мой мастер - класс по теме"Формирование индивидуального познавательного учащихся на основе метапредметности
методическая разработка по немецкому языку (6 класс) по теме
Данный мастер- класс был представлен на районном конкурсе. Немецкий язык, И.Л.Бим, 6 класс. Тема: "Листопад".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к мастер-классу, 6 класс, немецкий язык, тема "Листопад" | 2.38 МБ |
сопровождение презентации, методический материал | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Формирование индивидуального познавательного
стиля учащихся при обучении иностранному языку
на основе метапредметности
(мастер-класс на районном конкурсе «Лучший учитель года»)
Учитель иностранного языка высшей категории
МОУ СОШ№1
г. Новоалександровск
2010-2011 уч.г.
Информация о педагогическом опыте
Педагогический опыт по данной теме основан на гуманистической концепции Карла Роджерса и включает в себя формирование собственного когнитивного стиля учащихся. Это происходит на основе использования принципа « метапредметности», где задача и мастерство учителя состоит в том, чтобы умело проблематизировать выдвигаемые идеализации. Данный принцип позволяет определять и применять в работе креативные стратегии критического мышления обучения, такие как:
1.Метакогнитивные стратегии, которые включают предварительное планирование учения, осознание процесса учения, творческий подход в выполнении заданий, оценку собственных результатов, степень продвижения по заданному целями и задачами пути познания нового и т.д.
2. Когнитивные стратегии обучения иностранному языку, связанные непосредственно с оперированием учебным материалом ( повторение, группировка, конспектирование, запоминание ключевых слов и т.д.)
3. Социоаффективные стратегии, которые подразумевают сотрудничество, а также компенсаторные стратегии для выяснения непонятного (переспрос, парафраз, примеры и т.д.)
Как происходит реализация межпредметных связей в обучении
иностранному языку?
Через формирование метапредметных умений и навыков:
1.коммуникативных (владение видами речевой деятельности, навыками информационно-смысловой переработки текста, продуктивной речевой коммуникации)
2.регулятивных (управление своей деятельностью: формулирование цели, планирование, прогнозирование результатов, контроль и оценка деятельности, внесение коррективов)
3.познавательных (выполнение логических операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий и т.п.)
Основополагающие принципы методики
- Учить с удовольствием. Мотивация – вот ключ к успеху. И здесь необходимо положительное эмоциональное сопровождение, эмоциональный фон.
- Формирование «драматической базы» решения проблемы на эмоциональном уровне ( инсценировка, фокусировка, энграммы, микродвижения, матрица и т.д.)
- Создание входящего потока, языкового окружения и встраивание языка в обычную жизнь, т.е.использование тех слов и предложений, которые нужны повседневно.
- Получение лексики из этого потока, в контексте, мультимодально, разными каналами с учётом психологических особенностей личности.
- Получение базы грамматики целостно и быстро, используя все каналы восприятия, ориентируясь на поведенческую доминанту, тип характера.
- Постановка и отслеживание когнитивных целей, особенно при обучении новому материалу, так сказать «вчистую», без опоры на существующие знания по предмету.
- Использование технических средств, создание языковых и лексических конструкций с использованием интерактивной доски.
- Сбалансированность, а также гармоничное сочетание имитационного, когнитивного, продуктивного и коммуникативного подходов.
- Применение языка как необходимого инструмента общения в конкретной ситуации, где ученик общается без страха, естественно не для получения оценки, а для удовольствия. А поэтому ученик заинтересован в самооценки своего продвижения в изучении нового.
- Использование принципов педагогики сотрудничества, создание условий для активной совместной продуктивной творческой учебной деятельности учащихся, групповая и парная работа охватывает все виды учебной деятельности: аудирование, говорение, письмо, чтение.
Суть методики – развёрнутое использование языковых конструктов с целью совершенствования речевых умений и навыков.
Поясню более понятным языком.
Если человек собирается изучать иностранный язык, то можно начинать учить буквы, затем составлять слоги, потом слова , и наконец, попробовать самые простые предложения. Но к этому времени интерес к изучению языка исчезнет совсем или почти ..
А можно погрузиться в творчество и, незаметно даже для себя, учить язык. Учить не мёртвый (слоги, слова, которые не имеют практической значимости), а живой, тот , на котором можно передавать эмоции, чувства.
Я согласна, что умение говорить на иностранном языке – это сплав грамматических знаний, лексического запаса и возможности эти знания использовать на практике.
Но самое, на мой взгляд, главное, раскрепостить ребёнка, создать атмосферу творчества, при которой пропадают стеснение, робость, страх ошибок, увеличивается вера в собственные силы. Ученик учится новому для себя виду познавательной деятельности через осознание собственной ценности, принимает себя как субъекта познания, определяет собственный, всегда креативный стиль познания. А поэтому ставлю на уроках метапредметные задачи типа:
- создание условий творчества;
- тесное сотрудничество с педагогами;
- воспитание интереса к изучению предмета и толерантного отношения к другим культурам…
В этой методике активно используются музыка, сценическое действие, диалоги, песни, решение проблемных ситуаций, интервью, презентации, скетчи и т.п.
Главными результатами являются снятие психологического барьера и сопутствующие этому положительные эмоциональные реакции, связанные с языком.
Проблема общения, сближения, взаимопонимания, коммуникации, инфильтрации осуществляется естественно и совершенно просто, через посредство языка
На смену заучивания списков слов, диалогов, пересказам текстов, зубрёжки грамматических правил и хоровому повторению фраз типа «Их дома невысокие» приходят другие задачи: научиться говорить так, чтобы суметь объяснить, убедить, описать что-то или кого-то в условиях реальной речевой ситуации. При этом положительный эмоциональный фон формирует яркие образы мотивации к подобного вида деятельности.
Роль учителя меняется: из ментора он превращается в советника, помощника, организатора продуктивной творческой деятельности.
На уроках, проводимых по метапредметной технологии, вообще невозможно заранее выстроить ход мышления учащихся.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию 2 методики, которые я использую довольно часто на своих уроках. Это стратегия «Ассоциации» или иначе их название «Кластеры» и Синквейн – написание «Пятистишья», дающие потенциал для формирования творческого стиля когнитивной деятельности учащихся.
1слайд Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Формирование индивидуального познавательного стиля учащихся при обучении иностранному языку на основе метапредметности»
Опыт работы по данной теме основан на гуманистической концепции Карла Роджерса и включает в себя формирование собственного когнитивного стиля учащихся. Это происходит на основе использования принципа метапредметности и позволяет определить креативные стратегии обучения, такие как:
2 слайд
- метакогнитивные стратегии, включающие предварительное планирование учения, осознание процесса учения, творческий подход в выполнении заданий, оценку собственных результатов, степень продвижения по заданному целями и задачами пути познания нового и т.п.;
- когнитивные стратегии обучения иностранному языку, связанные непосредственно с оперированием учебным материалом (повторение, группировка, дедукция, конспектирование, запоминание ключевых слов и т.п.);
- социоаффективные стратегии, подразумевающие сотрудничество, а также компенсаторные стратегии для выяснения непонятного (переспрос, парафраз, примеры и т.п.).
3 слайд
10 принципов, на которых выстроена методика:
1. Учить с удовольствием. Мотивация – ключ к успеху. Главное – положительный эмоциональный фон.
2. Формирование «драматической базы» решения проблемы на эмоциональном уровне (инсценировка, фокусировка, аудиолингвальные методы, микродвижения, энграммы, матрица и т.п.)
3. Создание входящего потока, языкового окружения и встраивание языка в обычную жизнь, т.е. использование тех слов и предложений, которые нужны повседневно.
4. Получение лексики из этого потока, в контексте, мультимодально, разными каналами с учетом психологических особенностей личности.
5. Получение базы грамматики целостно и быстро, используя все каналы восприятия, ориентируясь на поведенческую доминанту, тип характера.
6. Постановка и отслеживание когнитивных целей, особенно при обучении новому материалу, так сказать, «вчистую», без опоры на существующие знания.
7. Использование технических средств, создание языковых конструктов с использованием интерактивной доски.
8. Сбалансированность, гармоничное сочетание имитационного, когнитивного, продуктивного и коммуникативного подхода.
9. Применение языка - общение. Общаться естественно и без страха, не для получения оценки, а для удовольствия. Отсюда – необходимость самооценки своего продвижения в изучении нового.
10. Использование принципов педагогики сотрудничества, создание условий для активной совместной продуктивной творческой учебной деятельности учащийся. Групповая и парная работа охватывает все виды учебной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Суть методики – развернутое использование языковых конструктов с целью совершенствования речевых умений и навыков.
Поясню на примерах.
4 слайд
Взять, например, плавание. Многие решительные мужчины (папы и старшие братья, например) любят учить плавать методом шока: ребенка толкают в воду и, игнорируя вопли и отчаянье несчастного, следят только чтобы тот не утонул. Если получится, человек начнет плавать довольно скоро. Можно учиться плавать по-другому: под руководством инструктора выполнять разнообразные упражнения на воздухе, учиться дышать, загребать и т. д., не входя в воду. Тоже интересно, но не долго ….
А вот возьмем курсы вождения автомобиля. Сколько часов вы проводите на скучных лекциях об устройстве автомобиля, а за руль вас не пускают! Да черт с ней, с этой коробкой передач, не механиком же вам быть, в конце концов – думаете вы. А тут пошли карточки с правилами движения. Зубришь и зубришь, а кататься все не дают. Наконец дали! Страшно, интересно, здорово! А тут уже и экзамен. И вы заваливаетесь на правилах.
А можно так учиться: просто сесть в машину (лучше, если справа сидит опытный товарищ) и, попробовав разные ручки и педали, начать ими двигать почти наугад – глядишь, и поехал! И с каждым днем все лучше и лучше…
Если человек собирается изучать язык можно начинать учить буквы, затем составлять слоги, потом слова и, наконец, попробовать простые предложения. К этому времени интерес к языку уже исчезнет совсем или почти…
А можно погрузиться в творчество и, незаметно даже для себя, учить язык. Учить не мертвый (слоги и слова, которые не имеют практической значимости), а живой, тот на котором можно передавать эмоции, чувства.
Я согласна, что умение говорить на иностранном языке — это сплав грамматических знаний, лексического запаса и возможности эти знания использовать на практике.
Но, самое главное, на мой взгляд, раскрепостить ребенка, создать атмосферу творчества, при которой пропадают стеснение, робость, страх ошибок, увеличивается вера в собственные силы. Ученик учится новому для себя виду познавательной деятельности через осознание собственной ценности, принимает себя как субъекта познания, определяет собственный, всегда креативный, стиль познания.
В этой методике активно используются музыка, сценическое действие, диалоги, песни, игры, скетчи, решение проблемных ситуаций, обсуждения, пресс-конференции, интервью, доклады, презентации, вечеринки, празднованийя и т. п.
Главными результатами является снятие психологического барьера и сопутствующие этому положительные эмоциональные реакции, связанные с языком.
Проблема общения, сближения, взаимопонимания, коммуникации, инфильтрации осуществляется естественно, через посредство языка.
На cмену заучиванию списков слов, диалогов, пересказам текстов, зубрежке грамматических параграфов и хоровому повторению фраз типа «Их дома невысокие» приходят другие задачи: научиться говорить так, чтобы суметь объяснить, убедить, описать что-то или кого-то в условиях реальной речевой ситуации. При этом положительный эмоциональный фон формирует яркие образы мотивации к подобного вида деятельности.
Роль учителя меняется: из ментора он превращается в советника, помощника, организатора продуктивной творческой деятельности.
Но квинтэссенцией методики является «чистое творчество» на чужом языке, написание стихов, песен и т.п.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию 2 методики развития критического мышления, которые я довольно часто использую на своих уроках. Это стратегия «Ассоциации» (КЛАСТЕРЫ) и стратегия «Синквейн» (Пятистишье), дающие потенциал для формирования творческого стиля когнитивной деятельности учащихся.
Комментарии к презентации
1 слайд
Der Herbstanfang hat kurze
Aber wunderschön die Jahreszeit
Steht ganz Tag als ob kristalen
Und jeder strahlenden Abendtag
2 слайд
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
3 слайд
Здесь день стоит как бы хрустальный
4 слайд
И лучезарны вечера!
5 слайд
Осень! Это золото падающих листьев и их тихий шорох под нашими ногами.
6 слайд
Это ранимая грусть.
7 слайд
Это такой долгожданный дождь над нашим городом и такое блаженное спокойствие после такого жаркого, почти огненного лета.
8 слайд
Стоят первые дни осени. И в этой осени есть самое уникальное, самое восхитительное и чарующее явление природы – листопад.
9 слайд
Drauβen ist Blätterfall
Я произнесла самое главное слово нашего занятия – листопад. По- немецки «Blätterfall». И, наверняка,у вас перед глазами возникли картины, явления или образы этого чуда природы.
И сейчас мы попытаемся передать эти образы словами на немецком языке. За всякую работу следует вознаграждение. И это сделает вот такое солнышко. Оно улыбается по-летнему, но с грустинкой, потому как за окнами осень.
Каждый лучик этого солнца – это вы. Возле лучей мы будем прикреплять осенние листья, которые означают для вас правильный ответ, верное слово. Чем больше на луче листьев, тем выше оценка. Вы видите наглядно свои результаты и, естественно, будете стремиться их улучшить.
Они находятся у вас на столах. Я понимаю, что не все изучали немецкий язык, а потому слова написаны в 3-х вариантах: 1- вариант: слово написано на немецком языке, 2 –й – как оно произносится на немецком языке, 3- й - перевод. Слов много, их можно использовать по мере необходимости и по вашему желанию. Чтобы использовать слово или словосочетание или целую фразу, вы аккуратно отрываете нужные вам слова.
Итак, работаем над словом «Blätterfall». Свои образы передаёте словами на немецком языке. Перед вами лист бумаги с этим словом в начале листа, на котором вы можете разложить выбранные вами слова или словосочетания…
( музыка)
… Кто прочитает..Кто дополнит?..
А теперь поработаем у доски и посмотрим, что получилось…
Сами себя оцениваем, прикрепляем листья к лучам солнца..
«Синквейн» (см. презентацию)….
Спасибо. Мы закончили нашу творческую работу. За работу оценки..
Я очень надеюсь, что вы получили заряд бодрости. И в заключении я бы хотела узнать, где бы вы смогли применить данный вид деятельности?.....
Я благодарю вас за проделанную работу, надеюсь, что она была полезна для вас. Спасибо за сотрудничество!
Своё выступление я бы хотела закончить словами одного мудрого человека: «Мы должны верить в то, чему мы учим наших детей». И я в это верю, как, в прочем и все вы, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.
*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»
Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»...
Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий учащихся через создание электронного проекта в свете перехода на ФГОС"
Разработка включает в себя план мастер-калсса, приложения, презентацию для объяснения материала и шаблон презентации для работы, а также дополнительный материал, по которому разработывается мини проек...
Методическая разработка мастер-класса по теме: «Развитие учебно-познавательных компетентностей на уроках математики с использованием ИКТ»
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах...
Мастер- класс на тему "Формирование метопредметных умений учащихся на уроках обществознания"
Данный матер- класс предлагает теоретическую часть по формированию метпредметных умений учащихся на уроках обществознания, а также их практическая реализация на примере урока обществознания по теме &q...
Мастер-класс по теме «Формирование духовно-нравственной культуры у учащихся общеобразовательной школы в процессе вокально-хоровой деятельности»
Программа предназначена для педагогических работников, учителей музыки, которые в настоящий момент ведут вокально – хоровую работу во внеурочное время (как кружковую работу)...
Мастер-класс по теме «Формирование выразительности речи учащихся специальной коррекционной школы посредством речевых разминок на уроках чтения и развития речи » .
Мастер-класс по теме"Формирование выразительности речи учащихся"...