Презентация "Подготовка к ЕГЭ". В презентации использованы материалы ЕГЭ с ФИПИ. Удобно использовать для подготовки к ЕГЭ на уроках или в дистанционном формате.
тренажёр по русскому языку (10, 11 класс)

В презентации использованы материалы ЕГЭ с ФИПИ. Тест из 27 заданий. Удобно использовать для подготовки к ЕГЭ на уроках или в дистанционном формате.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ № 10

Слайд 2

1.Правило 3 ( факультативная окраска презумпций). <...> составляющая с потенциальной презумпцией Р является синтаксическим актантом миропорождающего предиката, то имеется две возможности: а) Р является презумпцией в соответствующем мире и может быть переведена в презумпцию реального мира (или, по крайней мере, в суждение, истинное в реальном мире) при соответствующем изменении содержания — модальной «окраске» (термин «окраска» — из Schiebe 1979); б) Р остается презумпцией в реальном мире. Различие пониманий а) и б) не имеет регулярного семантического выражения . (По Е. В. Падучевой) ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. ПРАВИЛО . Положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. ОКРАСКА . Цвет или сочетание цветов на чём-н. Защитная окраска у животных . ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ . Служащий для дополнительной специализации. Факультативные занятия . ИСТИННЫЙ . Соответствующий истине, содержащий истину. Суждение истинно ВЫРАЖЕНИЕ . Внешний вид (лица), отражающий внутреннее состояние. Весёлое выражение глаз .

Слайд 4

ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1.Текст ориентирован на широкую общественность и характеризуется простотой лексики. 2.Последнее предложение текста является односоставным безличным. 3.К приметам научного стиля относятся использование буквенного символа Р (презумпция) и ссылка на другое произведение ( Schiebe 1979). Логичность текста достигается при помощи деления на пункты (а и б ). 4.В тексте отсутствуют образные средства, обращения, междометия, модальные частицы, вопросительные и восклицательные предложения. 5.Многозначное слово «окраска» употреблено как термин, заключено в кавычки и снабжено соответствующей ссылкой.

Слайд 5

ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1. нАчатый 2.плодонОсить 3.брАлась 4.вернА 5.свеклА

Слайд 6

ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ИРОНИЧНЫЙ и всё понимающий Вольтер хитро смотрел на нас из своего мраморного кресла в центре эрмитажной анфилады. Младшая сестра всегда мечтала ОТРАСТИТЬ такие же длинные волосы, как у старшей. Как человек ПАМЯТНЫЙ , Иван Фёдорович проверил в своём уме, не упустил ли чего-нибудь. ГАРАНТИЙНЫЙ срок исчисляется с момента передачи товара потребителю. Чего бы только он не совершил, чтобы ОГРАДИТЬ своих родных от новых бед и несчастий!

Слайд 7

ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Не всегда легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать различные ассоциативные приёмы запоминания.

Слайд 8

ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. килограмм ЯБЛОК в ДВЕ тысячи одиннадцатом году РАЗОЖЖЁМ костёр ДВУМЯСТАМИ экземплярами рота СОЛДАТОВ

Слайд 9

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении предложения с однородными членами B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Заменив собой все прежние кредитные учреждения, был издан указ об основании Государственного банка. 2) О жизни и творчестве художника, о его таланте можно прочитать в повести К. Г. Паустовского «Орест Кипренский». 3) Длинная московская зима, преобразившая всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе, в каком-то ином, новом свете. 4) Через неделю после венчания А. С. Пушкин сообщает другу П. А. Плетнёву, что «я женат — и счастлив», «это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». 5) Классическая гимназия была единственным типом общеобразовательной средней школы, по окончанию которой можно было поступить в университет. 6) По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома. 7) П. И. Чайковский утверждал, что вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу. 8) Будучи главой правительства, П. А. Столыпин считал, что аграрную проблему можно решить, ликвидировав общины и создав крупные фермерские крестьянские хозяйства не только в уже освоенных районах, а также на пустующих землях, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке. 9) Рассуждая о произведениях художников- авангардистов, довольно трудно оставаться беспристрастным.

Слайд 10

ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. оц ..нить, ед .. ноличный , см.. шать обог .. щение , д.. льнейшая , ст .. раться ап.. льсиновый , г.. ктар , выт.. реть те.. ретический , постр .. ение , к.. мментарий к.. сающийся , л.. гический , пр .. ктический

Слайд 11

ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. по..пустить , о..бросить , на..треснутый ра .. брасывать , во.. местить , не.. добровать пред.. юньский , раз.. скать , пред.. стория необ .. ятный , ад.. ютант , с..еденный непр ..годный, пр..школьный , пр..давать (значение)

Слайд 12

ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. узорч .. тый , (начнём) сызнов .. ослаб.. вать , выносл ..вый вдавл .. вать , яблон ..вый син .. ватый (оттенок), сит.. чко (для чая) вальсир .. вать , воспит .. вать

Слайд 13

ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. замет.. вший , (вулкан) дремл ..т вид.. мый (отовсюду), пропол .. шь (грядки) ссор.. щиеся (ребята), отча .. нный (крик) маш.. щий (рукой), (дети) завяж ..т (шнурки) стел.. щийся (туман), (спортсмены) бор.. тся (за победу)

Слайд 14

ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Запишите номера ответов. Со мной поздоровался (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек. (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно. Всех смутили (НЕ)ПРОВЕРЕННЫЕ слухи. (НЕ)ЛЁГКИЙ, но достойный удел ожидает нашего героя. Мы (НЕ)ДОЛЖНЫ легкомысленно относиться к этому огромному культурному богатству, которым владеем в наших исторических городах.

Слайд 15

ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО . Запишите номера ответов. (В)ТЕЧЕНИЕ недели они ели уху из жирных озерных окуней и сорог, жарили грибы и почти не спали, ПОТОМУ(ЧТО) терять время здесь было еще жальче, чем в Москве. Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму. Муж её был спокоен, как обычно, и в ТО(ЖЕ) время чувствовалось в нём КАКОЕ(ТО) внутреннее напряжение. Ежедневно, ЧТО(БЫ) ни случилось, композитор выходит из дому: почувствовать простор, увидеть небо ему ТАК(ЖЕ) необходимо, как сидеть за роялем. (ПО)МЕРЕ подготовки к экзаменам я стал писать грамотнее, надеюсь, (В)ПОСЛЕДСТВИИ вообще перестану допускать ошибки в диктантах и сочинениях.

Слайд 16

ЗАДАНИЕ 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН . Почему коньки, сдела (1) ые из любого материала, скользят только по ледя (2)ой поверхности и соверше (3)о не скользят по гладкому каме (4)ому полу?

Слайд 17

ЗАДАНИЕ 16. Расставьте знаки препинания . Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. О роли собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники. После темного деревянного барака новый светлый каменный дом покажется дворцом. На улице раздавались стук топоров и молотков визг пил и рубанков. И на столе и на рояле лежали охапки белой сирени.

Слайд 18

ЗАДАНИЕ 17. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.

Слайд 19

ЗАДАНИЕ 18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Танцуй (1) Равель (2) свой исполинский (3) танец, Танцуй (4) Равель! Не унывай (5) испанец! Вращай (6) История (7) литые жернова. Будь мельничихой в грозный час прибоя! О болеро (8) священный танец боя! (Н. А. Заболоцкий)

Слайд 20

З АДАНИЕ 19. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта. ЗАДАНИЕ 20. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Яркая зелень камыша на живописном лесном болоте перемешивается с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

Слайд 21

ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Озеро Байкал — крупнейшее природное хранилище пресной воды, самое глубокое озеро на земле. (2)Недаром в народе издревле называют Байкал морем. (3) Озеро протянулось гигантским полумесяцем на 636 км с юго-запада на северо-восток. (4) Площадь водной поверхности Байкала — тридцать одна тысяча семьсот двадцать два квадратных километра, на которых могли бы поместиться такие страны, как Бельгия или Израиль. (5) Длина береговой линии — две тысячи километров. (6) Байкал поражает человека своей торжественной красотой, первозданностью — ему посвящены стихи, песни, мифы и легенды. «(7) Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами: в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно. (8) 0н же, напротив, возвышает его», — писал о Байкале В. Г. Распутин.

Слайд 22

1)Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса. (5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли. (9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну. (12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей. 13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова. (16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? (18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям. (21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.

Слайд 23

(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера. (27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он. (29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой. (31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем. (32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю. (35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость. (37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии! (40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.

Слайд 24

( 43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы. (47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла. (По К.Г. Паустовскому*) * Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик

Слайд 25

ЗАДАНИЕ 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Рассказчик шёл по осеннему лесу и вдруг услышал необычные звуки. В лодке рассказчика находились стеклянные сосуды, в которых колыхалась и булькала вода. Творения природы совершенны. Настоящих шедевров немного, потому что это прорыв в блистающий мир человеческого гения. Шедевры рождают в людях высокие стремления, вызывают изумление и радость.

Слайд 26

ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. В предложениях 1– 4 представлено повествование. В предложениях 16, 17 дано описание. Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 24. В предложении 40 представлено рассуждение. Предложение 45 содержит элементы описания.

Слайд 27

ЗАДАНИЕ 24. Из предложений 32–34 выпишите слово, имеющее значение: «исключительное по своим достоинствам произведение искусства». ЗАДАНИЕ 25. Среди предложений 5–12 найдите такое(- ие ), которое(- ые ) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(- ий ).

Слайд 28

ЗАДАНИЕ 26. «Изображая красоту родной природы, К.Г. Паустовский широко использует такой троп, как (А)__________ (« величавый перелёт» в предложении 17, « волнистые … туманы» в предложении 46). Синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 14, 33) – помогает передать философские размышления писателя. Эмоциональности повествованию придают троп – (В)__________ («жаром… души» в предложении 22, «в пустыне… одиночества» в предложении 23) и приём – (Г)__________ (предложения 41–42, 45–46)». Список терминов: 1) эпитет 2) метафора 3) восклицательные предложения 4) вводные конструкции 5) фразеологизм 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) парцелляция 9) градация

Слайд 29

Примерный круг проблем: 1. Проблема определения понятия «шедевр». (Что такое шедевр? Какими признаками и свойствами обладают истинные шедевры?) 2. Проблема влияния шедевров на жизнь человека. (Какое влияние оказывают шедевры на жизнь человека?) 3. Проблема роли природы в жизни людей. (Каково значение природы в жизни человека?) Авторская позиция: 1. Шедевр — это совершенные произведения человеческого гения и совершенные творения природы. 2. Шедевры рождают в человеке высокие стремления и открывают людям величайшее хранилище сокровищ — нашу землю. 3. Природа — шедевр, который помогает людям понять совершенство мира, придаёт их жизни смысл.

Слайд 30

Действительно, шедевры окружают нас. К сожалению, порой мы не замечаем, сколько прекрасных вещей нас окружают. Как литературное произведение способно вдохновить человека на творческую деятельность, так и чудеса природы способны осчастливить и исцелить. Например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» встреча со старым величественным дубом позволяет Андрею Болконскому задуматься над своей жизнью и изменить свои взгляды на неё. Князь понимает, что всё не заканчивается смертью его жены, что вся жизнь у него ещё впереди. Таким образом, истинные шедевры окружают нас повсюду! Они не только в галереях и библиотеках, как мы привыкли думать. Искусством можно насладиться, лишь оглянувшись и заметив, как прекрасен мир вокруг!

Слайд 31

ЗАДАНИЕ 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему . Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста , которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста . Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

Слайд 32

1 если 2. 14 3.345 4.14 5. Памятливый 6. Правильное 7.Солдат 8. 68145 9. 234 10. 345 11. 14 12. 345 13.25 14. 124 15. 134 16. 45 17. 124 18. 1245678 19. 2 20.134 21. 145 22.35 23.45 24. шедевр 25.11 26. 1428

Слайд 33

(1)Тот, кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха, полного шелеста снарядов, странного сочетания войны, которая была не то чтобы рядом, на окраинах, а забиралась внутрь города, и быта – городского быта с очередями, толкучкой, заводской работой. (2)Все знаменитые петербургские архитектурные ансамбли на месте, так же прекрасны и мосты, и набережные, и дворцы – с той только разницей, что, как точно определил один ленинградец, они теперь не возвышают душу, а отягощают ее своей призрачностью, «обнаружилась в них способность не только принять смертное запустение, но и стать его принадлежностью вместе с знаменитой землей и коробками сгоревших домов». (3)Блокада не уходит вместе с иными событиями в тихие заводи прошлого, куда заглядывают лишь от случая к случаю. (4)Особенность блокады – она как бы остается поодаль, но рядом, как нечто такое, что следует всегда иметь в виду. (5)Время от времени с ней сопоставляешь и других и самого себя. (6)Трупы были на улицах, в квартирах, они стали частью блокадного пейзажа. (7)Массовость смерти, обыденность ее рождали чувство бренности человеческой жизни, разрушали смысл любой вещи, любого желания. (8)Человек открывался в своем несовершенстве, он был унижен физически, он нравственно оказывался уязвим. (9)Сколько людей не выдерживали испытаний, теряли себя! (10)Рослый этот, красивый человек, умеющий вдумчиво слушать и также вдумчиво произносить только собственное, выношенное, просил не называть его имени. (11)Он говорил сильно и убежденно не только о себе, но и о других, потому что он употреблял местоимение «мы».

Слайд 34

(12)Он считал, что в первую очередь погибали физически слабые по здоровью, по возрасту, затем погибали честные, великодушные, не способные примениться к обстановке, где ожесточение и окаменелость души были необходимым условием выживания: «После блокады мир рисовался мне затаившимся зверем. (13)Я ведь встретил блокаду одиннадцатилетним. (14)В таком возрасте трудно противостоять натиску чрезвычайных обстоятельств. (15)Они навязывали свои критерии и ценности как единственно возможные. (16)Я стал подозрителен, ожесточен, несправедлив к людям, как и они ко мне. (17)Глядя на них, я думал: «Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь». (18)Именно в первые послеблокадные годы я совершил несколько сквернейших поступков, до сих пор отягчающих мою совесть. (19)Выздоровление затянулось почти на десятилетие. (20)Лет до двадцати я чувствовал в себе что-то безнадежно старческое, взирал на мир взглядом надломленного и искушенного человека. (21)Лишь в студенческие годы молодость взяла свое и жажда полезной людям деятельности позволила стряхнуть с себя ипохондрию. (22)Однако прежняя детская вера в безусловное всесилие и совершенство человека, раздавленная блокадой, уже никогда не возродилась». По Д. Гранину

Слайд 35

ЗАДАНИЕ 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему . Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста , которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста . Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

Слайд 36

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ. Как война влияет на человека? Именно эта проблема волнует Д. Гранина, автора представленного для анализа текста. Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, обратимся к тексту. Автор показывает нам Ленинград глазами людей, которые пережили его блокаду. Он пишет, что участников тех страшных событий уже не могут радовать архитектурные ансамбли и набережные города: «Теперь они не возвышают душу, а отягощают своей призрачностью». Жители блокадного Ленинграда никогда уже не насладятся его красотой, ведь в их памяти навсегда запечатлены те страшные картины, когда трупы «стали частью блокадного пейзажа». Слова автора помогают осознать страшную истину: человек, переживший войну, не сможет стереть ее из памяти никогда. Родной город, улицы, дома навсегда утратили свою не оскверненную несчастьем красоту и теплоту, теперь они будут напоминать о страшных событиях прошлого.

Слайд 37

Продолжая размышлять о том, как влияет на человека война, Д. Гранин переключает свое внимание с того, как изменился Ленинград в глазах людей, на то, как изменились сами люди внутренне. Автор знакомит нас с героем, который просит не называть его имени. Мы узнаем, что после блокады он стал озлобленным и подозрительным. Тяжкой ношей стали для него собственные взгляды на жизнь и других людей. Во всех собеседниках он видел лжецов: «Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь». Несправедливое отношение к людям выражалось также в поступках героя, которые сам он характеризует как «сквернейшие», за которые его мучает совесть. Рассказывая об этом человеке, автор показывает нам его душевную боль, которая даже спустя годы отражается в его поступках. Человек, переживший войну, уже никогда не сможет стать прежним. Он закрывается от всех, кто, как он считает, не способен его понять.

Слайд 38

Мнение автора весьма ясно выражено в тексте: война навсегда меняет характер человека и то, каким он видит мир вокруг себя. Она не уходит в прошлое, не становится призрачным воспоминанием, а остается где-то рядом. Я согласен с мнением автора. Невозможно забыть боль, страх, смерть, с которыми люди сталкиваются во время войны. Она подвергает их нечеловеческим испытаниям духовной силы. Даже самые стойкие не остаются такими, как были. ! Пример влияния войны на человека мы находим на страницах рассказа Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов вернулся с фронта, пережив жестокость нацистов в плену и потерю всей своей семьи. Сломленный солдат остался наедине со своим горем. Да, вскоре в жизни героя появится мальчик-сирота, для которого Андрей попытается стать отцом. Но это не исцелит полностью несчастного человека, раздавленного тоской. Навсегда в сердце Андрея Соколова поселилась боль, причиненная страшной войной. Таким образом, влияние войны на человека колоссально: она меняет характер человека, разрушает его личность и заполняет сердце тоской, от которой нельзя избавиться даже спустя многие годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Урок "НАНОКОТ В МЕШКЕ" ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТА http://htweek.ru

Урок проведен в рамках VI Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ) прошедшей с 13 по 19 марта 2017 года под эгидой Министерства образования и науки РФ.ИСПОЛЬ...

Урок "Фруктовая батарейка" ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТА http://htweek.ru

Урок проведен в рамках VI Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ) прошедшей с 13 по 19 марта 2017 года под эгидой Министерства образования и науки РФ.ИСПОЛЬ...

Проектная деятельность на уроках физики в дистанционном формате

Статья посвящена основным методам работы на проектами в условиях дистанционного обучения...