Рабочие программы по русскому языку
рабочая программа по русскому языку

Нялина Елена Валентиновна

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для 6 - 9 классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_a_russkiy_yazyk.doc410.5 КБ
Файл 8_v.s_russkiy_yazyk.docx369.69 КБ
Файл 9_g_russkiy_yazyk.docx765.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

(для 5-9 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано  

на заседании методического совета

Председатель _________Н.С. Сталина

Протокол от 25.08.2021 г.№ 1                                                                                                                          

Утверждаю

Директор

________________А.Е. Задорожный

Приказ от 30.08.2021 г. № 444

Рассмотрено на заседании МО

Учителей русского языка и литературы

Руководитель МО ______Л.В.Арбатская

Протокол от 25.08.2021 г.№ 1

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для 6а класса.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

                                      Составитель:

Нялина Елена Валентиновна

учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной категории.                                                                                                                                                                                                                                                

гп Излучинск, 2022

Рабочая программа  учебного  предмета  "русский язык" для обучающихся 6 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника: Русский язык. 6 класс. Учебник  для общеобразовательных организаций. В 2 ч. [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 8-е изд.- М.: Просвещение, 2017.
  3. программы авторского коллектива: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : учеб. Пособие для обще образоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 13-е изд. — М.: Просвещение, 2016.;
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов». 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

                           ПРЕДМЕТА

Обучающийся должен уметь:

Речевая деятельность:

аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  •  разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  •  владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  •  правильно расставлять логические ударения, паузы;
  •  выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
    пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

       морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами
    в художественных текстах;

        лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов,
    антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

•        различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • составлять  схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
    выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске,
  • использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.

Текст

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

К.Р. Итоговый тест.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе в 6 классе — 210 ч (6 часов в неделю).

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План        Факт

Факт

Язык. Речь. Общение (3 + 1)

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык.Речь.Общение

Ситуация общения.

РР Сочинение – рассуждение (упр.9,10)

Повторение изученного в 5 классе ( 6+2)

Фонетика. Орфоэпия.

Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях.

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

РР Сочинение на тему «Интересная встреча» ( упр. 38)

Словосочетание. Простое предложение.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

Прямая речь. Диалог.

РР Составление диалога на тему по выбору

Текст (3+2)

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

РР Составление продолжения текста по данному началу

РР Сочинение-рассуждение

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

Лексика. Культура речи (10+2)

Слово и его лексическое значение.

РР Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

Общеупотребительные слова.

Профессионализмы.

Диалектизмы.

РР  Сжатое изложение

Исконно русские и заимствованные слова.

Исконно русские и заимствованные слова.

Новые слова (неологизмы)

Устаревшие слова.

Словари.

Повторение. Проверочная работа по теме «Лексика»

Фразеология. (3+1)

Фразеологизмы.

Источники фразеологизмов.

РР составление сообщения о возникновении фразеологизма

Повторение. Проверочная работа  

Словообразование. Орфография. культура речи. (30+5)

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование.

Морфемика и словообразование.

РР Описание помещения.

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке.

Этимология слов

Этимология слов.

РР Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

РР Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

Буквы а и о в корнях -кос- -  - кас-.

Буквы а и о в корнях -кос- -  - кас-.

Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-.

Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-.

Буквы а и о в корнях -гор- - - гар-.

Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-.

Буквы а и о в корнях -зор- - - зар-.

Буквы ы и и после приставок.

Буквы ы и и после приставок.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Гласные в приставках пре- и при-.

Контрольный диктант

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Сложносокращённые слова.

Сложносокращённые слова.

РР  Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

РР  Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Повторение по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Проверочная работа по теме «Словообразование»

Морфология. Орфография. Культура речи (21+4)

Повторение изученного в 5 классе.

Повторение изученного в 5 классе

РР Составление письма

Разносклоняемые имена существительные.

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

РР Устное публичное выступление о происхождении имен

Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имён существительных.

Род несклоняемых имён существительных.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

РР Сочинение-описание впечатлений.

РР Сочинение-описание впечатлений.

НЕ с именами существительными.

НЕ с именами существительными

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Повторение по теме «Имя существительное»

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Работа над ошибками диктанта

Имя прилагательное ( 20+5)

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

РР Описание природы.

Степени сравнения имен прилагательных

Степени сравнения имен прилагательных

Степени сравнения имен прилагательных

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Относительные прилагательные.

Р.Р. Выборочное изложение  «Возвращение Владимира в отчий дом» ( по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Не с прилагательными.

Не с прилагательными.

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

РР  Сочинение-описание природы (Н.П. Крымов «Зимний вечер»

РР  Сочинение-описание природы (Н.П. Крымов «Зимний вечер»

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

РР  Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

Имя числительное (16+2)

Имя числительное как часть речи.

Имя числительное как часть речи.

Простые и составные числительные.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Порядковые числительные.

Порядковые числительные.

Разряды количественных числительных.

Числительные, обозначающие целые числа.

Числительные, обозначающие целые числа.

Числительные, обозначающие целые числа.

Дробные числительные.

РР Составление юмористического рассказа по рисунку

Собирательные числительные.

Морфологический разбор имени числительного.

Повторение по теме «Имя числительное».

РР Публичное выступление на тему «Береги природу»

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Местоимение (23+3)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения.

Личные местоимения.

Возвратное местоимение себя.

РР  Рассказ по рисункам от 1 лица «Как я помогал маме»

Вопросительные местоимения.

Относительные местоимения

Относительные местоимения

Неопределенные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Отрицательные местоимения.

Притяжательные местоимения.

Притяжательные местоимения.

РР  Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Определительные местоимения.

Местоимения и другие части речи.

Морфологический разбор местоимения.

РР  Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

Повторение по теме «Местоимение».

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Глагол ( 30+6)

Повторение изученного в 5 классе

Повторение изученного в 5 классе

Повторение изученного в 5 классе

Р/Р Сочинение –рассказ по сюжетным рисункам

Разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные

Глаголы переходные и непереходные

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

РР  Изложение.

РР  Изложение.

Условное наклонение.

Условное наклонение

Повелительное наклонение.

Повелительное наклонение.

Повелительное наклонение.

РР Рассказ по сюжетным рисункам

Употребление наклонений.

Употребление наклонений.

Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

Морфологический разбор глагола.

РР Рассказ на основе услышанного.

РР Рассказ на основе услышанного.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Повторение по теме «Глагол»

Повторение по теме «Глагол»

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

Работа над ошибками диктанта

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (10+2)

Разделы науки о языке

Орфография

Орфография

Пунктуация

РР Сочинение на тему по выбору (упр.610)

РР Сочинение на тему по выбору (упр.610)

Лексика и фразеология

Словообразование

Словообразование

Морфология

Синтаксис

Резервный урок



Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

(для 5-9 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для 8  класса.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

                                      Составитель:

Нялина Елена Валентиновна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.                                                                                                                                                                                                                                                

гп Излучинск, 2022


Рабочая программа  учебного  предмета  "РУССКИЙ ЯЗЫК" для обучающихся  8  класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника:Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций 8 кл./ Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, - М: Просвещение, 2017;
  3. программыобщеобразовательных учреждений  по русскому языку 5- 9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 7-е издание, издательство «Просвещение», 2006г.;
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  3. Смысловое чтение.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
  5. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся должны знать:

•  основные сведения о языке, изученные  в 5—8 классах;

•  изученные языковедческие понятия, разделы  языкознания;

•  основные единицы языка, их признаки;

•  смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог,  сфера и ситуация речевого  общения;

•  признаки текста; способы и средства связи  предложений и смысловых частей текста;

•  признаки и жанровые особенности изученных   стилей речи;

 функционально-смысловые типы речи, их признаки;

•  основные нормы русского литературного языка

( орфоэпические, лексические, грамматические,  орфографические, пунктуационные), изученные  в 5—8 классах; нормы речевого этикета.

Обучающиеся должны уметь:

•  различать изученные стили речи;

•  определять тему, основную мысль текста,   функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

•  опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение:

•  адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

•  владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

•   извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

•        воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

•   создавать тексты изученных стилей и жанров;

•        свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•        соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

•        соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

•   соблюдать нормы русского речевого этикета;

•        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Обучающиеся  должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•  осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и   творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

•        развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

•        удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения;

•        увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

•        получения знаний по другим учебным предметам.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Функции русского языка в современном мире.  Повторение пройденного в V-VII классах.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание.

Повторение   пройденного  о  словосочетании   в  V  классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.   Виды   словосочетаний   по   морфологическим   свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические
по значению словосочетания.

Простое предложение.

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.Описание   архитектурных   памятников   как  вид  текста; структура текста, его языковые особенности.

 Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения.

 Повторение пройденного о подлежащем.Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

        Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

        Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения.

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).    Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения;   знаки   препинания   при   приложении.   Виды   обстоятельств по значению (времени,  места, причины,  цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

        Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

 Простые односоставные предложения.

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

        Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения.

 Понятие о неполных предложениях.Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения.

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интона-цией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с  обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение   на   основе   литературного   произведения (в том числе дискуссионного характера).

  Обращения, вводные слова.

Повторение изученного об обращении.Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.  Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов.Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами;   употреблять   вводные   слова   как   средство   связи   предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

 Обособленные члены предложения.

        Понятие   об   обособлении.   Обособленные   определения   и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение   интонационно   правильно   произносить   предложения   с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь.

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

  Повторение и систематизация  пройденного в VIII классе.

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Согласно  базисному учебному плану (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка в  8 классе отводится 3 часа в неделю (по программе 102 часа в год).

Тема урока

Дата проведения

План/факт

Русский язык в современном мире.

Повторение пройденного в 5-7 классе (6+1)

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

Знаки препинания в сложных предложениях.

Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко упр. 26

Слитное и раздельное написание не -  с разными частями речи

Контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 7 классе»

Синтаксис. Пунктуация (7+1)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.  

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

Порядок слов в предложении. Интонация.

Диктант.

Р/Р Описание  памятника культуры.

Главные члены предложения (6+1)

Главные члены предложения. Подлежащее.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения».

Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык- самая большая ценность народа».

Второстепенные члены предложения (8+1)

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения

Приложение. Знаки препинания при нём.

Обстоятельство.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

Р/Р «Характеристика человека»

Повторение

Односоставные предложения (9+2)

Главный член односоставного предложения.

Определённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения.

Р/Р Инструкция

Безличные предложения.

Р/Р Рассуждение

Назывные предложения.

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»

Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения»

Однородные члены предложения (12+2)

Понятие об  осложненном предложении  однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

Однородные и неоднородные определения.

Однородные и неоднородные определения.

Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 263)

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Синтаксический  разбор предложений с однородными членами.

Пунктуационный разбор предложений с однородными членами.

Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» .

Р/Контрольное сочинение-отзыв№2  по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»

Предложения со словами, не связанными с членами предложения (9+2)

Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении

Употребление обращений

Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Р/Р Контрольное сжатое изложение №1

Вставные слова, словосочетания и предложения

Междометия в предложении

Контрольный диктант№4 по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Предложения с обособленными членами предложения (16+2)

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений.

Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них.

Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием.

Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Обособление обстоятельств»

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при  них.

Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов

Обособление дополнений с предлогами

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

Р/Р Контрольное сжатое изложение№2

Прямая и косвенная речь (6+2)

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Р/Р Диалог.

Р/Р Рассказ.

Цитата и знаки препинания при ней.

Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь».

Контрольный диктант  по теме «Чужая речь»

Повторение изученного в 8 классе (8+2)

Синтаксис и морфология

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис и культура речи

Р/Р Контрольное изложение №2 с элементами сочинения (по тексту упр.442)

Синтаксис и орфография

Синтаксис и орфография

Итоговый контрольный диктант№6

Работа над ошибками. Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

(для 5-9 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для 9 Г класса.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Составитель:

Нялина Елена Валентиновна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория.                                                                                                                                                                                                                                                

гп Излучинск, 2022

Рабочая программа  учебного  предмета  "РУССКИЙ ЯЗЫК" для обучающихся  9  класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования  разработана на основе:

  1. основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
  2. учебника: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций./Авторы: С.Г.Бархударов и др - М: Просвещение, 2019;
  3. Русский язык.  Рабочие программы. Предметная линия учебников  Т.А.Ладыженской и др. – М.; Просвещение, 2011;
  4. локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  3. Смысловое чтение.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
  5. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  6. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  7. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий .

3.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Международное значение русского языка  
  • Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Тема, основная мысль текста. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка: разговорный стиль, публицистический стиль, научный и деловой стили. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

  • Сложное предложение. Культура речи

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложных предложений. Интонация сложного предложения.

  • Сложносочиненные предложения

       Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.  Сложносочинённые предложения с  разделительными союзами.  Сложносочинённые предложения с   противительными  союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

  • Сложноподчиненные предложения (СПП)

Понятие о сложноподчинённом предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

  • Основные группы сложноподчиненных предложений

СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными,  СПП с придаточными времени и места. СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП.

  • Бессоюзные сложные предложения (БСП)

Понятие о БСП. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.  Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Синтаксический т пунктуационный разбор БСП.

  • Сложные предложения с различными видами связи

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.   Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.Синтаксический  и пунктуационный разбор  сложных предложений с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

  • Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах

Общие сведения о языке.Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

  • Уроки развития устной и письменной речи.

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Курс рассчитан на 3 часа в неделю ( 102 часа в год).

урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

план

факт

Международное значение русского языка

Фонетика

Лексикология и фразеология

Морфемика. Словообразование

Простое предложение и его грамматическая основа.

Предложения с обособленными членами

Предложения с вводными словами, обращениями, вставными конструкциями.

Текст

Стили речи

Входная диагностическая работа

Р р Подготовка к сочинению по картине В.В.Васнецова «Баян»

Основные виды сложных предложений

Р.р.Сжатое изложение. Способы сжатия

Р.р.Тезисы.Конспект.

Сложносочинённое предложение и его особенности

Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными).

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

Знаки препинания в ССП.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Сложносочиненное предложение”.

РР. Рецензия на книгу.

Р.р. Изложение

Р.р. Изложение

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Сложноподчинённые предложенияс придаточными определительными.

Сложноподчинённые предложенияс придаточными определительными.

Сложноподчинённые предложенияс придаточными определительными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Сложноподчинённые предложения с

 обстоятельственными.  

Сложноподчинённые предложения с придаточными

 образа действия,меры и степени

Сложноподчинённые предложения  с придаточными времени и места.  

Сложноподчинённые предложения  с придаточными условными

РР Сочинение –описание по картине И.Левитана «Весна.Большая вода»

РР Сочинение –описание по картине И.Левитана «Весна.Большая вода»

Сложноподчинённые предложения  с придаточными причины

Сложноподчинённые предложения  с придаточными цели

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки

Сложноподчинённые предложения  с придаточными следствия

Сложноподчинённые предложения  с придаточными присоединительными

РР. Стили речи. Разговорный стиль.

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Сложноподчинённые предложения с  несколькими придаточными.

Сложноподчинённые предложения с  несколькими придаточными.

Сложноподчинённые предложения с  несколькими придаточными.

Контрольная работа за 1 полугодие в формате ОГЭ  (изложение)

Контрольная работа за 1 полугодие в формате ОГЭ  (тест)

Анализ контрольной работы за полугодие

РР Деловые бумаги

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение».

Повторение и обобщение по теме «Сложное предложение».

Контрольная  работа по теме “Сложноподчиненное предложение”( по материалам ГИА по русскому языку).

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП

 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой.  

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

Р.р. Сжатое изложение

Р.р. Сжатое изложение

 БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного.

Контрольная работа по теме «БСП»

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) связи в СП. Употребление бессоюзной связи в СП.

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) связи в СП. Употребление бессоюзной связи в СП.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (9.2)

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение (9.2)

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Р.р. Публичная речь.

РР.Научный и официально-деловой стили речи.

Урок-зачет по теме “Сложное предложение” с использованием материалов ГИА

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Роль языка в жизни человекаи общества

Язык как развивающеесяявление.

Русский язык в современном мире.

РР. Публицистический и художественный стили речи.

Контрольная работа по материалам ГИА

Контрольная работа по материалам ГИА

Фонетика. Орфография.

Фонетика. Орфография.

Морфемика. Словообразование

Морфемика. Словообразование

Морфемика. Словообразование

Морфология.

Морфология.

Морфология.

Синтаксис простого предложения. Пунктуация

Синтаксис простого предложения. Пунктуация

Синтаксис простого предложения. Пунктуация

Синтаксис сложного предложения

Синтаксис сложного предложения

Контрольная работа в формате ОГЭ за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...