Мастер - класс на тему « Формирование языковой функциональной грамотности: эффективные технологии,  методы и приемы»
методическая разработка по русскому языку

В ходе мастер- класса можно ознакомиться с различными приемами, способствующими формированию функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс учителя русского языка и литературы

Тихоновой И.А. на тему

« Формирование языковой функциональной грамотности:

эффективные технологии,  методы и приемы» 

 

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

  • продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке русского языка;
  • прокомментировать эффективность применения данных приемов;
  • отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах)

1. Мотивация

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Свой  мастер- класс  хочу  начать я  с басни Кирилла Анкудинова «Ученый кот».

У кошки маленький котеночек подрос

— Как дальше быть? — возник вопрос.

Ловить мышей — такая штука,

Что тут нужна теперь наука.

Решила мать, что впору

Послать котенка в школу,

И вот за партой в классе

Сидит пушистый Вася...

С усердием большим, как наказала мать,

ПринялсЯ кот науку постигать.

Он изучил до тонкости по темам

Строение мышей (по графикам и схемам).

Их чучела изготовлял из тряпок

В кружке «умелых лапок».

Решал, едва не плача,

Он про бассейн задачу.

(Сколь выльется сметаны,

Когда открыты краны.)

Был в геометрии как дома,

Знал доказательств остроту;

Тригонометрия знакома

Была прилежному коту.

И через десять лет, науками богат,

Понес домой наш кот из школы аттестат...

В то время у какой-то горки

Мышонок вылезал из норки,

Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,

Исконного врага узнал он все же мигом.

Но как его схватить?

Нельзя же прыгнуть сразу!

Тут надо применить

Научных знаний базу...

Вот неизвестного мышонка

За икс он принял очень тонко.

Затем в системе CGS

Нашел его удельный вес.

v — скорость, ускоренье — а.

(А брызги сыплются с пера!)

По теореме Пифагора

Он путь нашел довольно скоро;

Привел ответы, глядя в книгу,

К логарифмическому виду;

Вписал последнюю строку

И приготовился к прыжку...

 

Какие проблемы,  мы здесь видим? С какими сложностями столкнулся ученый кот?

(неумение применять знания на практике, ; неумение использовать теорию в жизни, действовать в новой ситуации, неспособность  быстро адаптироваться в внешней среде  и функционировать в ней).

И конец басни:

Пока ученый кот над уравненьем бился,

Мышонок-неуч в норке скрылся.

Запомните, друзья, соль истины такой:

Теория мертва без практики живой.

     Так мы приходим с вами к понятию функциональной грамотности – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

     Тема моего мастер-класса « Формирование языковой функциональной грамотности: эффективные технологии,  методы и приемы».

      На уроках русского языка и литературы мы формируем не только читательскую, но и языковую ФГ. Так в чем же различие языковой и читательской ФГ? Давайте разберемся.

    Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей.

   И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!

     А вот если тот же выпускник сможет составить инструкцию, правильно и грамотно ее сформулировав, или успешно пройти собеседование при устройстве на работу, правильно и без ошибок оформив заявление, следовательно, у него была сформирована ЯЗЫКОВАЯ функциональная грамотность.

Так что же такое языковая функциональная грамотность и как она формируется в школе?

      Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.

      Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:

– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;

– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);

– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;

– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;

– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

       Не изобретая ничего нового, лишь используя имеющиеся образовательные технологии, мы формируем функциональную грамотность, как читательскую, так и  языковую практически на каждом уроке

     Изучив методическую литературу, проанализировав свою педагогическую деятельность, я поняла, что в моем инструментарии уже есть определенные методы и приемы, направленные на формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Сегодня я хочу поделиться опытом использования некоторых из них.  Все эти приемы, я уверенна, используете вы тоже  в своей работе.

  1. Один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка»

     До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь. 

Например, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: Что объединяет эти предметы? И какая картина лишняя?

- Среди картинок с общим корнем - фон - лишней является картинка, изображающая фон рабочего стола. Общее у остальных предметов то, что они передают звук.
- Какая взаимосвязь между словом «звук» и уроком русского языка? Предположите, какая тема будет на  уроке.

Так можно начать урок,  приступая к изучению темы «Фонетика» в 5 классе. 

Приём «Лови ошибку» может использоваться  в работе по группам, по парам  и в индивидуальной работе   на разных этапах урока:

  • в начале – при устных упражнениях или при повторении;
  • в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;
  • в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.

      Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибки. 

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален,  его применение возможено на уроках по всем дисциплинам,
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся,
  • развивает аналитические способности,
  • предоставляет поле  для практического применения полученных знаний,
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов
  • способствует более глубокому усвоению учебного материала

Перейдём  к другим приёмам.

На уроках русского языка и литературы  формировать функциональную грамотность и развивать ее удобно при работе с текстом. 

 Прием «Верите ли вы»

Один из вариантов применения этого приема: учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Этот прием может  способствовать  критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Давайте с вами продемонстрируем  один из вариантов этого  приема.

- Предлагаю вашему вниманию   притчу «Ведро с яблоками».

 Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завИстливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро........( в течение 1-2 минут придумайте свое продолжение притчи) мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Теперь перейдем к   вышеназванному приёму «Верно ли, что…»

Перед вами примеры утверждений:

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

На примере небольшого текста мы с вами проработали два приема «Продолжи текст» и «Верно ли, что..».  

     Кстати, как вы думаете, перестал ли сварливый сосед цепляться к добряку после этого случая с ведром? Да, перестал. Причиной такого отношения  было желание  вывести соседа из себя, раздуть конфликт.  Но для него стало очевидным, что сосед на это не реагирует, на него это не действует.

    Внутренняя свобода человека заключается в том, что он сам выбирает, как реагировать на внешние раздражители. Нами часто пытаются манипулировать, провоцируя на определённую реакцию. Но если вы не поддаётесь – манипуляции прекращаются, так как агрессор теряет к вам интерес, не получая ожидаемой эмоции. 

     Итак, кто чем богат, тот тем и делится. А чем делитесь вы с окружающими вас людьми? Это уже воспитательная работа, которая на каждом уроке тоже имеет быть.

      Идем дальше. Сейчас очень было бы интересно поработать с микротекстами. Микротекст может состоять из минимального количества слов, тем не менее, это будет полноценный рассказ, который учитель любого предмета может использовать на уроке.У  Эрнест Хемингуэя есть   рассказ всего из 6 слов. Но воображение в данном случае само рисует образ, сюжет и идею.    

Давайте попробуем проанализировать рассказ.

*** «Вы ошиблись номером,» – ответил знакомый голос.

- Кто герой рассказа? (возлюбленная)

 - Как бы вы описали сюжетную линию? Что произошло? (после любовной истории произошёл разрыв)

 – А какова идея этого рассказа? (нужно беречь любовь). Такая глубокая идея уместилась в рассказе из 6 слов.

Но смысловая концентрация может скрываться не только в слове, но и в знаке.

      Французский писатель Виктор Гюго издателю   романа «Отверженные» послал письмо, в  котором не было ни одного слово. В нем было написано (?).  Ответ был не менее лаконичен: …    Какой? Издатель незамедлительно ответил (!). Переведите на язык слов.

 Как обстоят дела по продаже?

 В ответном письме также был один символ «!» -  дела идут отлично".

      И в конце я хочу еще сказать, что современные школьники - это дети мультимедийных компьютерных  технологий. Они ежедневно пользуются смартфонами и компьютерами. Это то, что их интересует, поэтому  мы, учителя,   должны это учитывать и использовать в своей работе.

Приём  «Создание страницы литературного героя  в социальной сети»

С помощью данного приёма возможно систематизировать такие сведения о герое:

- биографические данные, жизненную позицию, ценностные установки, мировоззрение; увлечения и интересы;  любимые цитаты героя;  имена друзей, врагов.

Этот прием может быть использован как на уроке анализа образов главных персонажей, так и на уроке-обобщения.

Таким образом, последовательная и кропотливая работа в  направлении  формирования и развития функциональной грамотности ведёт к тому, что у обучающихся появляется интерес к предмету. У них исчезает страх публичного выступления, они открыто начинают высказывать свое мнение, формулируют свою точку зрения. Вся эта работа ведёт к формированию функциональной грамотности у наших обучающихся.

 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мой мастер - класс по теме"Формирование индивидуального познавательного учащихся на основе метапредметности

Данный мастер- класс был представлен на районном конкурсе. Немецкий язык, И.Л.Бим, 6 класс. Тема:  "Листопад"....

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Мастер-класс по теме «Формирование УУД при работе с текстом на уроках биологии в 5 классе»

Данный материал демонстрирует основные приемы, которые можно использовать на уроках биологии в 5 классе....

Мастер класс на тему "Формирование УУД при подготовке к ОГЭ в 9 классе"

Данный материал содержит рекомендации по созданию системы по подготовки к ОГЭ по математтике в 9 классе и формированию УУД....

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

Презентация к мастер-классу по теме «Решения проблем функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Презентация помогает провести мастер-класс по теме  "Решения проблем функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...