Открытый урок русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Интересный дидактический материал. Работа с текстом на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_.docx | 23.48 КБ |
dvoynaya_rol_bukv_eyo_yu_ya.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5б классе
Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Подготовила и провела: Буйлова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Йошкар-Ола
2012
Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Цели урока:
1) Рассказать о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я; научить различать слова, в которых эти буквы обозначают два звука и один звук; научить называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
2) Развивать устойчивость, продуктивность, концентрацию, переключение внимания учащихся.
3) Учить видеть красоту русского языка, его выразительность и звучность.
Повторение: пунктуация в сложном предложении, классификация звуков, безударные гласные в корне, непроизносимые согласные.
Методы урока: слово учителя, беседа, анализ, распределительный диктант, устная работа, игра, упражнения на внимание.
Оснащение урока: тетради, учебники, доска, презентация, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Слово учителя.
2. Устная синтаксическая минутка.
Задание. Запишите предложение, назовите грамматические основы, сделайте полный синтаксический разбор.
3. Повторение.
- Что такое фонетика? (Раздел русского языка, изучающий звуки речи.)
- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)
- На какие группы делятся гласные звуки? (ударные, безударные) согласные звуки? (На твердые и мягкие, на глухие и звонкие)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10 букв.)
- А сколько гласных звуков в речи? (6 звуков.)
- Почему? Какие гласные буквы не обозначают звуков? (Е, Ё, Ю, Я.)
Мы с вами продолжаем изучать фонетику. Посмотрим на доску.
II. Новый материал.
1. Наблюдение на доске.
На доске записаны слова:
МЕРА
ПОЛЁТ
КЛЮВ
МЯТА
- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (После согласных.)
- После каких согласных? (Мягких.)
- Сколько и какие звуки они обозначают? (Рисуем звуки на доске.) (э,о,у,а)
- Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных.)
ЕХАТЬ
ЁЛКА
ЮГ
ЯСНЫЙ
- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.)
- Сколько и какие звуки они обозначают? (Рисуем звуки на доске.) (йэ, йо, йу, йа)
БОЕЦ
ПРИЕМ
КАЮТА
СТОЯТ
- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах третьего столбика? (После гласных.)
- Сколько и какие звуки они обозначают? (Рисуем звуки на доске.)
(йэ, йо,йу,йа)
ОТЪЕЗД
СЪЕМКА
ВЬЮГА
ОБЕЗЬЯНА
- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах четвертого столбика? (После разделительных Ь и Ъ.)
- Сколько и какие звуки они обозначают? (Рисуем звуки на доске.) (ЙЭ,ЙО,ЙУ,ЙЯ)
2. Вывод.
- Давайте посмотри на нашу схему и сделаем вывод. При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (Если они стоят в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ.)
3. Формулирование темы и целей урока.
- Вы уже, наверное, догадались, как можно сформулировать тему урока?
(Двойная роль букв е ё ю я). Давайте попытаемся определить цели нашего урока (научить различать слова, в которых эти буквы обозначают два звука и один звук). Запишем в тетради число, классная работа и тему урока.
4.Работа с учебником.
Итак, давайте откроем учебник и убедимся, что те выводы, которые мы с вами сделали, действительно верны.
Параграф 61., стр.126 – 127.
А теперь попробуйте самостоятельно придумать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы 2 звука.
III. Закрепление материала. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение на внимание.
Возьмите у себя на парте карточку №1. В течение 30 секунд вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.
Карточка №1.
мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк
- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.)
- Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.)
- Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)
- А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.)
- Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А])
- Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.)
2. Распределительный диктант.
Задание. Распределите слова в 2 столбика: 1) – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, 2) - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.
Проверка. Работа в парах.
Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг у друга правильность распределения и написания слов. (Слова на доске.)
3. Запись слов под диктовку с заданием.
Задание. Определите количество букв и звуков в словах. Один человек к доске.
Поезд, даёт, маяк, льёт, земля, люк, лес, пять.
4. Физминутка.
- Ребята, а теперь встаньте те, кто согласен с тем, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после Ь и Ъ. Я буду называть слова: если в слове есть буква, обозначающая 2 звука –поднимаем руки вверх, если нет такой буквы – вытягиваем руки вперед.
Яблоко, прядь, лепить, льётся, ясный, небо, песня, мерить, место, съем, юбка, ёжик, лес, мясо, клюква, явь, янтарь, заяц, лента, пояс, вера.
- Спасибо. Присаживайтесь.
5.Работа с текстом.
Давайте посмотрим на экран и прочитаем текст.
Бородинский бой был поединком двух армий, двух народов. Вечером французы отошли с занятых ими высот, русские остались там, где стояли в конце сражения.
«Великая армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты».
А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступать неприятелю».
- Давайте определим тему этого текста? Тема текста – Бородинское сражение. А какова основная мысль данного текста? (Бородинское сражение до сих пор является примером мужества и доблести русского воинства).
- Как вы думаете, почему мною был выбран именно этот текст? (В этом году отмечалось 200-летие со дня бородинского сражения).
- Итак, а сейчас давайте послушаем стихотворение М.Цветаевой, которое называется «Генералам 12 года». Ребята, на мой взгляд это стихотворение хорошо предает дух эпохи и характеры людей того героического времени.
А прочитаем нам стихотворение Настя Свинина.
Чтение стихотворения.
- Как вы думаете, есть ли место героическим поступкам, подвигам в наше время? Приведите примеры таких поступков?
Задание к тексту: найти в тексте слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначали бы 2 звука, выписать их в столбик в им. падеже.
Поединком Стояли Сражения Великая Армия Проявлены Отчаянно
Несокрушимую Кавалерия Артиллерия Желание Неприятелю Наименьшие
6. Задания разного уровня сложности. Карточка №2. (у доски 2 человека и 2 проверяющих)
1. Спишите слова, в которых звуков столько же, сколько и букв:
1) рожь, 2) въезд, 3) яблоко, 4) соль, 5) лён, 6) семья, 7) ёлка, 8) лямка.
2. Спишите слова, в которых написание расходится с произношением:
1) лодка, 2) кружка, 3) гром, 4) указка, 5) пробка, 6) порт, 7) стол.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
1. Подведение итогов.
- О чем мы говорили сегодня на уроке? (О двойной роли букв Е, Ё, Ю Я.)
- Какие цели стояли перед нами на уроке? Мы достигли этих целей?
- В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
- Назовите эти звуки.
- В каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?
- Назовите эти звуки.
2. Оценивание. Возьмите на столе карточку №3 и попытайтесь оценить свою работу на уроке.
3. Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 61, выучить схему в тетради, выполнить упражнение 308.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ УРОКА: научиться различать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука и один звук; научиться называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я;
БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА МЁД ЛЕС ТЕПЛО ТЕНЬ ЛЮДИ ЛЕТИТ ЛЯМКА РЕКА БАНЯ ЕДА ЯКОРЬ КАЮТА ЁЛКА ВЬЮГА ЛЬЕТ ЯМА БАЯН
Бородинский бой был поединком двух армий, двух народов. Вечером французы отошли с занятых ими высот, русские остались там, где стояли в конце сражения. «Великая армия» разбилась о несокрушимую армию России, и потому Наполеон вправе был сказать: «Битва на Москве-реке была одной из тех битв, где проявлены наибольшие достоинства и достигнуты наименьшие результаты». А Кутузов оценил Бородинское сражение по-иному: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступать неприятелю».
Домашнее задание : 1.§ 61; 2.выучить схему в тетради; 3.выполнить упражнение 308 по заданию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)».
Первый урок в 6 классе по теме:«Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)». (УМК Ладыженской)...
Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: "Буквы о-а в корнях гор- и гар-"
Открытый урок русского языка в 6 классе...
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...
Открытый урок русского языка в 6 классе Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».
Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.Задачи урока:Образовательные: Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных–чик и ...
Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос -, - кас-.
Открытый урок русского языка в 6 классе. Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос -, - кас-....