Использование ЦОР на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (7 класс)
Цифровая школа - наше будущее. Современные образовательные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tsifrovyh_tehnologiy_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование цифровых технологий
на уроках русского языка и литературы»
Современные дети уже не могут представить свою жизнь без мобильных телефонов, Интернета. Количество активных юных пользователей сети выросло за последние 3 года в 2,5 раза.
Современные дети прагматичны и ориентированы на быстрый результат. При изучении нового задают вопрос: зачем мне это надо?
Ребята формируют своё мнение только о том, что видят в данный момент. Информация должна быть идеальна и актуальна в технологических вопросах.
Сегодня Интернет - не просто технология, это - среда обитания, источник развития. Это явление, порождающее новые формы деятельности.
И не учащийся подстраивается под темп учебного процесса, а образование - под темп и способности учащегося. Естественно, образование меняется. И мы, учителя, с трудом поспеваем за новыми инновациями. Поэтому трудно не согласиться с нашим современником, американским писателем-фантастом, журналистом Элвином Тоффлером, который сказал, что неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.
Цифровая школа - наше будущее. Современные образовательные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы
Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
Формирование универсальных навыков.
Возможности, которые дают цифровые технологии
Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты).
- Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
- Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени).
- Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
- Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).
- Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).
Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать?
показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,
- предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,
- предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,
- задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,
- предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,
- предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например "Парочки",
- предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),
- предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения,
- создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),
- создавать общие презентации,
- создавать ментальные карты,
- создавать профили литературных героев в соцсетях,
- создавать хронологические ленты (история литературы),
- создавать лендинги - презентации литератрурных произведений,
- создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,
- создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),
- создавать читательские дневники в блогах,
- создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам,
- создавать учебные мультфильмы,
- создавать радиоспектакли,
- анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),
- работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,
- изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова...
И сегодня я хочу рассказать, какие цифровые технологии я использую.
Огромное количество общеобразовательных платформ… Я расскажу о цифровой образовательной среде ЯКласс.
«ЯКласс» -это эффективный инструмент мобильного онлайн и офлайн обучения, реализации ФГОС и достижения высоких образовательных результатов. Он обеспечивает практику обучения в любое время, в любом месте и в соответствии со способностями ученика. Дети получают баллы, другая форма обучения и подачи материала.
С ЯКласс учиться не только полезно, но и весело!
«ЯКласс» доступен на планшетах, смартфонах и интерактивных досках, обучающийся имеет возможность тренироваться в любой удобный ему момент.
На «ЯКласс» предложен замкнутый цикл обучения от теоретического объяснения материала до фиксации результатов. Здесь представлены теоретические материалы и тренировочные задания по всем темам школьной программы многих предметов (к сожалению, кроме – литературы).
Как и работа на любой другой цифровой платформе, вначале требуется время, чтобы зарегистрироваться и прикрепить своих учеников. Для этого необходим электронный адрес каждого учащегося и, соответственно, его регистрация на данном сайте.
Проблему списывания решает технология генерации огромного числа вариантов заданий. Учитель может создавать свой контент, разрабатывать свои собственные задания, они сохраняются в базе, их можно многократно использовать, распечатывать. Действительно, работа на ЯКласс экономит время учителя на составление проверочных работ и проверку тетрадей.
Опыт работы с ЯКласс помогает и в самообразовании. Очень много вебинаров по различным темам прослушаны мной именно на данной платформе.
Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.
Пожалуй, самый востребованный и используемый цифровой инструмент – презентации - Microsoft PowerPoint. Работать с ним умеют все.
Ещё один инструмент для лингвистического анализа текста -Национальный корпус русского языка
Сайт представляет собой громадную библиотеку текстов и механизмы для анализа этих текстов. Например, можно быстро найти фразу, которую использовали разные авторы, что очень помогает для сравнительного анализа текстов. Моментально собирается материал для мотивного анализа по ключевому слову.
Интересна статистика употребления слов. Можно быстро получить график, который покажет, как изменялось то или иное слово в течение столетий. Можно придумать множество интереснейших заданий для школьных олимпиад по русскому и литературе.
Игры со словами. Для активизации словарного запаса можно использовать различные браузерные игры со словами, например, сайт http://www.iqfun.ru
Автоматический разбор слова по составу. Можно использовать для самопроверки при выполнении самостоятельных работ. Там так много всего, что даже не возьмёмся описывать. Просто сами зайдите и поиграйте, и вам захочется предложить такие задания ученикам.
Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей.
Упражнения на сайте "Могу писать" https://mogu-pisat.ru/. В этом сайте можно найти несколько идей использования современных технологий на уроке русского языка. Например, можно создать вместе с детьми личные орфографические словарики. Для начала добавить те слова, которые запоминаем в этой четверти, потом можно приучить учеников пополнять словарики, работая над ошибками. Программа анализирует частоту ошибок и предлагает проблемные слова чаще. В разделе «Полезное» есть "Мастер карточек". При помощи этого инструмента можно легко создавать готовые карточки для игр на уроках русского.
Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.
ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- при закреплении;
- при повторении;
- при контроле знаний, умений и навыков.
Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
Таким образом, информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В заключение хочется сказать, что каждый учитель выбирает удобные для себя цифровые инструменты, но, чтобы применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы было эффективным, надо умело сочетать их с традиционными методами и приёмами обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.
Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...