Безударные личные окончания глаголов
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Жамьянова Ольга Иннокентьевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_lichnye_okonchaniya_lagolov.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Безударные личные окончания глаголов»

Цели:

образовательные: а ) продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки  учащихся;

б) совершенствовать умение по личной форме глагола  находить

инфинитив, сохраняя при этом его вид ;

в) сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками , умение «видеть» в таких глаголах слово-исключение

г) научить ребят отбрасывать приставку вы- и определять правильное написание безударного окончания глагола, используя алгоритм «Спряжение глагола» ;

     развивающие: а )продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память; б) диалектически анализировать, в)выделять главное и существенное; г ) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск  правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка), д )  устанавливать причинно-следственные связи, е) развивать устную и письменную речь учащихся ,  литературно-творческие способности  ; ж) развивать умение работать самостоятельно;

     воспитательные : воспитывать ценностное отношение к окружающему миру; воспитывать уважение  к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

Ход урока

I Оргмомент

Приветствие

II Начало урока

Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

Я буду называть вам глаголы, а вы поставьте их в неопределённую форму.

Лает, видим, строишь, сеет, клеим. (лаять, видеть, строить, сеять, клеить)

Для чего нам нужно уметь ставить глаголы в неопределённую форму? (определить спряжение глагола)

Какие глаголы относятся ко 2 спряжению, какие к 1. (слайд 1)

Определите спряжение этих глаголов.

Для чего нужно знать спряжение глаголов? (грамотно писать безударные личные окончания глаголов)

Тема урока: «Безударные личные окончания глаголов» (слайд 2)

Какие буква пишется  в 1 спряжении, во 2 ?

Что нужно делать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? (слайд 3)

Запишем словосочетания: играет в хоккей, всегда светит, выбираешь профессию, стелется туман, борются с бурей, слышат песню. (объяснить написание окончаний)

Мы с вами всё повторили, и теперь вам надо будет выполнить работу на листочках.

Перед вами листочки со стихотворением. Прочитайте его.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что дела…т, расскаж…т.

Черт…т, пиш…т, иль поёт,  

Вышива…т, или паш…т,  

Или забива…т гол,

Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т –  

Всё расскаж…т нам глагол.

В какой части слова пропущена буква? (в окончании)

К какой части речи относятся слова с пропущенными буквами? (глагол)

Выполнили работу самостоятельно.

III Новый материал

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (слайд 4)

Слово - не воробей, вылет..т – (не)пойма…шь.

Какие буквы надо вставить, объясните.

Что мы помним о глаголах с приставками? (у них такое же спряжение, как и у глагола без приставки)

Посмотрите на слова и скажите, что в них общего.

Высто…шь, выпь…те, высид…т, выкрут…м (все глаголы, есть приставка вы)

Приставка ВЫ особенная, она перетягивает ударение на себя. Чтобы правильно написать окончание в таких словах, нужно

  1.  отбросить приставку
  2. Если окончание оказалось под ударением, то мы пишем такое же окончание в слове. То есть спряжение определяется по ударному окончанию
  3. Если окончание осталось безударным, то мы определяем спряжение по неопределённой форме

Упр. 682 с объяснение.

  1. Смотрим, есть ли приставка ВЫ
  2. Если нет, определяем спряжение глагола по неопределённой форме
  3. Если 1 спряжение в окончании Е (ут, ют), если 2 – И(ат, ят)
  4. Если есть приставка ВЫ
  5. Отбрасываем приставку
  6. Если окончание ударное, то спряжение определяется по ударному окончанию
  7. Если окончание безударное, то спряжение определяем по неопределённой форме.

Какое время года изображено? (слайд 5) (весна)

Давайте подберём к картинкам глаголы. ( тает, расцветает, поют,  щебечут, журчат, зазеленеет, набухают, греет, звенит)

IV Домашнее задание

Составить небольшой рассказ о весне, используя глаголы, которые мы с вами подобрали к картинкам.

V Закрепление

А вот как описал весну великий русский поэт А. Н. Плещеев Прочитайте (слайд 6)

Уж та…т снег, б…гут ручьи,

В окно пове…ло в…сною...

Засвищ…т скоро с…ловьи,

И лес одене…т(ь)ся ли…ствою

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

VI Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Данный тест помогает проверить знания учащихся....

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...

Безударные личные окончания глаголов. Урок в 5 классе

Тип урока- урок-практика, урок закрепления полученных знаний и умений. На данном уроке отрабатывается навык выбора гласной в безударных личных окончаниях глаголов. На уроке предусмотрены разные формы ...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Данный урок  разработан для учащихся  6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...

конспект урока "Безударные личные окончания глаголов"

Урок проводился в рамках городского обучающего семинара «Развитие просодических компонентов речи. Ударение. Безударная гласная», 2012 г....

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...