КОНСПЕКТ УРОКА в 5 классе на тему "Двойная роль букв е, ё , ю, я"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цели урока.
Личностные:
Ученик научится осмысливать важность букв и звуков в сложной фонетической системе русского языка, сможет воспитать в себе внимательное и уважительное отношение к родному языку.
Ученик получит возможность для формирования определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Метапредметные:
Ученик научится осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.
Ученик получит возможность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические , речевые, фонетические и орфоэпические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Предметные:
Ученик научится осознанно воспринимать на слух фонетическую оболочку слов, выполнять фонетический разбор.
Ученик получит возможность овладения основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, фонетическими), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Двойная роль букв е, ё , ю, я
Класс 5
Учебник «Русский язык», Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.Москва «Просвещение», 2024г. |
Цели урока.
Личностные:
Ученик научится осмысливать важность букв и звуков в сложной фонетической системе русского языка, сможет воспитать в себе внимательное и уважительное отношение к родному языку.
Ученик получит возможность для формирования определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Метапредметные:
Ученик научится осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.
Ученик получит возможность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические , речевые, фонетические и орфоэпические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Предметные:
Ученик научится осознанно воспринимать на слух фонетическую оболочку слов, выполнять фонетический разбор.
Ученик получит возможность овладения основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, фонетическими), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Технология развивающего обучения
Ход урока.
Организационный момент. (Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку)
Мотивация.
Учитель: сейчас перед вами появится слайд с таблицей. Ваша задача изучить его и определить тему и цели нашего урока.
Определение темы и целей урока.
Учитель: сегодня на уроке мы продолжаем изучение букв и звуков русского языка. Но особое внимание мы должны будем уделить четырём буквам русского языка , т.к. они особенные…
Ученики: называют 4 ключевые буквы, озвучивают тему урока, прогнозируют, формируют цели урока.
Актуализация знаний.
А) Учитель организует беседу по известному учащимся материалу.
Давайте вспомним, что в переводе с греческого обозначает фонетика?
Ребята, что же изучает фонетика?
В какой речи используются звуки?
Звуки речи делятся на__________ и __________.
Какие бывают согласные звуки?
Только из голоса состоят __________ звуки.
Сколько гласных звуков? Какая позиция для них является сильной?
Что такое буквы?
Подберите синоним к слову «алфавит»?
Сколько букв в русском алфавите?
Б) Диагностический инструментарий.
Базовый уровень.
Учитель предлагает расположить слова в алфавитном порядке и указать, что общего в записанных словах.
Буря, буран, мороз, вьюга, пороша*, метель, позёмка*.
Ученики: записывают слова в алфавитном порядке и указывают, что все эти слова имена существительные, объединённые темой «Зима».
Повышенный уровень.
Учитель предлагает выяснить лексическое значение выделенных слов, составить и записать предложения с этими словами.
Ученики: с помощью словаря находят дефиниции указанных слов, составляют с ними предложения.
В) контроль.
Учитель собирает листочки у ребят, оценивает ответы, указывает на ошибки.
Динамическая пауза.
Потрудились – отдохнём!
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Изучение нового материала
Этапы | Учитель | Ученики |
1 | Раздаёт листочки с 4 столбиками слов. Просит изучить эти 4 столбика, с учётом темы урока и поставленными целями. | Изучают столбики со словами. |
2 | Просит произвести частичный фонетический разбор слов в 1 столбике. | Делают следующие записи: мера- [м`э]ра Полёт-по[л`о]т |
3 | Тоже самое проделать со словами2 столбика и ответить на несколько вопросов по проделанной работе. | Записывают: клюв-к[л`у]в сяду-[с`а]ду отвечают на вопросы и делают первый вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук. |
4 | Предлагает поработать с 3 столбиком слов и ответить на вопросы. | Записывают: ем- [й`э]м ёлка-[й`о]лка отвечают на вопросы и делают 2 вывод, когда буквы е. ё, ю ,я обозначают 2 звука. |
5 | Просит перейти к 4 столбику и ответить на вопросы. | Записывают: поезд -по[й`э]зд вьюга-вь[й`у]га отвечают на вопросы и делают 3и 4вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука. |
6 | Предлагает прочитать правило на стр. 126 и проверить совпадают ли ваши выводы с выводами учебника. | Читают, проверяют. |
7 | Предлагает составить самостоятельно алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я. | Составляют алгоритмы. |
8 | Просит у доски защитить свои алгоритмы. | Защищают свои работы. |
Групповая работа.
Задание №1
Учитель: заранее даёт задание разделиться на группы и поработать с текстом.
Ученики: делятся на группы и работают с заданиями к тексту.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят? (В. Брюсов)
Задания 1-3.
- Повтором каких согласных звуков достигается усиление выразительности данного поэтического текста?
- [с], [ж], [ш], [х′]
- только [с]
- [л′], [ч′], [г], [р]
- [к], [п], [т], [в′]
- Выпишите из текста по одному примеру слов, где буквы Е, Я обозначают два звука и затранскрибируйте эти слова.
- Сколько букв в словосочетании СУХИЕ ЛИСТЬЯ?
- 11
- 12
- 13
- 14
Контроль: взаимопроверка по ключу.
Задание № 2
Выборочно-распределительный диктант (по вариантам).
1 вариант выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук, а 2 вариант – 2 звука.
Лень, ёжик, юбка, парашют, вьётся, люлька, споём, листья, село, жесть, ёлка, вёл.
- 2
Лень ёжик
Парашют юбка
Люлька споём
Село листья
Жесть ёлка
Вёл поезд
Рефлексия.
«Итоги на ладошке»
Большой палец –бодрость духа, мое настроение
Указательный палец - я сегодня узнал, научился, мне удалось;
Средний палец – мои оСобенности, я все запомнил
Безымянный – мои большие планы на будущее, я хочу узнать, хочу научиться
Мизинец- минусы, мои недостатки, над чем мне нужно работать.
Подведение итогов.
Учитель спрашивает : «Что нового узнали на уроке?»
Где еще можно применить эти знания?
Ученики: объясняют, приводят примеры.
Учитель: подводит итоги, делает выводы. Оценивает деятельность учащихся.
Домашнее задание.
Выполнить домашнее задание на выбор.
Базовый уровень: 1. Повторить теоретический материал учебника; 2. Выполнить упражнение № 294 , часть 1.
Повышенный уровень: составить сказку о двойной роли букв е, ё, ю, я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-145740-1353149358.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/17/picture-332991-1713368963.jpg)
презентация к уроку по русскому языку 5 класс "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
презентация по теме " Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я " к разделу " Фонетика" учебник по русскому языку 5 класс. Т.А. Ладыженской....
Открытый урок в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Дата: 2. 12.2014Время проведения: 10.20-11.00Класс: 5а.Тема: «Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я» Категория участников по статусу: учащиеся общеобразовательной школы.Краткая характеристика ...
Урок-игра в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Игровой урок в 5 классе по теме "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" . Данный урок - урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ребята получили при изучении раздела "Фонетика"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/10/picture-982403-1512926778.jpg)
Открытый урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Интересный дидактический материал. Работа с текстом на уроке....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Данный материал представляет разработку урока в 5 классе по теме "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" Урок разработан с учетом метапредметных компетенций. Цель урока - актуализировать и восстан...