Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №12
проект по русскому языку (5 класс)
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. В связи с этим возрастает роль учителя в школе. Во-первых, его миссия в школе - организовать учебно-информационную среду, куда входит совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательные условия реализации процессов информатизации. Информационная образовательная среда включает в себя различные виды и формы информатизации в школе.
В данной работе обращается внимание на учебно-методическое обеспечение, а именно на формирование и применение ЦОР на уроке русской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление инновационного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №12
- Введение
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. В связи с этим возрастает роль учителя в школе. Во-первых, его миссия в школе - организовать учебно-информационную среду, куда входит совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательные условия реализации процессов информатизации. Информационная образовательная среда включает в себя различные виды и формы информатизации в школе.
В данной работе обращается внимание на учебно-методическое обеспечение, а именно на формирование и применение ЦОР на уроке русской литературы.
Тема инновационного педагогического опыта:
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
В рамках работы над этой темой мною поставлены следующие цели и задачи:
Цель применения ИКТ: развитие познавательной активности учащихся и повышение мотивации обучения.
Задачи:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2 организация самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса.
3) повышение эффективности урока через использование ИКТ.
2. ИКТ на уроках русского языка, литературы.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно– педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно энциклопедические программы; программа презентаций Power Point).
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "1С: Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
2.Использование ИКТ на уроках литературы.
На уроках литературы возможны следующие варианты использования ИКТ:
1. При изучении нового материала– программа презентации Microsoft Power Point, позволяющая повысить уровень наглядности в ходе обучения.
2. Система контроля и проверки– (тестирование с оцениванием).
3. Авторская «Разработка электронного учебного пособия для использования на уроках литературы».
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Она реализуется поэтапно, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Перспективу исследования представляет разработка электронного ресурса «Писатели XIX века » с интерактивным методом обучения.
Вместе с учащимися 5-х классов мы разработали приложение о писателях 19 века помощью программы Maсromedia Flash. Научились делать анимации, поняли алгоритм программирования языке ActionScript. После освоения теории собрали информацию о писателях и сделали цифровой образовательный ресурс.
Наше приложение состоит из нескольких разделов. Мы добавили в пособие краткую статью о жизни и творчестве писателей и их произведения, которые изучаются в 5 классе. Также разработали фонохрестоматию. В конце мы добавили в приложение тестовые задания по произведениям писателей.
Создание приложений по программе Macromedia Flash помогает повысить эффективность процесса обучения, раскрыть творческий потенциал учеников. Приложение можно разработать по любым предметам школьного обучения. Далее к ЦОР хотим добавить пункт мультфильмы, где будут короткометражные мультфильмы из рассказов писателей.
Применение программы Flash для создания ЭУП
Adobe Flash (ранее Macromedia Flash), или просто Flash (/flæʃ/, по-русски часто пишут флеш или флэш) — мультимедийная платформа компании Adobe для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций. Широко используется для создания рекламных баннеров, анимации, игр, а также воспроизведения на веб-страницах видео- и аудиозаписей. Adobe Flash позволяет работать с векторной, растровой и ограниченно с трёхмерной графикой, а также поддерживает двунаправленную потоковую трансляцию аудио и видео. Стандартным расширением для скомпилированных flash-файлов (анимации, игр и интерактивных приложений) является .SWF (Shockwave Flash или Small Web Format). Видеоролики в формате Flash представляют собой файлы с расширением FLV или F4V (при этом Flash в данном случае используется только как контейнер для видеозаписи). Расширение FLA соответствует формату рабочих файлов в среде разработки. Flash использует язык программирования ActionScript, основанный на ECMAScript.
Создание приложений по программе Macromedia Flash помогает повысить эффективность процесса обучения, раскрыть творческий потенциал учеников, может оказать большую помощь учителю и учащимся в подготовке к современному уроку литературы. Приложение можно разработать по любым предметам школьного обучения. В дальнейшем мы хотим добавить пункт мультфильмы, где будут короткометражные мультфильмы из рассказов писателей.
4. Заключение.
В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.
Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г.о. Саранск Республики Мордовия Афониной Натальи Валентиновны
Публичное представление...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Ухановой Раисы Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта:«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы»....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Центр образования» городского округа «город Якутск» Паршинцевой Анастасии Анатольев
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Центр образования&ra...
ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны
Тема инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....