Тема. Обособленные члены предложения. (подведение итогов)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема. Обособленные члены предложения. (подведение итогов)
Цели:
I. Предметные:
- вспомнить правила обособления;
- научиться при чтении выделять интонационно обособленные члены предложения;
- отработать навык расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
II. Метапредметные (УУД):
- уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем в устной форме (коммуникативные);
- проектировать путь преодоления затруднений в обучении (регулятивные);
- объяснять языковые явления, выявляемые в ходе повторения (познавательные).
III. Личностные:
- формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, самостоятельная работа с текстом, в котором использованы предложениями с обособленными членами.
Межпредметные связи: связь с русской литературой.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, рабочие листы.
Парты составлены так, чтобы ученики сидели группами лицом друг к другу.
Ход урока.
- Организационный момент. (Слайд 1)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
Л. Н. Толстой
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Дмитриевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, в качестве эпиграфанашего сегодняшнего урокая выбрала слова известного русского писателя, чьё имя носит мой поселок и моя школа, слова Льва Николаевича Толстого. Прочитайте его самостоятельно, осмысленно.
(учитель читает слова Толстого).
- Как вы понимаете слова Льва Николаевича?
- Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшний урок помог вам углубиться в это сложное, но в то же время могучее и прекрасное явление, как русский язык.
- Рассмотрите второе предложение с точки зрения синтаксиса. Что вы можете сказать о нем? (второе предложение осложнено рядами однородных членов предложения)
(Слайд 2)
Ребята, а какие ещё осложняющие элементы вы знаете? (обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения)
- Молодцы. Именно о них мы сегодня и поведем речь. (Слайд 3)Запишите тему урока. Предположите, что мы будем сегодня делать? (находить обособленные члены предложения, вставлять необходимые знаки препинания, различать обособленные члены)
Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, в них вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания, отвечать на вопросы, делать выводы.
- Все верно. Ребята, сегодня на уроке нам будет помогать Лев Николаевич Толстой, а точнее предложения, взятые из его произведений.
- И мы переходим с вами к первому заданию. (читаем задание) Познакомьтесь с таблицей и мы начнем с ней работать.
- Актуализация знаний об однородных членах предложения.
(Слайд 4)
Задание 1. Вставьте в предложения недостающие знаки препинания, найдите осложняющие конструкциии соотнесите предложения схарактеристиками, заполнив таблицу.
Вам все понятно? (разбираем непонятные моменты)
Предложения | Характеристика |
1. Ехать было далеко, вёрст двадцать пять. (Слайд 5) | А. Простое предложение, осложненное обособленным одиночным согласованным определением и однородными членами, связанными составным союзом. |
2. Отогнав ребят, татарин снял Жилина с лошади и кликнул работника (Слайд 6) | Б. Простое предложение, осложненное обособленным приложением и однородными сказуемыми. |
3. Подъезжает к нему Костылин, русский офицер, и говорит (Слайд 7) | В. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. |
4. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит… (Слайд 8) | Г. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми и обособленными одиночными и распространенными несогласованными определениями. |
5. Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. (Слайд 9) | Д. Простое предложение, осложненное обособленным уточняющим членом предложения, указывающим на расстояние. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д | В | Б | А | Г |
- Для проверки этого задания я предлагаю вам следующий алгоритм: сначала вы читаете предложение, четко проговаривая знаки препинания, а затем объясняем их постановку путем подбора к нему необходимой характеристики
(ученики вместе с учителем разбирают все предложения по порядку, в это время на доске правильно расставляются знаки препинания и выстраиваются в правильном порядке предложения и их характеристики)
- Скажите, пожалуйста, из какого произведения Л.Н. Толстого взяты данные предложения? («Кавказский пленник»)
Итак, мы с вами немного потренировались в нахождении обособленных членов предложения, в постановке знаков препинания, а сейчас мы продолжаем, и мне бы хотелось, обратить внимание на то, с какой целью используются обособленные члены предложения, что нового они вносят в текст.
(Слайд 10)
И мы переходим с вами ко второму заданию. Выполнять его вы будете в группах, совещаясь между собой. Обратите внимание, тексты и задания к ним у каждой группы свои. Старайтесь работать динамично, кратко записывая ответы. (учащиеся выполняют задание)
- Ребята, я предлагаю вам совместно проверить это задание: пока отвечает одна группа, остальные внимательно слушают и, если это необходимо, дополняют ответы или исправляют ошибки. Во время проверки нам необходимо будет заполнить таблицу на доске.
Текст 1 | Текст 2 | Текст 3 | |
Тема текста | Описание Вареньки | Танец отца и дочери | Описание состояния наказываемого |
Роль обособленных членов предложения | Создается более детальная картина описания героини. | Раскрываются особенности характера героя | Выразительно рисуется состояние героя |
Задание 2.
Текст 1. (Слайд 11)
(1)В молодости, восемнадцати лет, Варенька была прелестна… (2) Держалась она всегда необыкновенно прямо (…), откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид… (3) Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы поняли, какая она была.
Задания к тексту 1.
- Прочитайте внимательно текст.
- Определите и запишите тему предложенного текста. Выделите и запишите ключевые слова, раскрывающие основное содержание. (описание героини, восхищение ею; была прелестна, держалась необыкновенно прямо, красота, высокий рост, царственный вид).
- Какими синтаксическими средствами являются выделенные отрезки текста? (обособленные уточняющие, обособленные несогласованные члены предложения).
- Какова их смысловая роль в данном отрывке? (Они дают более полную информацию о героине.)
Текст 2. (Слайд 12)
(1) Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, струйными ногами. (2) Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую и высокая грузная фигура его (…)задвигалась вокруг залы. (3) Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. (…) (4) Особенно умилили меня его сапоги, но не модные, с острыми, а старинные,с четвероугольными носками и без каблуков.
Задания к тексту 2.
- Прочитайте внимательно текст.
- Определите и запишите тему текста (танец отца и дочери, любование танцем отца и дочери). Выделите и запишите ключевые слова, раскрывающие основное содержание.
- Каким синтаксическим средством являются выделенные отрезки текста в 4 предложении?(Обособленные несогласованные определения) Что нового мы узнаём о герое благодаря этому средству? (раскрывают героя как человека старых взглядов, немодного)
Текст 3. (Слайд 13)
(1) Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. (2) Это был оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат… (3) Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый под ударами, сыпавшимися на него с обеих сторон, подвигался ко мне…
Задания к тексту 3.
- Прочитайте внимательно текст.
- Определите и запишите тему текста. (Ведут наказываемого)
- Выпишите слово, которое называет главное действующее лицо отрывка. Определите часть речи данного слова. (наказываемый- причастие в роли существительного)
- Во 2 и 3 предложенияхнайдите все обособленные и необособленные обороты, выпишите их. Укажите, какую роль они выполняют в тексте. («оголённый по пояс, привязанный к ружьям двух солдат, дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, сыпавшимися на него с обеих сторон» - дают подробную картину происходящего)
- Ребята, вы узнали произведение, из которого взяты данные отрывки? Все верно, это произведение Льва Николаевича Толстого «После бала».
- Скажите, пожалуйста, предложения какого стиля речи мы с вами сегодня рассматривали? (книжного, художественного)
-Я думаю, на уроках литературы вам учителя не раз говорили о том, как долго порой автор пишет свое произведение, выбирая все более точные слова. Как говорил В. Маяковский: « Из хорошей строчки слова не выбросишь… А если слово можно заменить, значит она ещё рыхлая. Слово должно держаться, …, как хорошо вбитый гвоздь». Именно на это мне хотелось бы обратить ваше внимание в следующем задании.
(Слайд 14)
1. Обратите внимание, на экране приведено два предложения. Сравните их. Первое предложение принадлежит перу Л.Н. Толстого, а второе переделано мною. (Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. // Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивала и удлиняла шаги своих маленьких белых атласных ножек.) (Общая тема, информация, но отличаются эмоциональностью, выразительностью. В первом предложении деепричастный оборот вносит ощущение одновременности, плавности, грациозности, а во втором сказуемые констатируют факт выполняемых действий).
(Слайд 15)
2. А сейчас посмотрите на следующую пару предложений. (Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью… // Сложен он был прекрасно, с широкой грудью, которуюнебогато украсил орденами, которая выпячивалась по-военному…) (Ребята, какой из этих текстов кажется вам более выразительным? (В первом тексте обособленные члены уточняют, описывая героя, во втором уточнение происходит через констатацию фактов. Первый текст более описательный, а второй – описательный с оттенком повествования)).
- Ребята, что иллюстрируют данные примеры? (Обособленные члены предложения вносят в нашу речь выразительность, эмоциональность, красоту)
(Слайд 16)
- Обобщим все сказанное. Ребята сделайте, пожалуйста, вывод, с какой целью автор использует обособленные члены предложения? (с целью уточнить высказываемую мысль, конкретизировать описание действия, дать более углубленную характеристику лицу и предмету, внести в предложение экспрессивную окраску).
- Рефлексия. (Слайд 17)
- Ребята, оцените свою работу на уроке. Продолжите одно из предложений… поставьте себе оценку за работу на уроке.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
- Заключительное слово учителя. (Выставление оценок.) (Слайд 18)
Ребята, я была рада, что сегодня этот урок мы провели вместе, я думая, что вы согласны со словами Л.Н. Толстого, и надеюсь, что вы убедились в невероятной поэтичности, удивительной гибкости, неисчерпаемом богатстве великого РУССКОГО ЯЗЫКА. Успехов вам в дальнейшем покорении этой вершины. Всем спасибо за работу. До свидания!
Д/з
Напишите сочинение-миниатюру, раскрывая смысл высказыванеия известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского:«…Согласуемые обособленные члены и группы дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя, в такой же степени её выражения. Это — лёгкое вооружение в отличие от тяжёлого вооружения отдельных придаточных предложений». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из рабочего листа.
Рабочий лист.
Предмет: русский язык
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
Л. Н. Толстой
Тема урока___________________________________________________
______________________________________________________________
Ход урока
Задание 1.Вставьте в предложения недостающие знаки препинания, найдите осложняющие конструкции и соотнесите предложения с их характеристиками, заполнив таблицу.
Предложения | Характеристика |
1. Ехать было далеко вёрст двадцать пять. | А. Простое предложение, осложненное обособленным одиночным согласованным определением и однородными членами, связанными составным союзом. |
2. Отогнав ребят татарин снял Жилина с лошади и кликнул работника | Б. Простое предложение, осложненное обособленным приложением и однородными сказуемыми. |
3. Подъезжает к нему Костылин русский офицер и говорит | В. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. |
4. Она сердечная как упала на бок так и лежит… | Г. Простое предложение, осложненное однородными сказуемыми и обособленными одиночными и распространенными несогласованными определениями. |
5. Слепил он раз куклу с носом с руками с ногами и в татарской рубахе и поставил куклу на крышу. | Д. Простое предложение, осложненное обособленным уточняющим членом предложения, указывающим на расстояние. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 2.
Текст 1.
(1)В молодости, восемнадцати лет, Варенька была прелестна… (2) Держалась она всегда необыкновенно прямо (…), откинув немного назад голову, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид… (3) Да как ни расписывай, расписать нельзя так, чтобы вы поняли, какая она была.
Задания к тексту 1.
- Прочитайте внимательно текст.
- Определите и запишите тему текста.Найдите и запишите ключевые слова, раскрывающие основное содержание. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какими синтаксическими средствами являются выделенные отрезки текста? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какова их смысловая роль в данном отрывке? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Текст 2.
(1) Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая грузная фигура его (…)задвигалась вокруг залы. (2) Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. (…) (3) Особенно умилили меня его сапоги, но не модные, с острыми, а старинные,с четвероугольными носками и без каблуков.
Задания к тексту 2.
- Прочитайте внимательно текст.
- Определите и запишите тему текста. Выделите и запишите ключевые слова, раскрывающие основное содержание. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каким синтаксическим средством являются выделенные отрезки текста в 3 предложении? Что нового мы узнаём о герое благодаря этому средству?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Текст 3.
(1) Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. (2) Это был оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат… (3) Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый под ударами, сыпавшимися на него с обеих сторон, подвигался ко мне…
Задания к тексту 3.
- Прочитайте внимательно текст.
- Определите и запишите тему текста.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите из 3 предложения слово, которое называет главное действующее лицо отрывка. Определите часть речи данного слова. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Во 2 и 3 предложениях найдите и подчеркните все обособленные и необособленные обороты. Укажите, какую смысловую роль они выполняют в тексте?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"
Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения новых знанийФорма урока: ...
Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".
В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл. под редакцией Быстровой...
урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."
Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....
Обособленные дополнения. Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» Исследовательская работа «Особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Обособленные члены предложения. Обособленные определения».
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения"....