Задание 8 ОГЭ по русскому языку (теория и практика)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Задание 8 ОГЭ по русскому языку проверяет владение морфологическими нормами русского языка. Материал представляет реальные задания ФИПИ (теория + практика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_8_oge_po_russkomu_yazyku_teoriya_i_praktika.docx | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 8 ОГЭ по русскому языку
- Раскройте скобки и запишите слово «пятьдесят» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(Пятьдесят) километрами ниже по реке находилась сторожка лесника.
Ответ:____________________________
Теория
Именительный падеж множественного числа
Среди существительных мужского рода второго склонения наиболее распространены окончания -ы/-и и -а/-я: компьютеры, полисы, поезда, профессора. При выборе окончания нужно учитывать следующие факторы:
-а/-я | -ы/-и |
существительные, обозначающие парные понятия: глаза, бока, рога; | слова, состоящие из одного слога, торты, шумы НО дома, сорта |
существительные, состоящие из двух слогов с ударением на первом, катер — катера, сторож — сторожа; | Существительные с ударением на втором слоге: арбуз — арбузы; |
существительные на -л/-ль и -р/-рь с ударением на первом слоге кивер — кивера, тополь — тополя. | в существительных из трёх и более слогов с ударением на середине слова: аптекари, догово́ры |
существительные среднего рода блюдце — блюдца, окно — окна, значительно реже -ы/-и (плечо — плечи). | д) иноязычные слова, оканчивающиеся на ударные -ёр/-ер офицер — офицеры, инженер — инженеры, шофёр — шофёры; |
| существительные на -тор/-сор инвестор — инвесторы, редакторы, комментаторы, но доктора, профессора |
Иногда выбор окончания зависит от значения и сочетаемости слова:
пропуска (документы) — пропуски (недосмотры, прогулы);
тона (переливы цвета) — тоны (звуковые);
тормоза (приборы) — тормозы (препятствия);
учителя (преподаватели) — учители (наставники);
хлеба (на корню) — хлебы (печёные);
меха (шкуры) — мехи (кузнечные);
лагеря (военные, туристические) — лагери (политические группировки);
корпуса (здания, войсковые соединения) — корпусы (туловища);
сыновья (у родителей) — сыны (родины);
образа (иконы) — образы (в искусстве) и т. п.
Обратите внимание!
а) существительные мужского рода на -ёнок во множественном числе имеют суффикс -ят- и безударное окончание -а: телёнок — телята, котёнок — котята;
б) существительные на -анин/-янин во множественном числе оканчиваются на -ане/-яне: гражданин — граждане, крестьянин — крестьяне.
Внимание! Хозяин — хозяева, ребёнок — дети, человек — люди, курица — куры, судно — суда, дно — донья, шило — шилья.
Собирательные, абстрактные существительные имеют только форму единственного числа: добро, вера, детвора, старьё.
Некоторые конкретные существительные не имеют формы единственного числа: ножницы, джинсы.
Наименования веществ обычно имеют одну форму: либо множественного числа (чернила, опилки), либо единственного (молоко, сахар, уголь), но при обозначении сорта, разновидности вещества часто используются во множественном числе (прекрасный сыр — алтайские сыры).
- Родительный падеж множественного числа
1.Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое: абрикос — много абрикосов, кость — много костей, снадобье — нет снадобий и наоборот: газета — нет газет, дело — много дел.
Но:
один солдат — много солдат, один партизан — отряд партизан, доля — несколько долей, платье — много платьев.
2.У существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин, которое не изменяется по числам), а также слов барин, боярин, господин, татарин в родительном падеже множественного числа нулевое окончание с отсечением -ин: много славян, бар, граждан, татар.
3.Большинство названий фруктов и овощей мужского рода с основой на твёрдый согласный имеет окончание -ов: килограмм помидоров, мандаринов, баклажанов.
Названия парных предметов обычно имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание: пара сапог, пара чулок,
но
пара ботфортов и ботов.
Внимание! Пара туфель, пять цапель, несколько свечей, пять простынь и простыней, нет макарон, пара джинсов, из яслей, много бурят и бурятов, без комментариев, нет коррективов, несколько турок, из ушей.
- Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний
Среди существительных довольно большая группа несклоняемых слов:
а) иноязычные слова на гласные -о, -у, -ю, -и, -е, ударное -а: пальто, рагу, меню, кофе, буржуа;
б) иноязычные названия лиц женского пола: пани, мадам, мисс;
в) русские фамилии на -ово, -аго, -ых/-их и украинские на -ко: Седых, Живаго, Шевченко;
г) многие иноязычные имена и фамилии: Жаклин, Дюма.
В сложных словах с первой частью пол- в косвенных падежах происходит замена на полу-: полгода — около полугода.
Запомните! вафель, домен, доньев, кочерег, кровель, свадеб, сплетен, долей, кеглей, свечей, цапель, простынь, басен, песен, выкрутасов, лохмотьев, нападок, сумерек, будней, яслей, граблей, одеялец, побережий.
Разносклоняемые существительные — это существительные, совмещающие разные типы склонения. К ним относятся существительные бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.
Особенности склонения разносклоняемых существительных:
- В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание –и, как и существительные 3-го склонения.
- В творительном падеже единственного числа имеют окончание –ем, как во 2-м склонении.
- У существительных на –мя во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа, появляется суффикс ен или ён.
У существительного мужского рода путь наблюдаются падежные формы 3-го склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма 2-го склонения.
Практика.
Впишите правильный ответ.
Раскройте скобки и запишите слово в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. | Форма | |
1 | Бледный язычок (пламя) костра светился в темноте | |
2 | Для приготовления десерта понадобится банка консервированных (абрикосы). | |
3 | К пятнадцатому (апрель) планируется открытие новой библиотеки | |
4 | В магазине мы купили связку (бананы). | |
5 | Летние (месяц): июнь, июль, август – самые тёплые в году. | |
6 | Мы с Пашей (Власов) прошлым летом вместе отдыхали в лагере. | |
7 | В сюжетах романов (Жюль Верн) рассказывается о приключениях героев. | |
8 | Бывает, что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество различных эмоций. | |
9 | Без труда найдут работу квалифицированные (слесарь), механики | |
10 | Бабушка купила две пачки (вафли) по цене одной. | |
11 | Перед тем как отправиться в лес, обработайте одежду (аэрозоль) для защиты от насекомых. | |
12 | Московский Кремль имеет двадцать (башни). | |
13 | С поставщиками услуг заключают типовые (договор) на длительный период. | |
14 | В новом магазине был большой выбор модных (джинсы). | |
15 | Во время выполнения упражнения поставьте ноги на ширине (плечи). | |
16 | Окно было занавешено (тюль). | |
17 | Для изготовления плетёных (сиденья) используют капроновые полоски, имитирующие ротанговую соломку. | |
18 | Мне памятны звуки народных (гулянья) на улицах старой Москвы. | |
19 | К новому учебному году мне купили две пары (туфли). | |
20 | На даче был небольшой погребок для хранения овощей, (соленья) | |
21 | Врачи предупреждают о вреде неумеренного употребления (чипсы) и газированной воды. | |
22 | Во время тренировок опытные (инструктор) помогут вам добиться высоких результатов | |
23 | (Директор) нескольких школ нашего района столкнулись с проблемой нехватки компьютеров для проведения уроков информатики. | |
24 | Поля, засеянные пшеницей, занимали десятки (гектары). | |
25 | Мой брат знает наизусть много (басни) И.А. Крылова. | |
26 | Мониторинг состояния морских (побережья) страны осуществляется под надзором экологических организаций. |
Теория. Склонение числительных
- Числительное один склоняется, как имена прилагательные.
- Числительные два, три, четыре имеют особую систему склонения: И. п. — два, три, четыре, Д. п. — двум, трём, четырём, Т. п. — двумя, тремя, четырьмя, Р. п. — двух, трёх, четырёх, В. п. — два, три, четыре, П. п. — двух, трёх, четырёх.
- Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются, как существительные 3-го склонения.
- Числительные сорок, девяносто и сто имеют две падежные формы: в И. п. и В. п. — сорок, девяносто, сто; в остальных — сорока, девяноста, ста.
- Числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот при склонении изменяют обе части.
- Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные.
- При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
- Числительные полтора (полторы) и полтораста в И. п. и В. п. имеют формы полтора, полтораста, в остальных — полутора, полутораста.
- При склонении дробных числительных изменяются обе части по образцу склонения количественных (числитель) и порядковых (знаменатель) числительных.
- Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.
Практика
| Раскройте скобки и запишите слово в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. | Форма |
| (Пятьдесят) километрами ниже по реке находилась сторожка лесника. | |
По (оба) сторонам дороги цвели яблони. | ||
Самому древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет. | ||
Более (шестьдесят) процентов территории России занимают леса. | ||
Сердце синего кита весит около (семьсот) килограммов. | ||
Крупный город располагался в (полтораста) километрах от нашей деревни. | ||
(Двести) студентам за отличную учёбу назначили повышенную стипендию. | ||
Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев. | ||
Организатор обратился с речью к (четыреста) участникам форума. | ||
Разность между (семьдесят) и двадцатью семью равна сорока трём. | ||
Посёлок расположен с (оба) сторон железной дороги. | ||
Длина ста́да мигрирующих северных оленей может достигать более (двести) километров | ||
В (триста) метрах от моря расположились туристы. | ||
Средний срок жизни дуба составляет около (пятьсот) лет. | ||
Санкт-Петербург расположен на (оба) берегах Невы. | ||
В зале, где должен был выступать известный артист, собралось около (четыреста) человек. | ||
В магазин мы пришли с (тысяча) рублей. |
Теория. Имя прилагательное (сравнительная и превосходная степени сравнения)
Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.
1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей:
красивый – красивее/красивей; сильный – сильнее/сильней.
Обратите внимание, что формы более, менее, далее, долее, ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней, меней недопустимы в литературной речи!).
2. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, то при образовании сравнительной степени используется суффикс -е (с чередованием согласной):
лёгкий – легче, тугой – туже, сухой – суше.
- Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк:
богатый – богаче, молодой – моложе, простой – проще, близкий – ближе, гладкий – глаже, жидкий – жиже, короткий – короче, низкий – ниже, редкий – реже, узкий – уже.
3. С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных:
ранний – раньше, старый – старше, тонкий – тоньше, горький – горше, далёкий – дальше, долгий – дольше.
4. Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня:
хороший – лучше, плохой – хуже (недопустимо: хужее!), маленький, малый – меньше.
5. Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом – с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень):
более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.
Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:
Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире.
Грамматически корректными будут предложения:
Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.
- Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший.
Практика
Раскройте скобки и запишите слово в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. | Форма | |
| Голос у девочки был (звонкий), чем у других участниц конкурса. | |
И маленькая победа над собой делает человека намного (сильный). | ||
Мама приготовила для нас (вкусный) какао. | ||
Солнце (яркий) всех других звёзд нашей Галактики. |
Теория. Морфологические нормы глаголов
У некоторых глаголов нет формы 1 лица единственного числа. К ним относятся слова победить, убедить, пропылесосить, ощутить, очутиться, затмить и т. д. Вместо этого к ним присоединяют другой глагол, чтобы добиться нужного значения.
Например:
должен буду очутиться; смогу пропылесосить; надеюсь победить и т. д.
При образовании глаголов несовершенного вида гласные о–а в основе часто чередуются.
Например:
утроить – утраивать, подточить – подтачивать, одолжить – одалживать и т. д.
Но: обеспокоить — обеспокоивать, озаботить — озабочивать, опозорить — опозоривать и т. д.
При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к эти согласные чередуются с шипящими ж, ч.
Например: течь — теку — течёт — текут, лечь — лягу — ляжет — лягут, беречь — берегу — бережёт — берегут.
Исключение — глагол ткать (тку — ткёт — ткут).
Также часто вызывает проблемы образование форм повелительного наклонения ряда глаголов. Такие слова стоит запомнить.
Начальная форма | Повелительное наклонение, ед. ч. | Повелительное наклонение, мн. ч.[a] |
лечь | ляг | лягте |
положить | положи | положите |
класть | клади | кладите |
ехать | поезжай | поезжайте |
ездить | езди | ездите |
Некоторые глаголы на -нуть в прошедшем времени сохраняют суффикс -ну- и добавляют суффикс -л. Другие же употребляются без них.
С суффиксами: глотнуть — глотнул, махнуть — махнул и т. д.
Без суффиксов: окрепнуть — окреп; сохнуть — сох; промокнуть — промок и т. д.
Практика
Раскройте скобки и запишите слово в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. | Форма | |
| Установка оборудования для фильтрации воды в будущем (сберечь) здоровье жителей города. | |
(Лечь) на спину, вытяни левую ногу, правую согни в колене и потяни на себя. | ||
Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон. | ||
Собирайте крапиву в перчатках: она очень больно (жечься). | ||
Выйдя на середину сцены, конферансье (объявить) о начале концерта. | ||
Автомобиль внезапно (заглохнуть) на дороге, потому что в баке закончился бензин. | ||
Вчера я (промокнуть) под дождём, потому что забыл зонт. | ||
Из-за тумана город на время (исчезнуть) из вида. | ||
Накануне конкурса жюри (принять) решение о его переносе на следующую неделю | ||
Цветы (засохнуть), но остались по-прежнему прекрасны | ||
В пункте проката висело объявление «Осторожно (ездить) на самокате по улицам города». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный курс: "Готовимся к ГИА по русскому языку(теория и практика)"
Здесь учащиеся найдут таблицы и схемы, которые помогут сдать экзамен....
Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"
Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....
Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""
Программа элективного курса по русскому языку предназначена для 10-11 классов и ориентирована на развитие речевой ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика....
Задание ЕГЭ 19 русский язык теория и практика
Разбор выполнения задания 19 ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Теория и практика....