конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок по русскому языку в 5 классе. Задачи:Образовательные: повторить группы безударных гласных в корне, познакомить с условиями написания букв А-О, Е-И в корнях с чередование организациюпоисковой деятельности; сформировать орфографические уменияв определении способа написания букв А-О, Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы
Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
организовать закрепление правописание чередующихся гласных О – А, Е-И в корнях лаг-/-лож; -кас-/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос; бер-/бир, стел-/стил-, мер-/мир- и др. и совершенствовать технику правильного написания слов с указанной орфограммой.
Воспитательные: Воспитывать уважение к своему языку, друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |||
Класс | 5 | |||
Тема | Правописание чередующихся гласных в корне слова | |||
Цель | Создание условия для формирования навыка правописания орфограммы «Правописание букв А-О, Е-И в корнях с чередованием» через организацию поисковой деятельности, самостоятельной работы с самопроверкой. | |||
Задачи | Образовательные: повторить группы безударных гласных в корне, познакомить с условиями написания букв А-О, Е-И в корнях с чередование организациюпоисковой деятельности; сформировать орфографические уменияв определении способа написания букв А-О, Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. организовать закрепление правописание чередующихся гласных О – А, Е-И в корнях лаг-/-лож; -кас-/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос; бер-/бир, стел-/стил-, мер-/мир- и др. и совершенствовать технику правильного написания слов с указанной орфограммой. Воспитательные: Воспитывать уважение к своему языку, друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий. | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Знать: правило написания букв Е-И в корнях с чередованием Уметь: правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием, обосновывать выбор написания. | Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности. Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, выстраивать простейшие логические цепочки рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли. Коммуникативные УУД:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. | Личностные УУД: Понимание необходимости изучения темы «Буквы Е-И, О-А в корнях с чередованием». Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности. | ||
Межпредметные связи | литература, технология, математика | |||
Методы обучения | Частично – поисковое обучение, словесные, наглядные, практические, технология оценивания образовательных результатов. Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания. | |||
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая | |||
Тип урока | Урок повторения, обобщения и систематизации изученного материала. | |||
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки, рисунки |
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД | ||||||||||||||||||
Организационный. Этап мотивации. | - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Выросли ромашки На лесной опушке, Улыбаются друг другу Белые рубашки, Жёлтые макушки. Давайте и мы с вами улыбнёмся началу нового дня и друг другу, зарядимся хорошим настроением и активно будем работать в течение всего урока. - Запишите в тетради число, классная работа. | Приветствует учащихся,проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок. | Записывают число и классная работа | Мотивация к учению. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | ||||||||||||||||||
Актуализация знаний. | -Сегодня мы проводим урок повторения. А что же мы будем повторять? Чтобы узнать название темы урока, необходимо правильно ответить на вопросы. - В нашем стихотворении о ромашке в слове на месте пропуска вставьте пропущенную букву и назовите вид орфограммы? - Какие еще гласные кроме О-А могут чередоваться в корне? (Е-И) -Какие безударные гласные в корне слова мы будем сегодня повторять? | Проверяет полученные ранее знания. Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выявление места и причины затруднения. | Комментируют выполнение домашнего задания. Применяют изученные орфографические правила | Стремление к повторению знаний, познавательный интерес (Л) Строить речевое высказывание в устной форме (К) Возможность существования разных точек зрения (К) Высказывать предположения (Р) | ||||||||||||||||||
Целеполагание. | - О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель? -Повторить правила написания букв Е-И, А-О в корнях с чередованием. Давайте сформулируем тему урока. Тема урока… . Запишем тему урока в тетрадь «Правописание чередующихся гласных в корне слова». - В конце урока мы с вами сделаем закладку-помощницу при изучении правил по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова». - Сегодня вам на уроке понадобится рабочий лист, который включает в себя лист самооценки (показать). В течение урока вы зарабатываете баллы, вносите их в лист самооценки, а в конце урока по количеству набранных баллов мы с вами определим итоговую оценку за урок. | Задает вопросы, подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. | Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель. | Формулировать тему и цель урока (Р) | ||||||||||||||||||
Актуализация знаний. Обобщение | -Скоро наступит лето, расцветут красивые ромашки. Посмотрите у нас на доске тоже красивая ромашка, на лепестках которой находятся задания для вас. - Итак, ребята, смотрим первый лепесток на ромашке. -Ребята, у вас было домашнее задание мини-проект «Русский язык в картинках». -Необходимо на доске прикрепить рисунок, озвучить правило и записать пример на это правило. -Молодцы, все справились с домашним заданием. Повторили ряд правил, которые не забываем применять на письме. Вывод: в русском языке много правил на разные орфограммы, которые необходимо не только знать, но и уметь применять на письме, чтобы быть грамотными. - Поставьте себе первые баллы в лист самооценки. | Организует работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. | Повторяют ранее изученный материал. Анализируют материал для наблюдений После наблюдений высказывают свои мнения. Сопоставляют свои выводы с правилом учебника. | Слышать и понимать речь других (К) Стремление к получению новых знаний (Л) | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Следующий лепесток Игра «Корректор» (на слайде) Задание. Запишите текст в тетрадь, исправив ошибки, найдите слово(а) с чередующейся гласной в корне. Вершин вырасших сосен каснулся первый лучь сонца. В предрассветной мгле возникла и полилась тихо лисная песенка, полная ропкой радости и светлой висенней грусти. - Проверьте себя сами, правильно ли вы исправили ошибки в словах.(ключ на слайде) -Какое слово(а) с чередующейся гласной в корне вы нашли? От чего зависит выбор букв О или А? (ответы детей) Вывод: Если после корня -КАС- стоит суффикс А, в корне пишем А, если другой суффикс, то пишем О. В корнях –раст, -рос- перед ст и щ пишем А, слова-исключения: росток, ростовщик, Ростислав. - Не забудьте, поставьте себе баллы в лист самооценки. | Организует работу, проводит опрос по ранее изученному материалу. | Выполняют упражнение в соответствии с заданием. Отвечают на поставленные вопросы. | Соотносить результат своей деятельности с образцом (П) Осуществляют контроль своей деятельности.(Л) Пытаться точно и грамотно излагать свои мысли (П) Приходить к общему решению в совместной деятельности (К) | ||||||||||||||||||
Работа с алгоритмом. | Как же мы будем рассуждать, применяя эти правила на письме? А поможет нам в этом следующий лепесток на ромашке. Давайте выработаем алгоритм наших действий. У вас на партах лежат листочки с заданием «Закончи предложение». Вы работаете в паре, составляя алгоритм ваших действий. Ученики зачитывают алгоритм, шаги появляются на слайде.
Вывод:Чтобы не ошибиться в написании чередующейся гласной в корне слова, можно использовать алгоритм действий по написанию безударной гласной в корне. | Пошагово сопровождает составление алгоритма. | Составляют алгоритм. Работа в парах. | Умение осуществлять пошаговый контроль действий, ориентируясь на действия учителя (Л) Работать в группе (К) | ||||||||||||||||||
Физкультминутка | Я вижу, что вы немного устали. Нам пора отдохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох) Игра «Хлопок». Учитель диктует слова, если с чередующимися гласными в корне – хлопок, если нет - прыжок. Лесник, цыган, сложение, росток, коснулся, небо, выращенный. | Проводит физкультминутку | Дети слушают, вспоминают правила, выполняют действия. | Умение систематизировать знания (П) | ||||||||||||||||||
Конструирование предложения. | Следующий лепесток на ромашке «Письмо с секретом» У каждой группы на парте лежит конверт. -Давайте откроем конверты и посмотрим, что находится внутри них. - Из тех слов, которые оказались у вас в конверте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. - В составленном предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне, вставьте пропущенные буквы. Даю одну минуту, время пошло. Проверка. Ученики читают свои предложения, а учитель проверяет, задает дополнительный вопрос. - Определите какое предложение по цели высказывания. 1)Мы с товарищем соб_рались в далёкую поездку и предпол_гали выехать до рассвета. 2)Ребята соб_рали в лесу полезные р_стения и красивые цветы. -Объясните выбор вставленной буквы. - Не забудьте, поставьте себе баллы в лист самооценки. | Работа в группах. | Находить и исправлять ошибки (Р) Планировать способы совместной деятельности (К) | |||||||||||||||||||
Игра «Третий лишний» | Следующий лепесток на ромашке «Третий лишний» -Работаем устно, на доске даны группы слов, необходимо в каждой группе найти лишнее слово. Один ученик будет у доски в роли эксперта. 1. Подрастать, упростить, избиратель. Вывод: Слова оказались в группах лишними, т.к. они не относятся к орфограмме «Чередующиеся безударные гласные в корне слова» - Не забудьте, поставьте себе баллы в лист самооценки. | Сопровождает выполнение заданий. | Повторяют ранее изученный материал. Анализируют, размышляют, выполняют задание. Работа у доски. | Контроль и оценка своих действий (Р) | ||||||||||||||||||
Проверочная работа. Работа с текстом на основе функциональной грамотности | - Ребята, следующий лепесток «Работа с текстом» Прочитайте текст и выполните задания: (1) Стала ко мне в гости ходить кошка. (2) Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перебиралась ко мне жить, а кошка всё дичилась и близко к себе не подпускала. (3) Наконец мне удалось её погладить, и зверь заурчал, запел. (4) Рябчик на неё не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: Рябчику очень хотелось познакомиться с кошкой. (5) Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом она идти не хотела. (6) Один раз киска не ночевала у себя в норе, она осталась на ночь у Рябчика в будке. (По Б. Житкову) № 1. Установите соответствие между номерами предложений и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца (нахождение, извлечение, соотнесение информации).
Запишите в таблицу выбранные цифры ответов под соответствующими цифрами заданий.
№ 2. Какое предложение текста связано с предыдущим с помощью форм слова? Запишите номер этого предложения (осмысление, оценка содержания информации). № 3. Какое слово в предложении 3 текста употреблено в переносном значении? Запишите это слово (извлечение информации, интерпретация). № 4. Выпишите из текста группу(-ы) синонимов (нахождение и извлечение информации). № 5. Придумайте название тексту. Объясните свой выбор, записав его одним предложением (осмысление, оценка содержания информации, интерпретация информации). Молодцы, с этой работой вы справились, сдайте листочки на проверку. | Внимательно осмысливают информацию, рассуждают, выполняют упражнение в соответствии с заданием. | Уметь извлекать информацию из предложенного источника (К) Контролировать свое время (Р) | |||||||||||||||||||
Итог урока. | Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. О каких безударных гласных в корне мы сегодня говорили с вами на уроке? -О чередующихся гласных в корне. Перечислите корни, в которых происходит чередование. (ученики перечисляют) -Итак, ребята, подведите итог урока, отчего зависит правописание букв Е-И, О-А в корнях с чередованием? Вывод: Если после корня есть суффикс А, в корне пишем А (И), если нет, О (Е). Перед –СТ, -Щ пишем А, в остальных случаях О. -По итогу урока мы с вами сделаем закладку-помощницу по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова», у вас на парте лежат заготовки, клей, расположите в виде схемы детали на изученные правила. - Не забудьте, поставьте себе баллы в лист самооценки. - Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? - Повторить правила написания букв Е-И, А-О в корнях с чередованием - Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников) Возьмите «Лист самооценки» посчитайте баллы и поставьте итоговую оценку. | Организует работу, проводит опрос, оказывает помощь по необходимости при изготовлении закладки-помощницы со схемой на правила. | Отвечают на вопросы. Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки. Составляют схему на правила, делают закладку.
| Уметь оценивать свою деятельность (Р) Уметь слушать и понимать речь других(К) | ||||||||||||||||||
Рефлексия | Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. (слайд) Ребята, на столах у вас лежат по три смайлика. Кто считает, что он освоил изученный материал и научился применять на практике – это улыбающийся смайлик. Кто усвоил изученный материал, но затрудняется применять на практике – серьёзный смайлик. Кто испытывает затруднения, не понимает, как применять на практике – грустный смайлик. Дайте оценку своей работы на уроке и выберете один смайлик, который прикрепите на нашу ромашку на доске. Приятно видеть, ребята, что вы все сегодня хорошо поработали, и весь наш класс наполнен улыбками. | Организует рефлексию | Анализируют и фиксируют уровень своей деятельности. | Уметь анализировать свою деятельность (Р) | ||||||||||||||||||
Домашнее задание | Запишите, пожалуйста домашнее задание. Урок окончен. Спасибо за внимание.
| Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся | Задают вопросы | Уметь оценивать свои возможности (Р) |
Приложение
Лист самооценки
Ф.И._______________________________
№п/п | Название задания на уроке | Критерии оценивания | Количество баллов | ||
3 | 4 | 5 | |||
1 | Домашнее задание мини-проект «Русский язык в картинках» | «5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки | |||
2 | «Корректор» | «5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки | |||
3 | «Письмо с секретом» | «5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 4-5 ошибки | |||
4 | «Третий лишний» | «5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки | |||
5 | Изготовление закладки-помощницы | «5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки | |||
Итоговая оценка за урок | 24-25 баллов - «5» 20-23 балла - «4» 14-19 баллов - «3» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...