конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Светлана Александровна Вахрушева

Урок по русскому языку в 5 классе.  Задачи:Образовательные: повторить группы безударных гласных в корне, познакомить с условиями написания букв А-О, Е-И в корнях с чередование организациюпоисковой деятельности; сформировать орфографические уменияв определении способа написания букв А-О, Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

организовать  закрепление правописание чередующихся гласных О – А, Е-И в корнях лаг-/-лож; -кас-/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос; бер-/бир, стел-/стил-, мер-/мир- и др. и совершенствовать технику правильного написания слов с указанной орфограммой.

Воспитательные: Воспитывать уважение к своему языку, друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 107 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

  5

Тема

Правописание чередующихся гласных в корне слова

Цель

Создание  условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв А-О, Е-И в корнях с чередованием» через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы с самопроверкой.

Задачи

Образовательные: повторить группы безударных гласных в корне, познакомить с условиями написания букв А-О, Е-И в корнях с чередование организациюпоисковой деятельности; сформировать орфографические уменияв определении способа написания букв А-О, Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

организовать  закрепление правописание чередующихся гласных О – А, Е-И в корнях лаг-/-лож; -кас-/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос; бер-/бир, стел-/стил-, мер-/мир- и др. и совершенствовать технику правильного написания слов с указанной орфограммой.

Воспитательные: Воспитывать уважение к своему языку, друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: правило написания букв Е-И в корнях с чередованием

Уметь: правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием, обосновывать выбор написания.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности.

Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли.

Коммуникативные УУД:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные УУД: Понимание необходимости изучения темы «Буквы Е-И, О-А в корнях с чередованием».  Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание  приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.

Межпредметные связи

литература, технология, математика

Методы обучения

Частично – поисковое обучение, словесные, наглядные, практические, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Тип урока

Урок повторения, обобщения и систематизации изученного материала.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки, рисунки

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Организационный. Этап мотивации.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Выросли ромашки

 На лесной опушке,

 Улыбаются друг другу

Белые рубашки,

Жёлтые макушки.

Давайте и мы с вами улыбнёмся началу нового дня и друг другу, зарядимся хорошим настроением и активно будем работать в течение всего урока.

- Запишите в тетради число, классная работа.

Приветствует учащихся,проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок.

Записывают число и классная работа

Мотивация к учению. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Актуализация знаний.

-Сегодня мы проводим урок повторения. А что же мы будем повторять?  Чтобы узнать название темы урока, необходимо правильно ответить на  вопросы.

- В нашем стихотворении о ромашке в слове на месте пропуска вставьте пропущенную букву и назовите вид орфограммы?

- Какие еще гласные кроме О-А могут чередоваться в корне? (Е-И)

 -Какие безударные гласные в корне слова мы будем сегодня повторять?

Проверяет полученные ранее знания.

Создаёт условия для проблемной ситуации.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выявление места и причины затруднения.

Комментируют выполнение домашнего задания.

Применяют изученные орфографические правила

Стремление к повторению знаний, познавательный интерес (Л)

Строить речевое высказывание в устной форме (К)

Возможность существования разных точек зрения (К)

Высказывать предположения (Р)

Целеполагание.

- О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель?

-Повторить  правила написания букв Е-И, А-О в корнях с чередованием. Давайте сформулируем  тему урока. Тема урока… .

Запишем тему урока в тетрадь «Правописание чередующихся гласных в корне слова».  

- В конце урока мы с вами сделаем закладку-помощницу при изучении правил по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

- Сегодня вам на уроке понадобится рабочий лист, который включает в себя лист самооценки (показать). В течение урока вы зарабатываете баллы, вносите их в лист самооценки, а в конце урока по количеству набранных баллов мы с вами определим итоговую оценку за урок.

Задает вопросы,

подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель.

Формулировать тему и цель урока (Р)

Актуализация знаний. Обобщение
и систематизация знаний

-Скоро наступит лето, расцветут красивые ромашки. Посмотрите у нас на доске тоже красивая ромашка, на лепестках которой находятся задания для вас.

- Итак, ребята, смотрим первый лепесток на ромашке. 

-Ребята, у вас было домашнее задание мини-проект «Русский язык в картинках».

-Необходимо на доске прикрепить рисунок, озвучить правило и записать пример на это правило.

-Молодцы, все справились с домашним заданием. Повторили ряд правил, которые не забываем применять на письме.

Вывод: в русском языке много правил на разные орфограммы, которые необходимо не только знать, но и уметь применять на письме, чтобы быть грамотными.

- Поставьте себе первые баллы в лист самооценки.

Организует работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения.

Повторяют ранее изученный материал.

Анализируют материал для наблюдений

После наблюдений высказывают свои мнения.

Сопоставляют свои выводы с правилом учебника.

Слышать и понимать речь других (К)

Стремление к получению новых знаний (Л)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Следующий лепесток Игра «Корректор» (на слайде)

Задание. Запишите текст в тетрадь, исправив ошибки, найдите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

Вершин вырасших   сосен каснулся первый лучь сонца. В предрассветной мгле возникла и полилась тихо лисная песенка, полная ропкой радости и светлой висенней грусти.

- Проверьте себя сами, правильно ли вы исправили ошибки в словах.(ключ на слайде)

-Какое слово(а) с чередующейся гласной в корне вы нашли?

От чего зависит выбор букв О или А? (ответы детей)

Вывод: Если после корня -КАС- стоит суффикс А, в корне  пишем А, если другой суффикс, то пишем О. В корнях –раст, -рос- перед ст и щ пишем А, слова-исключения: росток, ростовщик, Ростислав.

- Не забудьте, поставьте себе баллы в лист самооценки.

Организует работу, проводит опрос по ранее изученному материалу.

Выполняют упражнение в соответствии с заданием. Отвечают на поставленные вопросы.

Соотносить результат своей деятельности с образцом (П)

Осуществляют контроль своей деятельности.(Л)

Пытаться точно и грамотно излагать свои мысли (П)

Приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

Работа с алгоритмом.

Как же мы будем рассуждать, применяя эти правила на письме? А поможет нам в этом следующий  лепесток на ромашке.

Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий.

Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде.

  1. Выделяю в слове (корень).
  2. Ставлю (ударение).
  3. Нахожу (безударную гласную) в корне.
  4. Вспоминаю корни с (чередованием А-О).
  5. Проверяю, есть ли суффикс (А) после (корня), или (–СТ, -Щ).
  6. Если  есть суффикс (А), пишу в корне (А), если  нет пишу (О).
  7.  Если  есть –СТ или -Щ, пишу (А), если нет пишу в корне (О).

Вывод:Чтобы не ошибиться в написании чередующейся гласной в корне слова, можно использовать алгоритм действий по написанию безударной гласной в корне.

Пошагово сопровождает составление алгоритма.

Составляют алгоритм.

Работа в парах.

Умение осуществлять пошаговый контроль действий, ориентируясь на действия учителя (Л)

Работать в группе (К)

Физкультминутка

Я вижу, что вы немного устали.

Нам пора отдохнуть,

 потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)

Игра «Хлопок». Учитель диктует слова, если с чередующимися гласными  в корне  – хлопок, если нет - прыжок.

Лесник, цыган, сложение, росток, коснулся, небо, выращенный.

Проводит физкультминутку

Дети слушают, вспоминают правила, выполняют действия.

Умение систематизировать знания (П)

Конструирование предложения.

Следующий  лепесток на ромашке  «Письмо с секретом»

У каждой группы на парте лежит конверт.

-Давайте откроем конверты и посмотрим, что находится внутри них.

- Из тех слов, которые оказались у вас в конверте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь.

- В составленном предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне, вставьте пропущенные буквы.

 Даю одну минуту, время пошло.

 Проверка. Ученики читают свои предложения, а учитель проверяет, задает дополнительный вопрос.

-  Определите какое предложение по цели высказывания.

1)Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до рассвета.

2)Ребята соб_рали в лесу полезные р_стения и красивые цветы.

-Объясните выбор вставленной буквы.

- Не забудьте, поставьте себе баллы в лист самооценки.

Работа в группах.

Находить и исправлять ошибки (Р)

Планировать способы совместной деятельности (К)

Игра «Третий лишний»

Следующий  лепесток на ромашке «Третий лишний»

-Работаем устно, на доске даны группы слов, необходимо в каждой группе найти лишнее слово. Один ученик будет у доски в роли эксперта.

1. Подрастать, упростить, избиратель.
2. Роскошный, предлагать, росточек.
3. Сложение, соединение, пробирается.

Вывод: Слова оказались в группах лишними, т.к. они не относятся к орфограмме «Чередующиеся безударные гласные в корне слова»

- Не забудьте, поставьте себе баллы в лист самооценки.

Сопровождает выполнение заданий.

Повторяют ранее изученный материал.

Анализируют, размышляют, выполняют задание. Работа у доски.

Контроль и оценка своих действий (Р)

Проверочная работа.

Работа с текстом на основе функциональной грамотности

- Ребята, следующий лепесток «Работа с текстом»

Прочитайте текст и выполните задания:

 (1) Стала ко мне в гости ходить кошка. (2) Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перебиралась ко мне жить, а кошка всё дичилась и близко к себе не подпускала. (3) Наконец мне удалось её погладить, и зверь заурчал, запел. (4) Рябчик на неё не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: Рябчику очень хотелось познакомиться с кошкой. (5) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом она идти не хотела. (6) Один раз киска не ночевала у себя в норе, она осталась на ночь у Рябчика в будке.

(По Б. Житкову)

№ 1. Установите соответствие между номерами предложений и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (нахождение, извлечение, соотнесение информации).

 

Задание

№ предложения

А) Укажите номер предложения текста, в котором есть слово с безударной чередующейся гласной в корне.

1

Б) Укажите номер предложения текста, в котором есть одна грамматическая основа.

2

В) Укажите номер предложения текста, в котором есть три однородных сказуемых.

3

Г) Укажите номер предложения текста, в котором есть два личных местоимения.

4

Запишите в таблицу выбранные цифры ответов под соответствующими цифрами заданий.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

№ 2. Какое предложение текста связано с предыдущим с помощью форм слова?

Запишите номер этого предложения (осмысление, оценка содержания информации).

 № 3. Какое слово в предложении 3 текста употреблено в переносном значении?

Запишите это слово (извлечение информации, интерпретация).

№ 4. Выпишите из текста группу(-ы) синонимов (нахождение и извлечение информации).

№ 5. Придумайте название тексту. Объясните свой выбор, записав его одним предложением (осмысление, оценка содержания информации, интерпретация информации).

Молодцы, с этой работой вы  справились, сдайте листочки на проверку.

Внимательно осмысливают информацию, рассуждают, выполняют упражнение в соответствии с заданием.

Уметь извлекать информацию из предложенного источника (К)

Контролировать свое время (Р)

Итог урока.

Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. О каких безударных гласных в корне мы сегодня говорили с вами на уроке?

-О чередующихся гласных в корне.

Перечислите корни, в которых происходит чередование.

(ученики перечисляют)

-Итак, ребята, подведите итог урока, отчего зависит правописание букв Е-И, О-А в корнях с чередованием?

Вывод: Если после корня есть суффикс А, в корне пишем А (И), если нет, О (Е). Перед –СТ, -Щ пишем А, в остальных случаях О.

-По итогу урока мы с вами сделаем закладку-помощницу по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова», у вас на парте лежат заготовки, клей, расположите в виде схемы детали на изученные правила.

- Не забудьте, поставьте себе баллы в лист самооценки.

- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

- Повторить  правила написания букв Е-И, А-О в корнях с чередованием

- Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников) Возьмите «Лист самооценки» посчитайте баллы и поставьте итоговую оценку.

Организует работу, проводит опрос, оказывает помощь по необходимости при изготовлении закладки-помощницы со схемой на правила.

Отвечают на вопросы. Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки.

Составляют схему на правила, делают закладку.

 

Уметь оценивать свою деятельность (Р)

Уметь слушать и понимать речь других(К)

Рефлексия

Я  предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. (слайд)

Ребята, на столах у вас лежат по три смайлика. Кто считает, что он освоил изученный материал и научился применять на практике – это улыбающийся смайлик. Кто усвоил изученный материал, но затрудняется применять на практике   – серьёзный смайлик. Кто испытывает затруднения, не понимает, как применять на практике – грустный смайлик. Дайте оценку своей работы на уроке и выберете один смайлик, который прикрепите на нашу ромашку на доске. Приятно видеть, ребята, что вы все сегодня хорошо поработали, и весь наш класс наполнен улыбками.

Организует рефлексию

Анализируют и фиксируют уровень своей деятельности.

Уметь анализировать свою деятельность (Р)

Домашнее задание

Запишите, пожалуйста домашнее задание.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

 

Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся

Задают вопросы

Уметь оценивать свои возможности (Р)

Приложение

Лист самооценки

Ф.И._______________________________

№п/п

Название задания на уроке

Критерии оценивания

Количество баллов

3

4

5

1

Домашнее задание мини-проект «Русский язык в картинках»

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

2

«Корректор»

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

3

«Письмо с секретом»

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 4-5 ошибки

4

«Третий лишний»

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

5

Изготовление закладки-помощницы

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

Итоговая оценка за урок

24-25 баллов - «5»

20-23 балла - «4»

14-19 баллов - «3»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...