Конспект урока «Способы выражения грамматической связи в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка по теме
«Способы выражения грамматической связи в словосочетании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sposoby_vyrazheniya_grammaticheskoy_svyazi._5_klass_moy_urok.docx | 420.16 КБ |
prezentatsiya_k_moemu_uroku.pptx | 287.95 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Урок русского языка по теме
«Способы выражения грамматической связи в словосочетании»
Цель:
- Научиться определять средства и способы выражения связи в словосочетаниях;
- научить правильно и быстро устанавливать связи между словами;
- научить выделять словосочетания из предложения, анализировать его строение;
- научить строить словосочетания, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости, уместно использовать их в предложении и тексте;
- пополнить терминологический словарь.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Приветствие
- Проверка готовности класса к уроку ( проверьте, у вас на парте должны лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка)
- Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
- Давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке?
- Что называется словосочетанием?
- На какие части делятся словосочетания?
- Какую часть называют главной, а какую зависимой?
- На доске написаны сочетания слов. Все ли они будут являться словосочетаниями? (СЛАЙД )
- Почему?
- Ввод в тему урока. Мотивация.
- Вы сейчас должны выполнить следующее задание: составить из предложенных слов словосочетания. Эти слова записаны на доске в две колонки. Можем ли мы их просто попарно соединить.
- Почему? (Нужно установить смысловую связь)
- Можно ли записать словосочетания из слов в таком виде, в каком они сейчас есть?
(например, волосы каштановый) Почему? (нужно установить грамматическую связь) Как?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с средствами и способами выражения связи в словосочетаниях, будем учиться определять способы связи и составлять словосочетания. А для чего это нужно? (Для того чтобы из словосочетаний потом составлять предложения соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости. Эти навыки будут проверяться на экзаменах в 9 классе)
- Давайте запишем тему урока: я – на доске, а вы – в тетрадях.
- Закрепление изученного материала.
- Конструирование словосочетаний.
Из данных слов составить словосочетания, записать ,определить главное слово, составить схему. (Слайд)
Определить, по средством чего установилась грамматическая связь в словосочетании. Давайте составим таблицу. ( Слайд)
- Запишем предложение и выпишем из него словосочетания.
Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.
- Что нужно сделать сначала, чтобы не ошибиться, когда выписываешь словосочетания. (выделить грамматическую основу предложения)
- Какой частью речи являются слова никогда и насмешливо. Какой способ связи в словосочетаниях с наречием (только по смыслу).
- Какое средство связи мы должны записать в таблицу? (по смыслу)
- Работа у доски по карточкам (3 ученика): составить словосочетания по картинке, составить и записать словосочетания из предложенных слов, выписать словосочетания из предложения.
- Распределительный диктант (остальные ученики) (Слайд)
- Рассмотрите репродукцию картины Ивана Ивановича Фирсова (1730 – после 1785 г.) «Юный живописец». В искусстве 18 века, когда было засилие официальных портретов богатых людей России, эта картина, по мнению специалистов, ворвалась свежей струёй в искусство.
- Сейчас мы запишем несколько слово сочетаний по этой картине, распределив по трём столбикам, согласно нашей таблицы «Средства связи в словосочетании» (окончание, окончание и предлог, по смыслу).
- А теперь несколько словосочетаний составьте сами, и мы ими дополним наши столбики.
- Проверка работы по карточкам.
- Выполнение упражнений из учебника.
- Упр.134 (2 ученика)
- Упр. 135 (2 ученика)
- Упр. 136
- Подведём итог.
- Что узнали на уроке?
- Чему научились?
- А теперь решим кроссворд.(Слайд)
По вертикали:
- Часть словосочетания;
- Часть словосочетания;
- Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;
По горизонтали:
4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;
5. Сочетание слов;
6;7. Способы грамматической связи.
Проверь себя:
Ответы:
- По горизонтали: 4. Смысловая; 5. Словосочетание; 6; 7 Предлог, окончание.
- По вертикали: 1. Грамматическая; 2;3 Зависимое, главное.
- Домашнее задание: упр.138
- Поставить оценки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осенний день; Урок начался; Купить книгу; В магазине.
Неизвес т ный, мес т ность; роскошная, вид; попросить дежурный; героическая, поступок; рассказывать, поездка; идти, дорога; надеть, малыш; жить, Камчатка.
Средства связи в словосочетании Средство связи Пример Окончание Неизвестн ая местность
Средства связи в словосочетании Средство связи Пример Окончание Окончание и предлог Неизвестн ая местность Надеть на малыш а
Средства связи в словосочетании Средство связи Пример Окончание Окончание и предлог По смыслу Неизвестн ая местность Надеть на малыш а Не говорит насмешливо
Физкульт минутка
И.И.Фирсов «Юный живописец»
3 2 1 5 4 6 7
3 2 Г Л 5 А 4 В Н А Я 6 7
3 З Г А Л В 5 А И 4 В С Н И А М Я А Я 6 7
Г З Р Г А А Л В 5 М А И М 4 В С А Н И Т А М И Я А Ч Я 6 Е С 7 К А Я
Г З Р Г А А Л В 5 М А И М С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е Н И Т А М И Я А Ч Я 6 Е С 7 К А Я
Г З Р Г А А Л В С М Ы С Л О В А Я А И М С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е Н И Т А М И Я А Ч Я 6 Е С 7 К А Я
Г З Р Г А А Л В С М Ы С Л О В А Я А И М С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е Н И Т А М И Я А Ч Я П Р Е Д Л О Г С 7 К А Я
Г З Р Г А А Л В С М Ы С Л О В А Я А И М С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е Н И Т А М И Я А Ч Я П Р Е Д Л О Г С О К О Н Ч А Н И Е А Я
Домашнее задание: упражнение 138 МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)
Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...
Конспект урока по русскому языку " Связь слов в словосочетании"
Данный урок знакомит учеников с видами подчинительной связи в словосочетании. В урок включены разные виды работ: упражнения, кластер. Итогом урока является тест....
конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение"
Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:...
Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
Комбинированный урок по теме: "Способы выражения грамматической связи в словосочетании"....
Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.
Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы....
Конспект урока "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"
Конспект урока "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"...
конспект урока "Способы выражения подлежащего", 8 класс
Урок открытия нового знания по теме "Способы выражения подлежащего"...