Мастер-класс "Использование приемов "Кластер", "Инсерт" при работе с текстом"
материал по английскому языку на тему

Зиновьева Лариса Владимировна

 Конспект мастер-класса и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс28.63 КБ
Файл Презентация1017.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование приемов кластеры, инсерт при работе с текстом.

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении
Конфуций

Многие многознайки не имеют ума.

Демокрит

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Цель:

рассказать о возможностях использования приемов  (кластеры, инсерт) при работе с текстом.

Задачи:

- познакомить с понятием технология развития критического мышления;

- раскрыть особенности приемов кластеры, инсерт;

- научить участников использовать эти приемы при работе с текстом.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на мастер-классе на тему «Использование приемов кластеры, инсерт при работе с текстом».

Цель нашей встречи  - познакомить с особенностями использования приемов в технологии развития критического мышления.

Задачи:

- познакомить с понятием технология развития критического мышления;

- раскрыть особенности приемов кластеры, инсерт;

- научить участников использовать эти приемы при работе с текстом.  

Что же такое критическое мышление? Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит), а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос.. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

  Эта технология тесно связана с понятием личностно - ориентированного обучения. На уроках мы в основном работаем с двумя видами текстов: информационный и художественный.Приемы данной технологии хорошо работают на обоих типах текстов.  

Формы урока отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. В этой технологии выделяют три этапа:

- вызов

- осмысление

- рефлексия

Планируя каждый урок, всегда тщательно продумываю начало урока, т.к. считаю, что удачное начало урока это залог успеха основной его части и  положительный результат всего урока.

“A good beginning makes a good ending”, as the British people say.

В технологии критического мышления начало урока – это стадия вызова. Стадия вызова имеет много достоинств и преимуществ. Стадия вызова призвана:

•        активизировать слабых и сильных;

•        формировать мотивацию на учебную деятельность;

•        настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции.

Так, предъявляя новый текст,  предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности, заполнив схемы в виде цветка, пирамиды, руки и др. (кластеры).

Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления , которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.

Прием «Кластера»

Кластеры Значение слова

Cluster

  1. Пучок Гроздь
  2. Группа

Кластеры – графический прием систематизации материала. Можно использовать на этапе как вызова, так и рефлексии.

Мысли не громоздятся, а грозятся

Технология составления кластера

1. Ключевое слово или понятие.

2. Запись слов вокруг ключевого слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом создаются ассоциативные цепочки.

4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Таким образом, кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. На уроках английского языка мы использовали следующие кластеры. (слайды 11, 12, 13, 14)

Возможности использования:

  1. Кластеры могут стать ведущим приёмом на стадии вызова,
  2. Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии,  
  3. Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах).
  4. При систематизации, повторении материала;
  5. При работе с текстом;
  6. При повторении в начале урока;
  7. При введении в тему;
  8. При сборе необходимого языкового материала;
  9. При контроле.

Приём составления кластера может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Результат, который может быть представлен в виде сообщения, реферата, презентации, проекта, учащиеся сообщают либо во время следующего урока, либо при проведении внеклассных мероприятий.

Метод Инсерт (insert)

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: заметка "+" – новое;

S – system: система "–" – думал иначе;

E – effective: эффективное "?" – думал иначе.

R – reading

T – thinking

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом).

Пометки должны быть следующие:

v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ - если то, что вы читаете, является для вас новым;

? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х, 3-х или 2-х  колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

«V»

«+»

«-»

При чтении текста учащиеся помечают такими значками слова, фразы, предложения и абзацы. Откуда учащийся знает, что выбрать? Их выбор  связан с их представлениями о мире, с их жизненным опытом, событиями, важными для них, их ценностями, фактами. Это - как увлекательная игра, которая  помогает детям систематизировать уже имеющиеся знания и соединить их с новыми. Текст должен быть неизвестным, с  событийным сюжетом и  неожиданной развязкой или же информационным.

Для подведения итогов работы, для того, чтобы собрать весь прочитанный, написанный и обсужденный материал, обобщить его и систематизировать, надо дать письменное домашнее задание в конце урока, например, предложить детям написать  небольшое эссе. Это не тот вид эссе, который учащиеся пишут на экзамене. В данном случае эссе - это набросок своих мыслей, услышанных фраз, отдельных слов на английском  или русском языке. Именно такое эссе может стать основой будущего сочинения.

Уважаемые коллеги, давайте сейчас представим, что вы  ученики.  (разделены на две группы). Выберите в каждой группе лидера, представителя, который будет знакомить нас с результатами вашей работы.

Какие направления музыки вы знаете? (поп, джаз, блюз,транс, кантри,шансон, рэп и др.)

Скажите пожалуйста какую музыку вы любить слушать?

Вы знакомы с таким направлением как рок?

Каких представителей данного направления вы можете назвать?  

На слайде написано название одной из самых популярных групп 20 века – «The Beatles», запишите , пожалуйста, зеленой ручкой, какие мысли, ассоциации, фразы, эмоции у вас может быть связано с этим словом? ( для этого у вас на столе лежат листочки)

А теперь представьте пожалуйста результаты.

Сегодня  мы с вами еще ближе познакомимся с творчеством, историей данной группы, прочитав текст. Но не просто вы его прочитаете, а по ходу чтения карандашиком на полях пометите «+» - новое , «v» - уже знал, «-» - думал иначе. На прочтение текста дается 5 минут.

Представьте свои результаты,заполнив таблицу. ( раздать таблицы). Лидеры с места раскрывают основные понятия.

А теперь возьмите ваши кластеры, дополните схему на тему «Битлз»  красной ручкой или наоборот вы захотите убрать ненужную информацию.

Представьте их. Что нового вы узнали о группе? Какая информация вам показалась наиболее интересной, запоминающейся?

  Итак, главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Рассмотренные приёмы развития критического мышления позволяют  сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

 Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению. Хотелось бы завершить нашу встречу словами

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Чарльз Диккенз

Мы с вами очень хорошо поработали сегодня и сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и спеть песню этой легендарной группы «Да будет так» под караоке.

и в память о нашей встрече хочу подарить вам диски группы The Beatles. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении К онфуций Многие многознайки не имеют ума. Демокрит Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Т. Эдисон

Слайд 3

Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ КЛАСТЕРЫ, ИНСЕРТ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Слайд 4

ЦЕЛЬ: рассказать о возможностях использования приемов (кластеры, инсерт ) при работе с текстом ЗАДАЧИ: - познакомить с понятием технология развития критического мышления; - раскрыть особенности приемов кластеры, инсерт ; - научить участников использовать эти приемы при работе с информационным текстом.

Слайд 5

Технология «Развитие критического мышления» Разработчики технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит , Джинни Стилл , Дона Огл , а в России – к расноярские ученые и практики А.Бутенко , Е.Ходос . Эта технология тесно связана с понятием личностно - ориентированного обучения.

Слайд 6

В технологии КМ выделяются три стадии 1 ) вызов; 2) осмысление новой информации; 3) рефлексия.

Слайд 7

« A good beginning makes a good ending » as the British people say

Слайд 8

Стадия вызова призвана: Активизировать слабых и сильных Формировать мотивацию на учебную деятельность Настраивает на воспроизведение изучаемого материала через мотивацию своей жизненной позиции

Слайд 9

Значение слова Cluster Пучок Гроздь Группа

Слайд 10

Кластеры – Графический прием систематизации материала. Можно использовать на этапе как вызова, так и рефлексии. Мысли не громоздятся, а грозятся Технология составления кластера 1. Ключевое слово или понятие. 2. Запись слов вокруг ключевого слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. 3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом создаются ассоциативные цепочки. 4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Слайд 11

Технология Составления кластера СЕМЬЯ тепло родители праздник кошка любовь дом дети мама папа брат сестра

Слайд 13

What ways of travelling do you know? by sea by bike on foot on a ship People can travel …………

Слайд 14

Сгруппируйте слова fat, name, park, face, cat, car ei

Слайд 15

Возможности использования: Кластеры могут стать ведущим приёмом на стадии вызова, Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии, Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах).

Слайд 16

При систематизации, повторении материала; При работе с текстом; При повторении в начале урока; При введении в тему; При сборе необходимого языкового материала; При контроле.

Слайд 17

Метод Инсерт ( insert ) I – interactive : самоактивизирующая "У" – уже знал; N – noting : заметка "+" – новое; S – system : система "–" – думал иначе; E – effective : эффективная "?" – думал иначе. R – reading T – thinking

Слайд 18

При чтении текста учащиеся подчеркивают и на полях расставляют пометки (желательно карандашом). Пометки должны быть следующие: v - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + - если то, что вы читаете, является для вас новым; ? - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Слайд 19

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт , состоящую из 4-х,3-х или 2-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. «V» «+» «-»

Слайд 20

Как работает прием? При чтении текста учащиеся помечают такими значками слова, фразы, предложения и абзацы. Откуда учащийся знает, что выбрать? Их выбор связан с их представлениями о мире, с их жизненным опытом, событиями, важными для них, их ценностями, фактами. Это - как увлекательная игра, которая помогает детям систематизировать уже имеющиеся знания и соединить их с новыми. Текст должен быть неизвестным, с событийным сюжетом и неожиданной развязкой или же информационным.

Слайд 21

Для подведения итогов работы, для того, чтобы собрать весь прочитанный, написанный и обсужденный материал, обобщить его и систематизировать, надо дать письменное домашнее задание в конце урока, например, предложить детям написать небольшое эссе. Это не тот вид эссе, который учащиеся пишут на экзамене. В данном случае эссе - это набросок своих мыслей, услышанных фраз, отдельных слов на английском или русском языке. Именно такое эссе может стать основой будущего сочинения.

Слайд 22

THE BEATLES

Слайд 23

«+» - новой «-» – думал иначе « v » – уже знал

Слайд 24

GROUP WORK «+» - новой «-» – думал иначе « v » – уже знал

Слайд 25

ВЫВОДЫ: Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Рассмотренные приёмы развития критического мышления позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Слайд 26

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим . Чарльз Диккенз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...