Конспект урока «Способы выражения грамматической связи в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Глазова Инна Владимировна

Урок русского языка по теме

«Способы выражения грамматической связи в словосочетании»

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Урок русского языка по теме

«Способы выражения грамматической связи в словосочетании»

Цель:

  • Научиться определять средства и способы выражения связи в словосочетаниях;
  • научить правильно и быстро устанавливать связи между словами;
  • научить выделять словосочетания из предложения, анализировать его строение;
  • научить строить словосочетания, соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости, уместно использовать их в предложении и тексте;
  • пополнить терминологический словарь.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  • Приветствие
  • Проверка готовности класса к уроку ( проверьте, у вас на парте должны лежать  дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка)
  1. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос:

  • Давайте вспомним, что изучали на прошлом уроке?
  • Что называется словосочетанием?
  • На какие части делятся словосочетания?
  • Какую часть называют главной, а какую зависимой?
  • На доске написаны сочетания слов. Все ли они будут являться словосочетаниями?  (СЛАЙД )
  • Почему?
  1. Ввод в тему  урока. Мотивация.
  •  Вы сейчас должны выполнить следующее задание: составить из предложенных слов словосочетания. Эти слова записаны на доске в две колонки. Можем ли мы их просто попарно соединить.
  • Почему? (Нужно установить смысловую связь)
  • Можно ли записать словосочетания из слов в таком виде, в каком они сейчас есть?

(например, волосы каштановый) Почему? (нужно установить грамматическую связь) Как?

  • Сегодня на уроке мы познакомимся  с средствами и способами  выражения связи в словосочетаниях, будем учиться определять способы связи и составлять словосочетания. А для чего это нужно? (Для того чтобы из словосочетаний потом составлять предложения соблюдая нормы лексической и грамматической сочетаемости. Эти навыки будут проверяться на экзаменах в 9 классе)
  • Давайте запишем тему урока: я – на доске, а вы – в тетрадях.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Конструирование словосочетаний.

Из данных слов составить словосочетания, записать ,определить главное слово, составить схему. (Слайд)

Определить, по средством чего установилась  грамматическая связь в словосочетании. Давайте составим таблицу. ( Слайд)

  1. Запишем предложение и выпишем из него словосочетания.

Мой друг никогда не говорит о товарищах насмешливо.

  • Что нужно сделать сначала, чтобы не ошибиться, когда выписываешь словосочетания. (выделить грамматическую основу предложения)
  • Какой частью речи являются слова никогда и насмешливо. Какой способ связи в словосочетаниях с наречием (только по смыслу).
  • Какое средство связи мы должны записать в таблицу? (по смыслу)
  1.  Работа у доски по карточкам  (3 ученика): составить словосочетания по картинке, составить и записать словосочетания из предложенных слов, выписать словосочетания из предложения.
  2. Распределительный диктант (остальные ученики) (Слайд)
  • Рассмотрите репродукцию картины Ивана Ивановича Фирсова (1730 – после 1785 г.) «Юный живописец». В искусстве 18 века, когда было засилие официальных портретов богатых людей России, эта картина, по мнению специалистов,  ворвалась свежей струёй в искусство.
  • Сейчас мы запишем несколько слово сочетаний по этой картине, распределив по трём столбикам, согласно нашей таблицы «Средства связи в словосочетании»  (окончание, окончание и предлог, по смыслу).

  • А теперь несколько словосочетаний составьте сами, и мы ими дополним наши столбики.

  1. Проверка работы по карточкам.
  2. Выполнение упражнений из учебника.
  1. Упр.134  (2 ученика)
  2. Упр. 135 (2 ученика)
  3. Упр. 136

  1. Подведём итог.
  • Что узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • А теперь решим кроссворд.(Слайд)

По вертикали:

  1. Часть словосочетания;
  2. Часть словосочетания;
  3. Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;

   По горизонтали:

4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;
5. Сочетание слов;
6;7. Способы грамматической связи.

Проверь себя:

Ответы: 

  • По горизонтали: 4. Смысловая; 5. Словосочетание;  6; 7 Предлог, окончание.
  • По вертикали: 1. Грамматическая; 2;3 Зависимое, главное.
  1. Домашнее задание:  упр.138
  2. Поставить оценки.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык. Урок по теме «Способы выражения грамматической связи в словосочетании» 5 класс

Слайд 2

Осенний день; Урок начался; Купить книгу; В магазине.

Слайд 3

Неизвес т ный, мес т ность; роскошная, вид; попросить дежурный; героическая, поступок; рассказывать, поездка; идти, дорога; надеть, малыш; жить, Камчатка.

Слайд 4

Средства связи в словосочетании Средство связи Пример Окончание Неизвестн ая местность

Слайд 5

Средства связи в словосочетании Средство связи Пример Окончание Окончание и предлог Неизвестн ая местность Надеть на малыш а

Слайд 6

Средства связи в словосочетании Средство связи Пример Окончание Окончание и предлог По смыслу Неизвестн ая местность Надеть на малыш а Не говорит насмешливо

Слайд 7

Физкульт минутка

Слайд 8

И.И.Фирсов «Юный живописец»

Слайд 9

3 2 1 5 4 6 7

Слайд 10

3 2 Г Л 5 А 4 В Н А Я 6 7

Слайд 11

3 З Г А Л В 5 А И 4 В С Н И А М Я А Я 6 7

Слайд 12

Г З Р Г А А Л В 5 М А И М 4 В С А Н И Т А М И Я А Ч Я 6 Е С 7 К А Я

Слайд 13

Г З Р Г А А Л В 5 М А И М С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е Н И Т А М И Я А Ч Я 6 Е С 7 К А Я

Слайд 14

Г З Р Г А А Л В С М Ы С Л О В А Я А И М С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е Н И Т А М И Я А Ч Я 6 Е С 7 К А Я

Слайд 15

Г З Р Г А А Л В С М Ы С Л О В А Я А И М С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е Н И Т А М И Я А Ч Я П Р Е Д Л О Г С 7 К А Я

Слайд 16

Г З Р Г А А Л В С М Ы С Л О В А Я А И М С Л О В О С О Ч Е Т А Н И Е Н И Т А М И Я А Ч Я П Р Е Д Л О Г С О К О Н Ч А Н И Е А Я

Слайд 17

Домашнее задание: упражнение 138 МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях" (8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской)

Конспект урока по теме "Синтаксическая связь слов в словосочетаниях"( 8 класс по учебнику Т.А.Ладыженской).Цель: научить учащихся определять способы связи в словосочетаниях, закрепить понятия о с...

Конспект урока по русскому языку " Связь слов в словосочетании"

Данный урок знакомит учеников с видами подчинительной связи в словосочетании. В урок включены разные виды работ: упражнения, кластер. Итогом урока является тест....

конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение"

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:...

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Комбинированный урок по теме: "Способы выражения грамматической связи в словосочетании"....

Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.

Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы....

Конспект урока "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"

Конспект урока "Способы подчинительной связи слов в словосочетании"...

конспект урока "Способы выражения подлежащего", 8 класс

Урок открытия нового знания по теме "Способы выражения подлежащего"...