Правописание Н и НН в именах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Правописание Н и НН в именах прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_n_i_nn_v_imenah_prilagatelnyh.docx | 64.15 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Сердцева Елена Викторовна |
Место работы | МБОУ «Федоровская СОШ» Акбулакского района Оренбургской области |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 6 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Морфология. 2 четверть |
Тема урока | Правописание Н и НН в именах прилагательных |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты: | |
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. | |
Метапредметные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы; выделять главную информацию, систематизировать ее и представлять в графическом виде, анализировать языковой материал, обобщать, строить логически обоснованные рассуждения; планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
Предметные: знать правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): имя прилагательное, суффиксальный способ образования слов, на стыке, с основой на –н. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Цель: выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. . Сегодня нам предстоит изучение новой темы. У каждого из вас на партах карточки с текстом и различными заданиями, по которым мы будет сегодня работать. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Цель: Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока |
Работа с текстом. Учитель читает текст, звучит музыка (Для того, чтобы вы настроились на работу, наш урок мне хотелось бы начать со сказки) Серебряная сказка. Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами. В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями. Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные к ружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками... Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы. Вопросы: ∙Вам понравилась «Серебряная сказка»? ∙Определите стиль текста, докажите свое мнение. (Художественный стиль, автор передает свое отношение к окружающему, рисует словами картину, использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворение). ∙К какому типу речи относится данный текст? (Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Пейзаж.) Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной, эмоциональной? (Наличие большого числа прилагательных) ∙Какова роль прилагательных в тексте?(Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, привлекательной). ∙В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их. ∙Почему в одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других – две? ∙А почему вы испытали затруднения в данных словах? (Данную тему не изучали) ∙Сформулируйте тему сегодняшнего урока. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься Цель: Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности |
Итак, перед нами стоит проблема, которую мы должны совместными усилиями разрешить: при каких условиях в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы Н? - Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. (познакомиться с прилагательными с н-нн в суффиксах и научиться правильно их писать). -Как вы сможете достичь этих целей? Что поможет нам? С чего нужно начать? |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. Цель: Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умение преобразовывать информацию |
Предлагается систематизировать материал учебника в виде схемы. -От каких частей речи образуются прилагательные? (От существительных, глаголов, наречий) Мы сегодня будем говорить о прилагательных, которые образуются от существительных. -Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть (Слова написаны на доске. Ученики произносят слово. Учитель записывает на доске, учащиеся – в конспектах, выделяют суффиксы.) Сон-сонный Станция-станционный Солома-соломенный Утка-утиный Песок-песчаный Нефть –нефтяной Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным) - От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? - От существительных. - Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? ( Есть Н-НН.) -Попробуйте сформулировать условия правописания н-нн в суффиксах прилагательных. (Пытаются сформулировать правило написания н-нн в суффиксах прилагательных). - А сейчас посмотрите на следующую группу слов: Оловянный Деревянный Стеклянный ветреный Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? ( В суффиксе –ЯН- написано НН) - Как можно назвать эту группу слов? -Исключения -Откройте учебники и найдите сведения,о которых мы еще не говорили. (Находят нужные сведения (В кратких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна) Составляют опорную таблицу или схему (работают в паре) -Составьте кластер-помощник, который поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. Работа с алгоритмом. Чтобы правильно написать суффикс прилагательного, нужно действовать по алгоритму. Составляют алгоритм Алгоритм 1.Определить, от какой части речи образовано слово. 2.Если образовано от существительного: а) с помощью суф. -ан, -ян, -ин: пиши -н- (кроме - оловянный, стеклянный, деревянный); б) с основой на -н-: пиши -нн- в) с помощью суф. -онн-. -енн- : пиши -нн- (кроме -ветреный-). |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) Цель: научить использовать изученный материал в речи |
Работа с текстом. -Теперь, когда мы знаем правило, алгоритм, вы можете объяснить, почему в суффиксах прилагательных из сказки пишется н или нн? -Читаем слово, пользуясь алгоритмом, объясняем условия написания н и нн. Серебряная сказка. Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами. В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями. Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками... Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы. Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме и объясняют условия написания н и нн . Образец анализа слов. Серебряная (сказка) – прилагательное образовано от существительного серебро, к основе серебр- прибавляется суффикс –ян, пишем н. звериными тропами – прил., обр. от сущ. зверь, суфф. ин, пишем н лунный (свет) – прил. образовано от сущ. луна, к основе лун- прибавляется суффикс н, пишем нн. торжественным – прил., обр. от сущ. торжество с помощью суфф. енн, пишем нн стеклянные цветы – исключение |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Распределите данные прилагательные на 2 группы: Гусиный, земляной, куриный, песчаный, лошадиный, глиняный. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Физминутка Называю прилагательные. Если в слове одна н –хлопают один раз в ладоши, две н –два раза в ладоши. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
(1)Когда наступило субботнее утро и всё в летнем мире дышало свежестью и кипело жизнью, Том появился на тротуаре с ведром извёстки и длинной кистью в руках. (2)Как только он оглядел забор, дух его погрузился в глубочайшую тоску, которой не видно было конца. (3)Тридцать ярдов дощатого забора! (4)В девять футов вышиной! (5)С ним и за сто лет не управишься! (6)Том окунул кисть в ведро и неторопливо провёл ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал её снова, сравнил ничтожную выбеленную полоску с необозримым материком неокрашенного забора и уселся на загородку под дерево в полном унынии. (7)Он начал думать о том, как весело рассчитывал провести этот долгожданный день, который вдруг наполнился болезненной скорбью.
(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру. (35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой. – (36)Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно. – (37)В лесу запустим. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Продолжить строчку. Добавить 2 слова из предложенного текста, образовав от подчёркнутых имён существительных имена прилагательные. Две строчки заполнить своими примерами. А) Кожаный, дровяной,__________________________________________ Б) Авиационный, торжественный,_________________________________ В) Старинный, осенний,___________________________________________ Г) Воробьиный, осиный___________________________________________ Правила защиты от коронавируса Мытьё рук с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртосодержащими или дезинфицирующими салфетками. Не трогайте руками глаза, нос или рот. Находясь в обществе, соблюдайте расстояние не менее 1,5 метра, так как вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно-капельным путём. Носите маску, чтобы уменьшить риск заболевания. Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов, богатых белками, витаминами и минеральными веществами. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Словарный диктант с последующей взаимопроверкойУтиная походка, овсяная каша, деревянная рама, стеклянная ваза, оловянный солдатик, ветреный день, соломенная шляпа, кожаный портфель. Выполнение, самооценка «5»-о ошибок «4»-1 ошибка «3»-2-3 ошибки |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
- Ребята, вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Научиться применять правила написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных). -Достигли мы её? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
«Паутинка». Учащимся предлагается подвести итоги урока. Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось: - узнать… - понять… - научиться… - применять… - использовать… - я чувствую… - я хочу для себя… - могу помочь сделать другим…. Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка, закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Предлагает выбрать любой вариант творческого домашнего задания: 1) Придумать зарифмованное правило по изученной орфограмме 2) написать сочинение-миниатюру «Зимушка-зима», используя в нем прилагательные с н и нн в суффиксах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе....
Презентация-тренажер по теме - Правописание н-нн- в суффиксах имен прилагательных
Цели и задачи: Использовать данную презентацию для повторения и закрепления навыков правописания н-нн- в суффиксах имен прилагательных....
конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления)....
Презентация к уроку русского языка на тему: "Правописание Н и НН в именах прилагательных"
Данная презентация знакомит учащихся с особенностями выбора написания Н и НН в именах прилагательных....
Презентация к уроку "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
Конспект урока "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"
Конспект урока русского языка в 6 классе с применением технологии встречных усилий "Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных"...
План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...