Система работ с учащимися, имеющими «языковой барьер».
статья по русскому языку

Обучение детей, для которых русский язык не является родным, – одна из острейших проблем, стоящих перед современной школой.  Плохое знание (или полное незнание) русского языка препятствует нормальному обучению, создает проблемы в общении со сверстниками и учителями, порождает разного рода коммуникативные неудачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работ с учащимися, имеющими «языковой барьер».

Из опыта  работы учителя  русского

 языка и литературы

МБОУ «Берескинская  СОШ»  

Ахметзяновой  Розы  Рафкатовны

Обучение детей, для которых русский язык не является родным, – одна из острейших проблем, стоящих перед современной школой.  Плохое знание (или полное незнание) русского языка препятствует нормальному обучению, создает проблемы в общении со сверстниками и учителями, порождает разного рода коммуникативные неудачи.

Поэтому перед учителями  русского  языка  и  литературы  стоят  следующие задачи:

1. Создание специальных условий для обучения и воспитания

обучающихся с целью снятия межъязыкового барьера и установление

доброжелательных отношений в социуме;

2. Создание необходимых условий для освоения русского языка на уровне,

необходимом для освоения основной образовательной программы в

полном объеме;

3. Развитие у детей навыков правильного произношения, общения на

русском языке в бытовой и учебной сферах, русской устной (понимание

и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, обогащение

лексического запаса детей;

4. Развитие целостного восприятия окружающего мира, представлений о

человеке и обществе, формирование общей культуры;

5. Социализация обучающихся, принятие ими общественных норм и

правил поведения, воспитание эмоционально - положительного взгляда

на жизнь, формирование нравственных и эстетических чувств.

Ожидаемые результаты:

-Создание равных образовательных возможностей для детей разных

национальностей в освоении Государственного образовательного стандарта

общего образования посредством понижения языкового барьера участников

коммуникативного процесса; снятие психологических проблем, развитие

поликультурного пространства школы.

Только  на  уроках  русского  языка  и  литературы  решить  все  эти  проблемы  невозможно. Нужна  постоянная,  непрерывная работа  над  обогащением,  совершенствованием   речи.   С  этой  целью  для  учащихся   5,6.7 классов  проводятся  занятия  кружка  «Великое  русское  слово»,  для  Обучающихся  8,9  классов  проводятся  дополнительные занятия  по  подготовке  к  ОГЭ,  а   10-11 классы  посещают  элективные  курсы «Трудные  вопросы  русского  языка»,  «Комплексный  анализ  текста» . Также    проводятся  предметные  недели,  внеклассные  мероприятия  на  русском  языке.  Всё  это  способствует  развитию  речи  учащихся. Они  учатся  выступать  перед  аудиторией,  строить  предложения  на  русском  языке..  

     

 На  занятиях  кружка «Великое  русское слово» в  основном работаем  над лексическим  значением слова. При организации работы над словами необходимо, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях. Поэтому сочетание словарной работы с работой над словосочетанием и предложением – необходимое звено в обучении русскому языку детей, для которых русский язык – не родной язык.

Объяснение значения слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учеников. Для того чтобы слово стало для ученика «своим», т.е. вошло в активный словарь, нужна долгая, кропотливая работа. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми. Поэтому каждое слово необходимо провести через сознание школьника несколько раз, включая его в разные контексты и используя различные приемы (чтение слова орфоэпически и орфографически, поиск слова и его толкования в словаре, запись слова, составление словосочетаний и предложений, выбор слова из ряда других, предъявленных звучащими, др.).

Алгоритм работы над словом:

Первая ступень.

Характеристика слова:

определи правильность написания слова (ударение, орфограммы);

- проникни в тайну слова (толкование, происхождение, употребление);

- выдели морфемы; подбери родственные слова; определи способ словообразования.

(При выполнении такого задания ученики могут использовать словари).

Вторая ступень.

Размышляю о душе слова:

- воображаю, что слово - магнит (подбираю синонимы, антонимы).

- подбираю к слову ассоциации, рифмы, образы.

- пишу мини – текст (этюд, мини – сочинение, зарисовку).

Вот такие ассоциации у детей вызвало слово «школа»: труд, дружба, новости, семья.

Этимологический анализ оказывает на школьников сильное эмоциональное воздействие, т.е. создает условие для осмысленного запоминания слова, помогая сосредоточить внимание учащихся на том или ином языковом явлении. Одно слово, проанализированное с исторической точки зрения, поражает школьников ясностью своего значения и правописания (противник - противухищрения - хитрый, унижаться – низко), другое удивляет необычной историей ( копейка от копье) , третье – неожиданными родственными связями ( акварель – акваланг –аквариум), четвертое – своими образными свойствами ( астра в переводе с греческого означает «звезда»).

Этимологический анализ слова можно проводить в три этапа:

  1. возбуждение интереса к слову;
  2. развитие познавательных возможностей учащихся;
  3. формирование навыков самостоятельной работы со справочной литературой

Результативность

Знания, полученные учащимися в результате поэтапного применения этимологического анализа слова, являются важной основой для приобретения самого главного из них – умения самостоятельно учиться, т.е. думать, рассуждать, искать, пользоваться словарями и другой справочной литературой.

Уже с 5 класса отрабатываем  с учащимся  алгоритм каждого правила в отдельности,  которые  записываем  в  «Блокноты  для  правил».   Эти  записи  очень  помогают  при  подготовке  к  экзаменам.

Развитие оперативной речевой памяти является одним из самых эффективных методов активизации мыслительной деятельности иноязычных детей, поэтому скучные правила легче запоминаются, если  их  рифмовать .

Например,  дети  легко находят слова-исключения из правила «Правописание безударных личных окончаний глаголов», вспомнив краткую рифмовку:

Гнать, держать,  дышать,  обидеть,

Слышать,   видеть, ненавидеть

И зависеть, и терпеть,

А ещё  смотреть, вертеть..

Вы запомните, друзья:

Их на «Е» спрягать нельзя!

   Правописание  корней –зар-, -зор-; -гар-,-гор-.

Выучи  стихотворение ,

Повторяй  его  всегда:

Зорька- о под  ударением-

Безударная –заря.

А  ещё  полезно  помнить

Безударный  корень –гор-:

Догорает солнца  лучик,

Разгорается  костер.

Букву а пишите смело

Вы  в  ударном  корне –гар-:

Гарью  пахнет,  а  на  пляже

Замечательный загар.

Стихотворение О.И.Высотской «Весёлая грамматика» помогает им безошибочно определять части речи:

Существительное - школа.

Просыпается – глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали М Ы – местоименье,

Бьёт числительное С Е М Ь,

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем

Мы не должны забывать, что однообразие не только утомляет школьников, но и ведёт к потере интереса к познанию. Поэтому наряду с серьёзными языковыми заданиями необходимо использовать шуточные вопросы, лингвистические загадки, каламбуры.

Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности, вызывающей положительные эмоции.

Цель игры со словом – превращение урока в увлекательное приключение, развитие у детей образно – чувственного мышления; формирование чувства слова, обогащение интуиции.

 

Игра – хоровод «Фразеологизмы».  Игра  помогает  вспомнить  фразеологизмы, запоминать  их  и  правильно  употреблять  в  речи.

Дети  встают  в  круг,  в  центре- ведущий  с  мячом. Идут  по кругу, напевая:

Хороводы  мы  водили, фразеологизмы  повторили…

Ведущий:

Надо  вспомнить  нам  сейчас

Оборот  со   словом  глаз.

 Хоровод  останавливается.  Ведущий  бросает  мяч  поочерёдно  игрокам  а  те  как  можно  быстрее  возвращают  его,  называя  при  этом  фразеологизмы со  словом  глаз:  глаз  не  сомкнул,  с  глазу  на  глаз  и т.п. Замешкался -  выходи  из  игры.

 А  хоровод  идёт  в  обратную  сторону: 

Хороводы  мы  водили, фразеологизмы  повторили…

 Ведущий:

Стойте! Следующий  вопрос:

 Оборот  со  словом  нос.

 Игра  продолжается  по  этому  сценарию  и   с  другими  словами.

   


Речевые игры

Особое место занимают скороговорки и труднопроизносимые пословицы:
 На  дворе  трава,  на  траве  дрова.

Была  у  Флора, Флору  про  Лавра  наврала.  Пойду  к  Лавру,  про  Флора  Лавру  навру.

Кукушка  кукушонку  купила  капюшон.  В  капюшоне  кукушонок  смешон.


Подбор  синонимов   также  является  увлекательным способом  при  работе  над  значением  слов.

Детям  должны  помнить, что синонимом может быть словосочетание. Например: снайпер - меткий стрелок; заяц - серый, косой; поэт - стихотворец, пиит, бард.
Анализ синонимов - это работа над точностью употребления слова. Приведу основные типы упражнений с синонимами.
1. Выбор и группировка слов, близких по значению. Даны слова какой-то одной части речи, предположим, глаголы. Задание состоит в том, чтобы из этого списка выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда дается
1 - 2 лишних слова. Например: 
бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Одна группа синонимов: бежит, мчится, несется; вторая группа синонимов: глядит, смотрит, глаз не сводит; лишнее слово - спит.

2. 
Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация).

Даются синонимы: огромный, гигантский,
большой, маленький, крохотный.

3. 
Подбор синонимов к данному слову

Даются слова, например, смешной. Дети подбирают синонимы: смешной - забавный, потешный.

4. 
Замена синонимов в тексте, в предложении. Цель такого упражнения
состоит в выборе более точного, более удачного слова. Я читал интересную
(
увлекательную, захватывающую) книгу.

5. Выбор одного из данных близких по значению слов.
Небо (
закрыло, заволокло) тучами.

Словарный диктант «Кто больше запомнит»

Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку из трёх слов. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из трёх слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы дети успели записать. Так происходит несколько раз, пока не будет записано примерно то количество слов, которое задумал учитель. Когда все учащиеся овладеют серией из трёх слов, можно переходить к более протяжной цепочке.

Целесообразная последовательность системы словарно – орфографических диктантов: предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий (с продолжением, с сопоставлением, по сюжетным рисункам), зрительный, свободный.

Распространение простых предложений влево и вправо от главных членов.

Если предложение (Дует ветер) надо распространить влевото это можно сделать следующим образом:

По-весеннему радостно, шелестя первыми зелёными листочками, дует весёлый ветер. В поле, на открытом пространстве, не защищённом деревьями, дует холодный, пронизывающий ветер.

При распространении вправо второстепенные члены могут быть присоединены так:

Дождь, начавшийся вчера вечером, идёт до сих пор. Дождь, холодный и сильный, идёт вторые сутки.

 Чтение по ролям сказок   для детей, слабо владеющих русским языком ,- это знакомство   с культурой,  традициями народа.,  что  является очень  важным моментом при воспитании ребенка, живущего в стране с другим языком и культурой, ведь связь языка народа с его культурой бесспорна. Сказки обогащают   речь двуязычного ребенка.

Целью  таких  занятий  является   достижение максимальной адаптации в культурно-языковой среде детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком.

В процессе выполнения таких упражнений дети  легче усваивают основные нормы современного русского литературного  языка.

В  9 классе  обобщаем  изученный  материал, готовим развёрнутые  таблицы- подсказки  с правилами, знания которых необходимы при выполнении экзаменационных тестовых заданий.

Например, задание №5.

1) Правописание приставок:

Приставка С – не зависит от последующего согласного; не зависит от глухости и звонкости; это приставка – исключение из правила, т. к приставки З не бывает.(Сделать, спрыгнул);

Приставки, оканчивающие на З, зависят от глухости и звонкости, от последующего согласного (беззаботный, но бесстрашный).

Приставка ПРЕ пишется, если она близка к значению ОЧЕНЬ (предобрый старик-очень добрый); если её можно заменить приставкой ПЕРЕ (прервать разговор- перервать) :приставка ПРИ указывает на сближение, присоединение и на неполноту действия (пришёл, приклеил, присел).

2)Правописание Н и НН в прилагательных

НН – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н(туманный); в суффиксах ЕНН, ОНН (осенний); Н – в суффиксах ИН, АН,ЯН (гусиный, серебряный).В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных(болезненный –болезнен).

3)Н и НН в причастиях: НН – если есть приставка, кроме НЕ; если есть зависимое слово; если образовано причастие от глагола совершенного вида (засеянное поле, засеянное пшеницей поле, но сеяное).

В кратких причастиях пишется всегда одна буква Н( тетрадь проверена)

Н и НН в наречиях: пишется столько Н, сколько Н пишется в прилагательных, от которых оно образовано (Говорил взволнованно –взволнованный голос).

   

Таким образом, складывается  система работы с учащимися, имеющими “языковой барьер”.  Есть  положительные     результаты  работы:

- 3  года  подряд   наши  учащиеся  стали  победителями  муниципального  этапа  всероссийской  олимпиады  по  русскому  языку;

-Результаты  ЕГЭ по  русскому  языку:

2020 год: ср.балл- 84,5 (участники ,набравшие более  80  баллов :1(96 б.)

2021 год:ср.балл- 88,6  (участники ,набравшие более  80  баллов :2 (98 б.,93б)

2022 год: ср. балл- 84,5 (участники ,набравшие более  80  баллов :2 (83 б.,85 б.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми, имеющими повышенные образовательные потребности: опыт, проблемы, перспективы.

Эта работа выполнена в форме презентации .Выступлние проводилось в рамках работы творческой группы учителей математики г.Кандалакша....

Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."

Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению....

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению"

Данный материал - попытка найти путь решения одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - повышение мотивации к учению учащихся...

Статья «Система работы с детьми, имеющими различные нервно – психические расстройства»

Содержание статьи будет полезно родителям, имеющим детей с различными нервно – психическими расстройствами....

Консилиум "Система работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к обучению"

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.  Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?На кон...

Доклад на тему "Система работы с учащимися , имеющими низкую мотивацию к обучению"

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению...

Дипломная работа На тему «Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии с интеллектуальными нарушениями»

Дипломная работаНа тему «Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии с интеллектуальными нарушениями»...