КОНСПЕКТ УРОКА в 5 классе на тему "Двойная роль букв е, ё , ю, я"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Наталья Владимировна Гитайло

Цели урока.

Личностные:                            

Ученик научится осмысливать важность букв и звуков в сложной фонетической системе русского языка, сможет воспитать в себе внимательное и уважительное отношение к родному языку.

Ученик получит возможность для формирования определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.                                                                                                       
Метапредметные:

Ученик научится осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Ученик получит возможность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические , речевые, фонетические и орфоэпические  ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Предметные:

Ученик научится осознанно воспринимать на слух фонетическую оболочку слов, выполнять фонетический разбор.

Ученик получит возможность овладения основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, фонетическими), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_5_klasse.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Двойная роль букв е, ё , ю, я

Класс 5

Учебник «Русский язык», Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.Москва «Просвещение», 2024г.

Цели урока.

Личностные:

Ученик научится осмысливать важность букв и звуков в сложной фонетической системе русского языка, сможет воспитать в себе внимательное и уважительное отношение к родному языку.

Ученик получит возможность для формирования определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Метапредметные:

Ученик научится осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Ученик получит возможность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические , речевые, фонетические и орфоэпические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Предметные:

Ученик научится осознанно воспринимать на слух фонетическую оболочку слов, выполнять фонетический разбор.

Ученик получит возможность овладения основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, фонетическими), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Технология развивающего обучения

Ход урока.

Организационный момент. (Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку)

Мотивация.

Учитель: сейчас перед вами появится слайд с таблицей. Ваша задача изучить его и определить тему и цели нашего урока.

Определение темы и целей урока.

Учитель: сегодня на уроке мы продолжаем изучение букв и звуков русского языка. Но особое внимание мы должны будем уделить четырём буквам русского языка , т.к. они особенные…

Ученики: называют 4 ключевые буквы, озвучивают тему урока, прогнозируют, формируют цели урока.

Актуализация знаний.

А) Учитель организует беседу по известному учащимся материалу.

Давайте вспомним, что в переводе с греческого обозначает фонетика?

Ребята, что же изучает фонетика?

В какой речи используются звуки?

Звуки речи делятся на__________ и __________.

Какие бывают согласные звуки?

Только из голоса состоят __________ звуки.

Сколько гласных звуков? Какая позиция для них является сильной?

Что такое буквы?

Подберите синоним к слову «алфавит»?

Сколько букв в русском алфавите?

Б) Диагностический инструментарий.

Базовый уровень.

Учитель предлагает расположить слова в алфавитном порядке и указать, что общего в записанных словах.

Буря, буран, мороз, вьюга, пороша*, метель, позёмка*.

Ученики: записывают слова в алфавитном порядке и указывают, что все эти слова имена существительные, объединённые темой «Зима».

Повышенный уровень.

Учитель предлагает выяснить лексическое значение выделенных слов, составить и записать предложения с этими словами.

Ученики: с помощью словаря находят дефиниции указанных слов, составляют с ними предложения.

В) контроль.

Учитель собирает листочки у ребят, оценивает ответы, указывает на ошибки.

Динамическая пауза.

Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Изучение нового материала

Этапы

Учитель

Ученики

1

Раздаёт листочки с 4 столбиками слов. Просит изучить эти 4 столбика, с учётом темы урока и поставленными целями.

Изучают столбики со словами.

2

Просит произвести частичный фонетический разбор слов в 1 столбике.

Делают следующие записи: мера- [м`э]ра

Полёт-по[л`о]т

3

Тоже самое проделать со словами2 столбика и ответить на несколько вопросов по проделанной работе.

Записывают: клюв-к[л`у]в

сяду-[с`а]ду

отвечают на вопросы и делают первый вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук.

4

Предлагает поработать с 3 столбиком слов и ответить на вопросы.

Записывают: ем- [й`э]м

ёлка-[й`о]лка

отвечают на вопросы и делают 2 вывод, когда буквы е. ё, ю ,я обозначают 2 звука.

5

Просит перейти к 4 столбику и ответить на вопросы.

Записывают: поезд -по[й`э]зд

вьюга-вь[й`у]га

отвечают на вопросы и делают 3и 4вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.

6

Предлагает прочитать правило на стр. 126 и проверить совпадают ли ваши выводы с выводами учебника.

Читают, проверяют.

7

Предлагает составить самостоятельно алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я.

Составляют алгоритмы.

8

Просит у доски защитить свои алгоритмы.

Защищают свои работы.

Групповая работа.

Задание №1

Учитель: заранее даёт задание разделиться на группы и поработать с текстом.

Ученики: делятся на группы и работают с заданиями к тексту.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят? (В. Брюсов)

Задания 1-3.

  1. Повтором каких согласных звуков достигается усиление выразительности данного поэтического текста?
  1. [с], [ж], [ш], [х′]
  2. только [с]
  3. [л′], [ч′], [г], [р]
  4. [к], [п], [т], [в′]
  1. Выпишите из текста по одному примеру слов, где буквы Е, Я обозначают два звука и затранскрибируйте эти слова.
  2. Сколько букв в словосочетании СУХИЕ ЛИСТЬЯ?
  1. 11
  2. 12
  3. 13
  4. 14

Контроль: взаимопроверка по ключу.

Задание № 2

Выборочно-распределительный диктант (по вариантам).

1 вариант выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук, а 2 вариант – 2 звука.

Лень, ёжик, юбка, парашют, вьётся, люлька, споём, листья, село, жесть, ёлка, вёл.

  1. 2

Лень ёжик

Парашют юбка

Люлька споём

Село листья

Жесть ёлка

Вёл поезд

Рефлексия.

«Итоги на ладошке»

Большой палец –бодрость духа, мое настроение

Указательный палец - я сегодня узнал, научился, мне удалось;

Средний палец – мои оСобенности, я все запомнил

Безымянный – мои большие планы на будущее, я хочу узнать, хочу научиться

Мизинец- минусы, мои недостатки, над чем мне нужно работать.

Подведение итогов.

Учитель спрашивает : «Что нового узнали на уроке?»

Где еще можно применить эти знания?

Ученики: объясняют, приводят примеры.

Учитель: подводит итоги, делает выводы. Оценивает деятельность учащихся.

Домашнее задание.

Выполнить домашнее задание на выбор.

Базовый уровень: 1. Повторить теоретический материал учебника; 2. Выполнить упражнение № 294 , часть 1.

Повышенный уровень: составить сказку о двойной роли букв е, ё, ю, я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по русскому языку 5 класс "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

презентация по теме " Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я " к разделу " Фонетика"  учебник по русскому  языку  5 класс. Т.А. Ладыженской....

Открытый урок в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Дата: 2. 12.2014Время проведения: 10.20-11.00Класс: 5а.Тема: «Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я» Категория участников по статусу: учащиеся общеобразовательной школы.Краткая характеристика ...

Урок-игра в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Игровой урок в 5 классе по теме "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" . Данный урок - урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ребята получили при изучении раздела "Фонетика"....

Открытый урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Интересный дидактический материал. Работа с текстом на уроке....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Данный материал представляет разработку урока в 5 классе по теме "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"  Урок разработан с учетом метапредметных компетенций. Цель урока - актуализировать и восстан...