Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

План урока по рускому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока №44

Класс :9 Дата:___/___/___

Учитель:__________________

Предмет:Русский язык

Тема:Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Тип урока:Комбинированный урок

Библиотека ЦОК :

Цели: Знать особенности сложноподчинённых предложений с придаточным определительным

  • Знать особенности сложноподчинённых предложений с придаточным местоименно-соотносительным
  • Уметь находить СПП с придаточными определительными и местоименно-соотносительными в тексте, анализировать их структуру

Контролируемые элементы содержания

Сложное предложение

Контролируемые умения

Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие

Проверяемые элементы содержания

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи

Предметные умения

Распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения, различать подчинительные союзы и союзные слова; различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения; выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели) придаточной частью; выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей; выявлять грамматическую синонимию сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; понимать особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи

Личностные результаты

Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

Функциональная грамотность

Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
  1. Мотивация на учебную деятельность

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

  1. Актуализация опорных знаний

Орфоэпический диктант

Упрочение, щавель, завидно, отогнала; отобрала, банты, добела, сливовый; подошва, избалованный, неправы, дозвонимся; закупорить, эксперт, кухонный, проживший; алкоголь, инженеров, надолго, допила; долбит, могущий, черпать, недуг; досуг, косится (на него), с иксом, включим, (Вы) правы, поняв, недуг, каталог, брала, завидно, красивейший, окружит, плодоносить, нанявший, средства, наверх, звоним, свекла, поднятый, поднят, поднята,бухгалтеров, банты, созыв, прокляв, газопровод, согнутый, включит, крадучись, кухонный.

  1. Освоение нового материала
  1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Придаточные определительные относятся к существительному или местоимению в главной части сложноподчинённого предложения и отвечают на вопросы какой? который? чей?

IMG_256

К главной части придаточные определительные могут присоединяться только при помощи союзных слов какой, который, чей, что, где, когда, откуда, куда:

Придаточные определительные имеют строго закреплённое место в структуре предложения: они стоят всегда после определяемого слова.

Союзные слова какой, который, чей согласуются с определяемым словом только в роде и числе, а падежная форма зависит от того, каким членом предложения они являются:

ж.р., ед.ч., Д.п. ж.р., ед.ч., Им.п.

Я подарил цветы актрисе, которая блестяще исполнила свою роль.

Союзное слово который может стоять не только в начале придаточной части, но и в середине:

Мы сели на лавочку около раскидистого дуба, ветви которого скрывали нас от изнуряющего зноя.

Сложноподчинённые предложения с придаточными местоименно-соотносительными близки к сложноподчинённым предложениям с придаточным определительным.

В главной части таких предложений обязательно употребляется местоимение, а придаточная часть конкретизирует это местоимение, отвечая на вопросы кто именно? что именно?

что именно?

Я делал то, что считал необходимым.

Указательные и союзные слова образуют в таких предложениях парные сочетания:

[… тот], (который, кто …).

[всякий, любой, каждый …], (кто…).

[… таков], (каков …).

[… такой], (который, какой …).

[… то, всё], (что …).

[… так], (как …).

[… столько], (сколько …).

Отличие таких предложений от СПП с придаточным определительным заключается в том, что у них нет строго закрепленной позиции придаточной части: она может стоять и перед главной:

Что ни делается, всё к лучшему.

Схема предложения: (Что = ), [всё =].

  1. Применение изученного материала.
  1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Запиши предложение. Замени обособленное определение придаточным предложением; запиши получившееся предложение, определи способ связи придаточного с главным, составь его схему.

Проверь себя на следующей странице.

#1042; воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей.

#1050;ак ты думаешь, зачем может быть нужно заменять причастный оборот на придаточное определительное?

Запомни: для выражения признаков предметов могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные. Чаще всего замена вызвана необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.

  1. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы и подходящие по смыслу средства связи. Определи вид придаточных, расставь знаки препинания.

#1055;оз…ней осенью я попал на озеро ______ называют Измен(нь)чивым. #1053;аступило время ______ синиц… ст…раю(т, ть)ся посели(т, ть)ся (по)ближе к человеческому жилью. 3.(Ни, не)когда (ни, не) в одной из литератур мира (ни, не) бывало примера ______ один великий поэт подхв…тил знамя поэзии вып...вшее из рук другого.

Л. Андреев

Помни: чтобы правильно определить вид придаточного, надо поставить к нему вопрос от главного предложения.

Проверь себя.

#1055;оздней осенью я попал на озеро, которое называют Изменчивым. — Придаточное определительное.

#1053;аступило время, когда синицы стараются поселиться поближе к человеческому жилью. — Придаточное определительное.

#1053;икогда, ни в одной из литератур мира не бывало примера, когда один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого. — Придаточное определительное.

#1042;ыполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Спишите, расставляя пропущенные запятые. Устно замените там, где это возможно, придаточные определительные распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Составьте схемы предложений.

  1. [Отец и девочки сели за стол и занялись работой], (которая была прервана приездом2 мальчиков).
  2. 2. [Егорушка, задыхаясь от зноя, (который особенно чувствовался теперь после еды), побежал к осоке и оттуда оглядел местность3]. (А.П. Чехов)
  3. [Розовый куст, (на котором расцвела роза), рос в небольшом полукруглом цветнике2 перед домом].
  4. [В цветник, (где росла роза), уже давно никто не ходил]. (В.М. Гаршин)
  5. [В бурные осенние ночи, (когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра), ужас разливался от старого замка]. (В.Г. Короленко)
  6. [Его действия были похожи на движения утопающего], (который судорожно ищет3 руками какой- нибудь твёрдой точки). (А.И. Куприн)

  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Диагностика/самодиагностика

Самостоятельная работа

Прочитай текст, найди в нем СПП с придаточными определительными. Продолжи текст, используя СПП с придаточными определительными, где это необходимо.

В своем продолжении ответь на вопрос: «Что сделать, чтобы быть счастливым?» Проверь себя на следующей странице.

Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, — нелегко. На земле разбросаны угольки призваний, говорит легенда. Каждый уголек может по-настоящему разгореться, только попав к своему хозяину. Если человек подберет не свой уголек, огонь едва будет мерцать, а то и совсем потухнет. С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья.

Проверь себя.

Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, — нелегко. — Придаточное определительное.

С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. — Придаточное определительное.

Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья. — Придаточное определительное.

  1. Подведение итогов, домашнее задание

  1. Рефлексия
  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?
  • Какие новые знания вы усвоили?
  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
  • Что показалось наиболее интересным?
  • Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Домашнее задание:стр.___упр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

На уроке выделяются отличительные признаки сложных предложений с придаточными определительными, предупреждаются ошибки в построении данного типа предложений. Раскрываются особенности употребления союз...

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными"

Данный урок используется для закрепления изученного материала. В качестве приложения применяется презентация...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным

В данной презентации даны все этапы урока: словарная работа, повторение ранее изученного материала, практическая работа, домашняя работа. УМК "Русский язык" 9 класс  под ред. Бархударова С.Г и др...

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала

Материалы для урока,  которые помогут  повторить тему и  провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

Презентация "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"

Презентация для закрепления темы "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"...