Открытый урок в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Дата: 2. 12.2014
Время проведения: 10.20-11.00
Класс: 5а.
Тема: «Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я»
Категория участников по статусу: учащиеся общеобразовательной школы.
Краткая характеристика результата.
При подготовке урока мною ставились следующие задачи: 1.Повторить изученное на предыдущем уроке;
2.научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;
3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
4.продолжить формировать навык транскрибирования;
5. развивать грамотность устной и письменной речи;
6. уметь оценивать себя;
7. работать в паре, группе;
8. применять логические операции (учить анализировать и сравнивать);
9. воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе | 69.5 КБ |
Презентация к открытому уроку | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Цели:
Продолжить работу по теме "Фонетика";
Выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.
Задачи урока:
1.Повторить изученное на предыдущем уроке;
2.научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;
3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
4.продолжить формировать навык транскрибирования;
5. развивать грамотность устной и письменной речи;
6. уметь оценивать себя;
7. работать в паре, группе;
8. применять логические операции (учить анализировать и сравнивать);
9. воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: адаптивная школа
Ход урока:
- Орг. момент. Встали ровненько, улыбнулись мне, друг другу. Здравствуйте, садитесь.
- Актуализация опорных знаний. Открываем тетради, подписываем число.
Орфографическая диктовка:
Веселый, помощники, просьба, мостик, зонтик, борщ, деньки, речка, гвоздик. (Проверка по слайду 1)
Вопросы:
- Как в этих словах обозначается мягкость согласных?
- Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: Ч(е)К, Щ(а)Н, РЩ(а)?
- Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?
- Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.
- Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)(СЛАЙД 2)
- Что же изучает фонетика? (СЛАЙД 3)
- Что такое алфавит, или азбука?
- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
Оцените себя, поставьте баллы.
- Сколько гласных букв в русском языке?(10) А звуков?(6) СЛАЙД 4
- Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яна! Егор!” И ещё раз: “Яна! Егор!” Какие звуки вы слышите? (В начале первого имени отчётливо слышится (й а), в начале второго – (й э). Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, е.
Буквы ю, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков – (й) и гласного.
- Что у нас получилось? Каких звуков нет? (Нет звуков (ю), (я), (е), (ё). Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего исследования? (Двойная роль букв е, е, ю, я.) Кто может сформулировать тему урока? (Слайд №5).
3. Изучение нового материала
- Итак, тема нашего урока – двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. (запись в тетрадь)
- Какие задачи поставим перед собой на урок, чем будем заниматься? (учащиеся предлагают задачи урока, учитель записывает на доске все версии).
1.Повторить изученное на предыдущем уроке;
2.научиться «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;
3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
4.продолжить формировать навык транскрибирования;
5. развивать грамотность устной и письменной речи;
6. уметь оценивать себя;
7. работать в паре, группе;
8. применять логические операции (учить анализировать и сравнивать);
9. воспитывать интерес к предмету.
СЛАЙД 6
- В конце урока мы выясним, достигли ли мы поставленных перед собой целей.
Каждый ученик получает лист - самооценки, по которому работает на уроке.
Лист самооценки_________________________
Задания | Количество баллов за правильное выполнение | Мои баллы |
1. Разминка | 9 | |
2. Работа в группах с таблицей | 10 | |
3. Игра «Кто быстрее» | 10 | |
4. Работа в паре | 10 | |
Всего набрано: 39 |
Создание проблемной ситуации. Учитель читает стихотворение В. Левитана “История с переодеванием”
Гласные звуки
Купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили –
И рады.
И то и дело меняют наряды.
– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю, щеголи,
Франты, лентяи, гуляки…
– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы!
А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуй-ка сам разобраться.
– Зачем букве два звука? В этом нам предстоит разобраться. “Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, еж и многих других”. (Слайд № 7)
- Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? Какой звук повторяется в каждой букве? (Ответы детей). Ну конечно, звук [j]. “Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, – но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет.
- Как же его находить? Мы не знаем, но можем предположить или выяснить.
Для полного понимания материала решим небольшую исследовательскую задачу: от каких условий будет зависеть двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я?
Работа в группах (по 4 человека)
Проанализируйте таблицу, ответьте на вопросы письменно.
Проверка.
Делаем вывод: какая роль у наших букв?: (Слайд №8) (Умение обозначать два звука)
- И еще одна роль есть у наших букв Е, Е, Ю, Я. Попробуйте догадаться, какая. (Слайд № 9, 10) (После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного). Работа в парах. Постройте таблицу, которая будет отражать все правила. (СЛАЙД 11,12)
Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника (стр.127) и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали. Какую задачу мы выполнили? доказали, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука
Оцените себя, поставьте баллы.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Физкультминутка
Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх.
Яблоко, Настя, ёжик, море, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён.
- Закрепление
1)Игра «Кто быстрее?» (у доски два ученика)
Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки:
а) с буквами, обозначающими один звук;
б) с буквами, обозначающими два звука.
Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька.
Один звук | Два звука |
Цепь, нёс, пять, сюрприз, баня, всё, гиря, редька. | Ёж, въезд, юг, семья, ёмкость, вьюга. |
Одна из задач! (научились видеть «видеть» двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я)
5. Самостоятельное выполнение упр. 305 (тетради сдают)
V. Итог урока.
Вопросы:
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
- Достигли ли мы поставленных задач?
Спасибо за урок, ребята. Хорошо поработали, молодцы. Я вами довольна. Оценки за урок.
6. Домашнее задание. Параграф 61, комплексный анализ текста.
Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
Озаглавьте текст.
Какая основная мысль текста.
К какому стилю речи можно отнести этот текст?
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений, составьте схемы.
Выпишите слова, где гласные е, ё, ю, я обозначают два звука. Сделайте частичную транскрипцию этих слов.
7. Рефлексия. Продолжите фразу.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
презентация к уроку по русскому языку 5 класс "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
презентация по теме " Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я " к разделу " Фонетика" учебник по русскому языку 5 класс. Т.А. Ладыженской....
Урок на тему Двойная роль букв е,ё,ю,я 5 класс по УМК Т.А.Ладыженской
Урок на тему Двойная роль букв е,ё,ю,я 5 класс по учебнику Т.А.Ладыженской в технологии деятельностного метода с использованием ИКТ, игровых технологий, здоровьесберегающей технологии . Тип урок...
Конспект открытого урока на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я"
Предметные цели урока: · Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первич...
Урок-игра в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Игровой урок в 5 классе по теме "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" . Данный урок - урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ребята получили при изучении раздела "Фонетика"....
Открытый урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Интересный дидактический материал. Работа с текстом на уроке....