Система уроков по теме "Сложносочиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Система уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система уроков по теме "Сложносочиненное предложение" | 364.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя образовательная школа № 37»
г. Улан-Удэ
Система уроков по теме:
«Сложносочиненное предложение»
Улан-Удэ
2023г.
Технологические карты уроков
Урок 1. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Педагогические цели | Способствовать формированию представления о сложносочиненном предложении; создать условия для развития умения распознавать сложносочиненные предложения |
Тип и вид урока | Урок смешанного типа / комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка |
Личностные результаты | Воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой. Языковая и лингвистическая (языковедческая): предложения простые и сложные. Сложносочиненные предложения. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умеют воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация) |
Основное | Сложносочиненные предложения – сложные предложения, состоящие из простых предложений, связанных сочинительными союзами и интонацией. Сочинительные союзы и их значение в предложениях |
Характеристика основных видов деятельности | Дают определения сложносочиненных предложений, объясняют роль сочинительных союзов в предложении; называют группы сочинительных союзов. Распознают сложносочиненные предложения |
Образовательные ресурсы | Тростенцова Л. А. Русский язык: поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011. Презентация «Сложное предложение. Общие понятия». URL: http://www.myshared.ru/slide/360052/. Презентация «Сложное предложение». URL: http://www.myshared.ru/slide/277987/. Презентация «Сложное предложение. Общие понятия». URL: http://pedsovet.su/load/31-1-0-7934; тестовые задания; вопросы для обсуждения |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Контроль знаний | Индивидуальная форма. Практический метод. Методический прием – тест | Предлагает выполнить тестовые задания | Выполняют тестовые задания по вариантам | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем | Индивидуальная. Тест |
II. Усвоение новых знаний и способов действий: понятие о сложносочиненном предложении | Коллективная, фрон-тальная формы. Словесный, наглядный методы. Методические приемы – презентация, работа с текстом, рассказ учителя, беседа | Объясняет тему урока, организуя работу с презентацией, рубриками «Материал для самостоятельных наблюдений», «Определения и правила для заучивания», «Теоретические сведения» (с. 36–37) | Смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; работают | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста | Фронтальная. Устный опрос |
Фронтальная форма. Словесный, практический методы. Методические приемы – работа с текстом, беседа | Организует работу | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы; делают вывод | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи | Фронтальная. Устный опрос | |
III. Применение знаний и способов действий: группы сочинительных | Парная форма. Практический метод. Мето- | Предлагает составить таблицу «Группы сочинительных союзов», привести примеры | Составляют и заполняют таблицу «Группы сочинительных союзов» | Познавательные: структурируют знания; вносят изменения в свою деятельность по результатам текущего контроля | Парная. |
IV. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. | – Закончите предложения. • Самым интересным на уроке было… • Мне понравилось… • Меня заинтересовало… • Хотелось бы узнать подробнее о… • Мне не понравилось… | Заканчивают предло- | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; анализируют эмоциональные состояния, возникшие в результате успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека | Фронтальная. Устный опрос |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – | § 11. Упр. 60. Комментирует задания | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Индивидуальная. Упраж- |
ТЕСТ Понятие о сложносочинённом предложении
Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________
I вариант
Задание 1
Расставьте, где нужно, запятые перед союзом И. Укажите сложносочинённые предложения:
1) В это время из-за высоты, находившейся в полуверсте от крепости, показались новые конные толпы и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками. (А. П.)
2) Вскоре пули начали свистать около наших ушей и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. (А.П.)
3) Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием и, наконец, просто усталостью. (А.Г.)
4) Однажды солнце догорало и тихо теплились лучи... (Н.Гум.)
5) И погасли изумруды змея и павлина веерное диво. (Н.Гум.)
Задание 2
Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:
Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________
II вариант
Расставьте, где нужно, запятые перед союзом И. Укажите сложносочинённые предложения:
В эту минуту послышался легкий шум и из-за шкапа явилась Палаша. (А.П.)
Почти одновременно зацвела ранняя ива и запел полным голосом певчий дрозд. (М.П.)
Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы ? и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (И.Г.)
Еще цветут орехи и ольха и их золотые сережки дымятся от прикосновения птичек. (М.П.)
Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. (Пауст.)
Задание 2
Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:
1) В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)____________________________
Урок 2. СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Педагогические цели | Создать условия для развития умений распознавать сложносочиненные предложения, выявлять группы сочинительных союзов (соединительные, разделительные, противительные), соединяющих простые предложения, объяснять постановку запятой в сложносочиненных предложениях |
Тип и вид урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий / комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и используют их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний |
Личностные результаты | Имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Языковая и лингвистическая (языковедческая): предложения простые и сложные. Предложения сложносочиненные. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: проявляют способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета; свободно пользуются словарями различных типов, справочной литературой; овладевают приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания |
Основное | Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сочинительные союзы (одновременность, последовательность, причина; чередование, взаимоисключение; сопоставление, противопоставление) |
Характеристика основных видов деятельности | Устанавливают смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; объясняют постановку знаков препинания, находят в тексте сложносочиненные предложения и производят пунктуационный разбор |
Образовательные ресурсы | Презентация «Сложное предложение. Общие понятия». URL: http://www.myshared.ru/slide/360052/. Презентация «Сложное предложение». URL: http://www.myshared.ru/slide/277987/. Презентация «Сложное предложение. Общие понятия». URL: http://pedsovet.su/load/31-1-0-7934; задания для самостоятельной работы, индивидуальной работы |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Усвоение знаний и способов действий: сложносочиненные предложения | Фронтальная форма. Словесный, практический методы. Методический прием – упраж- | Создает условия для углубления знаний о сложносочиненных предложениях (см. РМ) | Выполняют упражнение | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи | Фронтальная. Упражнение |
Коллективная, фронтальная формы. Словесный, наглядный методы. Методические приемы – презентация, работа | Объясняет тему урока, организуя работу с презентацией, рубриками «Материал для самостоятельных наблюдений», «Теоретические сведения» (с. 37–38) | Смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; работают с учебным материалом; вступают в беседу | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста | Фронтальная. Устный опрос | |
II. Применение знаний и способов действий: смысловые | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, творческий методы. Методические приемы – работа с таблицей, сообщение | Предлагает ознакомиться | Изучают содержание таблицы, готовят сообщение; выступают с ним, слушают сообщение | Коммуникативные: составляют сообщения, удерживают логику повествования | Индивидуальная. Сообщение |
Парная форма. Практический метод. | – Продолжите предложение так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены, б) простые предложения в составе сложного (см. РМ) | Продолжают предложения так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены, б) простые предложения в составе сложного | Личностные: концентрируются и сосредотачиваются на работе | Парная. Упраж- | |
III. Закрепление знаний и способов действий | Индивидуальная форма. Практический метод. Методический прием – упражнение | Организует самостоятельную работу (см. РМ) | Подбирают подходящие по смыслу союзы. Конструируют предложения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения | Индивидуальная. Упраж- |
IV. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – беседа | – Закончите предложения. • Самым интересным на уроке было… • Мне понравилось… • Меня заинтересовало… • Хотелось бы узнать подробнее о… • Мне не понравилось… | Заканчивают предло- | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; анализируют эмоциональные состояния, возникшие в результате успешной | Фронтальная. Устный опрос |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение учителя | § 12. Упр. 62. Выписать 6 сложносочиненных предложений из произведений | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Индивидуальная. Упраж- |
Урок 3. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с соединительными союзами, смысловыми отношениями между частями сложносочиненного предложения, связанными соединительными союзами, формированию представления о том, что соединительные союзы тоже, также могут располагаться внутри второй части сложносочиненного предложения; создать условия для развития умений определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, связанными соединительными союзами (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения), находить границу между простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения, связанными сочинительными союзами тоже, также, составлять из двух простых предложений сложносочиненное с указанными значениями, схемы сложносочиненных предложений |
Тип и вид урока | Урок смешанного типа / комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и используют их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний |
Личностные результаты | Имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Языковая и лингвистическая (языковедческая): предложения простые и сложные. Предложения сложносочиненные. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях |
Метапредметные результаты | Применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; проявляют способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применяют полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладевают национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения |
Основное содержание темы | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Соединительные союзы и, да (=и), ни … ни, тоже, также (одновременность, последовательность действий, причинно-следственные отношения) |
Характеристика основных видов деятельности | Называют соединительные союзы в сложносочиненных предложениях; определяют смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с соединительными союзами и, тоже, также; заменяют данные союзы синонимичным союзом и; объясняют правописание и синтаксическую роль слов то же, так же, отличают их от омонимичных союзов тоже, также |
Образовательные ресурсы | Презентация «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами». URL: http://www.myshared.ru/slide/257582/. Презентация «Сложносочиненное предложение». URL: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/ 2014/12/14/slozhnosochinyonnoe-predlozhenie |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Проверка домашнего задания | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. | Осуществляет проверку выполнения упр. 62. Предлагает зачитать сложносочиненные предложения из произведений А. С. Пушкина, указать смысловые отношения частей. Обращает внимание на то, как обучающиеся произносят каждую из частей сложного предложения | Один ученик работает | Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия | Фронтальная, индивидуальная. Упражнение |
II. Лингвистическая | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. Методический прием – упражнение | – Поставьте ударение в словах: – Объясните значение фразеологизмов, составьте с ними предложения: на птичьих правах, на широкую ногу, пускать пыль в глаза, тянуть канитель, носить воду | Записывают слова, ставят в них ударение. Объясняют значение фразеологизмов, составляют | Личностные: проявляют интерес к учебному мате- Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий | Индивидуальная. Упраж- |
III. Усвоение новых знаний и способов действий: сложносочиненные предложения с соединительными союзами | Коллективная, фронтальная формы. Словесный, наглядный методы. Методические приемы – презентация, работа с текстом, объяснение учителя, | Объясняет тему урока, организуя работу с презентацией, рубрикой «Теоретические сведения» (с. 39) | Смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; работают | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста | Фронтальная. Устный опрос |
IV. Применение знаний и способов действий | Фронтальная, индивидуальная формы. Практический, словесный методы. Методические приемы – упражнение, | Организует комментированное выполнение упр. 64, проводит беседу по вопросам к нему | Выписывают сложносочиненные предложения, подчеркивают грамматические основы, расставляют запятые; составляют схемы предложений | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению | Фронтальная индивидуальная. Упражнение, устный опрос |
V. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – | – Какие цели, задачи были поставлены в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Какой материал показался трудным, непонятным? – Что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. Коммуникативные: высказывают свое мнение, умеют слушать других | Фронтальная. Устный опрос |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение учителя | § 13. Упр. 63. Комментирует задания | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Индивидуальная. Упраж- |
Урок 4. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Педагогические | Способствовать ознакомлению с разделительными союзами, разновидностями смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, связанными разделительными союзами; создать условия для развития умений определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, связанными разделительными союзами (чередование, взаимоисключение), составлять из двух простых предложений сложносочиненное с указанными значениями, составлять схемы сложносочиненных предложений |
Тип и вид урока | Урок смешанного типа / комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка; уместно употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения |
Личностные результаты | Воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Языковая и лингвистическая (языковедческая): предложения простые и сложные. Предложения сложносочиненные. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: адекватно понимают информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации); владеют разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме |
Основное содержание темы | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Разделительные союзы то … то, или (иль), |
Характеристика основных видов | Называют разделительные союзы в сложносочиненных предложениях; определяют смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с разделительными союзами; расставляют знаки препинания и указывают смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложносочиненных; составляют схемы данных предложений |
Образовательные ресурсы | Презентация «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые | Формируемые УУД | ||||
I. Контроль знаний. 1. Словарный диктант | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический, творческий методы. Методические приемы – словарный диктант, упражнение | Колонна, колонка, источенные Задание. Составить со словами три сложносочиненных предложения с соединительными союзами, построить схемы | Пишут слова под диктовку. Составляют со словами сложносочиненные предложения с соединительными союзами, строят схемы | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Индивидуальная. Словарный диктант, упражнение |
2. Диктант с заданием | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. | Задание. Подчеркнуть главные члены в каждом предложении, построить схемы, объяснить. Пусть нива колос наливает крепнет трудовой народ… Пусть наше слово расцветает, наша правда пусть растет. М. Рыльский | Записывают отрывок из стихотворения под диктовку. | Личностные: осуществляют анализ принятого решения. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений, доказательства; выдвигают гипотезы и обосновывают их | Фронтальная, индивидуальная. Диктант, упражнение |
3. Соединительные союзы. Смысловые отношения | Парная форма. Словесный, практический методы. Методический прием – упражнение | Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения (см. РМ) | Записывают предложения, расставляют знаки препинания, выделяют союзы, строят схемы, определяют смысловые отношения | Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролируют действия партнера | Парная. Упраж- |
II. Усвоение знаний и способов действий: сложно-сочиненные предложения | Коллективная, фронтальная формы. Словесный, наглядный методы. Методические приемы – презентация, работа с текстом, объяснение учителя, беседа | Объясняет тему урока, организуя работу с презентацией, рубрикой «Теоретические сведения» (с. 41) | Смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; работают с учебным материалом; вступают | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста | Фронтальная. Устный опрос |
III. Применение знаний | Парная форма. Словесный, практический методы. Методический прием – упражнение | Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы, построить схемы, определить смысловые отношения (см. РМ) | Записывают предложения, расставляют знаки препинания, выделяют союзы, строят схемы, определяют смысловые отношения | Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролируют действия партнера | Парная. Упражнение |
IV. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – беседа | Предлагает ответить на поставленные в начале урока – Какой материал показался трудным, непонятным? – Что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы | Фронтальная. Устный опрос |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение | § 14. Упр. 65. Комментирует задания | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего | Индивидуальная. Упраж- |
Урок 5. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с противительными союзами, разновидностями смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, связанными противительными союзами; создать условия для развития умений определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, связанными противительными союзами (сопоставление, противопоставление), составлять схемы сложносочиненных предложений |
Тип и вид урока | Урок смешанного типа / комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и используют их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения |
Личностные результаты | Осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него; испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; проявляют стремление к речевому самосовершенствованию |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли. Языковая и лингвистическая (языковедческая): предложения простые и сложные. Предложения сложносочиненные. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: владеют разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Говорение и письмо: соблюдают в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка, основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; проявляют способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения |
Основное | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Противительные союзы а, но, да (=но), |
Характеристика основных видов деятельности | Называют противительные союзы в сложносочиненных предложениях; определяют смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с противительными союзами; расставляют знаки препинания и указывают смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочиненных предложениях; составляют схемы данных предложений; из двух простых предложений составляют сложносочиненные предложения с разными союзами со значением противопоставления |
Образовательные ресурсы | Презентация «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения с соединительными, противительными и разделительными союзами». URL: http://www.myshared.ru/slide/257582/. Презентация «Сложносочиненное предложение». URL: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/ 2014/12/14/slozhnosochinyonnoe-predlozhenie; текст объяснительного диктанта; задание для творческой работы; тест |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Проверка домашнего задания | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. | Осуществляет проверку выполнения упр. 65. Предлагает указать смысловые отношения между простыми предложениями | Один ученик работает | Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: используют знаково-символические средства. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия | Фронтальная, индивидуальная. Упраж- |
II. Усвоение новых знаний и способов действий: сложносочиненные предложения с противительными союзами | Коллективная, фронтальная формы. Словесный, | Объясняет тему урока, организуя работу с презентацией, рубрикой «Теоретические сведения» (с. 42) | Смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; работают с учебным материалом; вступают в беседу | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста | Фронтальная. Устный опрос |
III. Применение знаний 1. Сложносочиненные предложения со значением противопоставления | Индивидуальная, фронтальная формы. Практический, словесный методы. Методический прием – упражнение | Предлагает выполнить упр. 66, организует проверку | Составляют из простых предложений сложносочиненные с указанными значениями | Регулятивные: корректируют деятельность (вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок), намечают способы их устранения | Индивидуальная. Упраж- |
2. Текст. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | Парная форма. Практический метод. | Комментирует задания упр. 68, организует его выполнение | Озаглавливают текст, расставляют запятые, подчеркивают члены предложения; определяют смысловые отношения | Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: принимают участие в работе парами | Индивидуальная. Упраж- |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический, творческий методы. Методические приемы – объяснительный диктант, творческое | Создает условия для проведения объяснительного диктанта | Пишут объяснительный диктант. Дополняют незаконченные сложносочиненные предложения. Выполняют тестовые задания | Регулятивные: оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос: «Чего я не знаю и не умею?»). Познавательные: воспроизводят по памяти информацию | Индивидуальная. Диктант, задания, тест |
V. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – беседа | – Что показалось вам особенно интересным на уроке? – Помог ли вам сегодняшний урок? | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли. Личностные: задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить на него ответ | Фронтальная. Устный опрос |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение учителя | § 15. Упр. 67. Комментирует | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Индивидуальная. Упраж- |
ТЕСТ. Сложносочиненное предложение с разными союзами
I вариант
Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________
Задание 1
В каких случаях союз И соединяет части ССП?
1) Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)
2) По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)
3) В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)
4) Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)
Задание 2
В каких случаях перед союзом И надо поставить запятую?
1) Его почти ничего не влекло из дома ? и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире. (И.Г.)
2) Око моё меня соблазняет ? и мне исткнуть его необходимо, должно для душевного спасения. (Д.Ф.)
3) Он покосился на весёлые, но твёрдые глаза Лефорта ? и судорожно схватил даму за руку. (А.Т.)
4) Люблю я ропот буйных вод ? и на волне звезды сиянье. (СЕ.)
II вариант
Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________
Задание 1
Укажите ССП с разделительными союзами:
1) Но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности. (М.Л.)
2) Отчего мне так не по себе, когда я вижу адвоката, или учителя латинского языка, или члена управы? (А.Ч.)
3) Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали. (А.Ч.)
4) Ей, вероятно, приснилось что-нибудь или пришли на память вчерашние рассказы. (А.Ч.)
Задание 2
Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:
1) А ушедший в ночные пещеры, или к заводям тихой реки повстречает свирепой пантеры наводящие ужас зрачки. (Н.Гум.)
2) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. (М.Л.)
3) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек. (М.Г)
4) Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же... (Л.Т.)
III вариант
Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________
Задание 1
Расставьте знаки препинания, выделите предикативные единицы, подчеркните грамматические основы:
1) Но прошло уже воскресенье а старик всё не возвращался и не было никаких известий. (А.Ч.)
2) Ему не было ещё сорока но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. (А.П.)
3) Чёрная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки. (А.Ч.)
4) Годы проходили а он всё сидел на одном месте писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же... (А.Ч.)
Задание 2
Расставьте пропущенные запятые. Отметьте ССП:
1) Игра и ужин уже кончились но гости ещё не разъехались. (Л.Т.)
2) Манифеста никто не читал но все знали о его появлении. (Л.Т.)
3) Соня хотела поднять голову хотела отвечать но не могла и ещё больше спряталась. (Л.Т.)
4) Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой а в постные дни рыбой... (А.Ч.)
Урок 6. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Педагогические цели | Способствовать развитию умений опознавать сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, производить синтаксический разбор предложений; содействовать закреплению умения объяснять отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом |
Тип и вид урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий / комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и используют их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознают и анализируют основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употребляют языковые единицы адекватно ситуации речевого общения |
Личностные результаты | Имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Языковая и лингвистическая (языковедческая): предложения простые и сложные. Предложения сложносочиненные. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: владеют разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; проявляют способность извлекать информацию из различных источников; овладевают приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме |
Основное содержание темы | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, придаточным предложением |
Характеристика основных видов деятельности | Находят в тексте сложносочиненные предложения, производят их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строят и употребляют в речи; анализируют текст с точки зрения выразительных возможностей; находят в тексте сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом; определяют (находят) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в сложносочиненном предложении, при анализе дают интерпретацию языковых явлений |
Образовательные ресурсы | Презентация «Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения». URL: http://www.myshared.ru/slide/628855/. Презентация «Сложносочиненные предложения». URL: http://bigslide.ru/russkiy-yazik/14728-slozhnosochinennie-predlozheniya-s-primeneniem-kom.html; задания для самостоятельной, коллективной работы; слова для словарного диктанта |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Лингвистическая разминка | Фронтальная, индивидуальная, парная формы. Словесный, практический методы. Методические приемы – словарный диктант, грамматические задания | Проводит словарный диктант и предлагает выполнить грамматические задания (см. РМ) | Выполняют взаимопроверку написания словарного диктанта. Выделяют слова с удвоенной согласной, расставляют ударение | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: контролируют действия партнера | Фронтальная. Упражнение |
II. Усвоение знаний и способов действий: разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | Коллективная, фронтальная формы. Словесный, наглядный методы. Методические приемы – презентация, работа | Объясняет тему урока, организуя работу с презентацией, рубрикой «Теоретические сведения» (с. 43–44). Коллективно осуществляет анализ предложений | Смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; анализируют предложения; работают с учебным материалом; вступают в беседу | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы | Фронтальная. Устный опрос, упражнение |
III. Применение знаний и способов действий | Групповая форма. Практический метод. Методический прием – упражнение | Предлагает выполнить | 1-я группа – упр. 69. 2-я группа – упр. 70. 3-я группа – упр. 72 | Коммуникативные: соблюдают процедуры обсуждения, обобщают, фиксируют решения в конце работы | Групповая. Упраж- |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Индивидуальная форма. Практический метод. Методический прием – упражнение | Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось: 1) простое предложение 2) сложносочиненное с тем же союзом. Начертить схемы предложений (см. РМ) | Продолжают предложения: простые с однородными членами и сложносочиненные. Чертят схемы предложений | Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций. Личностные: преодолевают препятствия при их возникновении; концентрируются и сосредотачиваются на работе | Индивидуальная. Упраж- |
V. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – беседа | – Какие цели, задачи были поставлены в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Какой материал показался трудным, непонятным? – Что воспринималось – Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; анализируют эмоциональные состояния, возникшие | Фронтальная. Устный опрос |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение учителя | § 16. Упр. 71. Комментирует задания | Воспринимают задание, уточняют его | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Индивидуальная. Упраж- |
Урок 7. СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР
СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Педагогические цели | Способствовать развитию умения последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения |
Тип и вид урока | Урок усвоения знаний и способов действий / учебный практикум |
Планируемые результаты (предметные) | Проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; имеют представление об основных функциях языка |
Личностные результаты | Имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Языковая и лингвистическая (языковедческая): синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Сложные предложения с различными видами связи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях. Употребление пунктуационных знаков |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Говорение и письмо: проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; овладевают приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме |
Основное содержание темы | Порядок синтаксического и пунктуационного разбора сложносочиненного предложения |
Характеристика основных видов деятельности | Производят устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений. Конструируют сложносочиненные предложения разных видов, различают сложносочиненные предложения и простые предложения с однородными членами |
Образовательные ресурсы | Презентация «Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения». URL: http://www.myshared.ru/slide/905928/ |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Усвоение знаний и способов действий: синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | Индивидуальная, фронтальная формы. Практический, словесный, творческий методы. Мето- | 1. Анализ § 17. Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора. 2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии. 3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы. 4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы. 5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы | Самостоятельно читают образцы устного и письменного синтаксического разбора. Записывают сложносочиненное предложение, выполняют синтаксический разбор, строят схему. Составляют собственные сложносочиненные предложения, выполняют синтаксический разбор, строят схемы. Записывают предложение, выполняют пунктуационный разбор, строят схему. | Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: используют знаково-символические средства; осуществляют анализ; умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера | Индивидуальная, фронтальная. Упражнение, творческое задание, устный опрос |
II. Закрепление знаний и способов действий: синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинен-ного предложения | Индивидуальная форма. Практический метод. Методический прием – упражнение | Вариант I: выполнить упр. 75 согласно заданию. Вариант II: выполнить упр. 76 согласно заданию | Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений | Личностные: концентрируются и сосредотачиваются на работе; осуществляют анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно | Индивидуальная. Упраж- |
III. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – беседа | – Какие цели, задачи были поставлены в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Какой материал показался трудным, непонятным? – Что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Устный опрос |
IV. Информация о домашнем задании | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – сообщение учителя | § 17. Упр. 77. Комментирует задание | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Индивидуальная. Упраж- |
Урок 8. ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Педагогические цели | Создать условия для обобщения и систематизирования знаний по теме «Сложносочиненные предложения» |
Тип и вид урока | Урок обобщения и систематизации знаний и способов действий / комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают базовые понятия лингвистики: текст, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; овладевают основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); проводят синтаксический анализ предложения, анализ текста |
Личностные результаты | Имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: анализ текста с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу. Создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Языковая и лингвистическая (языковедческая): синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Сложные предложения с различными видами связи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Знаки препинания, их функции. Знаки препинания в конце предложения, простом и сложном предложениях. Употребление пунктуационных знаков |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Говорение и письмо: проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; овладевают приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеют сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме |
Основное содержание темы | Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Соединительные, разделительные, противительные союзы. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Лингвистический анализ текста |
Характеристика основных видов деятельности | Производят лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса сложносочиненных предложений, устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений |
Образовательные ресурсы | Презентация «Сложносочиненные предложения». URL: http://www.myshared.ru/slide/901697/. Презентация «Сложносочиненные предложения». URL: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/04/12/slozhnosochinyonnoe-predlozhenie. Презентация «Сложносочиненные предложения». URL: http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/slozhnosochinennye-predlozhenija0.html |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Обобщение и закрепление знаний и способов действий | Фронтальная форма. Словесный метод. | Проводит беседу по контрольным вопросам (с. 49) | Отвечают на вопросы | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Фронтальная. Устный опрос |
Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. Методические приемы – упражнение, беседа | Организует комментированное выполнение упр. 79 | Определяют тип текста. Списывают, расставляя знаки препинания; подчеркивают грамматические основы. Называют типы сложных предложений. Выполняют синтаксический разбор предложения | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные высказывания | Фронтальная. Упражнение, устный опрос | |
Индивидуальная форма. Практический метод. Методический прием – упражнение | Предлагает самостоятельно выполнить упр. 90, 91, 92. Комментирует задания, осуществляет контроль выполнения упраж- | Подчеркивают грамматические основы. Определяют типы предложений. Выполняют синтаксический разбор предложений. Определяют члены предложения. Вставляют пропущенные буквы | Личностные: преодолевают препятствия при их возникновении; концентрируются и сосредотачиваются на работе. Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану | Индивидуальная. Упраж- | |
II. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. | – Закончите предложения: • Я научился… • У меня получилось… • Я смог… • Я попробую… • Меня удивило… • Мне захотелось… | Заканчивают предложения | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Устный опрос |
III. Информация о домашнем задании | Фронтальная форма. Словесный метод. | Упр. 78. Комментирует задание | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Индивидуальная. Упраж- |
Урок 9. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 3 ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Педагогические цели | Создать условия для проверки знаний по теме «Сложносочиненное предложение», развития умения грамотно писать |
Тип и вид урока | Урок контроля и оценивания знаний и способов действий / контрольный диктант |
Планируемые результаты (предметные) | Усваивают основы научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязь его уровней и единиц; производят различные виды анализа слова, синтаксический анализ словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка |
Личностные результаты | Имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Ключевые компетенции | Коммуникативная: овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Языковая и лингвистическая (языковедческая): синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Однородные члены предложения. Сложносочиненные предложения. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. Употребление пунктуационных знаков |
Метапредметные результаты | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: адекватно воспринимают на слух тексты разных стилей и жанров. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме, осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения; умеют находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; проявляют способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам |
Основное содержание темы | Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения |
Характеристика основных видов деятельности | Опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Соблюдают основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Производят синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений; воспроизводят текст, воспринимаемый на слух (под диктовку) |
Образовательные ресурсы | Текст диктанта |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||||
I. Контроль знаний и способов действий | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. Методические приемы – чтение текста, сообщение учителя, диктант, грамматические задания | Читает текст диктанта, организует запись текста под диктовку. Предлагает проверить записанный текст. Комментирует грамматические задания, предлагает выполнить их самостоятельно (см. РМ) | Слушают текст диктанта, пишут его под диктовку; проверяют записанный текст; выполняют грамматические задания. Проверяют выполненные задания и текст в целом | Личностные: преодолевают препятствия при их возникновении; концентрируются и сосредотачиваются на работе. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений | Индивидуальная. Диктант, грамматические задания |
II. Рефлексия | Фронтальная форма. Словесный метод. | – Какие цели, задачи были поставлены в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Какой материал показался трудным, непонятным? – Что воспринималось – Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Фронтальная. Устный опрос |
Контрольный диктант
/по теме ССП/
В саду.
Плодовый сад, куда меня устроили помощником сторожа, был расположен в безлюдном, пустынном месте. Когда-то он примыкал к усадьбе помещика, но усадьба давно сгорела, и с тех пор сад стоял сам по себе. Сад был обнесён забором, а большая его калитка выходила на узкую просёлочную дорогу, но по ней редко ходили и ещё реже ездили.
Сад был огромен либо казался мне таким в те дни.
В саду мне жилось хорошо. Погода была ясная, теплая, а белые облака плыли над садом, почти не заслоняя солнце. Улетающий клин журавлей тянулся на юг, и было что-то торжественное и многозначительное в их ровном и плавном полёте. Я глядел на них, и мне становилось и грустно, и весело, и какая-то лёгкость вступала в тело. Паутина бабьего лета липла к лицу, к рукам, а порою с ветвей, задетых мною, падали тяжёлые яблоки. За оврагом стояли белоствольные берёзы, и листья золотыми искорками облетали с них, гасли в сонной траве.
/ 151 слов. По В. Шефнеру «Облака над дорогой»/
Грамматическое задание
1 вариант | 2 вариант |
Разбор слова по составу | |
Расположен, плодовый | Обнесён, просёлочную |
Рас по лож ен, плодовый | Об нес ён, про сёл оч н ую |
Синтаксический разбор ССП предложения | |
2.Погода была ясная, теплая, а белые облака плыли над садом, почти не заслоняя солнце. | Паутина бабьего лета липла к лицу, к рукам, а порою с ветвей, задетых мною, падали тяжёлые яблоки. |
Нераспр., Осложнено однородными сказуемыми Осложнено обособленным обстоятельством | Осложнено однородными дополнениями. Осложнено обособленным согласованным распространенным определением, выраженным ПО. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Система уроков в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"
Данный материал является разработкой уроков в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"....
Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)
Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Система уроков по теме "Обособление уточняющих членов предложения" .
Система уроков русского языка в 8 классе по теме "Обособление уточняющих членов предложения" рассчитана для учащихся с ОВЗ (вариант 7.2). Разработки уроков содержат различные виды практ...
Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....