конспект урока русского языка в 7 классе "Орфограммы в корнях слов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока и раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy_v_kornyah_slov_7_klasss_konspekt.docx75.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе «Орфограммы в корнях слов»

Цель:Систематизировать и обобщить знания по орфограммам гласным в корне слова (проверяемым ударением, не проверяемым ударением, чередующимся)

Задачи урока:

- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении орфограмм гласных, изученных в 5-6 ом классах;

- вызвать интерес к знанию предмета, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

- развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Сегодня я предлагаю  посвятить наш урок замечательному времени года. Его очень любил великий поэт А.С.Пушкин. Это осень.

(Ученица читает стихотворение наизусть)

  • О чем это стихотворение? Кто его автор? Посмотрите на экран и скажите, с какими орфограммами мы будем сегодня работать?

Унылая пора! Очей оч…рованье!

Приятна мне твоя прощальная  кр…са –

Люблю я пышное пр…роды ув…данье,

В б…грец и зол…то одетые л…са,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в…лнистоюпокрыты н…беса,

И редкий солнца луч, и первые м…розы,

И отд…лённые с…дой з…мы угрозы.            (А.С.Пушкин)

2.Определение темы урока учащимися.

(Учащиеся формулируют тему урока).

- Тема нашего урока «Орфограммы гласные в корнях слов».

3.Постановка целей урока учащимися

- Как бы вы  сформулировали для себя цели этого урока?

-Повторить правописание безударных гласных, проверяемых ударением, не проверяемых ударением, правописание чередующихся гласных в корне слова для того, чтобы быть грамотными, правильно писать и говорить.

Слайд №3

-В процессе работы над учебными элементами мы должны:

        На доске:

1.Знать правила написания безударных и чередующихся гласных в корнях.

2.Уметь применять по алгоритму изученные теоретические сведения на практике, приводить  и подбирать свои примеры.

3.Видеть эти орфограммы в тексте.

4.Лексическая зарядка

-Как вы объясните значение слова багрец?

Багрянец. Багровый цвет.  Багровый. Красный густого, темного оттенка (Чтение словарной статьи уч-ся).

-Что значит «Унылая пора»?

-Почему «Прощальная краса»?

-Возьмите листы оценки и оцените себя за данный вид работы.

5.Фонетическая зарядка.

Задание: на слайде транскрипция слов на определенную тематику, запишите и прочитайте эти слова.

 [ос’ьн’]

[дошт’]

[л’истапат]

[с’ин’т’абр’]

[л’ис’т’j’ь]

[пэьр’ил’отныj’ь]

[акт’абр’]

-Возьмите листы оценки и оцените себя за данный вид работы.

6.Работа над темой урока.

Постановка проблемного задания.

Работа в группах.

-Ребята, покажите ваши осенние листочки (раздавались детям в начале урока). Делимся на 3 группы. Зеленые расскажут нам о правописании безударной гласной непроверяемой ударением, желтые расскажут о безударной гласной, проверяемой ударением, красные расскажут о чередующихся гласных. Приводим примеры написания гласных в корне слова.

-Давайте построим таблицу-помощницу.

Слайд

Безударные гласные в корне слова

Чередующиеся гласные

е//и , о//а

Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Написание гласной зависит от ударения

Написаниегласнойзависитотсуффикса -а-

Написание гласной зависит от согласной, стоящей после корня

-гар – гор- :

безударения О

бер – бир-

-дер – дир-

-мер – мир-

-пер – пир-

-тер – тир-

-блест – блист-

-жег – жиг-

-стел – стил-

-чет – чит-

Исключения: сочетать, сочетание, чета

-лаг- лож-

-рос-раст-ращ

Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

-клон–клан-

безударения О

-кос – кас-

-зар – зор-

безударения А

(иск: зоревать)

Плав- плов

подударением и безударения

пишется о и а

Исключенияпловец, пловчиха, плывуны

Слайд

Итак, как же проверить написание гласных  в корне  слова?

-А сейчас  все вместе выведем алгоритм выбора безударной гласной в корне слова.

1.Определите  корень слова.

2.Поставьте  ударение.

3. Если корень безударный, то определите, нет ли чередования гласных.

4.Определите часть речи.

5. Выделите корень в глаголах.

7.Закрепление. Практикум. Самостоятельно.

Уб…рать листья, прик…снуться к осине, осенняя з…ря, соб…рать грибы, прил…жить к дереву, зам…реть от восторга, сл…гать стихи,

Составьте по 1 предложению на тему «Осень», используя словосочетания.

Самопроверка.                   Слайд

-Возьмите листы оценки и оцените себя за данный вид работы.

Слайд

8.Физминутка.Релаксация под музыкальное сопровождение  Свиридова «Осень»

9.Графический диктант

1.Касается. 2.Вымирает.3.Озаряет.4.Предложил.5.Росток.6.Постелит.7.Коснулся.

8.Загорел.9.Выдирает.10.Прижигает.

-Возьмите листы оценки и оцените себя за данный вид работы.

Слайд

10.Найди лишнее слово

1.Зам…р                                    1.Зам…тает

2.З…мляной                             2.Выт…р

3.Прик…снулся                       3.Цв…точный

4.Л…жится                               4.Л…сточек

Возьмите листы оценки и оцените себя за данный вид работы.

Слайд

11. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.

День выд…лся солнечный, теплый. Вокруг п..стреланаб…рающая  силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.

Возьмите листы оценки и оцените себя за данный вид работы.

12.Тест.

- С какими орфограммами мы сегодня работали? Какую цель вы себе определили? В 9 классе вам предстоит проходить аттестацию по русскому языку. В контрольно-измерительных материалах задание А5 требует знания тех орфограмм, которые мы сегодня отрабатывали. Давайте попробуем выполнить это задание.

Возьмите листы оценки и оцените себя за данный вид работы.

13.Итог урока. -Давайте подведем итоги нашего урока. Что хорошего из урока вы для себя взяли? Оцените работу свою и своих одноклассников. Слайд

Рефлексия

1.Как вы чувствовали себя на уроке?

2.Какие возникали трудности при выполнении заданий?

3. Вспомните цели урока.        

4.Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?

Слайд

5.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;

Г) я ничего не понял.

Домашнее задание:

Упр.8

Тест

Вариант 1.

1.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, б..калея

2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

2.В корне пропущена

прик..снуться к стеклу,

а)безударная проверяемая гласная        б)чередующаяся гласная

3.Укажите слово с чередующейся гласной в корне

А)подивилась

Б)вклинилась

В)расположилась

Г)написал

4.Определите вид орфограммы в корне словавестИбюль.

А)чередующаяся гласная в корне слова

Б)безударная проверяемая гласная в корне

В) безударная непроверяемая гласная в корне

5.В каких словах пишется буква Е?

А) зап..рать дверь; б) подн…маться; в) бл…стать; г)подст…лить; д) соч..тание.

6.Определите вид орфограммы в корне словатрОпинка

А)чередующаяся гласная в корне слова

Б)безударная проверяемая гласная в корне

В) безударная непроверяемая гласная в корне

7.Укажите слово с чередующейся гласной в корне

А)колокол

Б)растительность

В)чувственный

8. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне слова

А)акробат

Б)разделить

В)зарница

\

Безударные гласные в корне слова

Чередующиеся гласные

е//и , о//а

Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Написание гласной зависит от ударения

Написаниегласнойзависитотсуффикса -а-

Написание гласной зависит от согласной, стоящей после корня

-гар – гор- :

безударения О

бер – бир-

-дер – дир-

-мер – мир-

-пер – пир-

-тер – тир-

-блест – блист-

-жег – жиг-

-стел – стил-

-чет – чит-

Исключения: сочетать, сочетание, чета

-лаг- лож-

-рос-раст-ращ

Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

-клон–клан-

безударения О

-кос – кас-

-зар – зор-

безударения А

(иск: зоревать)

Плав- плов

подударением и безударения

пишется о и а

Исключенияпловец, пловчиха, плывуны

Лист самооценки

_____________________________________________________

Лексическая зарядка

Фонетическая зарядка

Работа с таблицей.

Практикум

Графический диктант

Игра «Найди лишнее»

Сам-ая

работа

Тест

Итог.оц

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;

Г) я ничего не понял.

«Орфограммы в корнях слов». 7 класс.

Унылая пора! Очей оч…рованье!

Приятна мне твоя прощальная  кр…са –

Люблю я пышное пр…роды ув…данье,

В б…грец и зол…то одетые л…са,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в…лнистоюпокрыты н…беса,

И редкий солнца луч, и первые м…розы,

И отд…лённые с…дой з…мы угрозы.            (А.С.Пушкин)

3. Фонетическая зарядка.

Задание:запишите слова

 [ос’ьн’]

[дошт’]

[л’истапат]

[с’ин’т’абр’]

[л’ис’т’j’ь]

[пэьр’ил’отныj’ь]

[акт’абр’]

4 .Найди лишнее слово

1.Зам…р                                    1.Зам…тает

2.З…мляной                             2.Выт…р

3.Прик…снулся                       3.Цв…точный

4.Л…жится                               4.Л…сточек

5. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.

День выд…лся солнечный, теплый. Вокруг п..стреланаб…рающая  силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.

Тест

Вариант 1.

1.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, б..калея

2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

2.В корне пропущена

прик..снуться к стеклу,

а)безударная проверяемая гласная        б)чередующаяся гласная

3.Укажите слово с чередующейся гласной в корне

А)подивилась

Б)вклинилась

В)расположилась

Г)написал

4.Определите вид орфограммы в корне слова вестИбюль.

А)чередующаяся гласная в корне слова

Б)безударная проверяемая гласная в корне

В) безударная непроверяемая гласная в корне

5.В каких словах пишется буква Е?

А) зап..рать дверь; б) подн…маться; в) бл…стать; г)подст…лить; д) соч..тание.

6.Определите вид орфограммы в корне слова трОпинка

А)чередующаяся гласная в корне слова

Б)безударная проверяемая гласная в корне

В) безударная непроверяемая гласная в корне

7.Укажите слово с чередующейся гласной в корне

А)колокол

Б)растительность

В)чувственный

8. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне слова

А)акробат

Б)разделить

В)зарница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных в корнях слов" в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...