Орфоэпические нормы русского языка (6 класс)
рабочие листы по русскому языку (6 класс)
Конспект урока, а также рабочий лист к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого урока "Орфоэпические нормы" | 20.36 КБ |
Рабочая тетрадь к открытому уроку "Орфоэпические нормы | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Орфоэпические нормы русского языка
Цель: Запомнить как можно больше слов с проблемным ударением, поработать со словарем. Осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм.
Ход урока:
На слайде (доске) слова: К.сание, Изл.жение, Позв.нить, Подр.сти, Вод.росли
- Найти лишнее (позвонить). Чередующие корни, безударная гласная в корне. Подберите проверочное слово.
- Какой раздел лингвистики отвечает за правильное написание слов: орфография
- А теперь составьте предложение со словом позвонить, но условие: поставьте этот глагол
в форму 3 лица. Что получилось: Мама сегодня позвонит мне.
Возникает проблема. Как правильно произнести это слово?
- А как называется раздел лингвистики, который отвечает за правильное произношение слов? Орфоэпия
Определите тему: Орфоэпические нормы русского языка
чему должны научиться на уроке.
Орфоэпия (обращая внимание, что первая часть слова уже нам знакома: правильно, произношение) – греч.
Орфоэпические нормы (на слайде)
А) нормы произношения (правила произношения звуков)
Б) нормы ударения (правила постановки ударения)
В) нормы использования интонации
- Сегодня мне бы хотелось с вами поговорить о нормах ударения
Акцентология – раздел языкознания, изучающий систему ударения в языке.
- - Как вы думаете, что нам может помочь, если мы не знаем как произнести слово? (посмотреть в словарь, в Интернет). А если нет словаря под рукой, и нет Интернета, что нам еще может помочь в правильном произношении слов (речь диктора, речь образованных людей).
Особенности русского ударения:
- Посмотрите на слова: касАние, изложЕние, подрастИ, вОдоросли,
- Ударение свободное, может падать на 1,2,3 слог
2. травА-трАвы
- Ударение подвижное, меняем форму одного слова или однокоренные слова. Ударение имеет разное положение.
3. Назовите самостоятельно, послушайте стихотворение:
Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».
Как вы думаете, а как верно: твОрог или творОг?
камбала – камбала, договор-договр, кулинария-кулинария
- Изменчивость
- Поэтому и возникают ошибки в произношении слов.
Первое задание. (В парах).
Я с вами поделюсь секретиками. Вы самостоятельно прочитайте некоторые правила постановки ударения и соотнесете слова. Ударение падает на 1 слог, на 2 слог, на 3 слог
1 слог: шарфы, торты, слИвовый, Искра, нОжницами
2 слог: столЯр, щавЕль, включИм, звонЯт, филОлог, кинОлог
3 слог: каталОг, диалОг жалюзИ, обеспЕчение
Остались:
4 слог: газопровОд, нефтепровОд, мусоропровОд
Обращаем внимание на слова, которые остались.
Иногда нам помогает запомнить слова рифмовка
Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.
Вот стоит большая ель
А под ней растет щавель
Красит стены нам маляр.
Полки делает столяр.
«Пригласи на обед».
Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т. д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
Орфоэпический диктант. Выдаю лист со словами. Расставьте ударение.
Банты Водопровод Газопровод Документ Жалюзи Звонит Каталог Нефтепровод Свекла Сливовый Столяр Трубопровод Форзац Шарфы Щавель
Прочитай
Звонит телефон. Я беру трубку и слышу голос мамы: «Катя, если позвонит бабушка, попроси её вечером прийти к нам. Мы с папой никак не дозвонимся до неё».
10.Игра « ДИКТОР». Прочитать правильно. Сомнения – словарь.
А)Вера приготовила салаты, испекла два тОрта, а потом стала выбирать себе наряд. Одно платье, другое. Какое красИвее? Наконец снялА с вешалки новый сарафан цвета свЁклы. Волосы Вера собрала в хвост и украсила его тремя бордОвыми бАнтами. Потом уселась в кресло и стала ждать, когда гости позвонЯт в дверь.
- Слова Гепократа.
Предварительный просмотр:
Секретики «Как определить ударение в словах»: 1. В некоторых именах существительных ударение является неподвижным и падает на ОСНОВУ во ВСЕХ ПАДЕЖАХ: аэропОрт - аэропОрты (но в аэропортУ), бАнт - бАнты - с бАнтами, бухгАлтер - бухгАлтеров, Икс - Иксы - с Иксом, крАн - крАны, лЕктор - лЕкторы - лЕкторов, мЕстность - мЕстностей, тОрт – тОрты, шарф – шАрфы, тУфли – тУфля, нОжницы - нОжницами, 2. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ при спряжении ударение падает на ОКОНЧАНИЕ -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ: включить — включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт; вручить — вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт; звонить — звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт; - исключение: опОшлить (= сделать пОшлым) — они опОшлят 3. слова заканчиваются на ЛОГ: катаЛОГ, диалОг, монолОг – ударение падает на последний слог, если существительное неодушевленное, а если обозначает профессию, то на второй слог с конца: филОлог, кинОлог 4. Сложные слова с корнем ВОД во второй части слова со значением провОдит: водопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но электропрОвод. 5. В заимстованных словах с французскими корнями ударение всегда падает на последний слог: диспансЕр, жалюзИ, бульвАр, жульЕн; итальянский – первый слог: лАтте (кофе), польшский – на второй с конца: ВаршАва 6. Нужно запомнить: столЯр, сирОты, срЕдства, Искра и др. (см.орфоэпический словарь) |
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Орфография – от греческого языка «орфос» правильный,«графо» - пишу
Орфоэпия – от греч.правильный, «эпос»- ____________________
Орфоэпические нормы:
А) нормы произношения
Б) нормы ударения
В) нормы использования интонации
___________________ - раздел языкознания, изучающий систему ударения
Особенности русского ударения:
- Свободное ударение (может падать на любой слог)
- ТравА – трАвы, мОре – морЯ -___________________
- ____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку в 10 классе "Орфоэпические нормы русского языка"
Презентация по теме" Орфоэпические нормы". На слайдах представлены материалы для подготовки к ЕГЭ и изучение новой темы - норм орфоэпии....
Орфоэпические нормы русского языка
Технологическая карта урока в 10 классе урока на тему "Орфоэпические нормы русского языка"...
Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.
Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...
Презентация к занятию по теме "Орфоэпические нормы русского языка"
Презентация к занятию по теме "Орфоэпические нормы русского языка"...
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...