Конспект открытого урока по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Цель урока
-повторение, обобщение и систематизация полученных знаний,необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2024, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание
2)развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3)воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к ОГЭ (работа с тестовой частью)- открытый урок | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» -
(работа над тестовой частью)
Варакян В.Г.
(РФ, Москва, ГБОУ Ш №2065,
vera.varakyan@mail.ru)
Предмет: русский
Продолжительность : 40 мин.
Класс: 9 класс
Цель урока
-повторение, обобщение и систематизация полученных знаний,необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2024, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание
2)развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3)воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок развивающего контроля
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, карточки, раздаточный материал, карта самоанализа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные:
1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
2) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Предметные:
1) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
2) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
У нас сегодня необычный урок, т.к. к нам пришли гости, и урок я хочу начать необычно. Я вам прочитаю легенду:
«На земле рождается человек, на небе загорается новая звезда. И Бог сразу определяет его судьбу, и от этой судьбы человеку не уйти. Но мудрый создатель дает нам право выбрать между добром и злом, красотой и уродством, желанием любить других или только себя, приносить людям пользу или вред. От выбора человека зависит, насколько ярко или тускло будет гореть его звезда. И если это настоящая звездочка, то она будет неповторимой и необычайно сложной, будет ярко сверкать и наполнять мир и людские души теплом, светом и красотой. Закройте глаза. Мысленно представьте свою звезду, прикоснитесь к ней, ощутите ее тепло, радость, вдохновение. И пусть эти незабываемые чувства помогут вам сегодня на уроке и, конечно, при сдаче экзамена».
II. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
1. Фронтальный опрос. Ребята, проверим, насколько прочны ваши знания теории.
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения? Какие виды придаточных предложений вы знаете?
(Виды придаточных предложений:
- Придаточное определительное. Если от главного предложения к придаточному задаётся вопрос определения, то это придаточное определительное. Вопросы определения: какой? чей? К придаточному определительному вопрос задаётся от существительного из главного предложения.
- Придаточное изъяснительное. Если от главного предложения к придаточному задаётся падежный вопрос, то это придаточное изъяснительное. Чаще всего придаточное изъяснительное относится к сказуемому главного предложения.
- Придаточное обстоятельственное. Если от главного предложения к придаточному задаётся вопрос обстоятельства, то это придаточное обстоятельственное. Вопросы обстоятельства: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?)
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
- Молодцы, ребята! Вы превосходно справились с первым заданием.
2.Орфографическая работа (запись в тетрадях) проверка по цепочке
Кое-кто все-таки рассчитывал на встречу, услышишь какой-то шорох, по-прежнему надеялся на чью-нибудь помощь, крашенные грязно-розовой краской стены, в течение первых двух дней, расстилалась равнина, блистала серебряная полоска, несмотря на теплые дни, посеянные семена, поля не скошены.
3. Переходим с вами к анализу текста, который включает в себе задания ОГЭ зад.2, 3,4,5, 7, 11,12,
4. Самостоятельная работа.(Ребята получают карточки с текстом для анализа).
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Зад. 5;7
Хотя роман его с Машенькой прод..лжался в те д..лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу..ствовал (ни) какого (не) соответствия между д..йствительным врем..нем и тем другим врем..нем в к..тором он ж..л так как пам..ть его сов..рше(нн, н)о (не) учит..вала каждого мгновения а перескак..вала через пустые (не) нужные ему места я..стве(нн,н)о озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых..дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж..зн.. и ходом наст..ящей.
(По В.Набокову)
(3-4 мин для выполнения задания). Давайте проверим.
Кто желает вставить пропущенные буквы и знаки препинания? (два ученика отвечают у доски)
(/1.Хотя роман его с Машенькой продолжался в те далекие годы не три дня, не неделю, а гораздо больше, /2.он не чувствовал никакого несоответствия между действительным временем и тем другим временем, /3.в котором он жил, /4.так как память его совершенно не учитывала каждого мгновения, а перескакивала через пустые, ненужные ему места, явственно озаряя только то, /5.что было связано с Машенькой, /6.и потому выходило так, /7.что не было несоответствия между ходом прошлой жизни и настоящей).
- Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
(Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений)3 зад.
- Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
(Грамматическая основа -"что было связано", составное именное сказуемое)зад.2
- Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
(предложение 4,пустые, ненужные)
- Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
(предложение 4, явственно озаряя только то)
- Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
(учитывала, перескакивала)
- Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
(связано)
- Найдите в тексте орфограммы: «Не с разными частями речи»
(не неделю, не чувствовал, несоответствия, не учитывала, ненужные, не было).
-Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
(прошлой и настоящей) зад. 12
- Назовите средство художественной выразительности в предложении:
(Память перескакивала через пустые места- метафора) -11 зад
5. Повторение сведений о словосочетании (задание ОГЭ) зад. 9
Закончим высказывания:
Если оба слова в словосочетании изменяются – это … (согласование)
Если зависимым словом является существительное, употребленное в том или ином падеже, - это… (управление)
Если в словосочетание входит неизменяемая часть речи – это… (примыкание)
Упражнение:
Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по замене словосочетаний синонимичными. Задания выполняем устно. (по цепочке)
- Замените словосочетания, построенные на основе
согласования
синонимичным словосочетанием со связью
управление
Дружеский совет (совет друга)
Понимающий человек(человек с пониманием)
Человеческая доброта (доброта человека)
Жизненная основа (основа жизни)
Кирпичный дом (дом из кирпича)
солдатские могилы
собачий лай (лай собаки)
бесперебойная работа
медный самовар
еловая ветка ветка ели
солнечные лучи
6. Работа по карточке - карточки сдают на проверку
Заменить словосочетания синонимичными.
1 говорил с тревогой – тревожно говорил
2 ждал с напряжением – напряжённо ждал
3 охранял с заботой – заботливо охранял
4 глядел со смущением – смущённо глядел
5 уезжал со спокойствием - спокойно уезжал
6 отзывался с гордостью – гордо отзывался
7 сделал с аккуратностью – аккуратно сделал
8 плакал без звука - беззвучно плакал
9 поступил без жалости - безжалостно поступил
1 бессонная ночь – ночь без сна
2 подземный переход – переход под землёй
3 лесной запах – запах леса
4 школьный портфель - портфель для школы
5 плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша
6 приморский парк - парк при море
7 клетчатый шарф – шарф в клетку
7. Сейчас проверим, хорошо ли знаете определения средств выразительности. Итак, я читаю определение термина, ваша задача- определить название средства выразительности.
1)Преувеличение - гипербола
2)Употребление слова в переносно значении -метафора
3)Яркое, красочное прилагательное - эпитет
4)Уподобление одного предмета или явления другому - сравнение
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение - фразеологизм
6) Неживой предмет приобретает свойство живого - олицетворение
8. Объясните фразеологизмы.
Сесть в калошу - Попасть в неудобное положение
Совать нос - Вмешиваться
Сматывать удочки - Убежать
Как снег на голову - Неожиданно
В чай по чайной ложке - Медленно
Как кошка с собакой - Жить недружно
Надуться как мышь на крупу - Обидеться
Кот наплакал - Очень мало
Ребята, вы сегодня поработали хорошо. Спасибо!
Домашнее задание — выполнить тест в формате ОГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс
Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...
Открытый урок по теме Стилистические и синтаксические нормы русского языка. 11-й класс
Урок русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Имеется презентация и приложение...
конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам
Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение орфографии: правописа...
Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"
В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...
Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью) Цели урока: 1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых дл...
Конспект открытого урока по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» - (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» -(работа над тестовой частью) В аракян В.Г.(РФ, Москва, ГБОУ Ш №2065,vera.varakyan@mail.ru)...
Конспект урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Материалы урока позволяют повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, необходимые для выполнения тестовых заданий по ОГЭ (с новыми изменениями), уметь применять их на практике, подготов...