Орфоэпические нормы русского языка
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Технологическая карта урока в 10 классе урока на тему "Орфоэпические нормы русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе в соответствии с требованиями ФГОС СОО
УМК "Вертикаль. Русский язык. 11 класс. Углубленный уровень. Бабайцева В.В., Михальская А.К.", 2015 г.
.
Тема урока: «Орфоэпические нормы русского языка (Ударение)»
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
Цель урока:
- обобщение и систематизация знаний учащихся об орфоэпии как разделе лингвистики;
- повторение основных правил в области ударения в современном русском языке.
Методы и приемы
- наглядно демонстративный (раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, презентация, видеоролики)
- частично-поисковый (решение орфоэпической задачи);
- проблемный (обсуждение проблемного вопроса «Нужно ли изучать орфоэпию?);
- словесные (беседа, работа с книгой);
- практические (работа с теоретическим материалом, словарно орфоэпическая работа, выполнение упражнений «Говорите правильно по-русски»);
- дифференцированные (разноуровневые задания для учащихся)
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
-учащиеся знают орфоэпические правила русского языка в области ударения;
- оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.
- учащиеся совершенствуют умения работать с разными источниками информации: текстами учебника, словарями, справочной литературой, ресурсами Интернета.
-учащиеся умеют извлекать необходимую учебную информацию из различных источников, применять ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы.
Личностные:
- учащиеся осознают роль ударения в русском языке, понимают важность правильной грамотной устной и письменной речи в жизни человека.
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия правил общения.
- формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей познавательные и внешние мотивы
Познавательные:
-осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи, презентации;
Коммуникативные:
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками
- аргументировать свою точку зрения
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор
Регулятивные:
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации
Учебно-познавательные и
учебно-практические задачи
- развитие умений учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал;
- оценивание своей и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка;
- совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы, умений находить необходимый учебный материал в различных информационных источниках.
Учебные ситуации:
Ситуация - иллюстрация
Ситуация – общение
Ситуация – проблема
Ситуация - оценка
Формы работы
Фонетическая и лексическая разминка
Работа со схемами и опорами
Работа по карте
Работа в парах
Фронтальный опрос
Работа в группах
Самостоятельная работа
Ресурсы
- УМК
- раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы;
- фрагменты мультимедийной презентации Power Point, разработанной учителем к данному уроку;
- мультимедийная презентация Power Point, разработанная ученицей к данному уроку;
- видеоролики
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
1 –й этап. Организационный.
Цель: Включение учащихся в деловой ритм
Приветствие, проверка готовности.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
- Здравствуйте ребята! Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу1, садитесь. Настроение у всех прекрасное, рабочее. Проверьте готовность к уроку: тетрадь, учебник, раздаточный материал, ручки, словари, «Листы самооценки» должны лежать на столе. Приступим к работе.
Ученики заранее готовятся к уроку, приветствуют учителя.
Личностные: Положительно относятся к учению, к познавательной деятельности.
П о з н а в а т е л ь н ы е: осознают познавательную задачу.
Р е г у л я т и в н ы е: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2-й этап. Мотивация учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
Учитель предлагает учащимся решить проблемную ситуацию
(слайд 2)
- Посмотрите на экран. На слайде представлены слова. Подумайте, можно ли их использовать при составлении задания 4 в части 1 ЕГЭ, которое звучит так:
- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Слова: ледник, парить, рефлекторный, видение,
языковая.
Учитель: Какую роль играет ударение в этих словах?
Учитель стимулирует интерес учащихся к уроку
Ученики вступают в диалог с учителем, решают проблемную ситуацию, отвечают на вопрос.
Данные слова нельзя использовать при составлении задания 4 в части 1 ЕГЭ, так как их произнесение зависит от контекста.
леднИк (в горах) — лЕдник (погреб);
пАрить (репу) — парИть (в облаках);
рефлЕкторный (от рефлектор) — рефлектОрный (от рефлекс);
видЕние (призрак) — вИдение (точка зрения); языковАя (подготовка) — языкОвая (колбаса).
П о з н а в а т е л ь н ы е: Выявляют противоречие, осознают и проговаривают его.
Р е г у л я т и в н ы е: Решают проблемную ситуацию и моделируют учебную ситуацию.
К о м м у н и к а т и в н ы е: Строят логическую цепи рассуждений. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме.
Дают ответы –предположения.
3-й этап. Актуализация прежних знаний, повторение теоретического материала и проверка домашнего задания.
Совместное определение темы и цели урока.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для обобщения знаний по теме «Орфоэпические нормы. Ударение».
Учитель организует проверку домашнего задания.
Разноуровневое домашнее задание:
*Низкий уровень: Выполнить упражнение 50 в учебнике. Поставить ударение. Прочитать слова.
*Средний уровень: подготовить орфоэпические задачи.
Учитель организует работу учеников с раздаточным материалом «Орфоэпические задачи», подготовленным группой учеников. Задание демонстрируется на слайде.
(Слайд 3).
Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук:
1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) зАмок – замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) оптОвый – Оптовый, 7) хОдите – ходИте.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).
2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.
3 Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.
4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
5 Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
6 Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы ударения.
7 В одном из слов ударение является просторечным.
Учитель предлагает ученикам сформулировать тему и цели урока, опираясь на эпиграф, проблемную ситуацию, домашнее задание.
Учитель: Наш сегодняшний урок по теме «Орфоэпические нормы русского языка. Ударение» носит повторительно-обобщающий характер.
Ученик читает слова из упражнения 50; класс следит за ответом ученика, отмечает орфоэпические ошибки.
Ученики вступают в диалог, распределяют пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре.
Учащиеся читают эпиграф и, опираясь на проблемную ситуацию и домашнее задание, формулируют тему и цели урока.
П о з н а в а т е л ь н ы е: познавательные действия в умственной и материализованной форме, осуществляют для решения учебных задач логические операции (анализ, синтез).
Р е г у л я т и в н ы е:
Принимают и сохраняют учебную задачу, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
К о м м у н и к а т и в н ые: Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме.
4 этап.
Операционно-познавательный этап урока.
Цель:
проговаривание и закрепление новых знаний; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Физкультминутка
Учитель организует работу учащихся с теоретическим материалом, устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предполагает задание для закрепления орфоэпических умений (нормы ударения)
1) Работа с теоретическим материалом.
Учитель: Прочитайте теоретический материал об ударении в учебнике и «Справочнике по правописанию, произношению и литературному редактированию».
Раскройте понятия:
Динамическое (силовое)
Разноместное
Подвижное (Слайд 6).
Учитель: Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки. Выпишите из презентации 5- 6 примеров слов, поставьте ударение в словах.
2) Презентация «Орфоэпические нормы (постановка ударения)» Индивидуальное задание. По материалам сборника Г.Т. Егораевой «Единый государственный экзамен. Русский язык».
3)Словарно-орфоэпическая работа:
Низкий уровень :
Используя карточку-справочник «Особенности ударения в русском языке» и при затруднении орфоэпический словарь, расставить в данных словах ударение.
Слова:
Договор, обеспечение, мозаичный, осведомиться, каталог, таможня, кухонный, брала, отрочество, документ, согнутый, поняв.
(Слайд 8).
Средний уровень :
Опираясь на различные виды словарей и на материал учебника, разграничьте понятия омонимы, омофоны. омографы.
Подберите к данным словам омографы.
Слова: ИРИС, КРУЖКИ, СОРОК, ДУХИ, ВИНА, ЖАРКОЕ. Составьте с ними словосочетания, учитывая лексическое значение слов.
4) «Правильно ли мы говорим?»
Учитель предлагает посмотреть кадры фильма «Правильно ли мы говорим?», снятого ученицами 10 класса.
Демонстрирует видеоролики.
4.Упражнение «Говорите правильно по-русски»:
Разноуровневое задание.
Низкий уровень:.
Используя данные в карточке ключевые слова, составить рассказ на тему «А у нас сегодня гости!», правильно употребив слова с точки зрения ударения.
(Слайд 11).
2 группа: Конкурс дикторов телевидения Надыма.
– Выразительно прочитайте данный текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы современного русского языка, обращая особое внимание на выделенные слова. (Слайд 13).
3 группа: Конкурс дикторов телевидения Надыма.
– Выразительно прочитайте данный текст, соблюдая присущие художественному стилю интонации и орфоэпические нормы современного русского языка, обращая особое внимание на выделенные слова.
(Слайд 15, 16).
Средний уровень:.
Подберите рифмы к данным словам, сочините двустишия.
Слова: по средам, жалюзи, кулинария, кладовая, мусоропровод, огниво.
Ученики работают с теоретическим материалом в учебнике и «Справочником по правописанию, произношению и литературному редактированию»; слушают индивидуальное задание (презентация) и выписывают примеры слов, в которых выбор места ударения вызывает затруднение.
Выполняют разноуровневую словарно-орфоэпическую работу и обсуждают ошибки.
Во время показа видеороликов ученики работают в группах, находят слова с орфоэпическими ошибками, выписывают эти слова, расставляют ударение, обращаясь к словарям за помощью.
Ученик от каждой группы озвучивает результаты работы.
Разноуровневое задание «Говорите правильно по-русски» выполняют в группах, работая со словарями. Ученик от каждой группы озвучивает результаты работы.
Выполняют упражнения для глаз.
Познавательные: совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы, умений находить необходимый учебный материал в различных информационных источниках.
Коммуникативные:
развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся.
Р е г у л я т и в н ы е:
Мобилизуют силу и энергию для решения поставленной задачи.
Осуществляют самоконтроль.
5.Рефлексивно-оценочный этап урока.
Цель: закрепление и коррекция способов действия.
Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос: «Нужно ли изучать орфоэпию?» и доказать свою точку зрения, опираясь на мнения учёных и писателей.
1.«Произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонение от литературного произношения почти так же мешает языковому общению, как и неграмотное письмо».
Р.И.Аванесов.
(Слайд 19).
2. «При помощи звуков речи, музыки слов, великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности: в его стихах много значат не только каждое слово, но и каждый звук, каждый гласный и согласный».
С.Я.Маршак.
(Слайд 20).
Учитель анализирует и оценивает работу учеников; предлагает ученикам оценить их деятельность и знания. Учитель выставляет отметки, комментируя их.
Ученики отвечают на проблемный вопрос.
Высказывают своё отношение к уроку, оценивают свою активность на уроке в листе самооценки.
П о з н а в а т е л ь н ы е: восстанавливают предметную ситуацию, отвечая на проблемный вопрос.
Р е г у л я т и в н ы е: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материала.
6. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учитель дает дифференцированное задание на дом.
а) средний уровень: Составить текст в публицистическом стиле с призывом изучать орфоэпию и бережно относиться к языку (не менее 100 слов).
В рассуждении привести 2 аргумента.
б) низкий уровень: Выполнить упражнения по учебнику В.В.Бабайцевой № 123. 124
Учащиеся выбирают уровень задания, уточняют ход его выполнения.
Личностные:
Приобретают мотивацию к процессу получения знания.
К о м м у н и к а т и в н ы е: планируют общие (дальнейшие) способы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест. Орфоэпические и лексические нормы русского языка.
Данный тест даёт возможность отработать задания ЕГЭ А-1, А-2....
Презентация по русскому языку в 10 классе "Орфоэпические нормы русского языка"
Презентация по теме" Орфоэпические нормы". На слайдах представлены материалы для подготовки к ЕГЭ и изучение новой темы - норм орфоэпии....
Готовимся к экзамену по русскому языку. Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические)
Открытый урок для учащихся и их родителей...
Конспект к уроку русского языка в 10 классе. Орфоэпические нормы русского языка.
Данный конспект помогает повторить основные нормы русской орфоэпии; совершенствовать навыки правильной речи;подготовиться к выполнению задания по фонетике и орфоэпии в тестах ЕГЭ....
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...
Презентация к занятию по теме "Орфоэпические нормы русского языка"
Презентация к занятию по теме "Орфоэпические нормы русского языка"...
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...