Безударные личные окончания глаголов
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме
«Безударные личные окончания глаголов»
Цели:
образовательные: а ) продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся;
б) совершенствовать умение по личной форме глагола находить
инфинитив, сохраняя при этом его вид ;
в) сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками , умение «видеть» в таких глаголах слово-исключение
г) научить ребят отбрасывать приставку вы- и определять правильное написание безударного окончания глагола, используя алгоритм «Спряжение глагола» ;
развивающие: а )продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память; б) диалектически анализировать, в)выделять главное и существенное; г ) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка), д ) устанавливать причинно-следственные связи, е) развивать устную и письменную речь учащихся , литературно-творческие способности ; ж) развивать умение работать самостоятельно;
воспитательные : воспитывать ценностное отношение к окружающему миру; воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
Ход урока
I Оргмомент
Приветствие
II Начало урока
Какую часть речи мы изучаем? (глагол)
Я буду называть вам глаголы, а вы поставьте их в неопределённую форму.
Лает, видим, строишь, сеет, клеим. (лаять, видеть, строить, сеять, клеить)
Для чего нам нужно уметь ставить глаголы в неопределённую форму? (определить спряжение глагола)
Какие глаголы относятся ко 2 спряжению, какие к 1. (слайд 1)
Определите спряжение этих глаголов.
Для чего нужно знать спряжение глаголов? (грамотно писать безударные личные окончания глаголов)
Тема урока: «Безударные личные окончания глаголов» (слайд 2)
Какие буква пишется в 1 спряжении, во 2 ?
Что нужно делать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (слайд 3)
Запишем словосочетания: играет в хоккей, всегда светит, выбираешь профессию, стелется туман, борются с бурей, слышат песню. (объяснить написание окончаний)
Мы с вами всё повторили, и теперь вам надо будет выполнить работу на листочках.
Перед вами листочки со стихотворением. Прочитайте его.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что дела…т, расскаж…т.
Черт…т, пиш…т, иль поёт,
Вышива…т, или паш…т,
Или забива…т гол,
Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т –
Всё расскаж…т нам глагол.
В какой части слова пропущена буква? (в окончании)
К какой части речи относятся слова с пропущенными буквами? (глагол)
Выполнили работу самостоятельно.
III Новый материал
Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (слайд 4)
Слово - не воробей, вылет..т – (не)пойма…шь.
Какие буквы надо вставить, объясните.
Что мы помним о глаголах с приставками? (у них такое же спряжение, как и у глагола без приставки)
Посмотрите на слова и скажите, что в них общего.
Высто…шь, выпь…те, высид…т, выкрут…м (все глаголы, есть приставка вы)
Приставка ВЫ особенная, она перетягивает ударение на себя. Чтобы правильно написать окончание в таких словах, нужно
- отбросить приставку
- Если окончание оказалось под ударением, то мы пишем такое же окончание в слове. То есть спряжение определяется по ударному окончанию
- Если окончание осталось безударным, то мы определяем спряжение по неопределённой форме
Упр. 682 с объяснение.
- Смотрим, есть ли приставка ВЫ
- Если нет, определяем спряжение глагола по неопределённой форме
- Если 1 спряжение в окончании Е (ут, ют), если 2 – И(ат, ят)
- Если есть приставка ВЫ
- Отбрасываем приставку
- Если окончание ударное, то спряжение определяется по ударному окончанию
- Если окончание безударное, то спряжение определяем по неопределённой форме.
Какое время года изображено? (слайд 5) (весна)
Давайте подберём к картинкам глаголы. ( тает, расцветает, поют, щебечут, журчат, зазеленеет, набухают, греет, звенит)
IV Домашнее задание
Составить небольшой рассказ о весне, используя глаголы, которые мы с вами подобрали к картинкам.
V Закрепление
А вот как описал весну великий русский поэт А. Н. Плещеев Прочитайте (слайд 6)
Уж та…т снег, б…гут ручьи,
В окно пове…ло в…сною...
Засвищ…т скоро с…ловьи,
И лес одене…т(ь)ся ли…ствою
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
VI Подведение итогов урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Данный тест помогает проверить знания учащихся....
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...
Безударные личные окончания глаголов. Урок в 5 классе
Тип урока- урок-практика, урок закрепления полученных знаний и умений. На данном уроке отрабатывается навык выбора гласной в безударных личных окончаниях глаголов. На уроке предусмотрены разные формы ...
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".
Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...
конспект урока "Безударные личные окончания глаголов"
Урок проводился в рамках городского обучающего семинара «Развитие просодических компонентов речи. Ударение. Безударная гласная», 2012 г....
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.
технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...
Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...