Открытый урок по теме "Правописание суффиксов -чик-, щик-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
На уроке можно показать разные приемы запоминания правила: это и баква Ж, и звезда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок, 5 класс | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Суффиксы имен существительных чик, щик
Цель: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных
–чик и –щик,
- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
- научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
- расширить кругозор учащихся о профессиях.
Развивающие:
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
- развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;
- продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
- создать условия для развития коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
- воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;
- совершенствование навыков этичного межличностного общения;
- продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная , дидактическая игра.
Ход урока:
- Этап мотивации
Прием: да-нет, необъявленная тема
- Приветствие.
- Записываем число: Восемнадцатое апреля
Классная работа.
-Ребята, давайте вспомним пройденный ранее материал. Скажите мне, какую часть речи мы с вами начали изучать (имя существительное)
Игра «Да-нет» (в тетради)
-а что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов).
-Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов.
2. Перед Вами имена существительные, найдите лишнее
Переводчик
Рассказчик
Кровельщик
Каменщик (рщ, чк, чн)
Колокольчик
- Какая морфема указывает на уменьшительно-ласкательное значение. А какие суффиксы указывают на род занятий, профессии?
-Определите тему урока: Суффиксы имен существительных чик, щик.
- Все ли слова вам понятны?
3.-Могут ли возникнуть затруднения? Посмотрите на слова.
4 - Запишем слово: извозчик (извощик) Произношение не совпадает с написанием. Слияние согласных.
5. - Откроем учебники стр. 226 (новый), стр.251 (старый). Прочитайте правило.
Кластер. (в группах)+защита
Показ других подсказок.
6. Лексическая разминка:
- -Давайте для разминки сыграем в игру «Кто я такой?» (5 минут).
Цель данной игры – углубить свои знания по лексике, научиться применять новое правило.
Форма работы: дидактическая игра.
- Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).
- Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
- Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
- Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
- Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
- Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.
- Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.
- Рабочий, который замешивает бетон – бетонщик.
- Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик.
- Работник, который укладывает паркет –паркетчик.
- Человек, который точит детали - точильщик
7. Самостоятельно (2 человека за компьютером)
Карточки
Найди в тексте слова с изученной орфограммой (с суффиксы -чик (-щик), обозначь суффикс в этих словах.
1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.)
Работа с индивидуальными карточками.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Навод..., сплав..., фрезеров..., сбор..., газет..., рассказ..., стеколь..., бетон..., гардероб...
Арматур..., выдум..., проход..., портфель..., пулемет..., уголь..., набор..., компьютер..., смаз..., прокат...
1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму.
Веселый попут.…ик, аккуратный смаз.…ик, подлый донос…ик, ловкий разнос….ик,
нерасторопный гардероб….ик, жестокий захват….ик, искусный камен….ик, главный зачин….ик,
старый груз….ик, постоянный заказ….ик, новый раздат….ик, злостный прогуль….ик, перевод….ик
с немецкого, отважный развед….ик, пойманный заговор….ик.
2. Закончите предложения, расставляя необходимые знаки препинания.
1) Попут…ик это…. 2) Перевод…ик это…
5. Распределительная работа с сигнальными карточками (1 минута).
Форма работы: дифференцированная работа.
Цель задания: научиться на слух дифференцировать слова с определенным написанием.
- Закрепим наши знания. На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.
Рассказчик – ч
Каменщик – щ
Стекольщик – щ
Заказчик – ч
Приказчик – ч
Фонарщик – щ
Буфетчик – ч
Банщик – щ
Бакенщик- щ
Рефлексия.
-Что это задание позволило проследить? Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга?
За работу на уроке я вам дарю звезду. Как вы думаете, что еще нужно в ней дописать?
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось
Было трудно…
Домашнее задание.
- Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой;
- В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;
- Выполнить упражнение 700, 701(новый), упр.706 (старый)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"
Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...
Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока: изу...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с...
Открытый урок по теме "Суффикс"
Открытый урок по темем "Суффикс". 5 класс....
Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....
Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" - урок с применением ИКТ технологий....
Открытый урок по русскому языку. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных"
Открытый урок по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Гласные О и Е после шипящих в сцффиксах существительных". (конспект урока и презентация к нему)Учитель вместе с учениками отправляется на поиск...