Типичные ошибки в комментарии
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.
Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)
Тип ошибки | Пример из сочинения | Комментарий эксперта | |
1. Отсутствие комментария. | В тексте поднимается актуальная проблема — это проблема национальной розни. Юрий Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая сейчас существует в мире. Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование. | После формулирования проблемы ученик сразу переходит к авторской позиции. Комментарий отсутствует. | |
2. Отсутствие опоры на текст. | В тексте Ю. Лотмана поднимается актуальная проблема межнациональных конфликтов. Действительно, с каждым днём всё больше и больше сообщений о преступлениях на почве национализма. Неужели мы начали забывать те преступления перед человечеством, которые повлекли за собой распространение идеологии нацизма? Неужели мы опять на пороге кровопролитной войны под популистскими лозунгами о том, что мы — это высшая нация, а все остальные должны быть уничтожены? Пора открыть глаза и взглянуть на всё это трезво. | Проблема сформулирована верно, однако в комментарии отсутствует авторское видение проблемы | |
3. Подмена комментария пересказом. | Юрий Лотман участвовал в Великой Отечественной войне, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди его друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди, ослеплённые этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един, и то, что происходит на одном полюсе, так или иначе отзовётся на другом. Столкнуться с этой проблемой придётся каждому. | Ученик подробно пересказывает текст, вместо того чтобы комментировать мысли автора. | |
4. Подмена комментария цитированием | Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю. Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови». | Вместо комментария цитируется фрагмент текста. | |
5. Несоответствие комментария заявленной проблеме. | Текст Ю. Лотмана посвящен проблеме национальной розни. Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь не каждый человек ценит то, что у него есть. Мир — это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны было много потерь, но, несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война | В начале сочинения заявлена проблема национальной розни, а в комментарии ученик пишет о ценности мирной жизни, о Великой Отечественной войне. Нарушена логика развития мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буллинг. Типичные ситуации и комментарии
Буллинг— это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации...
Фрагменты ученических сочинений с типичными ошибками
Данный материал направлен на подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. На примере ученических сочинений школьники смогут увидеть типичные ошибки и исправить их. ...
Типичные ошибки , допущенные учащимися 9 классов на пробном экзамене по географии . ГИА – 2011г.
Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы. Назначение экзаменационной работы – оцени...
Типичные ошибки при создании презентаций
. Сложность создания хорошей презентации не в технических вопросах. Они осваиваются единожды и за минимум времени. Настоящие вопросы сложнее. Они требуют больше времени на размышление и часто не имеют...
Типичные ошибки в воспитании подростков
Материал предназначен для проведения родительского собрания...
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Презентация к уроку «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Дополнение к методической разработке урока...