краткое изложение"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Удалова Татьяна Геннадьевна

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением. С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей сжатому изложениюЭто объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения: умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли, умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Изложение пишется по тексту В. Пескова «Путешествие с молодым месяцем» в учебнике «Русский язык: 6-й класс» Н. И. Баранов, Т. А. Ладыженская, упр. 494. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_szhatoe_izlozhenie.pptm809.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать сжатое изложение По тексту В. Пескова «Путешествие с молодым месяцем » Учебник «Русский язык: 6-й класс» Н. И. Баранов, Т. А. Ладыженская Упр. 494

Слайд 2

Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке : учиться красиво, верно и кратко излагать свои мысли. Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения : 1) умение воспринимать, обрабатывать информацию на слух; 2 ) запоминать текст как структуру, организованную по определённым логическим законам: понять, сколько в нём смысловых частей, какой логике подчиняется их взаимное расположение, какими логическими переходами они соединены; 3) излагать информацию кратко и связно; 4 ) чем проще и яснее будет текст для слушателя, тем легче пересказать его сжато .

Слайд 3

СЖАТИЕ ТЕКСТА Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объёму изложением. «Сжать» текст - это значит « сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце», « убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».

Слайд 4

Задача сжатого изложения - кратко, в сокращённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Слайд 5

К основным языковым приёмам сжатия исходного текста относятся: 1. ИСКЛЮЧЕНИЕ : - повторов; - одного или нескольких синонимов; - уточняющих и поясняющих конструкций; - фрагментов предложения; - исключение одного или нескольких предложений. При исключении необходимо: - Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. - Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Слайд 6

К основным языковым приёмам сжатия исходного текста относятся : 2. ОБОБЩЕНИЕ: - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением При обобщении необходимо - Найти в тексте мелкие, единичные факты. - Найти в них общее. - Объединить эти факты на основе общего. - Сформулировать получившееся предложение.

Слайд 7

К основным языковым приёмам сжатия исходного текста относятся: 3. УПРОЩЕНИЕ: - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена сложноподчинённого предложения простым; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением При замене необходимо - Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. - Сформулировать получившееся предложение.

Слайд 8

ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ СЖАТИЯ Исходный текст Сжатый текст 1. Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись 2. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. В вагоне электрички было тесно и шумно. 3. На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

Слайд 9

Как писать сжатое изложение Инструкция 1. Внимательно прослушайте текст. 2. Выделите важные, необходимые мысли. 3. Найдите среди них главную мысль. 4. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 5. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях? 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращённый текст на черновик.

Слайд 10

-Какова тема текста?

Слайд 11

Определим основную мысль Соседство с птицами и животными не в тягость людям. Человеку вообще легче живётся, если рядом есть такие хлопотливые соседи, потому что «всякое проявление жизни рядом питает душу» теплом и добротой .

Слайд 12

Придумаем название. ТЕКСТ МОЖНО ОЗАГЛАВИТЬ: «Удивительные соседи человека» «Пернатые соседи» «Дружное соседство» «Лесная гостья»

Слайд 13

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы . Что это такое? ( Микротема – это часть большой темы, как пункты плана ) – Как мы будем определять микротемы ? ( Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого ). – Можно ли объединять несколько абзацев в один? ( Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему ).

Слайд 14

ПЛАН 1. Странный стук в стекло - прилёт синичек. 2. Дружелюбные птицы создают уютное соседство для человека. 3. Сороки, живущие в неволе, заботятся о подружках с воли. 4. Осенью около дома собирается немало живности.

Слайд 15

Читаем первый абзац и подчёркиваем ключевые слова. Если вы утром проснётесь от странного стука в стекло и , приподнявшись, увидите синицу на подоконнике, не удивляйтесь - из леса пожаловал гость. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы (а это самый лучший из всех будильников), положите на подоконник кусочек сала (обязательно несолёного ) - постоянная дружба синиц, дятлов и поползней вам обеспечена.

Слайд 16

Если вы утром проснётесь от странного стука в стекло и, приподнявшись, увидите синицу на подоконнике, не удивляйтесь - из леса пожаловал гость. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы (а это самый лучший из всех будильников), положите на подоконник кусочек сала (обязательно несолёного) - постоянная дружба синиц, дятлов и поползней вам обеспечена. Если вы утром проснётесь от стука в стекло и увидите синицу на подоконнике, не удивляйтесь - это пожаловал гость. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы, положите на подоконник кусочек несолёного сала - дружба с птицами вам обеспечена. Текст до сжатия Текст после сжатия

Слайд 17

Читаем второй абзац и подчёркиваем ключевые слова . Это соседство людям не в тягость . Человеку легче живётся в холода и ненастье, если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки . Всякое проявление жизни рядом питает душу .

Слайд 18

Текст до сжатия Это соседство людям не в тягость. Человеку легче живётся в холода и ненастье, если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки. Всякое проявление жизни рядом питает душу Текст после сжатия Это соседство людям не в тягость. Им легче живётся, если рядом эти доверчивые попрошайки. Всякое проявление жизни рядом питает душу

Слайд 19

Читаем третий абзац и подчёрки ваем ключевые слова . Любопытная запись в блокноте слов Георгия Г еоргиевича Шубина, директора лесной зообазы: « В вольере жили у меня девять сорок. Однажды гляжу - что за ш тука? Дикие сороки прыгают с ёлок - и к сетке. Пригляделся. Вот это да! Мои невольницы хватают мясо в клетке и сквозь решётку подают тем, к оторые на свободе …»

Слайд 20

Текст до сжатия Любопытная запись в блокноте слов Георгия Георгиевича Шубина, директора лесной зообазы: « В вольере жили у меня девять сорок. Однажды гляжу - что за штука? Дикие сороки прыгают с ёлок - и к сетке. Пригляделся. Вот это да! Мои невольницы хватают мясо в клетке и сквозь решётку подают тем, которые на свободе…» Текст после сжатия Любопытную сцену наблюдал директор лесной зообазы, как сороки-невольницы хватают мясо и подают тем, которые на свободе…»

Слайд 21

Читаем четвёртый абзац и подчёркиваем ключевые слова . Осенью около дома собирается немало живности . Ласточки перед отлётом. Скворцы, до того как исчезнуть, обязательно посещают родную скворешпю — сидят посвистывают. Не так, как весной, — тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. Если у дома растёт рябина или калиновый куст — ожидайте дроздов, свиристелей и снегирей. И на земле, приглядитесь: явились мыши, юркая ласка — охотница за мышами, ёж по ночам шуршит в саду листьями. А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются, весь день па виду: пипь-пипь ... Маленький колокольчик . Услышишь — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься ...

Слайд 22

Текст до сжатия Осенью около дома собирается немало живности. Ласточки перед отлётом. Скворцы, до того как исчезнуть, обязательно посещают родную скворешпю — сидят посвистывают. Не так, как весной, — тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. Если у дома растёт рябина или калиновый куст — ожидайте дроздов, свиристелей и снегирей. И на земле, приглядитесь: явились мыши, юркая ласка — охотница за мышами, ёж по ночам шуршит в саду листьями. А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются, весь день па виду: пипь-пипь ...Маленький колокольчик. Услышишь — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься... Текст после сжатия Осенью около дома собирается немало живности .. А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются. Маленький колокольчик. Услышишь — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься...

Слайд 23

Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к рассказу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сжатое изложение

Открытый урок в 9 классе...

презентация "Учимся писать сжатое изложение"

Данная презентация составлена в рамках подготовки к новой форме аттестации в 9 классе и содержит материал, помогающий девятиклассникам овладеть методикой сжатия текста....

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Памятка для учащихся...

Элективный курс « Учусь писать сжатое изложение и сочинение по сентенции»

Современные темпы развития всех  сфер общества требуют компетентных, конкурентно способных специалистов, умеющих работать с людьми ,вести конструктивный диалог, аргументировано доказывать с...

Работа с текстом. Учимся писать сжатое изложение.

Цель:Учебная: совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.Развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом, кругозор обучающихся.Воспитательная: воспитывать культуру ...

Открытый урок на тему "Учимся писать сжатое изложение"

Урок проводила в 9 классе, готовя учащихся к ГИА...

Non-fiction summary. Как писать краткое изложение на английском языке? Практические советы и фразы-шаблоны.

Методическая разработка раскрывает понятие "non-fiction summary" и содержит алгоритм  написания краткого изложения нехудожественного текста....