«Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

методическая разработка урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-yo_posle_shipyashchih_v_kornyah_slov.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».

Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.

Задачи:

- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящих в корнях слов»; способствовать формированию навыка обоснованного правописания изученной орфограммы;

- развивающие: содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, а также обогащению словарного запаса учащихся;

- воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия выбора букв О-Ё после шипящих, выделять и объяснять изученную орфограмму графически.

Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение другому к другу, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология исследования.

Методы: деятельностный, словесно-иллюстративный.

Формы обучения: сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения; формы контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Оборудование: презентация.

План урока

I. Мотивационный этап. С-1

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

На уроках русского мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. И сегодняшний урок не будет исключением.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний и выявление причины затруднения.

С-2 1. Ребята, скажите, какие орфограммы гласных в корне вы знаете? (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся). Почему они так называются? (проверяем, запоминаем, вспоминаем условия, от которых они зависят и делаем выбор).

С-3 2. Наблюдения.

- Сравните две группы слов. В корнях слов какой группы есть орфограммы гласных? Почему?

яд жёлтый

обозначить крыжовник

дикий чёрный

увлечь чёрствый

щёки

- Что объединяет слова второго столбика? (гласные О-Ё стоят после шипящих)

- В какой позиции? (под ударением).

- Давайте сформулируем тему урока? О чём будем говорить?

Буквы о-ё после шипящих в корне

- Какие задачи перед собой поставим? Что важно в теме?

III. «Открытие» нового знания.

С-4 – Как вы думаете, когда в корне после шипящих пишется буква Ё? К словам какого столбика можно подобрать однокоренные с буквой Е?

Давайте сделаем вывод о правописании букв О-Ё после шипящих в корне и проверим его по учебнику: п.39, стр. 112.

- Запишите таблицу в словарь.

- А о какой новой информации вы узнали из словарной статьи? (Слов, в корнях которых пишется буква О после шипящих под ударением, немного. Мы о них узнали, но есть ещё некоторые иноязычные слова, в которых пишется буква О.

- Есть ли среди них новые для вас слова? С-5, 6 Новые слова

Чопорный –

чрезмерно строгий в соблюдении приличий, напыщенный, важный.

Трущобы –

1) лесной бурелом

2) ветхое жилье

3) неблагоустроенная часть города на окраине, где живёт беднота.

Шомпол –

металлический стержень для чистки ружья.

Жокей –

профессиональный наездник на скачках, бегах.

Жонглёр –

цирковой артист, занимающийся жонглированием.

С-7 Физкультминутка.

IV. Первичное закрепление.

1. Составление алгоритма. С-8

Давайте составим алгоритм (способ рассуждения и применения правила)

- Как будем действовать, применяя данное правило? (Определим, в какой морфеме орфограмма. Если орфограмма в корне, то смотрим, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего была буква Е. Если ДА – пишем Е, если нет – пишем И.

Алгоритм ( способ рассуждения и применения правила):

1. Определяем …

2. Если орфограмма в корне, то ...

смотрим, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего была Е

3. Если

Да- пишу ….. Нет – пишу …..

Ч..рный, ш..ссе, ж..лтый, ш..колад

- Давайте поработаем со словами: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад, рассуждая по плану.

2. Работа со словарными словами.

Ребята, в этом правиле встречается много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами следующим образом.

Перед вами текст, вы должны выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами, которые вам необходимо записать в словарь и запомнить.

Текст.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось! 8 слов

V. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

1. Распределительный диктант (1 ученик у доски, остальные самостоятельно)

Распределите слова по двум столбикам: с О и Ё.

О Ё

шоколад пчёлка

жокей решётка

шорох чёлка

капюшон жёрдочка

щётка

Шоколад, пчёлка, жокей, шорох, решётка, капюшон, чёлка, жёрдочка, щётка.

Проверка (класс)

2. Выборочный диктант с заданием.

Из предложений выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов».

1) Сто бесстрашных лягушат цаплю шёпотом страшат. 2) Машину вёл замечательный шофёр. 3) Жонглёры много раз выступали в цирке. 4) Застонала тяжёлая решётка, заскрипел засов. 5) Жёлтое пыльное облако окутало федеральное шоссе. 6) Конструкция была устойчива благодаря жёсткому покрытию. 7) После крепкого мороза щёки горят.

Слова: шёпотом, шофёр, жонглёры, решётка, жёлтое, шоссе, жёсткому, щёки.

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять (работа в парах).

Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - …, разыгрался с метелями. Засыпал ….. так, что ….. с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл …… балконов инеем. …… солнце не согревает …. . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и …… жалуется на …… февраль.

(А. Иллюминарская)

С-9 Взаимопроверка (пары меняются работами, проверяют и оценивают: написание слов 0- «5», 1-2 «4», 3-4 «3»; +, - 1 б. за текст)

VI. Включение в систему знаний и умений.

  1. Реши тест.
  2. Взаимопроверка по эталону. С-10

VII. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Были трудности в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.

VIII. Домашнее задание.

П. 39, выучить слова-исключения, упр. 313 (добавить по 2-3 слова) или 314.

«Буквы О и Ё после шипящих в корне». 1в.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ш..у б) ж..лтый в) ч..лка г) ч...рный

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) обж..ра б) ш..рох в) ч...рствый г) ш..колад

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ж..нглер б) пч..лка в) деш...вый г) ж..лтый

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) трущ..ба б) ш..фёрский в) пш...нка г) капюш...н

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) ш...мпол б) ш..ссе в) прищ...лкивать г) ш..рох

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) щ..ки б) ш..в в) расч..ска г) реш...тка

_______________________________________________________________

«Буквы О и Ё после шипящих в корне». 2 в.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ж..лтый б) ж..кей в) ч..рточка г) ш..пот

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ш..лк б) ч..рный в) пч..лка г) ж..нглёр

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) щ..чки б) изж..га в) прож..рливый г) крыж..вник

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) капюш..н б) ж...лтый в) щ...тка г) ж..сткий

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ш..колад б) ш..потом в) ж..лтый г) расч..ска

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) обж..ра б) ш...мпол в) ш..ссе г) щ..лкнуть

Работа в парах

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.

Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем. ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.

(А. Иллюминарская)

__________________________________________________________________

Работа в парах

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.

Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем. ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.

(А. Иллюминарская)

__________________________________________________________________

Работа в парах

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.

Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем. ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.

(А. Иллюминарская)

__________________________________________________________________

Работа в парах

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.

Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем. ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.

(А. Иллюминарская)

__________________________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!

_____________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!

_____________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!

_____________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!

_____________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...

Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"

Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Разработка урока "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"...