Контрольные работы 11 класс русский язык
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы по русскому языку для 11 класса на конец 1 полугодия.
1. Назначение итоговой контрольной работы.
Контрольная работа проводится с целью определения уровня освоения
учащимися курса русского языка в рамках программы среднего общего образования.
Материал представлен в форме государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2023 № 73314).
2. Документы, определяющие содержание и структуру контрольной.
работы.
Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413»).
Детализированные требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, проверяемые на основе изменённого в 2022 г. ФГОС, являются преемственными по отношению к требованиям ФГОС 2012 г.
При разработке КИМ учитывается содержание федеральной образовательной программы среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (с изменениями)).
3. Условия проведения диагностической работы.
При проведении контрольной работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Ответы учащиеся записывают в тетрадь или бланк тестирования.
4. Время выполнения диагностической работы.
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
5. Содержание и структура диагностической работы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися (на основе изменённого в 2022 г. ФГОС) отражают готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности. Содержание и результаты выполнения заданий КИМ связаны в том числе с достижением личностных результатов освоения основной образовательной программы по изменённому в 2022 г. ФГОС в части гражданского (осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей и др.), патриотического (сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России и др.), духовно-нравственного (осознание духовных ценностей российского народа и др.), эстетического (способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства и др.), физического (сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и др.), трудового (интерес к различным сферам профессиональной деятельности и др.), экологического (сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем и др.) воспитания, а также принятия ценности научного познания (сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира и др.). Подробная информация о личностных результатах освоения основной образовательной программы по ФГОС 2012 г. и преемственных детализированных требованиях к личностным результатам в изменённом ФГОС 2022 г. приведена в разделе 3 кодификатора.
Включённые в КИМ задания выявляют достижение
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) действия.
К основным концептуальным подходам к построению экзаменационной модели КИМ по русскому языку можно отнести следующие:
- компетентностный подход, заключающийся в том, чтобы в рамках разрабатываемой модели проверить следующие виды предметных компетенций:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- культуроведческую компетенцию, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;
- интегрированный подход, проявляющийся в единстве оценки языковых и речевых умений экзаменуемого;
- коммуникативно-деятельностный подход, где основой является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, которые обеспечивают стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы;
- когнитивный подход, традиционно связанный с направленностью измерителя на проверку способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определённых закономерностей и правил и т.п.;
- личностный подход, предполагающий ориентацию экзаменационной модели на запросы, возможности экзаменуемого, адаптивность модели к уровням подготовки и интеллектуальным возможностям выпускников.
Общие концептуальные подходы предполагают в построении модели КИМ реализацию системы следующих принципов: содержательная и структурная валидность; объективность; соответствие формы задания проверяемому элементу и т.д., в том числе общедидактические принципы (преемственность ОГЭ (основного государственного экзамена) и ЕГЭ; учёт возрастных особенностей обучающихся; соответствие содержания экзамена общим целям современного образования; научность и т.д.), а также соблюдение требований к варианту КИМ как измерительному инструменту.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из одной части и включает в себя 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа в виде одного или нескольких слов;
- задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
- задания на соответствие.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы с указанием первичных баллов представлено в таблице 1.
Таблица 1 Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Часть работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выпол- нение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 50 | Тип заданий |
Часть 1 | 26 | 28 | 56 | С кратким ответом |
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.
Таблица 2 Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»
Содержательный раздел | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за вы- полнение заданий данного раздела содержания от мак- симального первичного бал- ла за всю работу, равного 50 |
Текст. Информационно- смысловая переработка текста | 5 | 26 | 52 |
Функциональная стилистика. Культура речи | 1 | 1 | 2 |
Язык и речь. Культура речи | 21 | 23 | 46 |
Итого | 27 | 50 | 100 |
Задания экзаменационной работы по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (таблица 3). Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений, с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, и создаёт собственное письменное монологическое высказывание.
Таблица 3 Распределение заданий по видам работы с языковым материалом
Вид работы с языковым материалом | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выпол- нение заданий, предусматри- вающих различные виды работы с языковым материа- лом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 50 |
Работа с отобранным язы- ковым материалом, пред- ставленным в виде отдель- ных слов, словосочетаний или предложений | 18 (4–20, 22) | 20 | 40 |
Работа с языковыми явле- ниями, предъявленными в тексте | 8 (1–3, 21, 23–26) | 8 | 16 |
Итого | 26 | 28 | 56 |
Распределение заданий варианта КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий более подробно описано в обобщённом плане варианта КИМ ЕГЭ 2025 г. по русскому языку (см. Приложение).
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.
Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–21, 23–26 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–21, 23, 24 и 26 порядок записи символов значения не имеет.
Правильное выполнение заданий 8 и 22 оценивается 2 баллами. Задания считаются выполненными верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению заданий, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задания 8 и 22 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение работы. Каждое задание 1-7, 9-21, 22-26 оценивается в 1 балл ( 24 балла), за 8 и 22 задание –2 балла( 4 балла), таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 28 баллов.
За выполнение контрольной работы учащиеся получают
школьные отметки по пятибалльной шкале.
Шкала перевода набранных баллов в отметку:
«5» -28-25 балла;
«4» - 24-21 баллов;
«3» - 20-15 баллов;
«2» - 14- 0 балла.
Ответы для заданий с кратким ответом или с выбором ответа.
№ задания | Правильный ответ | № задания | Правильный ответ |
1. | когда | 14 | 134 |
2. | 15 | 15 | 1234 |
3. | 34 | 16 | 134 |
4. | 235 | 17 | 1235 |
5. | дружественный | 18 | 1236 |
6. | значение | 19 | 123567 |
7. | кладите | 20 | 12345 |
8. | 65381 | 21 | 12345/ 2578 /58 |
9. | 2345 | 22 | 67954 |
10. | 34 | 23 | 14 |
11. | 1234 | 24 | 134 |
12 | 24 | 25 | Навсякийслучай/ прочерныйдень |
13 | 1245 | 26 | 11 |
Обобщённый план варианта КИМ по типу ЕГЭ (ЧАСТЬ 1)2025 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Используется следующее условное обозначение.
Уровень сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.
Номер задания | Проверяемый элемент содержания | Коды проверяемых элементов содержания (по кодифи- катору) | Коды проверяемых требований к предметным результатам (по кодифи- катору) | Уровень сложности задания | Макси- мальный балл за выполнение задания |
Часть 1 | |||||
1 | Логико-смысловые отноше- ния между предложениями в тексте | 1.2 | 1.3 | Б | 1 |
2 | Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексический анализ слова | 3.3.1 | 3.2, 3.3, 3.6, 3.11 | Б | 1 |
3 | Функциональная стилистика. Культура речи | 2.1–2.5 | 2.1, 2.2 | П | 1 |
4 | Нормы ударения в современ- ном литературном русском языке | 3.2.3 | 3.5 | Б | 1 |
5 | Основные лексические нормы современного русского лите- ратурного языка. Паронимы и их употребление | 3.3.3 | 3.6 | Б | 1 |
6 | Основные лексические нормы современного русского лите- ратурного языка. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм | 3.3.3 | 3.6 | Б | 1 |
7 | Основные морфологические нормы современного русского литературного языка | 3.5.2–3.5.6 | 3.7 | Б | 1 |
8 | Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка | 3.6.3–3.6.7 | 3.7 | Б | 2 |
9 | Правописание гласных и со- гласных в корне | 3.7.2 | 3.9 | Б | 1 |
10 | Употребление ъ и ь (в том числе разделительных). Пра- вописание приставок. Буквы ы – и после приставок | 3.7.3, 3.7.4 | 3.9 | Б | 1 |
11 | Правописание суффиксов (кроме суффиксов причастий, деепричастий) | 3.7.5 | 3.9 | Б | 1 |
12 | Правописание личных окон- чаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий | 3.7.5, 3.7.8 | 3.9 | Б | 1 |
13 | Правописание не и ни | 3.7.7 | 3.9 | Б | 1 |
14 | Слитное, дефисное и раздель- ное написание слов разных частей речи | 3.7.9 | 3.9 | Б | 1 |
15 | Правописание -н- и -нн- в сло- вах различных частей речи | 3.7.6 | 3.9 | Б | 1 |
16 | Знаки препинания в предло- жениях с однородными чле- нами. Знаки препинания в сложном предложении | 3.8.4, 3.8.7 | 3.10 | Б | 1 |
17 | Знаки препинания при обо- соблении | 3.8.5 | 3.10 | Б | 1 |
18 | Знаки препинания в предло- жениях с вводными конструк- циями, обращениями, междо- метиями | 3.8.6 | 3.10 | Б | 1 |
19 | Знаки препинания в сложном предложении | 3.8.7 | 3.10 | Б | 1 |
20 | Знаки препинания в сложном предложении с разными вида- ми связи | 3.8.8 | 3.10 | Б | 1 |
21 | Пунктуационный анализ предложения | 3.8.1 | 3.10 | П | 1 |
22 | Основные изобразительно-вы- разительные средства русско- го языка | 3.2.2, 3.3.2, 3.6.2 | 3.12, 3.13 | П | 2 |
23 | Информационно-смысловая переработка прочитанного текста | 1.4 | 1.2, 1.6 | Б | 1 |
24 | Информативность текста. Ви- ды информации в тексте | 1.3 | 1.1 | Б | 1 |
25 | Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексический анализ слова | 3.3.1 | 3.2, 3.3 | Б | 1 |
26 | Логико-смысловые отноше- ния между предложениями в тексте | 1.2 | 1.3 | Б | 1 |
Всего заданий – 26; из них
по типу заданий: с кратким ответом – 26; по уровню сложности: Б – 23; П – 3.
Максимальный первичный балл за работу – 28.
Предварительный просмотр:
Вариант 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 | ||||
справа | от | номера | задания, начиная с первой клеточки, без | пробелов, |
запятых | и | других | дополнительных символов. Каждую букву или | цифру |
пишите | в | отдельной | клеточке в соответствии с приведёнными в | бланке |
образцами | . | |||
Прочитайте текст и выполните задания 1-3. |
Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам... Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, <…> замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это еще более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-веселые деревенские песни... Иногда заедет какой-нибудь мелкопоместный сосед и надолго увезет меня к себе...
(И.А. Бунин)
- Самостоятельно подберите подчинительный союз времени, который должен стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
- В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- РОГ - музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом. Пастушеский рог.
- УСАДЬБА - земельный участок около дома, занятый садом, огородом и т.п.; приусадебный участок.
Копать огород на усадьбе.
- МИРНЫЙ – без вражды, ссоры, войны. Мирное время
- ЛАД - клавиши гармоники, струнного, духового инструмента. Перебирать лады.
- ДРОБНЫЙ - частый и мелкий. Дробный стук дождя.
Ответ:
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
- Текст написан в художественном стиле; цель автора – передать атмосферу осени и воспоминания о детстве.
- Для создания атмосферы уюта и тепла автор использует в тексте диалог между героями.
- Автор использует выразительные средства языка, такие как эпитеты (печально-веселые песни) и олицетворение (умирают сумерки).
- Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, обособленные определения и обстоятельства.
- Лексика текста строго нейтральная, без использования изобразительных средств. Ответ:
- Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- звОнит
- сверлИшь
- клАла
- стОляр
- начАвший
Ответ:
- В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка
Склоны гор были покрыты густыми ЛЕСНЫМИ массивами, и создавалось ощущение полной оторванности от цивилизации.
После ремонта квартира стала более ЭСТЕТИЧНОЙ.
Гости были поражены ГАРМОНИЧНОЙ атмосферой, царившей в доме. По окончании проекта все сотрудники получили ПАМЯТНЫЕ подарки.
Между нашими странами установились ДРУЖЕСКИЕ отношения, способствующие развитию взаимовыгодного сотрудничества.
Ответ:
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
При планировании нового образовательного проекта первостепенное внимание уделяется качеству учебных материалов и квалификации преподавателей.
Ответ:
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛОЖИТЕ книгу на стол ПОЕЗЖАЙ навстречу несколько КИЛОГРАММОВ ЛЕГЧЕ этого
пара ТУФЕЛЬ
Ответ:
- Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения Д) ошибка в согласовании между подлежащим и сказуемым |
|
|
А | Б | В | Г | Д |
- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
- изг..рь, пл..вун (грунт), к..сательная
- р..гламент, стр..мянный, ч…столюбие
- пог..релец, вым..кнуть (под дождём), выр..сший
- отр..слевой, ур..внение, ав…нгард
- обн..жать, декл…мировать, проск…чу (на коне весь день) Ответ:
- Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена дна и та же буква. Запишите номера ответов.
- пр..пона, пр..звание, пр..красный
- ра..щелина, ни..вергнуть, ра..четливый,
- пр…образ, вз…браться, пр…российский
- трех..ядерный, ад..ютант, супер…ёлка
- мед..нститут, с..грать, вз…мать Ответ:
- Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- тюл..вый, гуттаперч…вый
- француз..кий, одес…кий
- шалаш..к, вздраг..вать
- эмал..вый, остр..нький,
- волч..нок, ноч..вка
Ответ:
- Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- крикн..шь, выточ..шь
- выгляд..вший (плохо), блещ..т
- (туман) стел..тся (по земле), муч..мый
- выслуш..нный, (они) держ..т
- (поезда) отход..т, тащ..щий Ответ:
- Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
- Отнюдь (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ писатель опубликовал свой первый роман, который сразу же стал бестселлером.
- (НЕ)ЗАБЫВАЯ о важности саморазвития, девушка продолжала учиться новым навыкам каждый день.
- Она продолжала верить в успех и двигаться вперёд, (НЕ)СМОТРЯ на все трудности.
- В мире (НЕ)БЫВАЕТ двух абсолютно одинаковых людей, каждый человек уникален по-своему.
- (НЕ)УСПЕВШИЕ отдохнуть после долгого похода туристы отправились покорять новые вершины. Ответ:
- Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
- Когда солнце скрылось за горизонтом и последние лучи заката озарили (ПОЛ)НЕБА, казалось, что звёзды вот-вот зажгутся, (КАК)БУДТО сама природа затаила дыхание в ожидании чего-то волшебного.
- (КОЕ)ГДЕ среди зелени, виднелись яркие цветы, которые (ПО)ОСОБЕННОМУ радовали глаз своей красотой и разнообразием красок.
- (ИЗ)ЗА (МОЛОЧНО)БЕЛОГО тумана, окутавшего город, улицы казались таинственными и загадочными.
- (ВО)КРУГ раскинулись (ВЕЧНО)ЗЕЛЁНЫЕ деревья, создавая атмосферу умиротворения и гармонии.
- (СЕЛЬСКО)ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ предприятия (ПО)ПРЕЖНЕМУ играют важную роль в экономике страны, несмотря на развитие новых технологий.
Ответ:
- Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
На подоко(1)ике стоял деревя(2)ый ящик, позолоче(3)ый краской, внутри него лежали недописа(4)ый сценарий и старый фотоаппарат.
Ответ:
- Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Небо постепенно темнело и звёзды начали появляться на нём одна за другой.
- Вечером отдыхающие прогуливались вдоль озера и тишина окружала их со всех сторон.
- Его глаза то светились радостью то наполнялись печалью.
- Он не только забыл про встречу но и проигнорировал все напоминания.
- В тени старого и густого леса спрятались птицы и звери перед надвигающейся грозой. Ответ:
- Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В новом романе (1) опубликованном под псевдонимом (2) скрывается история (3) полная загадок (4) и неожиданных поворотов (5) захватывающих читателя с первых страниц.
Ответ:
- Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Знаешь (1) Ольга (2) конечно (3) мне бы очень хотелось, чтобы ты (4) всё-таки (5) попробовала свои силы в этом проекте (6) однако (7) я упустил из виду, что у тебя может не хватить опыта или навыков для выполнения такой сложной задачи.
Ответ:
- Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда я пришла домой (1) заметила (2) что кошка (3) которая (4) обычно прячется (5) как только слышит шум (6) сидит на диване (7) словно ждет меня.
Ответ:
- Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я шла из магазина (1) и (2) когда увидела (3) что дождь начался (4) мне стало грустно (5) потому что планировать прогулку с друзьями было бесполезно.
Ответ:
- Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) В недавно обнаруженной пещере, скрытой от глаз на вершине горы, ученые наткнулись на загадочные изображения, оставленные древними цивилизациями. (2) Эти рисунки, выполненные с удивительной точностью, изображают не только сцены повседневной жизни, но и небесные явления, которые наши предки могли наблюдать. (3) Открытие стало началом нового витка исследования, бросившего вызов традиционным представлениям о развитии культуры. (4) Каждое изображение словно шепчет историю, запретившую забыть об основах человеческой связи с природой. (5) Исследователи распутывают тайны, связанные с астрономией и наукой, пытаясь понять, как древние люди могли интерпретировать то, что находилось за пределами их восприятия. (6) Их выводы заставляют пересмотреть не только историю, но и наше место в бескрайнем мире. (7) Дерзкие предположения о том, что эти рисунки могли служить навигационными картами для путешественников, открывают новые горизонты для изучения методов передвижения древних люди.
(8) Возможно, через века мы находим ту самую нить связи, которая соединяет нас с нашими предками, позволяя лучше понять их мироощущение и восприятие времени.
Ответ:
- Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А. В церковной росписи оконниц Так в вечность смотрят изнутри… (Б.Л. Пастернак) Б. Слагаю я весёлые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. (А.А. Ахматова) В. Безмолвна неба синева, Деревья в мареве уснули. (В.А. Солоухин) Г. Красиво падала листва, Красиво плыли пароходы. (Д.С. Самойлов) Д. В ней чувство и мысль – Словно конь и подпруга. (В.А. Костров) |
|
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
(1)Сверкающий дуговыми фонарями, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутёмным перронам крадучись подходили длинные, пахнущие йодоформом санитарные поезда, и начиналась выгрузка раненых.
(4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Ждать приходилось долго. (6)Каждый раз к нам подходили женщины в тёплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых.
– (7)Ждите! – отвечали мы.
(8)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар. (9)Они приходили к вокзалу на всякий случай: может быть, среди раненых найдётся муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
(10)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступлённо всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешёвых рассыпных папирос. (11)Иные из женщин плакали от жалости. (12)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (13)Эти слова простой русский человек носит в себе про чёрный день и поверяет только такому же простому своему человеку.
(14)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (15)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно. (16)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (17)Там мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки. (18)Иногда мы возили раненых австрийцев. (19)В то время Австрию насмешливо называли
«лоскутной империей», а австрийскую армию – «цыганским базаром». (20)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей.
(21)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (22)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (23)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятёркой по географии.
(24)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (25)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя жёлтыми глазами. (26)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (27)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шёпот:
– Есмь славянин! (28)Полонённый у велика-велика битва... брат мой.
(29)Он закрыл глаза. (30)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (31)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (32)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запёкшимся от крови бинтом на горле. (33)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных? (34)Очевидно, он хотел сказать: не его вина, что он поднял оружие против братьев. (35)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал прямо из своей деревни, где растут вековые ореховые деревья и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной медведь.
(36)Я вытащил у австрийца из-под расстёгнутого ворота куртки полковой значок. (37)На нём было выгравировано: «Иованн Петрич, 38719, Весёлый Дубняк (Босния)».
(38)Дома я написал открытку о смерти Иованна Петрича и послал в Боснию, в селение Весёлый Дубняк на имя семьи Петричей. (39)Когда я писал эту открытку, я видел в своём воображении белый низкий дом – такой низкий, что окна его были на локоть от земли. (40)Я видел заросли пожухлых лопухов под окнами и ястреба, висевшего над домом в жарком небе. «(41)Полонённый у велика-велика битва... брат мой», – вспоминал я тяжёлый шёпот. (42)Кто виноват, что «швабы» в зелёных тесных мундирах оторвали его, Иованна, от родных садов? (43)Он был покорный и добрый, Иованн, – это было видно по его серым круглым глазам, глазам мальчика на лице пожилого мужчины.
(По К.Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
- Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Брестский вокзал был главным военным вокзалом Москвы, потому что с него отправлялись эшелоны на фронт.
- Женщины переживали за своих близких и каждую ночь приходили на вокзал, чтобы узнать от вожатых об их судьбе.
- Чаще всего раненых отвозили в главный военный госпиталь Австрии.
- Австрийский солдат, которого принесли в вагон, сказал, что он славянин.
- Иованн Петрич был ранен в руку и потерял возможность двигаться. Ответ:
- Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложении 4 содержится описание.
- Предложение 20 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 19.
- Предложение 22 объясняет содержание предложения 21.
- В предложениях 33-35 представлено рассуждение.
- В предложениях 40-43 представлено повествование. Ответ:
- Из предложений 8-13 выпишите один фразеологизм. Ответ:
- Среди предложений 8–13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного местоимения и формы слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
Часть 2
- Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как война и её жертвы раскрывают общечеловеческие чувства и стремление к взаимопониманию?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся д...
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Контрольная работа по русскому языку по теме "Наречие" 7 класс, контрольная работа по русскому языку по теме "Частицы" 7 класс
Контрольная работа по теме "Наречие", контрольная работа по теме "Частицы"...
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся 10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...
Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом
Контрольная работа по русскому языку в 5 классе. Работа с текстом...