Конспект урока по русскому языку по теме: "Обращение".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обращение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_publikatsii.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Федотова И.В., учитель русского языка и чтения МБОУ «КШ «Надежда»                                                                        

                                                                                         г. Южно – Сахалинска»

    Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы.

Тема урока: «Обращение. Его место в предложении».

 Тип урока: Объяснение нового материала

Цель: развитие представления об обращении, его месте в устной и письменной речи.

Задачи урока:

Образовательные:

- развивать представление обучающихся о месте обращения в предложении, умение находить обращение и выделять его в предложении; формировать умение использовать обращение в устной и письменной речи.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать зрительное восприятие, процессов мышления, памяти; развивать эмоционально-волевую сферу учащихся через работу над обращением; обогащать словарь учащихся; развивать связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать познавательную активность, культуру общения, настойчивость в достижении цели.

Учебно-методическое обеспечение:

мультимедийный проектор; экран; ноутбук; презентация по теме урока, учебник.

Методы обучения: словесные (объяснение); наглядные (презентация); практические (упражнения, задания).

Планируемые результаты:

Предметные: находить и выделять обращение в устной и письменной речи 

Личностные: слушать и правильно выражать свои мысли; уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с учителем и сверстниками, ориентироваться в учебнике, и у доски, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Метапредметные: постановка учебной задачи; целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Время реализации урока – 40 минут.

Ход урока.

1.Орг. момент. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

- Ребята! Мы продолжаем изучать и  открывать тайны нашего великого могучего русского языка. Очень часто мы обращаемся с речью друг к другу, используя для этого особые слова. Вот и сейчас, в самом начале нашего урока, я обратилась к вам, используя особую звательную интонацию. Какое слово помогло мне привлечь ваше внимание?

- Слово «Ребята»  

Всем нам при общении

Поможет обращение

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Тема нашего урока – «Обращение»

2. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы вспомним, что называется обращением, выясним для чего нужно обращение в нашей речи, научимся составлять предложения с обращениями, будем развивать свою речь, внимание, память, научимся быть вежливыми и внимательными в общении между собой и взрослыми.

- Ребята, тему «Обращение» мы изучали в прошлом году, давайте вспомним, что же такое обращение? (Слайд №1 Обращение – это…)

- Для чего мы используем обращение в речи?

- С каким словом - обращением я обратилась к вам в начале урока?  (Ребята)

Слово «ребята» - это обращение. Это слово произносится с особой звательной интонацией, чтобы привлечь внимание говорящего к тому, к кому обращаются с речью. В устной речи обращение выделяется паузой, а в письменной речи – запятыми.

- Работа по учебнику ( стр. 28-29) Дополни вывод.  

3. Объяснение нового материала

- Откройте тетради и запишите число.

- На доске записаны предложения .  Найдите и выделите в них обращение (Слайд №3)

Друзья! Прекрасен наш союз!

 Могу я, друзья, на вас положиться?

Приходите ко мне в гости, друзья.

 Сейчас, вы слушали предложения, после обращения я делала небольшую остановку, паузу. Сегодня на уроке мы будет выделять обращения знаками препинания: запятой или восклицательным знаком.

Дети находят обращения, обращая внимание на то, где оно стоит.

Если обращение стоит в начале предложения, то оно выделяется либо запятой, либо восклицательным знаком.

- Где стоит обращение во втором предложении?

Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется с двух сторон запятыми.

- Обратите внимание, обращение может стоять в начале предложения, в середине, в конце. Обращение всегда выделяют запятой, может отделяться восклицательным знаком.

 Вывод: обращение может стоять в начале, в середине и конце предложения. На письме    выделяется запятой.

В начале предложения после обращения может стоять восклицательный знак.

Мамочка! Я очень тебя люблю!

(Дети читают правило в учебнике )

4.Закрепление новых знаний

1. Головоломка. «Верните запятые на место!» (Слайд №4)

-Здравствуй князь ты мой прекрасный!

 -Ты царевич мой спаситель!

- Чем вы гости торг ведете?

-Добрый путь вам господа.

* Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин.)

*Из какого произведения эти строки?  («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- Учащиеся расставляют запятые, записывают предложения в тетрадь.

Обращаем внимание учащихся на то, что местоимения ты, вы не являются обращениями!

5 .Физминутка

Учитель обращается к детям по именам, показывает упражнение, повторяет тот, к кому обратились.

6. Закрепление изученного.

- Ребята, у кого есть домашние питомцы? ( Слайд № 5)

На слайде фото детей с домашними питомцами. Дети дописывают предложение с обращением к своему питомцу в тетрадь.

-Пойдём, …, гулять!

-…, иди ко мне!

-Ты мой настоящий друг,…

7. Работа в группах. (Слайд № 6)

Составьте предложения. Обыгрывание ситуаций:

- Вам нужно поехать на соревнования. Как вы поставите в известность классного руководителя?

- Вы хотите пойти в зоопарк. Как вы попросите разрешение на это у родителей?

8.Рефлексия

Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

-Что называется обращением?

-Из скольких слов может состоять обращение?

-Как на письме выделяется обращение?

-Где может стоять обращение в предложении?  (в начале, в середине и в конце)

9. Объяснение домашнего задания. Страница 29, упр. 33  

10. Итог урока. Выставление оценок.

Всем спасибо за  урок!  





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Обращение" 5 класс

Презентация к уроку по теме "Обращение"...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Обращение"

Урок в коррекционной школе 8 вида по программе В.В.Воронковой...

Конспект урока по русскому языку по теме "Обращение. Письмо".

Данный урок поможет ребятам закрепить свои знания об «обращение»; обучатся нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением, научатся писать письма....

Конспект урока по русскому языку по теме «Обращение» в 8 классе

Тема: Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения.Задачи:1.Находить в тексте обращения и определять его функции.2.Правильно интонировать предложения с обращениями и выделять знаками пр...

Урок русского языка по теме "Обращение"

В ходе урока учащиеся познакомятся  с обращением, его выражением,  с использованием обращения в устной и письменной речи; формирование навыка  выделения обращения знаками препинания.А т...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обращение" 5 класс

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Обращение"...

Урок русского языка по теме "Обращение"

урок русского языка по теме обращение в 5 классе...