Задание 8 ОГЭ по русскому языку (теория и практика)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Ефимова Римма Петровна

Задание 8 ОГЭ по русскому языку проверяет владение морфологическими нормами русского языка. Материал представляет реальные задания ФИПИ (теория + практика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_8_oge_po_russkomu_yazyku_teoriya_i_praktika.docx43.59 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 8 ОГЭ по русскому языку

  1. Раскройте скобки и запишите слово «пятьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Пятьдесят) километрами ниже по реке находилась сторожка лесника.

Ответ:____________________________

Теория

Именительный падеж множественного числа

Среди существительных мужского рода второго склонения наиболее распространены окончания  -ы/-и и -а/-я: компьютеры, полисы, поезда, профессора. При выборе окончания нужно учитывать следующие факторы:

-а/-я

-ы/-и

существительные, обозначающие парные понятия: 

глаза, бока, рога;

слова, состоящие из одного слога,   

торты, шумы

НО

дома, сорта

существительные,  состоящие из двух слогов с ударением на первом,  катер — катера,

сторож — сторожа; 

Существительные с  ударением   на втором слоге:

 арбуз — арбузы;

существительные на -л/-ль и -р/-рь с ударением на первом слоге  

кивер — кивера, тополь — тополя.

в существительных  из трёх и более слогов  с ударением на середине слова: 

аптекари, догово́ры 

существительные среднего рода  

блюдце — блюдца,

окно — окна, 

значительно реже -ы/-и (плечо — плечи).

д) иноязычные слова, оканчивающиеся на ударные -ёр/-ер

офицер — офицеры,

инженер — инженеры,

шофёр — шофёры;

 

существительные  на -тор/-сор   

инвестор — инвесторы,   

редакторы, комментаторы, 

но 

доктора, профессора

 

      Иногда выбор окончания зависит от значения и сочетаемости слова:

пропуска (документы) — пропуски (недосмотры, прогулы);

тона (переливы цвета) — тоны (звуковые);

тормоза (приборы) — тормозы (препятствия);

учителя (преподаватели) — учители (наставники);

хлеба (на корню) — хлебы (печёные);

меха (шкуры) — мехи (кузнечные);

лагеря (военные, туристические) — лагери (политические группировки);

корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища);

сыновья (у родителей) — сыны (родины);

образа (иконы) — образы (в искусстве) и т. п.

 Обратите внимание!

а) существительные мужского рода на -ёнок во множественном числе имеют суффикс -ят- и безударное окончание -а: телёнок — телята, котёнок — котята;

б) существительные на -анин/-янин во множественном числе оканчиваются на -ане/-яне: гражданин — граждане, крестьянин — крестьяне.

Внимание! Хозяин — хозяева, ребёнок — дети, человек — люди, курица — куры, судно — суда, дно — донья, шило — шилья.

Собирательные, абстрактные существительные имеют только форму единственного числа: добро, вера, детвора, старьё. 

Некоторые конкретные существительные не имеют формы единственного числа: ножницы, джинсы.

Наименования веществ обычно имеют одну форму: либо множественного числа (чернила, опилки), либо единственного (молоко, сахар, уголь),  но при обозначении сорта, разновидности вещества часто используются во множественном числе (прекрасный сыр — алтайские сыры).

  • Родительный падеж множественного числа

1.Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое: абрикос — много абрикосов, кость — много костей, снадобье — нет снадобий   и наоборотгазета — нет газет, дело — много дел. 

Но: 

один солдат — много солдат, один партизан — отряд партизан, доля — несколько долей, платье — много платьев.

2.У существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин, которое не изменяется по числам), а также слов барин, боярин, господин, татарин в родительном падеже множественного числа нулевое окончание с отсечением -ин: много славян, бар, граждан, татар.

3.Большинство названий фруктов и овощей мужского рода с основой на твёрдый согласный имеет окончание -ов: килограмм помидоров, мандаринов, баклажанов.

Названия парных предметов обычно имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание: пара сапог, пара чулок,

но 

пара ботфортов и ботов.

 

 Внимание! Пара туфель, пять цапель, несколько свечей, пять простынь и простыней, нет макарон, пара джинсов, из яслей, много бурят и бурятов, без комментариев, нет коррективов, несколько турок, из ушей.

  • Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний

Среди существительных довольно большая группа несклоняемых слов:
а) иноязычные слова на гласные 
-о, -у, -ю, -и, -е, ударное -а: пальто, рагу, меню, кофе, буржуа; 
б) иноязычные названия лиц женского пола: 
пани, мадам, мисс; 
в) русские фамилии на -
ово, -аго, -ых/-их и украинские на -ко: Седых, Живаго, Шевченко; 
г) многие иноязычные имена и фамилии: 
Жаклин, Дюма.

В сложных словах с первой частью пол- в косвенных падежах происходит замена на полу-: полгода — около полугода.

 Запомните! вафель, домен, доньев, кочерег, кровель, свадеб, сплетен, долей, кеглей, свечей, цапель, простынь, басен, песен, выкрутасов, лохмотьев, нападок, сумерек, будней, яслей, граблей, одеялец, побережий.

Разносклоняемые существительные — это существительные, совмещающие разные типы склонения. К ним относятся существительные  бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

Особенности склонения разносклоняемых существительных:

- В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание –и, как и существительные 3-го склонения. 

- В творительном падеже единственного числа имеют окончание –ем, как во 2-м склонении.

- У существительных на –мя во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа, появляется суффикс ен или ён. 

У существительного мужского рода путь наблюдаются падежные формы 3-го склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма 2-го склонения.

 

Практика.

Впишите правильный ответ.

Раскройте скобки и запишите слово в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Форма

1

Бледный язычок (пламя) костра светился в темноте

2

Для приготовления десерта понадобится банка консервированных (абрикосы).

3

К пятнадцатому (апрель) планируется открытие новой библиотеки

4

В магазине мы купили связку (бананы).

5

Летние (месяц): июнь, июль, август – самые тёплые в году.

6

Мы с Пашей (Власов) прошлым летом вместе отдыхали в лагере.

7

В сюжетах романов (Жюль Верн) рассказывается о приключениях героев.

8

Бывает, что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество различных эмоций.

9

Без труда найдут работу квалифицированные (слесарь), механики
и сварщики.

10

Бабушка купила две пачки (вафли) по цене одной.

11

Перед тем как отправиться в лес, обработайте одежду (аэрозоль) для защиты от насекомых.

12

Московский Кремль имеет двадцать (башни).

13

С поставщиками услуг заключают типовые (договор) на длительный период.

14

В новом магазине был большой выбор модных (джинсы).

15

Во время выполнения упражнения поставьте ноги на ширине (плечи).

16

Окно было занавешено (тюль).

17

Для изготовления плетёных (сиденья) используют капроновые полоски, имитирующие ротанговую соломку.

18

Мне памятны звуки народных (гулянья) на улицах старой Москвы.

19

К новому учебному году мне купили две пары (туфли).

20

На даче был небольшой погребок для хранения овощей, (соленья)
и маринованных грибов.

21

Врачи предупреждают о вреде неумеренного употребления (чипсы) и газированной воды.

22

Во время тренировок опытные (инструктор) помогут вам добиться высоких результатов

23

(Директор) нескольких школ нашего района столкнулись с проблемой нехватки компьютеров для проведения уроков информатики.

24

Поля, засеянные пшеницей, занимали десятки (гектары).

25

Мой брат знает наизусть много (басни) И.А. Крылова.

26

Мониторинг состояния морских (побережья) страны осуществляется под надзором экологических организаций.

Теория. Склонение числительных

  1. Числительное один склоняется, как имена прилагательные. 
  2. Числительные два, три, четыре имеют особую систему склонения: И. п. — два, три, четыре, Д. п. — двум, трём, четырём, Т. п. — двумя, тремя, четырьмя, Р. п. — двух, трёх, четырёх, В. п. — два, три, четыре, П. п. — двух, трёх, четырёх. 
  3. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются, как существительные 3-го склонения. 
  4. Числительные сорок, девяносто и сто имеют две падежные формы: в И. п. и В. п. — сорок, девяносто, сто; в остальных — сорока, девяноста, ста.
  5. Числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот при склонении изменяют обе части. 
  6. Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные. 
  7. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
  8. Числительные полтора (полторы) и полтораста в И. п. и В. п. имеют формы полтора, полтораста, в остальных — полутора, полутораста. 
  9. При склонении дробных числительных изменяются обе части по образцу склонения количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных.
  10. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.

 Практика

 

Раскройте скобки и запишите слово в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Форма

 

 (Пятьдесят) километрами ниже по реке находилась сторожка лесника.

По (оба) сторонам дороги цвели яблони.

Самому древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет.

Более (шестьдесят) процентов территории России занимают леса.

Сердце синего кита весит около (семьсот) килограммов.

Крупный город располагался в (полтораста) километрах от нашей деревни.

(Двести) студентам за отличную учёбу назначили повышенную стипендию.

Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.

Организатор обратился с речью к (четыреста) участникам форума.

Разность между (семьдесят) и двадцатью семью равна сорока трём.

Посёлок расположен с (оба) сторон железной дороги.

Длина ста́да мигрирующих северных оленей может достигать более (двести) километров

В (триста) метрах от моря расположились туристы.

Средний срок жизни дуба составляет около (пятьсот) лет.

Санкт-Петербург расположен на (оба) берегах Невы.

В зале, где должен был выступать известный артист, собралось около (четыреста) человек.

В магазин мы пришли с (тысяча) рублей.

 Теория. Имя прилагательное (сравнительная и превосходная степени сравнения)

    Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

 1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей:

красивый – красивее/красивей; сильный – сильнее/сильней.

Обратите внимание, что формы более, менее, далее, долее, ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней, меней недопустимы в литературной речи!).

2. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, то при образовании сравнительной степени используется суффикс -е (с чередованием согласной):

лёгкий – легче, тугой – туже, сухой – суше.

  • Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк:

богатый – богаче, молодой – моложе, простой – проще, близкий – ближе, гладкий – глаже, жидкий – жиже, короткий – короче, низкий – ниже, редкий – реже, узкий – уже.

3. С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных:

ранний – раньше, старый – старше, тонкий – тоньше, горький – горше, далёкий – дальше, долгий – дольше.

4. Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня:

хороший – лучше, плохой – хуже (недопустимо: хужее!), маленький, малый – меньше.

5. Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом – с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень):

более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:

Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире.

Грамматически корректными будут предложения:

Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

  • Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.

Практика

Раскройте скобки и запишите слово в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Форма

 

Голос у девочки был (звонкий), чем у других участниц конкурса.

И маленькая победа над собой делает человека намного (сильный).

Мама приготовила для нас (вкусный) какао.

Солнце (яркий) всех других звёзд нашей Галактики.

Теория. Морфологические нормы глаголов

      У некоторых глаголов нет формы 1 лица единственного числа. К ним относятся слова победить, убедить, пропылесосить, ощутить, очутиться, затмить и т. д. Вместо этого к ним присоединяют другой глагол, чтобы добиться нужного значения.

Например:

должен буду очутиться; смогу пропылесосить;  надеюсь победить и т. д.

      При образовании глаголов несовершенного вида гласные о–а в основе часто чередуются.

Например:

утроить – утраивать,  подточить – подтачивать, одолжить – одалживать и т. д.

Но: обеспокоить — обеспокоивать, озаботить — озабочивать, опозорить — опозоривать и т. д.

       При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к эти согласные чередуются с шипящими ж, ч.

Например: течь — теку — течёт — текут, лечь — лягу — ляжет — лягут, беречь — берегу — бережёт — берегут.

Исключение — глагол ткать (тку — ткёт — ткут).

      Также часто вызывает проблемы образование форм повелительного наклонения ряда глаголов. Такие слова стоит запомнить.

Начальная форма

Повелительное наклонение, ед. ч.

Повелительное наклонение, мн. ч.[a]

лечь

ляг

лягте

положить

положи

положите

класть

клади

кладите

ехать

поезжай

поезжайте

ездить

езди

ездите

       Некоторые глаголы на -нуть в прошедшем времени сохраняют суффикс -ну- и добавляют суффикс -л. Другие же употребляются без них.

С суффиксами: глотнуть — глотнул, махнуть — махнул и т. д.

Без суффиксов: окрепнуть — окреп; сохнуть — сох; промокнуть — промок и т. д.

 Практика 

 

Раскройте скобки и запишите слово в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Форма

 

Установка оборудования для фильтрации воды в будущем (сберечь) здоровье жителей города.

(Лечь) на спину, вытяни левую ногу, правую согни в колене и потяни на себя.

Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон.

Собирайте крапиву в перчатках: она очень больно (жечься).

Выйдя на середину сцены, конферансье (объявить) о начале концерта.

Автомобиль внезапно (заглохнуть) на дороге, потому что в баке закончился бензин.

Вчера я (промокнуть) под дождём, потому что забыл зонт.

Из-за тумана город на время (исчезнуть) из вида.

Накануне конкурса жюри (принять) решение о его переносе на следующую неделю

Цветы (засохнуть), но остались по-прежнему прекрасны

В пункте проката висело объявление «Осторожно (ездить) на самокате по улицам города».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"

Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика....

Задание ЕГЭ 19 русский язык теория и практика

Разбор выполнения задания 19 ЕГЭ по русскому языку.  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Теория и практика....