Технологическая карта по теме "Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Меркулова Надежда Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе. Материал разработан учителем русского языка и литературы Меркуловой Н.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_po_teme_soyuz.docx49.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.

Материал разработан учителем русского языка и литературы  Меркуловой Н.А.

 Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»

Тип урока: общеметодологической направленности (2 часа).

Цель урока: обобщить и систематизировать учебную информацию по теме «Союз».

Задачи:

  1. Образовательные: повторение и обобщение теоретических сведений о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении; обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
  2. Развивающие: развивать навык устной и письменной связной речи, логического мышления, памяти интереса к русскому языку, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.
  3. Воспитательные: воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать, оценивать себя и других.

Оборудование: доска, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Ход урока

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы,

создание ситуации успеха.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, вы настроены на работу также прекрасно, как и я. И если все готовы, то предлагаю вам начать.

Приветствие, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные:

- формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества.

2. Мотивация.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Начать наш урок бы хотелось с пословицы:

«Ученье – свет, а неученье – тьма». (зачитывает)

-Ребята, как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Действительно. Если человек хочет стать успешной личностью, он должен с ранних лет полюбить ученье. Надеюсь, все вы стремитесь к тому, чтобы стать успешными. Но, а мы начинаем урок.

-Итак, давайте внимательно посмотрим на тему нашего урока и сформулируем цель.

Отвечают на вопросы учителя.

- То есть те люди, которые будут плохо учится, мало чего достигнут в жизни.

- Наша цель- повторить все, что мы изучили по теме «Союз».

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

  1. Закрепление.

Цель: обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

  1. Включение изученного в систему знаний.

Цель: формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

- Хорошо, теперь отступите от домашней работы две строчки и запишите число, классная работа и тема урока «Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»».

- Также запишите домашнее задание: упражнение 379 (2, 3 часть письменно).

- И начинаем урок с небольшой разминки. Орфоэпическая разминка «Говори правильно!».

-Ребята, найдите ошибку в расстановке ударения.

облЕгчить, бАнты, красИвее, щавЕль

- Прекрасно. А теперь Даниил, напишите на доске транскрипцию слова ЩАВЕЛЬ.

А мы с остальными ребятами напишем небольшой диктант.

Как будто, вследствие, впоследствии, в течении реки, в течение недели, чтобы, в продолжение нескольких дней, в продолжении рассказа, из-под дивана, из подворотни, то есть, из-за шкафа.

- Еще раз внимательно посмотрите, не допустили ли вы ошибок.

-А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом и сверьтесь с доской.

-У кого нет ни одной ошибки?

- Ребята, обратите внимание на доску. Здесь представлены предложения с различными союзами.

- Кстати, а что вы знаете о союзе?

-Поднимите руку ученики первого варианта.

Ваша задача выписать сочинительные союзы в данных предложениях, сверху надписывая разряд по значению. А ребята второго варианта выписывают подчинительные союзы.

•        Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.

•        Наука любит трудолюбивых, потому что труд – это талант.

•        Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки.

•        Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

- На какие группы подразделяются сочинительные союзы?

- На какие группы подразделяются подчинительные союзы?

- К каким группам относятся союзы, которые вы выписали?

- На какие две группы по строению можно разделить все союзы?

- Итак, запишем несколько словосочетаний.

  • верное И чуткое сердце
  • освещать, ПОТОМУ ЧТО темно
  • дорого, ЗАТО надежно
  • КАК БУДТО что-то стукнуло

- В каких словосочетаниях простые союзы? Охарактеризуйте.

-В каких словосочетаниях составные союзы? Охарактеризуйте.

- Хорошая работа. Вчера вы повторяли правописание союзов. Вы знаете правило о правописании союзов?

- Как отличить союзы от омонимичных частей речи?

-Давайте проверим ваше домашнее задание. Вам необходимо было выписать пять предложений из художественной литературы с союзами и омонимичными частями речи.

- Сейчас проведем «Графический диктант». Я буду зачитывать предложения, ваша задача- начертить схемы этих предложений? Готовы?

  • Звезды меркнут и гаснут.
  • Огонь то разгорался, то угасал.
  • Оденьтесь теплее, чтобы не простудиться.
  • Солнце пригревает все сильнее, и на пригорках появились первые проталины.

- К какому разряду относится этот союз?

- Почему в этом предложении нет запятой?

 

- А теперь попробуем наоборот- составить предложения по схемам на тему «Дружба».

[- =] и [- =].

[- =], ( чтобы =).

На сегодняшнем уроке мы постарались привести в систему теоретические знания по теме «Союз».

- На столе у каждого лежат по три ярких кружочка. Поднимите

«Зелёный» -  Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно.

«Жёлтый» -  Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

 «Красный» – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

-Вы сегодня прекрасно поработали. Спасибо за урок. До свиданья.

Запись в тетради.

Выполнение задания в тетради.

Один ученик выполняет фонетический разбор на доске. Остальные ученики записывают диктант.

- Союз- служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

Работа с предложениями.

1 – вариант: и, но, зато;

 2 – вариант: потому что, если.

- Сочинительные союзы      делятся на :

  • соединительные: и, да, ни-ни
  • разделительные: или, либо
  • противительные: зато,и др.

- Подчинительные союзы делятся на :

  • Временные: когда, лишь
  • Причинные: потому что, оттого что
  • Целевые: чтобы, для того чтобы
  • Условные: если, раз
  • Уступительные: хотя, несмотря на
  • Сравнительные: как будто, словно, точно
  • Следственные: так что
  • Изъяснительные: что, будто, как

1 вариант:

  • И- соединительный
  • НО, ЗАТО – противительный

2 вариант:

  • ПОТОМУ ЧТО – причинные
  • ЕСЛИ – условные

- Простые (одно слово) и составные (несколько слов).

Работа в тетради.

- И- простой, сочинительный, соединительный.

ПОТОМУ ЧТО – составной, подчинительный, причинный.

ЗАТО – простой, сочинительный, противительный.

КАК БУДТО – составной, подчинительный, сравнительный.

- Да.

- Союз зато пишется слитно, его можно заменить союзом но.

- Союзы также и тоже пишутся слитно, являются синонимами и легко заменяют друг друга.

- Индивидуальная работа. Зачитывают по предложению и объясняют написание.

Все чертят схемы в тетради. Некоторые ученики выходят к доске, объясняя расставление знаков препинания.

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные:

- учет разных мнений;

- формулирование собственного мнения (позиции)

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане.

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Коммуникативные:

- умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- осуществление пошагового контроля по результату;

-адекватное восприятие оценки учителя;

-различение способа и результата действия.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-поиск разнообразных способов решения задач.

Личностные:

-формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- структурирование знания.

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...

Технологическая карта урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".

 На примере данного урока мы видим, что в одном  уроке интегрированы как  приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты.  Такие уроки развивают навыки публич...

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»

Тип урока: урок – обобщение.Цель урока: повторение и обобщение теоретических сведений о союзе как  служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.Задачи урока:...

Технологическая карта урока "Закрепление изученного по теме "Союз", русский язык 7 класс

Технологичекая карта урока русского языка в 7 классе в соответствии с  требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока систематизации и обобщения знаний по теме «Культура и истории» (“Culture&stories”)

Технологическая карта урока содержит цели, задачи, этапы урока, содержание педагогического взаимодействия, формируемые УУД и планируемые результаты урока....